Уроки творческого развития - залог успешной подготовки к олимпиадам.
методическая разработка (1 класс) на тему

Гостюхина Любовь Владимировна

Данная методическая разработка предлагает ряд развивающих упражнений, направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_tvorzeskogo_rasvitij.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Уроки творческого развития — залог успешной подготовки к олимпиадам».

Учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение учащимися требований базовой школьной программы в целом, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, кк это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Поэтому необходимо введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, целенаправленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию свойств личности — памяти, внимания, мышления, воображения;

- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Так как на уровне одного отдельно взятого урока очень трудно, а подчас и невозможно строить работу по развитию всего комплекса тех качеств личности, которые лежат в основе ее творческих способностей, я решила проводить специальное занятие по развитию творческих способностей учащихся, где предлагаю задания из различных областей знаний и учебных предметов.

Можно порекомендовать примерно такой порядок работы: в течение 45 минут необходимо ответить на 5-7 вопросов разминки, затем сделать упражнения на развитие памяти, внимания, речи, и наконец выполнить 3-4 задания из других разделов.

Ниже приведу примеры заданий, которые даю ученикам на этих занятиях.

1. Разминка.

- Как называется второй месяц лета?

- Что такое 33 января?

- Что находится в начале книги?

- Прошли 4 дня после воскресенья. Какой сегодня день?

- Как называется самый короткий месяц в году?

- Как правильно сказать: 7 + 5 равно одиннадцати или адиннадцати?

- У стола 4 угла, один угол отпилили. Сколько углов осталось?

2. Задания на развитие пространственной ориентации.

- графические диктанты (с усложнением от раза к разу). Можно использовать на уроках математики и природоведения;

- мозаика;

- зашифрованный рисунок («Морской бой»). С каждым разом увеличивается темп диктовки координат. Можно использовать на уроках математики и труда;

- лабиринты. Можно использовать на уроках математики.

3. Задания на развитие логического мышления.

- продолжи числовой ряд: 15, 16, 14, 17, 13, 18, __, __ (на уроках математики);

- продолжи закономерность

?

(на уроках математики, природоведения, труда).

4. Развитие невербального мышления.

- продолжи логический ряд (нематематическая характеристика)

   ?   (уроки математики);

- дорисуй девятое

             ?    (на уроках математики, природоведения, труда).

5. Развитие вербального мышления.

- исключи лишнее слово (на всех уроках)

 муха, страус, ворона, ласточка;

- сходство и различие (уроки русского языка, природоведения)

корова — лошадь;

- противоположное слово (все оттенки, обосновать)

(на уроках русского языка, чтения);

- подбери пару (на уроках чтения, русского языка, природоведения)

песня : композитор = самолет : ?

- угадай слово (на уроках природоведения)

Угадать слово, задавая уточняющие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например, слово «овчарка» - уточняющие вопросы: (живое-неживое) = (растения-животные) = (птицы-звери-рыбы) = (домашние-дикие) и т. д.

6. Аналитические задачи.

У трех подружек: Вики, Ани и Лены — очень красивые куртки: синяя и красная с капюшонами и синяя без капюшона. У кого из них какая куртка, если Аня и Лена ходят в куртках с капюшонами, а у Ани и Вики куртки синего цвета?

7. Задания на развитие памяти

- точки (на уроках математики);

- зрительные диктанты (природоведение, математика);

- найди отличия (математика, природоведение);

- внимательный художник (подробно описать предмет, дорогу в школу и т. д.) (уроки рисования, труда, чтения, природоведения);

- снежный ком (на всех уроках). Произнести все предыдущие слова, добавив к ним свое слово (например, перечислить лиственные деревья);

8. Задания на развитие внимания.

- поиск ошибок в тексте (грамматические и логические) (уроки русского языка, чтения, природоведения);

- что перепутал художник (уроки природоведения);

- запутанные линии (дорожки) (уроки математики, природоведения);

- игра «И мы». Подходит для снятия утомления.

Многие из этих заданий можно использовать на уроках математики, русского языка, чтения, природоведения, труда.

Вот еще несколько видов заданий творческого характера:

1. Соедини половинки слов

сор

пар

око

по

ом

ока

рог

рок

2. Составь 2 слова по 3 слога.

ро, ло, ло, до, ко, га

3. Перевернутое слово

ш и а м н а

4. Анаграммы

марш — шрам

5. Соедини пары, противоположные по значению. Объясни.

Хоть иголки собирай

Заваривать кашу

По чайной ложке

Расхлебывать кашу

Ни зги не видно

Одним духом

6. Соедини линиями определения

ясный

стройный

здоровый

как

тополь

бык

день

7. Соедини половинки пословиц. Объясни смысл.

Не спеши языком -

Сам пропадай,

С кем поведешься -

Глаза страшатся -

а товарища выручай.

а руки делают.

торопись делом.

от того и наберешься.

Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.

Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей послеедующей учебной деятельности.

Литература:

1. Н.Винокурова «Магия интеллекта».

2. Н.Бабкина «Радость познания».

3. Е.Игнатьев «Математическая смекалка».

4. А.Ундзенкова, О.Сагирова «Русский с увлечением».

5. А.Нарушевич, Е.Попова «Тесты по русскому языку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность: залог успешного развития младшего школьника.

Ведение новых образовательных стандартов и  обучения младших школьников - одни из самых актуальных тем, которые сегодня обсуждаютсяс повсеместно. По мнению многих педагог...

«Развитие личности ребёнка, его творческих и исследовательских способностей – залог успешного перехода школы на новые стандарты».

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему: «Развитие личности ребёнка, его творческих и исследовательских способностей – залог успешного перехода школы на новые станда...

«Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся»

Итоговый практикозначимый проект «Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся»...

Предшкольная подготовка как залог успешного обучения в школе первой ступени.

Материал рассказывает о том, как можно осуществлять предшкольную подготовку по программе "Преемственность" Н.А. Федосовой на базе школы. Подготовка может быть реализована в 1 или 2 года обучения. Пред...

Творческое развитие детей при подготовке и проведении праздника "Прощай, Азбука!"

Фотоотчёт о проведении праздника в 1б классе "Прощай, Азбука!"...

Развитие мелкой моторики – залог успешного развития речи ребёнка

Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В. Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи малыша.Одним из способо...