Система оценивания проектно-исследовательских работ.
методическая разработка (3 класс)

Макаровец Екатерина Викторовна

Данный материал содержит методические рекомендации по оцениванию проектно-исследовательских работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макаровец Екатерина Викторовна, МКОУ «СОШ №85» г. Тайшета

«Система оценивания проектно-исследовательской

деятельности   младших школьников».

Предлагаем вам рассмотреть тему: «Система оценивания проектно-исследовательской деятельности  младших школьников».Слайд№1

Наша школа  уделяет большое внимание проектной деятельности учащихся, поэтому во всех классах проводятся смотры проектно-исследовательских работ школьников. Основной задачей  в отборе на конкурсы проектно-исследовательских работ школьников заключается в том, что все проектные работы участников оцениваются по определенным критериям.

Вся работа началась с изучения нормативных документов ФГОС НОО, ФГОС ООО, как происходит оценка планируемых результатов ФГОС НОО, что содержит примерная образовательная программа ФГОС НОО, ФГОС ООО, каковы  планируемые результаты ФГОС НОО. Далее работа с «Методикой исследовательского обучения младших школьников» Александра Ильича  Савенкова (педагога- психолога, который занимался детской одаренностью).Слайд №2 В ней  познакомилась с целями, задачами проектно-исследовательской деятельности,  как и в каких формах, она организуется. Но в данных источниках недостаточно подробно говорится о том, как оценивать проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

С проектными работами дети начинают знакомиться уже с 1 класса. С каждым годом, степень сложности этих работ увеличивается. Во втором полугодии в нашей школе, начиная со второго класса, в каждом классе проходит смотр проектных или проектно-исследовательских работ. Классным руководителем, выбираются лучшие работы для предоставления их на научно – проектную конференцию «Мои первые шаги в науку» проектов школьного уровня. Акцент делается на исследовательскую работу (т.е. когда идет решение когнитивной проблемы) или на исследовательский проект (кода идет изменения действительности или ситуации с помощью специально созданного продукта). Далее лучшие работы (первые места) принимают участие на районном уровне.

Для оценивания проектно-исследовательских работ, администрацией нашей школы была разработана таблица: критерии оценивания исследовательской работы/ исследовательского проекта.

Таблица критериев оценивания представлена на слайдах.  Рассмотрим ее. Слайд №3-7

Критерии оценивания исследовательской работы/исследовательского проекта

Критерий

Оценка (в баллах)

УУД

1

Тип

работы

1 - проект (творческий, социальный, информационный);

2 - исследовательский проект

3 – исследовательская работа

Личностные УУД

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Познавательные УУД

Общеучебные: создание алгоритмов деятельности, осмысленное чтение

2

Тема

работы

1 – тема не раскрыта

2 – тема раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

3 – тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Цель

работы (мотив)

1 – сбор информации

2- изменить действительность (ситуацию) с помощью специально созданного продукта

3 - решить когнитивную проблему

Личностные УУД

Познавательная мотивация, осознание необходимости учиться

Познавательные УУД

Формулировка проблем; общеучебные: поиски информации, выбор эффективного способа решения, структурирование информации

Регулятивные УУД

Целеполагание, планирование учебной деятельности и работа по плану

Коммуникативные УУД

Обращение к учителю за помощью и принятие её,

Взаимодействие при информационном поиске, сотрудничество, взаимодействие с другими участниками работы: участвовать в диалоге, спрашивать, интересоваться другим мнением, точно выражать свои мысли

4

Действия

1- структура плохо просматривается

2- отсутствуют 1-2 раздела

3- работа структурирована

Личностные УУД

Испытывать чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя.

Познавательные УУД

Логические: формирование понятий, анализ информации, синтез информации, причинно-следственные связи, выдвижение гипотез, доказательство гипотез, сравнение, классификация.

Регулятивные УУД

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Коммуникативные УУД

Договариваться и приходить к общему решению.

Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Проект

Исследование

- Анализ ситуации, для которой необходимо создать новый продукт

- Формулирование идеи проектирования

- Планирование этапов выполнения

 -Реализация проекта

- Получение продукта,

соотнесение его с исходной ситуацией

- Оформление конечных результатов проектирования

- Анализ когнитивной проблемы

- Выдвижение гипотезы

- Планирование исследования

- Проведение исследования

- Интерпретация данных

- Опровержение или не

опровержение гипотезы

- Формулировка новой гипотезы (в случае опровержения)

- Оформление итогов исследования

5

Практиче

ская значимость работы

1- работа может быть использована в учебных целях

2- работа может быть использована за пределами школьной программы

Регулятивный УУД

Самоорганизация учебного труда: самостоятельность, организация учебного места, распределение времени; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний: мобилизация сил для преодоления препятствий, волевая регуляция эмоциональных проявлений

Коммуникативные УУД

Взаимодействие при информационном поиске, сотрудничество, взаимодействие с другими участниками работы: участвовать в диалоге спрашивать, интересоваться другим мнением, точно выражать свои мысли.

6

Рефлексив

ность

1- выражено индивидуальное отношение автора к процессу и результату своей деятельности

2 – прозвучали  ответы на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?

7

Качество выступле

ния

По 1 баллу

- точное следование регламенту

- языковая правильность речи

- степень владения  материалом

- умение привлечь внимание аудитории

- Дизайн компьютерной презентации способствует положительному восприятию содержания проекта

- самостоятельное управление слайдами презентации

- артистизм выступающего

Личностные УУД:

Адекватное оценивание себя, самооценка, эмпатия по отношению к другим.

Коммуникативные УУД

взаимодействие с другими участниками работы: участвовать в диалоге, спрашивать, интересоваться другим мнением, точно выражать свои мысли.

Итого 22 балла (максимально)

Таблица критериев может измениться, а критерии на которые нужно обратить внимание .остаются неизменными.

Поделюсь опытом работы по данной таблице. На слайде вы видите  работы за последние 2 года,  расскажу о двух из них.Слайд №8

Макаровец Е.В.: показ таблицы на слайде№15-17

- Работа ученицы 4д класса Казаковой Алины «Зачем на Руси делали куклы обереги». Работа относилась к исследовательскому проекту, продуктом исследования были те куклы –обереги, которые захотела сделать для себя Алина. Работа соответствовала требованиям и оформлению, но не заняла, ни какого места.

Почему? Если смотреть по таблицы критериям оценивания, можно сделать вывод, что баллы потеряны на качестве выступления: неточное следование регламенту, слабое степень владение материалом, чтение работы, не сумела привлечь внимание аудитории, самостоятельно не  управляла слайдами. А так же растерялась, когда задавали вопросы жюри, на  этапе рефлексивности. Итого минус 7 баллов.

 - Работа Гардагина Вадима, ученика 4д класса«Удивительный крахмал»,заняла 1 место на школьном и региональном уровне. Исследовательский проект, продуктом которого стала игрушка из шарика с крахмалом, но те баллы, что потеряла Алина при выступлении, не потерял Вадим. Ребенок сам устно рассказывал материал, сам листал презентацию, отвечал на вопросы, работа интересная, актуальная, заинтересовала присутствующих и одноклассников, на самостоятельное изготовление игрушек –мнушек.

Когда мы проанализировали работы защиты наших учеников, то увидели, что основные ошибки допущены на стадии рефлексии, а это показатель не достаточной самостоятельной работы при подготовке исследования. И ошибки часто встречаются в качестве выступления.

Вывод:

- Проводя отборочный тур в классе, присутствуя вот уже несколько лет на конкурсах проектно – исследовательских работ, наши наблюдения показывают, что ежегодно встречаются работы, которые принимают участия в конкурсах например, «Исследования парод собак» или «Исследование планет солнечной системы». Это работы реферативного плана и представлена в виде презентации. И часто руководители задаются вопросом, почему не первое место, это же исследовательская работа. А где результат работы в виде продукта? Где когнитивная проблема решилась? Меньше всего встречаются ошибки при оформлении презентации и та часть работы, где ученики учатся ставить цель, формулировать задачи, планировать свою работу, сотрудничать между собой .

Следовательно, можно сделать вывод: проектно-исследовательская деятельность  имеет большую значимость в развитии универсальных учебных действий и обеспечивает компетенцию «научить учиться».

А для учителей начальных классов, это одна из возможностей, где можно показать работу с учениками для аттестации. Мы учимся сами, но уже умеем делать выводы. Спасибо за внимание!Слайд№18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

Система оценивания проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Значимость  проектно-исследовательской  деятельности младших школьников для развития УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».Разработка системы оценивания проектно-исследовательско...

Оценивание проектно - исследовательской деятельности

Актуальность проектно- исследовательской деятельности на современном этапе истории неоспорима важна. Данные материалы помогут в практической работе над оценкой проектов, выполняемых в современной школ...

Система оценивания к проверочной работе по русскому языку 2 класса

Система оценивания к проверочной работе по русскому языку 2 класса...

Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах

Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...

Система оценивания письменных контрольных работ. 1-4 класс. Русский язык.

Система оценивания письменных контрольных работ.1-4 класс. Русский язык....