"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"
статья на тему
"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
Начальная школа - это первое звено в цепи образования, которое ребенок получает в школе. От того насколько прочной будет база знаний, заложенная в начальных классах, зависят дальнейший успех младшего школьника.
Среди многочисленных предметов – русский язык можно считать одним из наиболее трудных. Проблемы правописания орфограмм, постановки знаков препинаний возникают у учащихся с 1 по 11 класс. Анализ письменных работ показывает, что достаточно много ошибок школьники допускают в словах с безударными гласными непроверяемыми ударением. Формальное запоминание этих слов даёт кратковременный результат. Вопрос «как заучить слова из словаря» встает перед каждым учителем начальных классов.
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что необходимо выполнять ряд условий для формирования прочного навыка правописания «трудных» слов:
- при изучении опираться на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;
- активно привлекать к изучению учащихся;
- использовать различные приёмы для запоминания;
- систематически проводить такую работу.
Выполняя эти условия, учитель может строить свою деятельность в несколько этапов.
Первый этап – подготовительный.
Цели этапа:
- систематизировать слова с непроверяемым написанием,
- спланировать работу,
- подготовить разнообразный дидактический материал.
На данном этапе провожу следующую работу:
1) систематизирую слова, записываю их по возрастным классам обучения в алфавитном прядке и по тематическим группам;
2) систематизирую карточки со словами, дописываю новые слова в двух вариантах;
3) планирую ознакомление со словами по классам в течение года;
4) готовлю словарики.
Второй этап – ознакомительный.
Цели этапа:
- раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
- добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;
- развивать навыки работы со словами и умение употреблять их в устной и письменной речи.
На данном этапе знакомлю детей со словом или группой слов. При этом привлекаются слуховая память, затем зрительная и моторная. Работа на этом этапе дает детям возможность понять слова, правильно произносить, писать их, умело употреблять в устной речи.
Работа по предъявлению слова:
1) рассматривание изображение предмета изучаемого слова, предъявление загадки; установление лексического значения слова;
2) проговаривание с детьми слова хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
3) чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;
4) решение орфографических задач;
5) подбор родственных слов, составление словосочетаний и предложений;
6) подбор синонимов, антонимов, фразеологических оборотов;
7) запись слова с «окошком»;
8) работа над «зрительным» образом слова.
9) знакомство с новым словом через составление кроссвордов;
10) использование мнемонических приемов.
Третий этап – тренировочно-закрепительный.
Цель этапа:
- Формировать прочные навыки правописания словарных слов.
На этом этапе использую многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Предложенные упражнения должны опираться на различные восприятия слов, т. е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.
На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них:
- списывание по тематическим группам;
- работа со словарем;
- ребусы, иллюстрации;
- творческие работы (по развитию речи):
- письмо текста по памяти;
- свободный диктант;
- составление предложений;
- сочинение по опорным словам;
- письменный пересказ текста, с использованием данных слов;
- составление рассказа по аналогии;
- упражнения лексического характера.
Четвертый этап – учетно-контрольный.
Цель этапа:
- проверить умение учащихся писать изученные слова.
Одним из распространенных видов контроля являются диктанты.
Словарные диктанты классифицированы:
- по форме работы (простые и творческие);
- по виду восприятия (слуховые и зрительные).
Пятый этап – итогово-аналитический.
Цель этапа:
- выявить траекторию продвижения каждого учащегося и класса в целом по усвоению слов с непроверяемыми написаниями.
Результаты проведенных словарных диктантов заношу в таблицу по каждому ребенку. Степенью усвоения «трудных» слов служит количество допущенных ошибок. Данная работа помогает выявить не только эффективность усвоения материала, но и наиболее «проблемные» слова, требующие дополнительных упражнений.
Для достижения наибольшего эффекта при работе над словами с непроверяемым написанием, необходимо использовать в ходе ознакомительного и тренировочно-закрепительного этапов нетрадиционные приёмы.
В своей презентации я их разделила на несколько групп, учитывающих особенности детей младшего школьного возраста.
I. Метод ассоциаций
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно – образный характер. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву, надо «оживить» её, либо создать ассоциативную цепочку, которая позволит ребёнку запомнить орфограмму и правильно написать. К таким приёмам можно отнести замену безударной гласной рисунком сходным с изображением буквы и близким к лексическому значению слова.
Методика запоминания словарных слов:
1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: береза.
2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании. Например: бе-ре-за.
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе.
4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу.
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель: Сл.слово Ас. образ
признак признак
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету; - месту расположения;
- форме; - звучанию;
- действию; - вкусу;
- материалу; - назначению;
- количеству; - и т.д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Сл. слово Ас. образ
береза – по цвету БЕлая
береза – кудрявая нужен грЕбень –
чтобы расчесать –
по форме, как буква Е
результат: бЕреза – бЕлая
- гребень (Е)
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
6. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Нельзя навязывать ученику своей ассоциации.
Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Эта методика – не догма, а источник творчества.
Примеры словарных слов и ассоциативный образ:
гАзета – бумАга
дИректОр – крИк, рОт
зАвод – трубА
инЕй – бЕлый, снЕг
кАпуста – зАяц
кАрандаш – грАнь, бумАга
кАрман – дырА
кОнцерт – нОта, дО, хОр
кОрабль – вОлны, бОцман, кОк
лАдонь – лАпа
мАшина – шинА
сОбака – хвОст
звод
в н
к О рабль к О нцерт к нцерт
л ы т
н а
К другим нетрадиционным приёмам можно отнести мнемонику (система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций). В данном случае важно выполнить следующие требования:
а) ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;
б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании ударную гласную, которая является сомнительной в словарном слове.
з
кАпуста
я
ц
Словарное слово: капуста
Ассоциативный образ: заяц (Заяц любит есть капусту.)
Общий признак: назначение, цепь питания
Ударный гласный: А – в слове «заяц» под ударением
Аналогично строится работа, основанная на этимологии слова. Однако в данном случае опора на запоминание подразумевает созвучность словарного слова и слова, от которого оно произошло.
Петух петь
Словарное слово: петух
Происхождение: петь
Ударный гласный: Е – в слове «петь» под ударением.
К нетрадиционным приёмам, использующим метод ассоциаций можно отнести и ребусы, в которых ясно будет слышна или видна безударная гласная.
Словарное слово: Москва
Ассоциативный образ: рисунок моста
Ударный гласный: О – в слове «мост» под ударением
II. Метод проектов
Мини-исследование на тему: «Энциклопедия одного слова». Используя все типы словарей, которые есть в библиотеке, сборники загадок и пословиц, обращаясь к помощи взрослых, ребята оформляли свои работы по следующему плану:
Энциклопедия одного слова.
- Лексическое значение слова (в толковом словаре).
- Слова-родственники (однокоренные).
- Слова-друзья (в словаре синонимов).
- Слова-враги (в словаре антонимов).
- Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).
- Слово в моём творчестве.
- Слово в рисунках.
Такой вид деятельности позволяет активизировать учащихся, развивает их речь, формирует читательскую культуру, помогает ориентироваться в мире справочной литературы.
III. Творческая мастерская.
Представляю приёмы, основанные на ТРИЗ – педагогике:
«Картинки без запинки» - это приём, который нацелен не только на запоминание словарных слов, но и развитие речи учащихся. Предварительная подготовка учителя заключается в следующем: определить группу слов, связанных одной темой, и составить рассказ, используя эти слова.
- Назови (учащийся называет предметы, изображённые на рисунке)
- Например: девочка, овощи, корзина
- Соедини (соединяет предметы – слова, связанные по смыслу, образуя при этом предложение)
o Пример: Девочка собирает овощи. - «Оживи» (детям предлагается уловить звуки, запахи, ощущения, т.е. войти в мир ощущений и включить воображение).
o Пример: Вкусные помидоры вырастила девочка. - Повтори (составленные предложения повторяются и корректируются речевые недочёты).
Загадки
Начиная работу с жанром «загадки», нужно понять, как она устроена, что надо сделать для её сочинения. В данном случае приведён пример, основанный на отрицании.
Алгоритм работы:
1. Загадываем предмет.
Пример: апельсин
2. Называем его признаки. (Цвет, форма и др.)
Пример: жёлтый, круглый, сладкий.
3. Сравниваем с другими предметами, у которых такой же признак.
Жёлтый, но не …
Круглый, но не …
Сладкий, но не …
Вариант учащихся.
Жёлтый, но не цыплёнок.
Круглый, но не солнце.
Сладкий, но не мёд.
IV. Игровые приёмы.
«Путаница» - принцип игры в наложении слов с непроверяемым написанием друг на друга, а затем в вычленении каждого слова учащимися.
«Прятки» - принцип игры в закрытии части слова.
Необходимо мотивировать успешность в детях: чаще хвалить, делать сюрпризы, говорить добрые слова. Часто такие слова являются результатом заполнения кроссвордов.
В кроссворд нужно вписать пять наречий и два существительных, одно из которых с двойной согласной.
|
|
|
|
| Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
(Ответы: вдруг, хорошо, быстро, скоро, весело, пальто, класс)
Список литературы.
1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. – М., 1990.
3. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1989.
5. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.
6. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1989.
7. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. – М., 1989.
8. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. – М., 1994.
9. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М., 1985.
10. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993.
11. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1983.
12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.
13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.
14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.
15. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. – М., 1991.
16. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1975.
17. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и др. Методика начального обучения русскому языку. – М., 1978.
18. Федоренко Л.П. Методика русского языка. – М., 1984.
19. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1985.
20. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эйдетика. Развитие образного мышления младших школьников
Психический мир людей многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики человек многое может и умеет. Мы сохраняем приобретенный и накаплив...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/29/picture-44407.jpg)
Особенности развития мышления младших школьников
В статье раскрывается понятие "мышление", рассказывается об особенностях развития мышления младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/06/picture-95484.jpg)
Речевое творчество детей как средство развития образного мышления младших школьников
Современными исследованиями доказано, что каждый человек психологически обладает одной доминантной подструктурой, которая и определяет «лицо» его интеллекта. При этом, по мере...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-383013-1429417991.jpg)
Мастер-класс Использование приемов эйдетики и мнемотехники для формирования и совершенствования орфографического навыка
Данная методика эфективно повышает качество гамотности учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-34232-1365930055.jpg)
Мастер-класс "Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями" или «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»
Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-849261-1478981474.jpg)
«Развитие визуального мышления младших школьников при формировании понятия «масса»
В статье рассматриваются вопросы развития визуального мышления младших школьников в процессе формирования представления о величине «масса»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/27/picture-1157992-1566929063.jpg)
Особенности логического мышления младших школьников
В статье рассматриваются особенности логического мышления младших школьников...