Классный час как форма воспитательной работы
статья (4 класс) на тему
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_kak_forma_vospitatelnoy_raboty_s_uchashchimisya_2.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час как форма воспитательной работы с учащимися.
Определение и структура классного часа.
Что в педагогике понимается под формой воспитательной работы, как классный час?
Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приёмы, средства и способы организации взаимодействия. Е.В.Титова
Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специальную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Л.В.Байбородова
Е.Н.Степанов подразделяет классные часы на традиционные и личностно-ориентированные. В структуре классного часа можно выделить четыре основных компонента: - целевой, - содержательный, - организационно - деятельностный, - оценочно- аналитический.
Положение о классном часе: 1. Классный час в школе является одной из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом. 2. Классный час основывается на принципах, изложенных в концепции воспитательной системы школы.
Классный час способствует решению следующих педагогических задач: - обогащение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике; - усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности; - формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений; личности ребёнка; - содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его творческих и других способностей; - формирование и развитие классного коллектива. 3. Тематика системы классных часов определяется классным коллективом на классном собрании в конце каждого учебного года на следующий учебный год. 4. Творческие объединения классных руководителей 1-4; 5-6; 7-8; 9-11 классов определяют традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего учебного года, с целями и задачами на предстоящий учебный год. 5. Форму, место и время проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя. 6. Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несёт ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа. 7. Классный руководитель вносит в общее расписание классных часов примерную дату, время и место проведения классных часов в своём классе. 8. В конце учебного года каждый классный руководитель представляет в методическую копилку школы сценарную разработку тематического классного часа.
Подготовка и проведение классного часа.
Подготовку и проведение классного часа можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий. 1. Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год. 2. Уточнение темы личностно ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. 3. Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов. 4. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. 5. Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. 6. Проведение классного часа. 7. Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению.
Долгое время ученик выступал только в роли потребителя информации. В результате, по словам А.Н.Леонтьева, происходило «обнищание души при обогащении информацией». В наше время происходят радикальные преобразования всей системы образования и воспитания. Впервые за многие десятилетия в государственном документе – Национальной доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и обучения как единого процесса. Педагоги выстраивают взаимодействие с учениками на уроках и во внеурочное время, ориентируясь на задачи формирования духовно- нравственных качеств личности. Но особая роль отводится классному руководителю. Очень важным компонентом системы работы классного руководителя является классный час. Не всегда у учителя есть время и возможность обсудить на уроках то, что ему и детям представляется актуальным и интересным Классный час предназначен именно для таких бесед. Впрочем, традиционная «беседа» может уступить место увлекательной театральной постановке, творческому или спортивному поединку, КВНу, викторине – чем необычнее форма, которую примет классный час, тем лучше запомнится детям его содержание, тем большую пользу он принесёт. Непоседливые третьеклашки с удовольствием примут участие в выполнении самых нестандартных заданий: изготовлении необычного подарка, решение головоломок и шарад, придумывании рифм и поздравлений, изображении автомобиля будущего, подготовке к выставке и многом другом. Нестандартные формы проведения и интересное содержательное наполнение призваны способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, их гражданскому и нравственному воспитанию, усвоению ими правил культуры поведения, сплочению коллектива класса. Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны. Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказывать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении «Дорожной азбуки». Вашему вниманию предлагается урок- игра, проводимая на классном часе по изучению правил дорожного движения учителями нашей школы. Тема мероприятия: «Азбука правил дорожного движения». Цели занятия: - повторить правила дорожного движения, закрепить умение правильно переходить дорогу, знать сигналы светофора, сигналы регулировщика, дорожные знаки; - развивать речь учащихся, внимание, память; - воспитывать чувство товарищества, уважительное отношение к старшим, правильное поведение в общественных местах, желание прийти на помощь. Оборудование: дорожные знаки и светофоры на подставках, жезл, «зебра», летающая тарелка. Ход занятий: - организационный момент - вступительная беседа - сообщение темы - работа по теме - закрепление по теме - физкультминутка - практическая часть – игра «Светофор» /использование макетов/ - рефлексия занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и формы воспитательной работы в младших классах.
В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...
Презентация "Формы воспитательной работы в малокомплектной школе"
Внеклассная воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприяти...
"Нетрадиционные формы воспитательной работы"
Материал из опыта воспитательной работы с учащимися начальных классов....
Классный час -одна из форм воспитательной работы
Обобщение опыта на МО классных руководителей...
Презентация "Форма воспитательной работы-классный час"
это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы это динамическое явление. Существующая система форм воспит...
Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками
Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого р...