Предшкольная подготовка как залог успешного обучения в школе первой ступени.
статья на тему
Материал рассказывает о том, как можно осуществлять предшкольную подготовку по программе "Преемственность" Н.А. Федосовой на базе школы. Подготовка может быть реализована в 1 или 2 года обучения. Предлагается тематическое планирование и конспект занятия "Осенние страницы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predshkolnaya_podgotovka.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Предшкольная подготовка как залог успешного обучения в школе первой ступени»
Ракова И.В., учитель первой квалификационной
категории, МБОУ г. Владимира «СОШ №24».
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
На базе нашей школы предшкольная подготовка осуществляется по программе «Преемственность» Н.А. Федосовой. Данная программа не только ставит своей целью подготовить ребенка к обучению в школе, но и решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Подготовка детей осуществляется по следующим учебным пособиям:
Н.А.Федосова «От слова к букве» (1,2 часть), С.И. Волкова «Математические ступеньки».
Каждую неделю ребенок посещает по 2 занятия, продолжительность каждого - 30 минут. Занятия проводятся в группе, наполняемостью до 8 человек.
Пособие «От слова к букве» готовит дошкольников к обучению чтению и письму. Работа по нему направлена на развитие речи, фонематического слуха, внимания; способствует развитию творческого воображения, готовит руку к письму.
«Математические ступеньки» содержат материал по развитию простейших математических представлений у дошкольников; а также систему заданий, способствующих развитию воображения, логического мышления, внимания, восприятия и памяти у детей.
Предшкольная подготовка может быть реализована в 1 или 2 года обучения. Предлагаем тематическое планирование на 1 год обучения.
Курс «Математические ступеньки»
(Автор С. И. Волкова, УМК «Преемственность»)
№ занятия | Тема занятия | Страницы пособия |
Пространственные и временные представления. | ||
1 | Признаки предметов (размер, цвет, форма). | Стр.3 |
2 | Большой, маленький. | Стр.4-5 |
Высокий, низкий. Выше, ниже. | Стр.6-7 | |
3 | Слева, справа. | Стр.8 |
Длинный, короткий. Длиннее, короче. | Стр.9 | |
4 | Больше? Меньше? Столько же? | Стр.10-12 |
5 | Круг. Многоугольник. | Стр.13 |
Прямоугольник. Квадрат. | Стр.14-15 | |
6 | Справа, слева, вверху, внизу. | Стр.16-18 |
7 | Позже. Раньше. | Стр.19 |
8 | Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. | Стр.20 |
9 | Обобщающее занятие. Проверочная работа. | Стр.21-23 |
Число и цифра. | ||
10-11 | Число и цифра 1. | Стр.24-26 |
12-13 | Число и цифра 2. | Стр.27-29 |
14-15 | Число и цифра 3. | Стр.30-33 |
16 | Обобщение изученных цифр. | Стр.34-35 |
17-18 | Число и цифра 4. | Стр.36-39 |
19 | Число и цифра 0. | Стр.40-41 |
20-21 | Число и цифра 5. | Стр.42-44 |
22 | Равенство. | Стр.45-46 |
23 | Действие сложение. | Стр.47-48 |
24-25 | Действие вычитание. | Стр.49-53 |
26-27 | Закрепление изученных действий. | Стр.54-58 |
28 | Контроль и учёт знаний. | Стр.59-60 |
29 | Число и цифра 6. | Стр.61-62 |
30 | Число и цифра 7. | Стр.63-65 |
31 | Число и цифра 8. | Стр.66-67 |
32 | Число и цифра 9. | Стр.68-72 |
33 | Число и цифра 10. | Стр.74-75 |
34 | Обобщение цифр первого десятка. | Стр.76-77 |
Проверочная работа. |
Курс «От слова к букве»
(Автор Н.А.Федосова УМК «Преемственность»)
1 год обучения.
Часть №2 | ||
Гласные буквы и звуки | 4-23 | |
1 | «Гласный звук [О], буква О». | 4-5 |
2 | «Гласный звук[ А], буква А». | 6-7 |
3 | «Гласный звук [У], буква У». | 8-9 |
4 | «Гласный звук [Ы], буква Ы». | 10-11 |
5 | «Гласный звук [И], буква И». | 12-13 |
6 | «Гласный звук [Э], буква Э». | 14-15 |
7 | «Гласный звук[ А], буква Я». | 16-17 |
8 | «Гласный звук [У], буква Ю». | 18-19 |
9 | «Гласный звук [Э], буква Е». | 20-21 |
10 | «Гласный звук [О], буква Ё». | 22-23 |
Согласные буквы и звуки | 24-67 | |
11 | «Согласные звуки [ л ], [ л‘]. Буква Л.» | 24-25 |
12 | «Согласные звуки [ м ], [ м ‘].Буква М .» | 26-27 |
13 | «Согласные звуки [ н ], [ н‘].Буква Н.» | 28-29 |
14 | «Согласные звуки [ р ], [ р‘]. Буква Р.» | 30-31 |
15 | «Согласные звуки [в ], [ в‘]. Буква В.» | 32-33 |
16 | «Согласные звуки [ф ], [ ф ‘]. Буква Ф.» | 34-35 |
17 | «Согласные звуки [з], [ з ‘]. Буква З.» | 36-37 |
18 | «Согласные звуки [с], [ с ‘]. Буква С.» | 38-39 |
19 | «Согласный звук [ш]. Буква Ш.» | 40-41 |
20 | «Согласный звук [ж]. Буква Ж.» | 42-43 |
21 | «Согласные звуки [б], [б‘]. Буква Б.» | 44-45 |
22 | «Согласные звуки [ п ], [ п‘]. Буква П.» | 46-47 |
23 | «Согласные звуки [д ], [д‘]. Буква Д.» | 48-49 |
24 | «Согласные звуки [ т ], [ т‘]. Буква Т.» | 50-51 |
25 | «Согласные звуки [ г], [ г‘]. Буква Г.» | 52-53 |
26 | «Согласные звуки [к], [к‘]. Буква К.» | 54-55 |
27 | «Согласные звуки [х ], [ х ‘]. Буква Х.» | 56-57 |
28 | «Согласный звук [ц]. Буква Ц.» | 58-59 |
29 | «Согласный звук [ щ ‘]. Буква Щ.» | 60-61 |
30 | «Согласный звук [ ч ‘]. Буква Ч.» | 62-63 |
31 | «Согласный звук [ й‘]. Буква Й.» | 64-65 |
32 | « Мягкий и твердый знаки». | 66-67 |
33 | Устное народное творчество (песенки, потешки, считалки) | 68-73 |
34 | Сказки Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. | 73- 86 |
Тематическое планирование на 2 года обучения.
Курс «Математические ступеньки»
(Автор С. И. Волкова, УМК «Преемственность»)
№ занятия | Тема занятия | Страницы пособия |
Пространственные и временные представления. | ||
1 | Признаки предметов (размер, цвет, форма). | Стр.3 |
2-3 | Большой, маленький. | Стр.4-5 |
4-5 | Высокий, низкий. Выше, ниже. | Стр.6-7 |
6 | Слева, справа. | Стр.8 |
7 | Длинный, короткий. Длиннее, короче. | Стр.9 |
8-9 | Больше? Меньше? Столько же? | Стр.10-12 |
10 | Круг. Многоугольник. | Стр.13 |
11 | Прямоугольник. Квадрат. | Стр.14-15 |
12-13 | Справа, слева, вверху, внизу. | Стр.16-18 |
14 | Позже. Раньше. | Стр.19 |
15 | Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. | Стр.20 |
16 | Обобщающее занятие. Проверочная работа. | Стр.21-23 |
Число и цифра. | ||
17-18 | Число и цифра 1. | Стр.24-26 |
19-20 | Число и цифра 2. | Стр.27-29 |
21-22 | Число и цифра 3. | Стр.30-33 |
23-24 | Обобщение изученных цифр. | Стр.34-35 |
25-26 | Число и цифра 4. | Стр.36-39 |
27 | Число и цифра 0. | Стр.40-41 |
28-29 | Число и цифра 5. | Стр.42-44 |
30-31 | Равенство. | Стр.45-46 |
32 | Действие сложение. | Стр.47-48 |
33-36 | Действие вычитание. | Стр.49-53 |
37-38 | Закрепление изученных действий. | Стр.54-58 |
39 | Контроль и учёт знаний. | Стр.59-60 |
40-42 | Число и цифра 6. | Стр.61-62 |
43-45 | Число и цифра 7. | Стр.63-65 |
46-48 | Число и цифра 8. | Стр.66-67 |
49-51 | Число и цифра 9. | Стр.68-72 |
52 | Проверочная работа. | Стр.73 |
53-55 | Число и цифра 10. | Стр.74-75 |
56-57 | Обобщение цифр первого десятка. | Стр.76-77 |
58 | Проверочная работа. | |
Работа с дополнительными заданиями (10 часов). |
Курс «От слова к букве»
(Автор Н.А.Федосова УМК «Преемственность»)
2 года обучения.
№ | Тема | Страницы |
Часть №1 | ||
Осенние странички | ||
1 | Осень в лесу. | 4-5 |
2 | Осень в парке. | 6-7 |
3 | Осенью на детской площадке. | 8-9 |
4 | Осенний сбор урожая. | 10-11 |
5 | Работа с текстом. М. Горький «Воробьишко». | 12-15 |
6 | Проверь себя | 15-17 |
7 | Наша семья | 66-67 |
8 | За обедом | 68-69 |
9 | Взаимопомощь в семье. | 70-71 |
10 | Выходные в семье. | 72-73 |
11-12 | Профессии в семье | 74-77 |
Зимние странички | ||
13 | Наступила зима. | 18-19 |
14 | Зимние забавы детей. | 20-21 |
15 | Детские сны. | 22-23 |
16-19 | Работа с текстами. | 24-27 |
20 | Проверь себя. | 27-29 |
21 | Птицы. | 58-59 |
22 | Рыбы. | 60-61 |
23 | Насекомые. | 62-63 |
24 | Звери. | 64-65 |
Весенние странички. | ||
25 | Приметы весны. | 30-31 |
26 | Весенние заботы детей. | 32-33 |
27 | Птицы и насекомые. | 34-35 |
28 | Работа с текстами. | 36-45 |
29 | Проверь себя | 46-47 |
Летние странички | ||
30 | Лето пришло! | 48-49 |
31 | Летний отдых на реке. | 50-51 |
32 | Прогулка по летнему лесу. | 52-55 |
33 | Летом в деревне. | 56-57 |
34 | Проверь себя | 90-92 |
Часть №2 (согласно планированию на 1 год обучения) |
Примерный конспект занятия.
Тема: “Осенние страницы" (4 занятия).
Цели: развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников.
Задачи: 1. Познакомить с осенними изменениями в природе.
2. Развивать речь дошкольников, внимание, творческое воображение.
Ход занятия.
- Беседа об осени.
Учитель читает стихотворение В. Лунина.
Осинку
Окрасила Осень.
Осинка мне нравится
Очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль-
Облетает.
- Назовите художника в этом стихотворении.
- Какое время года изображено на картине стр.4.
- Назовите приметы осени. Выполнение штриховки " Дождь".
- Задание на стр. 4.
- Посмотрите на иллюстрацию, все ли дети одеты правильно, по погоде?
- Возьмите конверты, рассмотрите. Давайте поможем детям одеться.
( прикладываем).
- Закончи картину, докрась рисунки.
- Задание №1 на стр.5.
- Листочки каких деревьев вы видите?
- Рассмотрите первую строку. Нарисуй недостающее.
Аналогично вторая строка.
- Работа с загадкой .
Читают дети или учитель.
Заучиваем наизусть.
- А теперь нарисуем отгадку.
- Работа со звуками. Задание №4 на стр.5.
Один кружок - один звук. Выделяем звук, составляем слово.
- Итог занятия.
Каждое занятие включает физминутки, проведение пальчиковой гимнастики.
Для проведения занятий каждому ребенку необходимы учебные пособия «От слова к букве», «Математические ступеньки», тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши, для учителя – демонстрационный и раздаточный материал.
Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном образовании, психологически подготавливает к началу обучения.
Список используемой литературы.
- Н.А. Федосова, «Программа по подготовке к школе «Преемственность», Москва, «Просвещение» 2012.
- Н.А.Федосова «От слова к букве» (1,2 часть), Москва, «Просвещение» 2012.
- С.И. Волкова «Математические ступеньки», Москва, «Просвещение» 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильная речь - залог успешного обучения в школе.
Это выступление логопеда на первом родительском собрании первоклашек. В нём даётся объяснение понятию "Что такое хорошая речь?", какие требования предъявляются к речи первоклассника и как это связано ...
Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе"
Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе" проведено после первой учебной недели. Цель собрания: выявить представления ро...
Оптимальная техника чтения - залог успешного обучения в школе
Статья для родителей учащихся начальной школы...
Психологическая готовность к обучению - залог успешного обучения в школе.
Отчет по методической теме....
статья Формирование учебной самостоятельности как залог успешного обучения в школе.
Учебная самостоятельнсть как залог успешного обучения в школе...
Развитие памяти - залог успешного обучения в школе
Развитие памяти ребенка на уроках в начальной школе....