Программа кружка "Я исследую мир"
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа кружковой деятельности младших школьников «Я исследую мир» по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся класса в познавательной деятельности.Цель программы – развитие творческого потенциала обучающихся в ходе проектной деятельности. Реализация программы позволит обеспечить такие задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_4_klass_ya_issleduyu_mir.docx | 69.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронежская область, г.п.Бутурлиновка
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области | ||||||
(полное наименование образовательного учреждения) | ||||||
УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № от « » ___________ 2013 г. Председатель педсовета ____________ Плужник В.В. Подпись, печать ОУ Ф.И.О. | ||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок по проектной деятельности | ||||||
«Я исследую мир» | ||||||
2013-2014 год | ||||||
4 класс ( 10-11 лет) | ||||||
Левченко Елена Владимировна | ||||||
(Ф.И.О. учителя, составителя) |
Пояснительная записка
Окрыляет меня мечта,
К звездам путь освещая.
Так я творчество вижу всегда,
Жизни смысл для себя постигая.
Потому что творчество
начинается с искры,
С ветки, ветра, с летящих туч,
Чтобы однажды потом родиться,
Как волшебный чарующий луч.
Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период формируются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
В работах В.И. Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
В начальной школе у детей развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы.
В связи с этим цель образовательной программы школы заключается в формировании личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа кружковой деятельности младших школьников «Я исследую мир» по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся класса в познавательной деятельности.
Сроки реализации программы «Я исследую мир» составляет 1 год по 1часу в неделю.
Цель программы – развитие творческого потенциала обучающихся в ходе проектной деятельности. Реализация программы позволит обеспечить такие задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Место учебного курса. Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «литература», «окружающий мир», «математика» и пр.
Практическая значимость программы. Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Актуальностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Отличительные особенности программы «Я исследую мир» заключаются в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Основные понятия. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Форма организации. Занятия проводятся 1 разв неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах села, района (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.). Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний клубов, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований; реализацию социальных проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа предусматривает достижение результатов:
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Участники программы: обучающиеся 4 класса (возраст 10-11 лет)
Срок реализации программы: 1 учебный год
Программа рассчитана на 34 занятия в год по1 часу в неделю
Содержание программы
Логика построения программы обусловлена системой проектной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся.
Проект - это целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближённой к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей.
Особенностью подхода к работе над проектами является
двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Выбор темы.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов – энциклопедий и картотек.
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт-диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки), мероприятия (экскурсии); отдельные
люди (родители, специалисты, учителя старших классов).
Выбор проектов.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Реализация проектов.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, картотеки, книги, концерт, спектакль, викторина, КВНы, устные журналы (аналоги телепередач), газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник, показы моделей одежды и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Презентация проекта.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, ролевые, комбинированные. По форме проекты могут быть индивидуальные и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся.
Содержание занятий кружка «Я исследую мир»
Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2. Что такое проблема. – 1ч
Ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 3. Школа почемучек .- 1ч
Знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Тема 4. Удивительный вопрос. -1 ч
Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Тема 5. Источники информации.- 2 ч
Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Тема 6-7. Мой проект - 2 ч. Введение в проект, знакомство с этапами работы над проектом, техническим обеспечением.
Тема 8-10. Проект «Символы России и родного края»- 3 ч.
Изучение символов государства, области, города. Изготовление журнала «Моя Россия»
Тема 11-13. Моя семья. – 3 ч
Знакомство и с происхождением и значением имени человека. Сбор информации о своей семье (моя родословная). Составление книги «Тайна имени», оформление электронной презентации «Герб моей семьи».
Тема 14-15. Любимое число. Игры с числами.- 2 ч
Обобщить знания обучающихся о числах, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Тема 16-18. Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки. – 3ч
Прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Тема 19-21. Будь здоров! – 3 ч
Сбор информации о влиянии сладостей на рост и развитие организма ребенка. Рацион питания. Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов. Роль жевательной резинки в жизни ребенка. Создание памятки «Здоровый образ жизни».
Тема 22-24. Язык – друг мой.
Устное народное творчество (пословицы, считалки, загадки). Создание книжки- малышка «Пословица – всем делам помощница», презентация.
Тема 25-27. Проект «Авторские сказки». –3ч
Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка.
Сочиняем сказку.
Театрализация сказки.
Привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Авторские сказки. Инсценировка.
Тема 28-29. Мир моих увлечений- 2ч.
Мои увлечения. Самопрезентация.
Тема 30-31.Проект «Что мы знаем о молоке?»
Состав молока, его польза. Стенд «Пейте ,дети, молоко-будете здоровы!»
Тема 32-33. Я и природа. – 2 ч
Разведка весенних примет. Экскурсия на природу. Составление книжки-малышки «Народные приметы». Сбор информации о первых весенних цветах. Выставка рисунков об охране растений.
Тема 34. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 1ч.
Выставка творческих работ. Презентации проектов обучающихся.
Планируемые результаты
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться - видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: - рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели); - планировать (составлять план своей деятельности); - моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); - проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Результаты освоения программы кружка «Я исследую мир»
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Осуществление учебных действий:
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование:
- предвосхищать результат;
- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль и самоконтроль:
- различать способ и результат действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коррекция:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его завершения на основе его оценки;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Оценка:
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция:
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Итак, в сфере регулятивных УУД формируются: целеполагание, планирован не, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить, формулировать и решать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Знакомо-символические:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы в ходе выполнения проектов;
- моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать, существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор информации;
- запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ;
- анализ информации;
- передача информации устным, письменным, цифровым способами;
- интеграция информации (структурирование; презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
- применение и представление информации.
Логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- анализ, синтез, сравнение;
- классификация по заданным критериям, установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения, обобщение.
В сфере познавательных УУД выпускники в ходе проектной деятельности научатся воспринимать и анализировать сообщения; использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коллективное сотрудничество:
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
- формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологическое высказывание.
Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии .
В соответствии с особенностями организации общения в ходе проектной деятельности формируются следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией. Ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение учащихся в процесс выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:
- исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
- социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
- оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
- информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
- презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
- рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
- менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Учебно – тематический план кружка «Я исследую мир» ( 34 часа)
№ п/п | Дата | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, часов | Количество часов | Характеристика типа деятельности обучающихся, формирование УУД. | |
Аудиторные | Внеаудитор ные | |||||
1. | Что такое исследование? | 1 | 1 | Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя. | ||
2. | Что такое проблема? | 1 | 1 | Познакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | ||
3 | Школа почемучек | 1 | 1 | Знать, что такое гипотеза, развивать умение прогнозировать. Поиск и выделение необходимой информации из разных формах. | ||
4. | Удивительный вопрос | 1 | 1 | Уметь ставить вопросы для решения существующей проблемы. Планировать коллективное сотрудничество | ||
5. | Источники информации | 1 | 1 | Знать источники информации (библиотека, экскурсия, книги, видео и Интернет- ресурсы), Уметь анализировать , представлять информацию. | ||
6. | Мой проект | 1 | 1 | Научить этапам работы над проектом, сбору информации, интеграции информации с помощью ИКТ. | ||
7. | Мой проект | 1 | 1 | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, использовать знаково- символические средства. | ||
8. | Проект «Символы России и родного края». Выбор интересующих аспектов темы | 1 | 1 | Знать символы России, исследовать символы родного края. Составлять план и последовательность действий. | ||
9. | Проект «Символы России и родного края». Сбор и обработка информации обучающимися. | 1 | 1 | Оценивать ход и результат своей деятельности и результат деятельности других. | ||
10. | Проект «Символы России и родного края». Презентация, изготовления журнала «Моя Россия» | 1 | 1 | Выступать перед аудиторий, выбирать лучшее решение | ||
11. | Моя семья. Выбор интересующих аспектов темы («Тайна имени», «Родословная», «Герб моей семьи») | 1 | 1 | Способствовать закреплению интереса к истории своего имени, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам. | ||
12. | Моя семья. Сбор и обработка информации обучающимися. | 1 | 1 | Формировать и развивать личность, развивать партнёрские отношения с семьёй. | ||
13. | Моя семья. Презентация «Герб моей семьи», создание фотоальбома. | 1 | 1 | Выступать перед аудиторий, выбирать лучшее решение, адекватно оценивать поведение окружающих. | ||
14. | Проект «Любимое число» Выбор интересующих аспектов темы («История числа») | 1 | 1 | Обобщить знания обучающихся о числах, уметь применять полученные знания в практической деятельности. | ||
15. | Проект «Любимое число». Занимательная математика. Обработка информации. Игры с числами. | 1 | 1 | Оценивать ход и результат своей деятельности и результат деятельности других. | ||
16. | Проект «Почему мы любим встречать Новый год» Выбор интересующих аспектов темы( «Как празднуют Новый год в разных странах», «Сувенир – 2014 года») | 1 | 1 | Формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. | ||
17. | Проект «Почему мы любим встречать Новый год» Обработка информации, презентация выступления. | 1 | 1 | Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | ||
18. | Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Изготовление и выставка поделок к празднику. | 1 | 1 | Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | ||
19. | Исследование «Будь здоров!» Сбор информации («Сладости», «Жевательная резинка», «Чипсы и Газировка») | 1 | 1 | Систематизировать найденный материал, развивать навыки исследовательской работы | ||
20. | Исследование «Будь здоров!» Обработка информации, презентация выступления. | 1 | 1 | Работать с различными источниками информации, объективно оценивать свою работу. | ||
21. | Исследование «Будь здоров!». Создание памятки «Здоровое питание» | 1 | 1 | Уметь бережно относиться к своему здоровью,наблюдать, вступать в коммуникацию | ||
22. | Проект «Язык – друг мой» Выбор интересующих аспектов темы («Пословица- всем делам помощница») | 1 | 1 | Формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. | ||
23. | Проект «Язык – друг мой». Сбор и обработка информации. | 1 | 1 | Систематизировать найденный материал, развивать навыки исследовательской работы | ||
24. | Проект «Язык – друг мой» Презентация – изготовление книжки- малышки. | 1 | Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |||
25. | Проект «Авторские сказки». Знакомство с возможными проектами. («Сочиняем сказку», «Инсценировка») | 1 | 1 | Развивать творческие способности детей, актёрское мастерство, выразительность речи. | ||
26. | Проект «Авторские сказки» Подготовка информации и её обработка. | 1 | 1 | Учить использовать навыки совместной деятельности в ходе постановки сказки. | ||
27. | Проект «Авторские сказки». Малая конференция. Конкурс работ «Я умею писать сказки» | 1 | 1 | Формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. | ||
28. | Мир моих увлечений. Подготовка, планирование, сбор информации.(«Моё хобби») | 1 | 1 | Учить работать во взаимодействии друг с другом. | ||
29. | Мир моих увлечений. Самопрезентация выступления. | 1 | 1 | Составлять план своей деятельности, обобщать, анализировать информацию. | ||
30. | Проект «Что мы знаем о молоке?» Выбор интересующих аспектов темы ( «Польза молока», «Молочные продукты») | 1 | 1 | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | ||
31. | Проект «Что мы знаем о молоке?». Презентация. Изготовление стенда «Пейте, дети, молоко- будете здоровы» | 1 | 1 | Систематизировать найденный материал, развивать навыки исследовательской работы | ||
32. | Проект – исследование «Я и природа». Сбор информации и планирование этапов ( «Весенние приметы», «Первоцветы») | 1 | 1 | Делать умозаключения и выводы, представлять способ- действия в виде модели- схемы. | ||
33. | Проект – исследование «Я и природа». Выставка рисунков, буклета «Охрана первоцветов» | 1 | 1 | Формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. | ||
34. | Выставка творческих работ - средство стимулирования проектной деятельности обучающихся. | 1 | 1 | Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |
Информационное обеспечение программы
- Бабкина Н.В. Познавательная деятельность младших школьников. – М., 2002.
- Беседы с учителем. Методика обучения. 1 класс. Под редакцией Л.Е. Журовой. – М., 2004.
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Как организовать проектную деятельность младших школьников. – Новосибирск, 2006.
- Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе. – Волгоград, 2010.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. – М., 2010.
- Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2008.
- Миляева О.С. Проектная деятельность в начальных классах: содержание и методика. – Липецк, 2011.
- Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград, 2008.
- Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М. К. Господникова. – Волгоград, 2008.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров». – Самара, 2007.
- Феоктистов В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. – Волгоград, 2011.
- Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
- Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград, 2010.
- Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников. – М., 2010.
Методические рекомендации
к программе кружка «Я исследую мир»
Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов
1. Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
2. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
3. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.
4. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
5. Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контроллёра на позицию помощника и наставника.
6. Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал неправильно!», а «Почему ты это сделал так?»).
7. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Советы учителю, работающему по методу проектов
1. Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.
2. Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и ее можно рассматривать с разных точек зрения.
3. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности (изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.).
4. Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше.
5. Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.
6. Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.
7. Прокомментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.
Отчет о работе над проектом (для обучающихся начальной школы)
1. Название проекта: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Почему я начал работу над проектом? __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Для чего я работал над проектом? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какой продукт я хотел получить? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как я работал над проектом
Дата | Что делал | Затрачено времени | Вопрос, затруднение | Консультант | Помощь |
6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что нового я узнал, чему научился?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Мои впечатления от работы над проектом:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк помощи, оказанной ученику при работе над проектом
Ученик:______________________________________________
Руководитель:_________________________________________
Название проекта_______________________________________
Помощь, оказанная ученику:
Решение проблем | Работа с информацией | Коммуникация | |||
Дата | Содержание | Дата | Содержание | Дата | Содержание |
Бланк оценки уровня сформированности ключевых компетентностей
(от 1 до 2 баллов)
Решение проблем Количество баллов: ______________ | |||||||||
Проб-лема | Понимает проблему | Объясняет выбор проблемы | |||||||
Целеполагание и планирование | Понимает цель | Ставит задачи | |||||||
Рассказал о работе над проектом | Описал взаимосвязь своих действий | ||||||||
Описал готовый продукт | Описал ожидаемый продукт | ||||||||
Оценка результата | Отнёсся к полученному продукту | Аргументировал отношение к продукту | |||||||
Высказал впечатление от работы | Назвал трудности в работе | ||||||||
Работа с информацией Количество баллов: ______________ | |||||||||
Поиск информации | Задаёт вопросы по ходу работы | Задаёт вопросы при планировании | |||||||
Получил информацию из источника | Зафиксировал полный объём информации (1 источник) | ||||||||
Обработка информации | Изложил информацию | Изложил новую информацию или задал вопросы на понимание | |||||||
Воспроизвел аргументы и вывод | Привёл пример, подтверждающий вывод | ||||||||
Коммуникация Количество баллов: ______________ | |||||||||
Письм. ком-я | Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос) | Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос) | |||||||
Устная коммуникация | Речь соответствует норме, обращается к тексту | Речь соответствует норме, обращается к плану | |||||||
Уточняющий вопрос | |||||||||
Повторил фрагмент выступления | Привёл дополнительную информацию | ||||||||
Продуктивная коммуникация | Следуют теме и процедуре | Самостоятельно следуют теме обсуждения и процедуре | |||||||
Высказываются, относятся к высказываниям | Высказывают мысли, подготовленные по заданию заранее | ||||||||
Всего баллов: ______________ |
Контроль и оценка достижений обучающихся
(критерии оценки учебно-исследовательских работ от 1 до 5 баллов)
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Актуальность поставленной задачи: | |
- носит вспомогательный характер; | ||
- степень актуальности определить сложно; | ||
- не актуальна; | ||
2. | Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования: | |
- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; | ||
- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. | ||
3. | Оригинальность методов решения задачи исследования: | |
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; | ||
- используются традиционные методы решения. | ||
4. | Новизна полученных результатов: | |
- разработан и выполнен оригинальный эксперимент; | ||
- имеется новый подход к решению известной проблемы; | ||
- имеются элементы новизны; | ||
- ничего нового нет. | ||
5. | Практическая значимость работы: | |
- можно использовать в научной работе школьников; | ||
- можно использовать в учебном процессе; | ||
- не заслуживает внимания. | ||
6. | Уровень проработанности исследования, решения задач: | |
- недостаточный уровень проработанности решения; | ||
- решение не может рассматриваться как удовлетворительное. | ||
7. | Эрудированность автора в рассматриваемой области: | |
- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения. | ||
8. | Качество оформления работы: | |
| - есть замечания по оформлению работы; | |
- не соответствует требованиям оформления. | ||
Итого: |
Критерии оценки докладов
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Качество доклада: | |
- четко выстроен; | ||
- рассказывается, но не объясняется суть работы; | ||
- зачитывается. | ||
2. | Использование демонстрационного материала: | |
- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности; | ||
- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно. | ||
3. | Качество ответов на вопросы: | |
- не может ответить на большинство вопросов; | ||
- не может четко ответить на вопросы. | ||
4. | Владение научным и специальным аппаратом: | |
- использованы общенаучные и специальные термины; | ||
- показано владение базовым аппаратом. | ||
5. | Четкость выводов: | |
- нечетки; | ||
- имеются, но не доказаны. | ||
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год
ПРОГРАММА КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...
Программа кружка «Азбука добрых дел» (программа "Школа России")
Программа кружка «Азбука добрых дел»...
Рабочая программа "Я исследую мир"
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...
Рабочая программа «Изучай, исследуй»
Рабочая программа «Изучай, исследуй» предназначена для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в начальных классах и направлена на формирование способности...