Опытно-экспериментальная работа по тьюторство.
опыты и эксперименты (2 класс) на тему
Тема ОЭР "Тьюторское сопровождение познавательных интересов младших школьников в условиях внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
отчёт | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение познавательных интересов младших школьников в условиях образовательного кластера
Никифорова Е.А.,
МБОУ СОШ №37, учитель начальных классов
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. «Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика». «Движущие силы в ней - это педагог – тьютор и его подопечный».
Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий(в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)
Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании «Школы «Эврика – развитие»)
Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает потроение учащимися своей индивидуальной образовательной программы(Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).
Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимее условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика, его семьи и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи.
Тьютор в ходе взаимодействия создает ситуации и условия, обеспечивающие:
- Овладение учеником культурными формами познавательной деятельности(проектированием, исследованием)
- Эффективность, как образовательной деятельности ученика, так и рефлексии этой деятельности.
Тьюторское сопровождение невозможно без реализации принципа открытости образования.
Сегодня многие образовательные учреждения пытаются принципиально изменить свое внутреннее образовательное пространство:
- увеличить число направлений обучения
- освоить новые образовательные технологии, выстроить методики
Задачи тьютора: расширение существующего образовательного пространства каждого ученика до преобразования этого пространства в открытое.
Открытое образовательное пространство представляет учащегося выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства – представленность для ученика множества школ и видов деятельности.
Организация образовательной среды.
Образовательное движение тьюторантов осуществляется в открытой образовательной среде. Разработан образовательный кластер, представленный во взаимодействии педагогов школы, семьи младших школьников, педагогов дополнительного образования, учреждений культуры города. В основе образовательного кластера нашей школы лежит внеурочная деятельность младших школьников, которая является наиболее благоприятной средой для развития познавательных интересов, для формирования навыков выстраивания индивидуального образовательного маршрута и навыков самоорганизации. Классный руководитель с тьюторской позиции в данной образовательной среде работает на образовательный заказ ребенка и его семьи в обязательной поддержке ученика(посредник между ребенком и родителями, чтоб четко разграничить желания детей от желаний родителей). Образовательный кластер представляет многообразие и вариативность образовательных предложений с учетом образоательных запросов детей и их семей и реализацию образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы. Дети обучаются составлению планов индивидуального развития. Сопровождение организовано для младших школьников, обучающихся по новым стандартам.
Образовательный кластер:
1.Краеведческий музей г.Волжского (музейные уроки, выставки, проект «Историко- культурное наследие»).
2.МБОУ ДОД ДЮЦ «Русинка»( Моя родословная).
3. Картинная галерея г. Волжского(Уроки искусства, выставки).
4.МБОУ ДОД ДЮСШ №3 (ОФП)
5. ДТДиМ (Авиамоделирование, театр, бисероплетение, шахматы, акварель, спортивное ориентирование).
6. МБОУ ДОД ДМШ №1(Фортепиано, вокал, хор, сольфеджио).
7.МБОУ ДОД СЮН (Научный клуб «Мы и окружающий мир», «Юные экологи»).
8. ВГИ ВолГУ(Детский университет).
9. Семья ( Проект «Моя семья – мое богатство», семейные научные клубы, семейные творческие мастерские, семейные олимпиады, дополнительное образование силами семьи).
Избыточность и вариативность среды создаются предложением различных проб в формах организации внеурочной деятельности, исходя из возможностей ребенка(научные клубы «Мы и окружающий мир», «Ключ и заря»…, музейные уроки городского Краеведческого музея, спортивные школы и физкультурно-оздоровительные комплексы, музыкальная школа, уроки искусства Городской картинной галереи, сопровождение обучающихся классными руководителями в тьюторской позиции во Дворец творчества детей и молодежи для посещения различных кружков и секций и т.д.). Дети и родители имеют право выбора из огромного количества предложений и возможность сделать свой образовательный запрос, который в обязательном порядке рассматривается администрацией образовательного учреждения. Главное, что все это работает на территории нашего образовательного учреждения и очень гибко вплетается в основной образовательный процесс.
В период перехода из ситуации неопределенности в ситуацию определенности классный руководитель в тьюторской позиции осуществляет индивидуальное консультирование детей и их родителей на основе предварительного диагностирования и индивидуального запроса, ориентирует на расширение социальных контактов, идентичность самому себе(мои и не мои желания).
Каждый тьюторант имеет свой индивидуальный образовательный маршрут, который корректируется в периоды рефлексии.
2. Организация тьюторского сопровождения.
Этапы тьюторского сопровождения:
1 этап. Диагностический.
В сентябре организуются « Детско-родительские гостиные», на которых участники образовательного процесса знакомятся с образовательным кластером и в 1 классе предлагается диагностика «Определение способностей». Бывает так, что ребенок не выказывает какой-то одаренности и это не повод называть его ни к чему не способным. Чаще всего взрослые обращают внимание на склонности и способности ребенка к математике или к овладению иностранным языком, к литературному и изобразительному творчеству. Гораздо реже отмечают склонность ребенка к экспериментированию, его организаторские и лидерские способности. Зачастую творчество детей в этих областях совсем не поощряется родителями. У большинства школьников индивидуальные предпочтения в учебных предметах и внеурочных занятиях проявляются к моменту окончания начальной школы. С помощью анкеты «Определение способностей» можно здесь и сейчас определить способности и склонности ребенка, обнаружить у ребенка более сильные стороны, требующие поддержки и развития. Так можно повысить уверенность в себе, скорректировать самооценку, преодолеть кажущееся безразличие к учебным предметам, организовать его досуг.
Нужно объяснить родителям, что с помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, можно выявить, какими из них обладает их ребенок. В анкете перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики. Эта анкета - своего рода опорная схема для составления индивидуального образовательного маршрута.
После заполнения анкеты и ее обработки составляются графические изображения способностей каждого ребенка. Получается ломаная линия – профиль индивидуальных способностей.
Также изучаются возможности ребенка с помощью диагностики «Сформированность основных навыков обучающихся» для выбора наиболее эффективных видов деятельности для самореализации ребенка.
На этом этапе особенно значимо создание позитивной атмосферы, психологического комфорта, способствующего вхождению взрослых и детей в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. Осуществляется ориентация на личные образовательные запросы детей и их (если в них нет разногласий) семей, их особенности, интересы и склонности, общую направленность.
Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
Карта интересов для младших школьников
Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны
Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью —с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка — с другой.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников — это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника;
• гуманитарная сфера;
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Карта интересов для младших школьников
Лист вопросов
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 15 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак"-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте"++".
Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках; I
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
В клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы. Дата_____________ Фамилия, имя___________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Карта интересов для младших школьников
Лист вопросов
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке —"-"; если нравится —"+"; очень нравится — "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках; I
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
В клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы. Дата_______________ Фамилия, имя_________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
2 этап. Выстраивание индивидуального образовательного маршрута.
Осуществляется индивидуальная работа с каждой семьей по результатам диагностического этапа и личным образовательным запросам с учетом особенностей, склонностей, интересов ребенка.
Классный руководитель в тьюторской позиции помогает сделать выбор
из огромного количества видов деятельности. Оказывается помощь по навигации различных направлений социального пространства.
Так как выстраивание индивидуального образовательного маршрута процесс сложный и трудоемкий, особенно в первом и во втором классе , то он может быть рассчитан на несколько дней. Бывают случаи, когда ребенок хочет заниматься сразу очень большим количеством видов деятельности или, наоборот, ничего пока не может для себя выбрать. Классный руководитель в тьюторской позиции ведет разъяснительную работу и дает возможность ребенку подумать и сделать необходимый для него выбор в принятии на себя ответственности за определенные виды деятельности, это способствует формированию способностей в самоорганизации.
Выстраивается индивидуальный образовательный маршрут, который в периоды рефлексии может изменяться.
- Вашей собаке нужны витамины.
7.Как будем стричь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной работы по теме « Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».
В последние десятилетия современное общество предъявляет новые требования к результатам образования. Обучение понимается как процесс подготовки обучаю...
Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...
Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...
Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...
Взаимодействие кафедры дошкольного и начального обучения МРИО и лицея как фактор оптимизации опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении.
Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Дополнительное профессиональное образование в инновационном образовательном пространстве Республики Мордовия"...
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»
Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»...