Классный час как форма воспитательной работы
статья (4 класс) на тему

Печенкина Тамара Павловна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час как форма воспитательной работы с учащимися.

Определение и структура классного часа.                

Что в педагогике понимается под формой воспитательной работы, как классный час?                                                            

Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приёмы, средства и способы организации взаимодействия.                                      Е.В.Титова                                                                      

Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специальную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.                                                               Л.В.Байбородова                                           

Е.Н.Степанов  подразделяет классные часы на традиционные и личностно-ориентированные. В структуре классного часа можно выделить четыре основных компонента:                                                     - целевой,                                                                                                                                     - содержательный,                                                                                                                          - организационно - деятельностный,                                                                                                           - оценочно- аналитический.

Положение о классном часе:                                                                 1.  Классный час в школе является одной из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом.                                                               2.   Классный час основывается на принципах, изложенных в концепции воспитательной системы школы.                                                                                                                                    

Классный час способствует решению следующих педагогических задач:                                                                                                     - обогащение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике;                                                                                  - усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;                                                                           - формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений; личности ребёнка;                                                                                                                      -  содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его творческих и других способностей;                                                                                                              - формирование и развитие классного коллектива.                              3.  Тематика системы классных часов определяется классным коллективом на классном собрании в конце каждого учебного года на следующий учебный год.                                     4.  Творческие объединения классных руководителей 1-4; 5-6; 7-8; 9-11 классов определяют традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего учебного года, с целями и задачами на предстоящий учебный год.                                                                                                           5.  Форму, место и время проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя.                                                                                     6.  Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несёт ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа.                                                                                                                             7.  Классный руководитель вносит в общее расписание классных часов примерную дату, время и место проведения классных часов в своём классе.                                              8.  В конце учебного года каждый классный руководитель представляет в методическую копилку школы сценарную разработку тематического классного часа.                                    

Подготовка и проведение классного часа.

Подготовку и проведение классного часа можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.                                                                    1.  Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год.                                      2.  Уточнение темы личностно ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.                                                                                                     3.   Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.                                                                                                                     4.  Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.                                                                         5.  Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.                                                 6.  Проведение классного часа.                                                                                         7.  Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению.                            

Долгое время ученик выступал только в роли потребителя информации. В результате, по словам А.Н.Леонтьева, происходило  «обнищание души при обогащении информацией». В наше время происходят радикальные  преобразования всей системы образования и воспитания. Впервые за многие десятилетия в государственном документе – Национальной доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и обучения как единого процесса. Педагоги выстраивают взаимодействие с учениками на уроках и во внеурочное время, ориентируясь на задачи формирования духовно- нравственных качеств личности. Но особая роль отводится классному руководителю.                                                                                          Очень важным компонентом системы работы классного руководителя является классный час. Не всегда у учителя есть время и возможность обсудить на уроках то, что ему и детям представляется актуальным и интересным Классный час предназначен именно для таких бесед. Впрочем, традиционная «беседа» может уступить место увлекательной театральной постановке, творческому или спортивному поединку, КВНу, викторине – чем необычнее форма, которую примет классный час, тем лучше запомнится детям его содержание, тем большую пользу он принесёт. Непоседливые третьеклашки с удовольствием примут участие в выполнении самых нестандартных заданий: изготовлении необычного подарка, решение головоломок и шарад, придумывании рифм и поздравлений, изображении автомобиля будущего, подготовке к выставке и многом другом.                                 Нестандартные формы проведения и интересное содержательное наполнение призваны способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, их гражданскому и нравственному воспитанию, усвоению ими правил культуры поведения, сплочению коллектива класса.                                                                                             Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны. Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказывать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении «Дорожной азбуки».                                                                 Вашему вниманию предлагается урок- игра, проводимая на классном часе  по изучению правил дорожного движения учителями нашей школы.                                                          Тема мероприятия: «Азбука правил дорожного движения».                                                                                                                              Цели занятия:                                                                                                                            - повторить правила дорожного движения, закрепить умение правильно переходить дорогу, знать сигналы светофора, сигналы регулировщика, дорожные знаки;                                              - развивать речь учащихся, внимание, память;                                                             -  воспитывать чувство товарищества, уважительное отношение к старшим, правильное поведение в общественных местах, желание прийти на помощь.                              Оборудование: дорожные знаки и светофоры на подставках, жезл, «зебра», летающая тарелка.                                   Ход занятий:                                                                                                                - организационный момент                                                                                                  - вступительная беседа                                                                                               - сообщение темы                                                                                                            - работа по теме                                                                                                               - закрепление по теме                                                                                              -  физкультминутка                                                                                          - практическая часть – игра «Светофор» /использование макетов/                                                                                                                                      - рефлексия занятия                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и формы воспитательной работы в младших классах.

В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...

Презентация "Формы воспитательной работы в малокомплектной школе"

Внеклассная воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприяти...

"Нетрадиционные формы воспитательной работы"

Материал из опыта воспитательной работы с учащимися начальных классов....

Классный час -одна из форм воспитательной работы

Обобщение опыта на МО классных руководителей...

Презентация "Форма воспитательной работы-классный час"

žэто совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работыž   это динамическое явление. Существующая система форм воспит...

Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками

Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого р...