Урок по окружающему миру 4 класс. Жизнь леса. Лес природное сообщество.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как о природном сообществе, ознакомить с разнообразием лесных обитателей, развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Жизнь леса урок
Цель: формирование представлений о лесе как о сообществе, разъяснение термина «природное сообщество», развитие умения находить взаимосвязи в сообществе, распознавание растений и животных, знакомство с характерными растениями и животными леса; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитание бережного отношения к природе.
Ход урока:
I. Организация урока. Психологическая поддержка.
Учащиеся встают в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:
Мы – умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Учащиеся рассаживаются по местам.
II .Объяснение новой темы:
Географ: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона — самая большая. В этой природной зоне 3 части: самая большая часть — тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса — тоже зеленый цвет, но светлее и еще одна часть — широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.
Ботаники:
Тайга-это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу.- это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья- это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, пихта, сосна, лиственница (единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки).
К югу на смену тайге приходит смешанный пес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха (показ гербария). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. (картина « Широколиственный лес»).
Зоолог:
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых, В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок,). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ — они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи) другие делают на зиму запасы.
О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых — жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
III. Закрепление новой темы:
- Ребята, мы с вами живем в зоне лесов. Как заметил Валера, у нас ярко выражены все 4 времени года. Сегодня мы с вами больше внимания уделим жизни леса в зимний период.
1. - Теперь, мы отправляемся в лес, в гости, поэтому и должны вести себя соответственно.
Подготовленный ученик читает:
Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин — дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
2.- Речевая разминка.
-Сегодня утром сорока сообщила, что лесные жители собираются устроить собрание.
— Угадайте, кто придет на лесное собрание:
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну конечно, это... (белка).
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
Недотрога, весь в иголках.
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (Еж)
Кто любит морковку И прыгает ловко, Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки. (Заяц)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей).
Водяные мастера Строят дом без топора. (Бобры)
Посмотрите-ка какая — Вся горит, как золотая, Ходит в шубе дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса)
3. — Представьте, что мы превратились в жителей леса и участвуем в собрании, о котором трещала сорока.
Учащиеся получают картинки с изображением животных и по очереди читают приготовленные дома стихи.
— Итак, лесное собрание объявляется открытым!
По завалам и оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
— Отвечайте, звери, мне — Вы готовы-ли к зиме?
— Да. — ответили лисицы
Мы связали рукавицы. Рукавицы новые, Мягкие, пуховые.
Ну а я,- ответил крот, — Под землей устроил ход. Там с красавицей женой Будем чай мы пить зимой.
Крикнул бобр медведю с речки:
Я дрова колю для печки.
Дай, Миша, только срок — из трубы пойдет дымок.
— А у нас есть валенки, — Отвечали заиньки.-
Что нам вьюга да метель?
Хочешь, Мишенька, примерь.
Смотрит белка из дупла:
— Я орешков припасла. Высоко мое дупло. В нем и сухо и тепло.
Вылез ежик из листвы:
— Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе — грибов кадушка.
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
4. Кроссворд «Птицы».
5. Работа по картине
— Что вы видите в лесу? (Растения.)
Разбейте их на группы. (деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.)
Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.)
Ученые их называют ярусами (лесными этажами).
Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус?
Почему? (деревья, которым требуется больше света.)
Какие растения располагаются ниже? (деревья и кустарники, которые менее требовательны к свету.)
Какие растения располагаются еще ниже? (Травянистые: седмичник, лесная герань, любка двулистная, земляника; мелкие кустарнички: черника, брусника, голубика и т.д.)
Какие растения занимают самый нижний ярус? (Мхи и лишайники.)
Каждый листочек стремится поймать солнечный луч, поэтому листья на деревьях и кустарниках образуют мозаику, при которой они не затемняют друг друга. Листья многих растений могут менять свое положение, разворачивая листик к падающему свету. У других, избегая попадания прямых солнечных лучей, листья поворачиваются вертикально.
Мы выяснили, как расположены растения в лесу
6. Блиц-турнир «Я знаю лес»
- Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.)
- Назови дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые». (Сосна.)
-Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)
-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)
-Какое дерево является символом России? (Береза.)
-Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
-Плодами какого дерева являются желуди? (Плоды дуба.)
-У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук.)
-Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа.)
-Узнай животное по описанию: «Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь.)
7.Устный журнал.
Давайте еще немного поговорим о жизни в зимнее время года и обогатим свои знания.
8. Обобщение.
На доске схема:
-Что можно сказать об отношениях, которые сложились между обитателями леса? ( растения, животные, грибы связаны между собой невидимыми нитями)
Можно ли сказать, что все лесные жители живут сообща, связаны между собой? Есть научное название- природное сообщество. Лес- отец, а все лесные обитатели- его дети.
IV. Подведение итога урока.
Зону лесов составляют тайга. Смешанный и широколиственные леса. Зона лесов находится в умеренном поясе. Здесь хорошо выражены все 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Одни представители животного мира на зиму ложатся в спячку, другие- делают на зиму запасы, третьи- питаются подножным кормом.
Природа –это дом, украшенный трудом. В любой мороз и зной устроен и приветлив. Храните этот дом, в котором мы живем. Другого дома нет на целом свете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,...
Урок по окружающему миру "Жизнь леса. Лес – природное сообщество."
Урок по окружающему миру...
Урок окружающего мира по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество" 4 класс
Урок по теме "Лес - природное сообщество"...
Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...
Урок в 4 классе Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Лес-природное сообщество". В основе урока лежит групповая работа....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Человек и природные сообщества. Значение лесов" 3 класс (Перспективная начальная школа)
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Конспект урока окружающего мира по программе "Школа России"...