Уроки творческого развития - залог успешной подготовки к олимпиадам.
методическая разработка (1 класс) на тему
Данная методическая разработка предлагает ряд развивающих упражнений, направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_tvorzeskogo_rasvitij.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Уроки творческого развития — залог успешной подготовки к олимпиадам».
Учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение учащимися требований базовой школьной программы в целом, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, кк это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Поэтому необходимо введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, целенаправленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию свойств личности — памяти, внимания, мышления, воображения;
- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Так как на уровне одного отдельно взятого урока очень трудно, а подчас и невозможно строить работу по развитию всего комплекса тех качеств личности, которые лежат в основе ее творческих способностей, я решила проводить специальное занятие по развитию творческих способностей учащихся, где предлагаю задания из различных областей знаний и учебных предметов.
Можно порекомендовать примерно такой порядок работы: в течение 45 минут необходимо ответить на 5-7 вопросов разминки, затем сделать упражнения на развитие памяти, внимания, речи, и наконец выполнить 3-4 задания из других разделов.
Ниже приведу примеры заданий, которые даю ученикам на этих занятиях.
1. Разминка.
- Как называется второй месяц лета?
- Что такое 33 января?
- Что находится в начале книги?
- Прошли 4 дня после воскресенья. Какой сегодня день?
- Как называется самый короткий месяц в году?
- Как правильно сказать: 7 + 5 равно одиннадцати или адиннадцати?
- У стола 4 угла, один угол отпилили. Сколько углов осталось?
2. Задания на развитие пространственной ориентации.
- графические диктанты (с усложнением от раза к разу). Можно использовать на уроках математики и природоведения;
- мозаика;
- зашифрованный рисунок («Морской бой»). С каждым разом увеличивается темп диктовки координат. Можно использовать на уроках математики и труда;
- лабиринты. Можно использовать на уроках математики.
3. Задания на развитие логического мышления.
- продолжи числовой ряд: 15, 16, 14, 17, 13, 18, __, __ (на уроках математики);
- продолжи закономерность
?
(на уроках математики, природоведения, труда).
4. Развитие невербального мышления.
- продолжи логический ряд (нематематическая характеристика)
? (уроки математики);
- дорисуй девятое
? (на уроках математики, природоведения, труда).
5. Развитие вербального мышления.
- исключи лишнее слово (на всех уроках)
муха, страус, ворона, ласточка;
- сходство и различие (уроки русского языка, природоведения)
корова — лошадь;
- противоположное слово (все оттенки, обосновать)
(на уроках русского языка, чтения);
- подбери пару (на уроках чтения, русского языка, природоведения)
песня : композитор = самолет : ?
- угадай слово (на уроках природоведения)
Угадать слово, задавая уточняющие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например, слово «овчарка» - уточняющие вопросы: (живое-неживое) = (растения-животные) = (птицы-звери-рыбы) = (домашние-дикие) и т. д.
6. Аналитические задачи.
У трех подружек: Вики, Ани и Лены — очень красивые куртки: синяя и красная с капюшонами и синяя без капюшона. У кого из них какая куртка, если Аня и Лена ходят в куртках с капюшонами, а у Ани и Вики куртки синего цвета?
7. Задания на развитие памяти
- точки (на уроках математики);
- зрительные диктанты (природоведение, математика);
- найди отличия (математика, природоведение);
- внимательный художник (подробно описать предмет, дорогу в школу и т. д.) (уроки рисования, труда, чтения, природоведения);
- снежный ком (на всех уроках). Произнести все предыдущие слова, добавив к ним свое слово (например, перечислить лиственные деревья);
8. Задания на развитие внимания.
- поиск ошибок в тексте (грамматические и логические) (уроки русского языка, чтения, природоведения);
- что перепутал художник (уроки природоведения);
- запутанные линии (дорожки) (уроки математики, природоведения);
- игра «И мы». Подходит для снятия утомления.
Многие из этих заданий можно использовать на уроках математики, русского языка, чтения, природоведения, труда.
Вот еще несколько видов заданий творческого характера:
1. Соедини половинки слов
сор пар око по | ом ока рог рок |
2. Составь 2 слова по 3 слога.
ро, ло, ло, до, ко, га
3. Перевернутое слово
ш и а м н а
4. Анаграммы
марш — шрам
5. Соедини пары, противоположные по значению. Объясни.
Хоть иголки собирай Заваривать кашу По чайной ложке | Расхлебывать кашу Ни зги не видно Одним духом |
6. Соедини линиями определения
ясный стройный здоровый | как | тополь бык день |
7. Соедини половинки пословиц. Объясни смысл.
Не спеши языком - Сам пропадай, С кем поведешься - Глаза страшатся - | а товарища выручай. а руки делают. торопись делом. от того и наберешься. |
Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.
Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей послеедующей учебной деятельности.
Литература:
1. Н.Винокурова «Магия интеллекта».
2. Н.Бабкина «Радость познания».
3. Е.Игнатьев «Математическая смекалка».
4. А.Ундзенкова, О.Сагирова «Русский с увлечением».
5. А.Нарушевич, Е.Попова «Тесты по русскому языку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность: залог успешного развития младшего школьника.
Ведение новых образовательных стандартов и обучения младших школьников - одни из самых актуальных тем, которые сегодня обсуждаютсяс повсеместно. По мнению многих педагог...
«Развитие личности ребёнка, его творческих и исследовательских способностей – залог успешного перехода школы на новые стандарты».
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему: «Развитие личности ребёнка, его творческих и исследовательских способностей – залог успешного перехода школы на новые станда...
«Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся»
Итоговый практикозначимый проект «Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся»...
Предшкольная подготовка как залог успешного обучения в школе первой ступени.
Материал рассказывает о том, как можно осуществлять предшкольную подготовку по программе "Преемственность" Н.А. Федосовой на базе школы. Подготовка может быть реализована в 1 или 2 года обучения. Пред...
Творческое развитие детей при подготовке и проведении праздника "Прощай, Азбука!"
Фотоотчёт о проведении праздника в 1б классе "Прощай, Азбука!"...
Творческий союз с родителями - залог успешного воспитания младших школьников
Выступление на педсовете....
Развитие мелкой моторики – залог успешного развития речи ребёнка
Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В. Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи малыша.Одним из способо...