Рабочая программа по внеурочной деятельности «Рост» 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа составлена на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».
Направленность программы — научно-познавательная и художественно-эстетическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rost_3_kl._vneurochka.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования.
Нормативно-правовая основа:
∙ Закон Российской Федерации «Об образовании»;
∙ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);
∙ Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
∙ Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
∙ Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;
∙ Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
∙ САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
∙ Проект перспективного развития образовательного учреждения;
∙ Модель внеурочной деятельности обучающихся в начальной школы;
∙ Должностные инструкции зам. директора по воспитательной работе, социального педагога, педагога-психолога; классного руководителя; педагога дополнительного образования;
Программа составлена на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».
Направленность программы — научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческой, познавательной, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цели курса
• создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
• создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
1. Формировать у обучающихся первого класса умения ориентироваться в новой социальной среде.
2. Формировать положительную «Я — концепцию».
3. Формировать коммуникативную культуру, умения общаться и сотрудничать.
4. Развивать навыки рефлексивных действий.
5. Знакомить обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
6. Развивать творческие способности личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты:
— улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
— развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
— укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
— принятие образа «хорошего ученика»;
— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
— мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
— самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
— уважительное отношение к иному мнению;
— навыки сотрудничества в разных ситуациях;
— эстетические потребности, ценности и чувства.
Универсальные учебные действия. Структура занятий
Занятия курса предполагают развитие надпредметных универсальных учебных действий (УУД).
Для формирования личностных УУД предлагаются такие виды заданий, как творческие задания, подведение итогов занятия (самооценка).
Для формирования познавательных УУД предлагаются следующие виды заданий: поиск лишнего, лабиринты, упорядочивание, «цепочки», работа с таблицами, сравнение, хитроумные решения, отгадывание загадок.
Для формирования регулятивных УУД предлагаются такие виды заданий: «преднамеренные ошибки», рисунки на сетке и клетчатой бумаге, упражнения на развитие моторики, на решение проблем творческого характера («изобрази», «разрежь фигуру так, чтобы...»)
Для формирования коммуникативных УУД предлагаются такие виды заданий: «объясни...», «аргументируй своё мнение...», задания и загадки с неоднозначным ответом (учёт разных мнений), игровые задания и работа в парах и группах.
Основные этапы занятия в 3 классе.
1) «Отгадай загадку» (задание № 1 в каждом занятии)
Основная задача этого этапа — подготовить ребёнка к активной деятельности. Загадки рассчитаны на кругозор, сообразительность, быстроту реакции, развивают ассоциативность мышления. Как правило, одна из загадок (обычно четвёртая) предполагает неоднозначный ответ.
2)Задачи, развивающие логику, направленные на развитие умений анализировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве (№ 2).
3) «Поиграем с пальчиками» (№ 3)
Упражнения для ладоней и пальцев, развивающие мелкую моторику рук и воображение. В этом пособии приведены примеры, как можно выполнить данные задания, но необходимо помнить, что предпочтительнее, если ребёнок сам придумает и воплотит предлагаемый образ. Единственное ограничение — в упражнении должны быть преимущественно задействованы ладони и пальцы.
4) «Нестандартные задачи» (№ 4, 5)
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Задачи на применение знаний в новой ситуации, развитие умения видеть закономерности, причинно-следственные связи и ориентироваться в пространстве.
5) «Весёлая зарядка» (№ 6)
Предлагаются упражнения, позволяющие развивать двигательную способность ребёнка, воображение, умение встать на позицию другого, то есть «войти в образ». Следует поощрять во время этих упражнений фантазию — как моторную, так и речевую, разрешать и даже приветствовать громкие звуки (имитирующие крики животных или звуки механизмов).
6) Логопедические упражнения (№ 7, 8)
Упражнения для развития лицевой мускулатуры и произнесение скороговорок и чистоговорок на определённый звук. Учитель должен сначала 2—3 раза прочитать скороговорку, соблюдая ударения и чётко произнося выделяемый звук. После этого 2—3 раза дети произносят её хором и после этого в паре произносят её по очереди. Это упражнение развивает коммуникативные способности (умение слушать партнёра).
7) Упражнения на развитие способности к мобилизации сил, внимания, памяти, коммуникативных способностей (№ 9).
8) «Помоги художнику» (№ 10).
Упражнения на развитие воображения, творческих способностей, самовыражение.
По завершении каждого занятия (дня) ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу, развивая тем самым личностные
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
— использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
учебной программы
В 3классе в силу возрастных особенностей ребенку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
— динамические — развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
— познавательно-логические;
— коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребенка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребенка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов — язык, губы, и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнения «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными — групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Кол-во часов | Содержание занятия и развиваемые способности | Дата |
1 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. | |
2 | 1 | Знакомство с правилами составления ребусов. Развитие умения выдвигать гипотезы. | |
3 | 1 | Знакомство с метограммами. Развитие читательской грамотности. | |
4 | 1 | Знакомство с шарадами. Развитие аналитических способностей. Тренировка умения рассматривать ситуацию с разных точек зрения. | |
5 | 1 | Совершенствование мыслительных операций. Схемы и комбинаторика. Совершенствование воображения. | |
6 - 7 | 2 | Проектная работа. Изготовление поделок из природных материалов и организация выставки. | |
8 | 1 | Развитие мышления. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи. | |
9 | 1 | Развитие логических способностей. Развитие умения видеть проблему и задавать вопросы. | |
10 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни клетки». | |
11 | 1 | Развитие творческих способностей. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи. | |
12 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения определять понятия. | |
13 - 14 | 2 | Изготовление елочек из бумаги. Проект: Выставка новогодних елочек. | |
15 | 1 | Развитие творческих литературных способностей. Совершенствование воображения. | |
16 | 1 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи. | |
17 | 1 | Развитие мышления. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни треугольник». | |
18 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Тренировка умения рассматривать ситуацию с разных точек зрения. | |
19 | 1 | Развитие мышления. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи. | |
20 | 1 | Умение определять понятия. Тренировка умения видеть проблему и рассматривать ситуацию с разных точек зрения. | |
21 - 22 | 1 | Проект: Фамильное древо. Ваш флаг и герб. | |
23 | 1 | Знакомство с комбинаторными задачами. Тренировка умения высказывать гипотезы. | |
24 | 1 | Развитие видеть проблему и задавать вопросы. | |
25 | 1 | Развитие коммуникативных способностей в командной игре. Танграм. Работа по конструированию. | |
26 | 1 | Развитие читательской грамотности и умения работать с информацией. Развитие мышления. | |
27 | 1 | Развитие аналитических способностей. Тренировка умения устанавливать причинно – следственные связи. | |
28 | 1 | Знакомство с омографами. Развитие умения определять понятия. Тренировка геометрического мышления. | |
29 | 1 | Развитие коммуникативных способностей в командной игре «Артист». | |
30 | 1 | Развитие аналитических и конструктивных способностей. Совершенствование воображения. | |
31 | 1 | Тренировка геометрического мышления. Тренировка умения видеть проблему и рассматривать ситуацию с разных точек зрения. | |
32 | 1 | Тренировка умения анализировать. Развитие видеть проблему и задавать вопросы. | |
33 | 1 | Тренировка внимания, развитие воображения, умения обобщать. | |
34 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. |
Методическое обеспечение
— программа курса;
— поурочные разработки для учителя;
— рабочие тетради для ученика.
Материально-техническое обеспечение:
— материалы для оформления и детского творчества;
— наличие канцелярских принадлежностей — цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Кабинет оснащен компьютером и медиапроектором, интерактивной доской.
Учитель поддерживает связь с учащимися и родителями посредством образовательной сети Дневник.ру, почтовых рассылок.
При изучении курса используются ЭОР, собственного производства, произведенные другими учителями и предлагаемые ими во Всероссийской школьной образовательной сети Дневник.ру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рост" для 1 класса
Программа составлена на основе программы Е.Г.Конновой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» допущена к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России №729 от 14.12.20...
Программа внеурочной деятельности РОСТ. 1, 2, 3, классы.
Материал содержит программы и почасовое планирование курса внеурочной деятельности РОСТ в начальных классах....
РП курса внеурочной деятельности "РОСТ" 68 часов. 4 класс
РП курса внеурочной деятельности РОСИ (развитие, общени е, сотрудничество, творчество). Направление: духовно-нравственное вос питание. Срок реализации программы: 1 год (68 часов). РП содержит по...
Занятие по внеурочной деятельности РОСТ 2 класс
Внеурочная деятельность РОСТ 2 класс...
Программа внеурочной деятельности РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1-4 классы
Материал содержит пояснительную записку, КТП 1-4 классы....
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...