Система оценивания проектно-исследовательских работ.
методическая разработка (3 класс)
Данный материал содержит методические рекомендации по оцениванию проектно-исследовательских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по проектно- исследовательской работе. | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Макаровец Екатерина Викторовна, МКОУ «СОШ №85» г. Тайшета
«Система оценивания проектно-исследовательской
деятельности младших школьников».
Предлагаем вам рассмотреть тему: «Система оценивания проектно-исследовательской деятельности младших школьников».Слайд№1
Наша школа уделяет большое внимание проектной деятельности учащихся, поэтому во всех классах проводятся смотры проектно-исследовательских работ школьников. Основной задачей в отборе на конкурсы проектно-исследовательских работ школьников заключается в том, что все проектные работы участников оцениваются по определенным критериям.
Вся работа началась с изучения нормативных документов ФГОС НОО, ФГОС ООО, как происходит оценка планируемых результатов ФГОС НОО, что содержит примерная образовательная программа ФГОС НОО, ФГОС ООО, каковы планируемые результаты ФГОС НОО. Далее работа с «Методикой исследовательского обучения младших школьников» Александра Ильича Савенкова (педагога- психолога, который занимался детской одаренностью).Слайд №2 В ней познакомилась с целями, задачами проектно-исследовательской деятельности, как и в каких формах, она организуется. Но в данных источниках недостаточно подробно говорится о том, как оценивать проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
С проектными работами дети начинают знакомиться уже с 1 класса. С каждым годом, степень сложности этих работ увеличивается. Во втором полугодии в нашей школе, начиная со второго класса, в каждом классе проходит смотр проектных или проектно-исследовательских работ. Классным руководителем, выбираются лучшие работы для предоставления их на научно – проектную конференцию «Мои первые шаги в науку» проектов школьного уровня. Акцент делается на исследовательскую работу (т.е. когда идет решение когнитивной проблемы) или на исследовательский проект (кода идет изменения действительности или ситуации с помощью специально созданного продукта). Далее лучшие работы (первые места) принимают участие на районном уровне.
Для оценивания проектно-исследовательских работ, администрацией нашей школы была разработана таблица: критерии оценивания исследовательской работы/ исследовательского проекта.
Таблица критериев оценивания представлена на слайдах. Рассмотрим ее. Слайд №3-7
Критерии оценивания исследовательской работы/исследовательского проекта
№ | Критерий | Оценка (в баллах) | УУД | |
1 | Тип работы | 1 - проект (творческий, социальный, информационный); 2 - исследовательский проект 3 – исследовательская работа | Личностные УУД Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Познавательные УУД Общеучебные: создание алгоритмов деятельности, осмысленное чтение | |
2 | Тема работы | 1 – тема не раскрыта 2 – тема раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 3 – тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | ||
3 | Цель работы (мотив) | 1 – сбор информации 2- изменить действительность (ситуацию) с помощью специально созданного продукта 3 - решить когнитивную проблему | Личностные УУД Познавательная мотивация, осознание необходимости учиться Познавательные УУД Формулировка проблем; общеучебные: поиски информации, выбор эффективного способа решения, структурирование информации Регулятивные УУД Целеполагание, планирование учебной деятельности и работа по плану Коммуникативные УУД Обращение к учителю за помощью и принятие её, Взаимодействие при информационном поиске, сотрудничество, взаимодействие с другими участниками работы: участвовать в диалоге, спрашивать, интересоваться другим мнением, точно выражать свои мысли | |
4 | Действия | 1- структура плохо просматривается 2- отсутствуют 1-2 раздела 3- работа структурирована | Личностные УУД Испытывать чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя. Познавательные УУД Логические: формирование понятий, анализ информации, синтез информации, причинно-следственные связи, выдвижение гипотез, доказательство гипотез, сравнение, классификация. Регулятивные УУД Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Коммуникативные УУД Договариваться и приходить к общему решению. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. | |
Проект | Исследование | |||
- Анализ ситуации, для которой необходимо создать новый продукт - Формулирование идеи проектирования - Планирование этапов выполнения -Реализация проекта - Получение продукта, соотнесение его с исходной ситуацией - Оформление конечных результатов проектирования | - Анализ когнитивной проблемы - Выдвижение гипотезы - Планирование исследования - Проведение исследования - Интерпретация данных - Опровержение или не опровержение гипотезы - Формулировка новой гипотезы (в случае опровержения) - Оформление итогов исследования | |||
5 | Практиче ская значимость работы | 1- работа может быть использована в учебных целях 2- работа может быть использована за пределами школьной программы | Регулятивный УУД Самоорганизация учебного труда: самостоятельность, организация учебного места, распределение времени; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний: мобилизация сил для преодоления препятствий, волевая регуляция эмоциональных проявлений Коммуникативные УУД Взаимодействие при информационном поиске, сотрудничество, взаимодействие с другими участниками работы: участвовать в диалоге спрашивать, интересоваться другим мнением, точно выражать свои мысли. | |
6 | Рефлексив ность | 1- выражено индивидуальное отношение автора к процессу и результату своей деятельности 2 – прозвучали ответы на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? | ||
7 | Качество выступле ния | По 1 баллу - точное следование регламенту - языковая правильность речи - степень владения материалом - умение привлечь внимание аудитории - Дизайн компьютерной презентации способствует положительному восприятию содержания проекта - самостоятельное управление слайдами презентации - артистизм выступающего | Личностные УУД: Адекватное оценивание себя, самооценка, эмпатия по отношению к другим. Коммуникативные УУД взаимодействие с другими участниками работы: участвовать в диалоге, спрашивать, интересоваться другим мнением, точно выражать свои мысли. | |
Итого 22 балла (максимально) |
Таблица критериев может измениться, а критерии на которые нужно обратить внимание .остаются неизменными.
Поделюсь опытом работы по данной таблице. На слайде вы видите работы за последние 2 года, расскажу о двух из них.Слайд №8
Макаровец Е.В.: показ таблицы на слайде№15-17
- Работа ученицы 4д класса Казаковой Алины «Зачем на Руси делали куклы обереги». Работа относилась к исследовательскому проекту, продуктом исследования были те куклы –обереги, которые захотела сделать для себя Алина. Работа соответствовала требованиям и оформлению, но не заняла, ни какого места.
Почему? Если смотреть по таблицы критериям оценивания, можно сделать вывод, что баллы потеряны на качестве выступления: неточное следование регламенту, слабое степень владение материалом, чтение работы, не сумела привлечь внимание аудитории, самостоятельно не управляла слайдами. А так же растерялась, когда задавали вопросы жюри, на этапе рефлексивности. Итого минус 7 баллов.
- Работа Гардагина Вадима, ученика 4д класса«Удивительный крахмал»,заняла 1 место на школьном и региональном уровне. Исследовательский проект, продуктом которого стала игрушка из шарика с крахмалом, но те баллы, что потеряла Алина при выступлении, не потерял Вадим. Ребенок сам устно рассказывал материал, сам листал презентацию, отвечал на вопросы, работа интересная, актуальная, заинтересовала присутствующих и одноклассников, на самостоятельное изготовление игрушек –мнушек.
Когда мы проанализировали работы защиты наших учеников, то увидели, что основные ошибки допущены на стадии рефлексии, а это показатель не достаточной самостоятельной работы при подготовке исследования. И ошибки часто встречаются в качестве выступления.
Вывод:
- Проводя отборочный тур в классе, присутствуя вот уже несколько лет на конкурсах проектно – исследовательских работ, наши наблюдения показывают, что ежегодно встречаются работы, которые принимают участия в конкурсах например, «Исследования парод собак» или «Исследование планет солнечной системы». Это работы реферативного плана и представлена в виде презентации. И часто руководители задаются вопросом, почему не первое место, это же исследовательская работа. А где результат работы в виде продукта? Где когнитивная проблема решилась? Меньше всего встречаются ошибки при оформлении презентации и та часть работы, где ученики учатся ставить цель, формулировать задачи, планировать свою работу, сотрудничать между собой .
Следовательно, можно сделать вывод: проектно-исследовательская деятельность имеет большую значимость в развитии универсальных учебных действий и обеспечивает компетенцию «научить учиться».
А для учителей начальных классов, это одна из возможностей, где можно показать работу с учениками для аттестации. Мы учимся сами, но уже умеем делать выводы. Спасибо за внимание!Слайд№18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)
В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...
Система оценивания проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Значимость проектно-исследовательской деятельности младших школьников для развития УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».Разработка системы оценивания проектно-исследовательско...
Оценивание проектно - исследовательской деятельности
Актуальность проектно- исследовательской деятельности на современном этапе истории неоспорима важна. Данные материалы помогут в практической работе над оценкой проектов, выполняемых в современной школ...
Проектно-исследовательская работа на уроках "Окружающего мира" по системе Л.В. Занкова
Методическая разработка...
Система оценивания к проверочной работе по русскому языку 2 класса
Система оценивания к проверочной работе по русскому языку 2 класса...
Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах
Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...
Система оценивания письменных контрольных работ. 1-4 класс. Русский язык.
Система оценивания письменных контрольных работ.1-4 класс. Русский язык....