Рабочая программа «Изучай, исследуй»
рабочая программа
Рабочая программа «Изучай, исследуй» предназначена для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в начальных классах и направлена на формирование способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию окружающего мира и самого себя, ценностного отношения к знанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnost.doc | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнесуэтукская средняя школа»
Рекомендована педагогическим советом Протокол №_______ «___»_________20__г. | Согласовано зам. дир. по УВР ____________Маховой С.Ю. от «___» _______20___ г. | Утверждаю директор школы _______ О.В. Форсель от «___» _______20___ г. приказ №________________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по направлению проектная деятельность «Изучай, исследуй»
для 1-4 класса
срок реализации программы: курс начальной школы
Дудниковой Натальи Сергеевны, учителя начальных классов высшей категории
Нижний Суэтук, 2019
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Изучай, исследуй» создана на основе:
- ФГОС начального общего образования;
- Образовательной программы МБОУ «Нижнесуэтукская СШ», учебного плана школы;
- Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС;
- Планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
Рабочая программа «Изучай, исследуй» предназначена для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в начальных классах и направлена на формирование способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию окружающего мира и самого себя, ценностного отношения к знанию.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для проектной деятельности.
Главная идея проектной деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
- мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.;
- исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.;
- коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других;
- социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Изучай, исследуй», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности.
Задачи:
- развитие творческой исследовательской активности;
- формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
- развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Место учебного курса в учебном плане
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа курса «Изучай, исследуй» изучается в течение всего обучения по 1 ч в неделю, всего — 135 ч. В 1 классе 33 ч, во 2, 3, 4 классах по 34 ч.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, — от 7 до 11 лет. Программа по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая их:
- поделками (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели);
мероприятиями (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
- числом детей: индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
- работой в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
- коллективной деятельностью;
- продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, промежуточная аттестация.
Технологии, методики:
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
- Содержание учебного предмета
Содержание курса составляют следующие разделы:
∙ введение;
∙ способы мыслительной деятельности;
∙ этапы работы в рамках исследования;
∙ самостоятельные исследования;
∙ защита результатов самостоятельных исследований.
Содержание программы занятий будет способствовать:
∙ овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
∙ саморазвитию и самовыражению;
∙ осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
∙ востребованию творческого потенциала учеников;
∙ получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальные программы по развитию исследовательских способностей учащихся. Кроме того, любая учебная деятельность, и проектно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы в конце каждого года обучения проводится промежуточная аттестация в виде выполнения группового проекта (см.Приложение).
Содержание занятий.
Тематическое планирование для 1 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1 | Кто я? Моя семья | 1 |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | 1 |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 1 |
4 | Как собирать материал? Твои помощники | 1 |
5 | Проблема. | 1 |
6 | Проблема. Решение проблемы | 1 |
7 | Гипотеза. Предположение | 1 |
8 | Гипотеза. Играем в предположения | 1 |
9 | Цель проекта | 1 |
10 | Задача проекта | 1 |
11 | Выбор нужной информации | 1 |
12 | Выбор нужной информации | 1 |
13 | Интересные люди – твои помощники | 1 |
14 | Продукт проекта | 1 |
15 | Виды продукта. Макет | 1 |
16 | Визитка | 1 |
17 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 |
18 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 |
19 | Мини-сообщение. | 1 |
20 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 1 |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 1 |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
25 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
26 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 1 |
27 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 1 |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 1 |
29 | Тест «Чему я научился?» | 1 |
30 | Промежуточная аттестация | 1 |
31 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 |
32 | Твои впечатления от работы над проектами | 1 |
33 | Ярмарка достижений | 1 |
Тематическое планирование для 2 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 1 |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 1 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 |
5 | Этапы работы над проектом | 1 |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы | 1 |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 1 |
9 | Цель проекта | 1 |
10 | Задачи проекта | 1 |
11 | Сбор информации для проекта | 1 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 1 |
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 1 |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 1 |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 1 |
21 | Программа МРР | 1 |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 |
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 |
25 | Тест «Советы проектанту» | 1 |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 |
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 |
28 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурсов | 1 |
30 | Промежуточная аттестация. | 1 |
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 |
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
33 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 1 |
Тематическое планирование для 3 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | 1 |
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 1 |
5 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 1 |
6 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 1 |
7 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 1 |
8 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. | 1 |
9 | Практическая работа. Создание мини-постера | 2 |
10 | ||
11, 12, 13 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 |
14, 15, 16 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 3 |
17, 18, 19 | Программа МРР. Дизайн | 3 |
20, 21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 2 |
22, 23 | Требования к компьютерной презентации. | 2 |
24, 25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 |
26, 27, 28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 3 |
29, 30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 2 |
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления работы над проектом | 1 |
32 | Промежуточная аттестация. | 1 |
33 | Пожелания будущим проектантам | 1 |
34 | Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. | 1 |
Тематическое планирование для 4 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1, 2 | Наблюдение и экспериментирование | 2 |
3, 4 | Методы исследования | 2 |
5, 6 | Наблюдение и наблюдательность | 2 |
7 | Совершенствование техники экспериментирования | 1 |
8 | Интуиция и создание гипотез | 1 |
9, 10 | Правильное мышление и логика | 2 |
11, 12 | Искусство делать сообщения | 2 |
13 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 |
14 | Семинар «Как готовиться к защите» | 1 |
15 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 |
16, 17, 18 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 3 |
19, 20 | Коллективная игра-расследование | 2 |
21 -27 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Семинар | 7 |
28 | Промежуточная аттестация. | 1 |
29, 30 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 2 |
31, 32 | Подготовка собственных работ к защите | 2 |
33, 34 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 2 |
3. Календарно-тематическое планирование для 3 класса
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения По плану По факту | Характеристика основной деятельности ученика | |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 | 02.09 |
| Формируют умения презентовать свои увлечения, достижения. Осваивают понятия этапов работы над проектом. |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 | 09.09 | Формируют умение создания собственных творческих замыслов и доводят их до воплощения в творческий продукт. | |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | 1 | 16.09 | Овладевают средствами и способами воплощения собственных замыслов. Развивают умения видеть проблему и находят необходимые способы действия. | |
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 1 | 23.09 | Формируют умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. Знакомятся с советами Мудрого Дельфина. | |
5 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 1 | 30.09 | Формируют умения в составлении паспорта проекта. | |
6 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 1 | 07.10 | Знакомятся с видами вопросов для анкет; формируют умения в составлении вопросов для анкетирования. | |
7 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 1 | 14.10 | ||
8 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 | 21.10 | Знакомятся с условиями размещения проектного материала на постере; формируют умения в создании постера. | |
9 | Практическая работа. Создание мини-постера | 2 | 28.10 | Формируют умения создавать постер с ссылками и иллюстрациями, графическими схемами и планами. Развивают умение создавать сообщения различной природы (устные и письменные тексты). | |
10 | 11.11 | ||||
11 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 | 18.11 | Изучают и осваивают возможности программы МРР. Формируют умения и навыки при работе с фотографиями, рисунками, фигурами, диаграммами. Формируют умения настраивать анимации на слайде. Самостоятельно пробуют проделать следующую работу: вставляют фотографию, рисунок. Знакомятся с новыми понятиями: анимация, имитация. Творческая работа: создание журнала «Мир глазами животных». | |
12 | 25.11 | ||||
13 | 02.12 | ||||
14 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 3 | 09.12 | ||
15 | 16.12 | ||||
16 | 23.12 | ||||
17 | Программа МРР. Дизайн | 3 | 13.01 | ||
18 | 20.01 | ||||
19 | 27.01 | ||||
20 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 2 | 03.02 | Развивают образное мышление, вкус, логику. Формируют умения творчески подходить к созданию вещи. Знакомятся с понятиями «дизайн», утиль, модерн, интерьер, портьеры. Формируют умения работать с командами «Обрезка», «Границы рисунка». Проводят опыты, создают фотографии на слайдах. | |
21 | 10.02 | ||||
22 | Требования к компьютерной презентации. | 2 | 17.02 | Знакомятся с понятием «презентация», с требованиями к компьютерной презентации. Формируют умения находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. | |
23 | 24.02 | ||||
24 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 | 03.03 | Формируют умения использовать полученные знания при тестовой проверке. | |
25 | 10.03 | ||||
26 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 3 | 17.03 | Используют полученные знания при составлении презентации к заданному тексту. Создают свою первую презентацию по данному тексту. Делят текст на части, создают слайды к частям текста, оформляют надписи на слайдах. Работают над дизайном и анимацией. Решают логические задачи. | |
27 | 07.04 | ||||
28 | 14.04 | ||||
29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 2 | 21.04 | Развивают умения создавать папку проекта, выделяют нужную информацию и отсеивать лишние данные; формируют умения брать интервью и создавать визитку проекта. | |
30 | 28.04 | ||||
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления работы над проектом. | 1 | 05.05 | Формируют умения оценивать свою работу и видеть пробелы в ней, развивают самокритику. Выполняют тест по теме «Советы Мудрого Дельфина». | |
32 | Промежуточная аттестация. | 1 | 12.05 | Формируют умения подводить некоторые итоги своей деятельности. | |
33 | Пожелания будущим проектантам | 1 | 19.05 | Формируют умения делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам. Решают ребусы, логические задачи, находят закономерности. | |
34 | Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. | 1 | 26.05 | Формируют умения высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года. Пишут слова благодарности своему учителю, рисуют рисунки на память. Получают советы от Мудрого Дельфина на лето. Организуют круглый стол «Минутки откровения». Составляют речевой задачник. Получают информацию об опытах в домашних условиях «Это интересно». |
IV. Информационно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение.
Учебно-методическая литература для учителя:
1. Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,
проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса
(Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г.).
2. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2010.
3. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
4. М.Ю. Демидова. Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе система заданий. – М.: Просвещение, 2010.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.:
«Народное образование». - 2000, №5
Учебная литература для обучающихся:
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,
проектируем, создаем. Рабочие тетради 1-4 класс, авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г. ( в двух частях)
Методическое обеспечение:
Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся
проектной деятельностью, созданные авторами курса Р.И.Сизовой и
Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» 1- 4 класс 2014 год.
Методические авторские пособия для учителя
Материально-техническое обеспечение занятий:
компьютер
мультимедийный проектор
интерактивная доска
прочее оборудование: доска, раздаточный материал для проектов, материалы на электронных носителях.
V. Планируемые результаты освоения программы
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по разным направлениям, выставки и пр. |
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.
1 класс
слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
вести рассказ от начала до конца;
творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
2 класс
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
пересказывать подробно и выборочно;
выделять главную мысль на основе анализа текста;
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
3 - 4 класс
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
систематизировать учебный план;
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
высказывать содержательно свою мысль, идею;
формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- методы исследования: анкетирование, моделирование;
- основы работы с компьютером;
- что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих;
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы
- составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
- осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Приложение 1
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения»
Название проекта | Техника исполнения | Самостоятельность | Сложность | Моё настроение | Применение |
Последовательность работы над проектом
Технологический (творческий) проект | |
1-й этап. Разработка проекта | |
Для чего и кому нужен проект? | Сделать подарок. Подготовиться к празднику. Что-то другое… |
Что будем делать? | Обсуждаем и выбираем изделие(-я). Определяем конструкцию изделия. Подбираем подходящие материалы. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта. Выбираем лучший вариант. |
Как делать? | Подбираем технологию выполнения. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение. Подбираем инструменты. |
2-й этап. Выполнение проекта | |
Воплощаем замысел | Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте). Изготавливаем изделие. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию). |
3-й этап. Защита проекта | |
Что делали и как? | Что решили делать и для чего. Как рождался образ объекта. Какие проблемы возникали. Как решались проблемы. Достигнут ли результат. |
Приложение 2
Материал для проведения промежуточной аттестации в 3 классе.
Задание
Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне, которые ничего не знают о нашей планете. Подготовьте и представьте сообщение «Что мы знаем о Земле».
Не обязательно рассказывать всё, что вы знаете. Выберите какую-нибудь одну тему. Например, Земля – планета солнечной системы. Можно рассказать и о том, какая у Земли форма, или о том, какие на нашей планете есть части света, моря и океаны; страны, большие и маленькие города. Вы можете рассказать о народах, живущих на Земле. Или о её природе, о том, какие животные и растения встречаются в разных уголках нашей планеты. Вы можете рассказать и о чём-нибудь ещё – по вашему выбору.
Подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие:
- заголовок – название выбранной вами темы;
- небольшой текст (от 10 до 15 предложений) – сообщение по выбранной вами теме;
- иллюстрации к тексту и подписи к ним;
- два-три вопроса к составленному вами тесту;
- две-три пословицы или поговорки, или две-три загадки по выбранной вами теме;
- один-два интересных факта по выбранной вами теме;
- названия двух-трёх книг или статей, которые, вы советуете прочесть, чтобы больше узнать о выбранной вами теме.
В нижней части плаката или в конце презентации обязательно укажите состав вашей группы и список использованной литературы.
Для выполнения задания вы можете использовать:
- компьютер и проектор;
- магнитую доску с держателями;
- книги и справочники, бумажные иллюстрации;
- информационные и иллюстративные материалы, содержащиеся в папках на рабочем столе компьютера;
- ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту, закладки для книг.
Советы по выполнению задания
- Обсудите и выберите тему вашего сообщения и форму ее представления – плакат или компьютерная презентация.
- Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, подготовке плаката или презентации.
- Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 20 – 25 минут.
- Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 3-4-х минут.
- Выслушайте отчеты других групп.
- Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
- Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.
Лист самооценки
Название группы ___________________________________________
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
Почти все сделали без меня. Я сделал(а) очень много,
без меня работа бы не получилась.
Оценивание группы и обучающегося производит наблюдатель, внося данные в таблицы
Класс ______, наблюдение ведется за группой №_______, в группе _________ человек
- Наличие элементов целеполагания
Отметки в карте наблюдений ставятся в первые 5-10 минут работы группы
Заполните таблицу 1
Таблица 1. Участие и активность в целеполагании
Ученики: 0 – не участвовал в выборе темы/формы работы 1 – участвовал в выборе темы/формы работы, но не активно 2 - активно участвовал в выборе темы/формы работы 3 – был лидером | Группа в целом: Поставить 0 или 1 0 – были споры из-за лидерства в выборе темы/формы работы 1 – споров из-за лидерства в выборе темы/формы работы не было | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |
- Планирование
Отметки в карте наблюдений ставятся в первые 15 минут работы группы
Заполните таблицу 2
Таблица 2. Участие и активность в планировании
Ученики: Поставить в каждой ячейке 0, 1, 2, или 3 0 – не участвовал в планировании 1 – участвовал в планировании, но не активно 2 – активно участвовал в планировании 3 – был лидером | Группа в целом: Поставить 0 или 1: 0 – были споры из-за лидерства в планировании 1 – споров из-за лидерства в планировании не было | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |
- Распределение функций и их выполнение
Заполните таблицу 3
Таблица 3. Распределение функций и их выполнение
Ученики: Поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – в работе над проектом не участвовал (независимо от того были или не были распределены функции) 1 – ставится в следующих случаях: а)распределение функций не было, делал, что считал нужным или б)распределение функций было, имел свое задание, но выполнял иное задание (дублировал работу одноклассников, делал непредусмотренное планом работ) 2 – распределение функций было, ученик имел и выполнял свою часть работы | Группа в целом: Подсчитать средний балл группы | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |
- Соответствие исполнения плану
Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25-35 мин после начала)
Заполнить таблицу 4
Примечание. Таблица 4 не заполняется в случаях: а)если план не составляется или б) если составленный план повторяет – полностью или частично – этапы, приведенные в памятке; распределение обязанностей отсутствует или сделано формально (например, в столбце «Кто делает» по каждому пункту отмечено: все, все, все или каждый, каждый, каждый)
Таблица 4. Соответствие исполнения плану
Ученики: Поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – «активность» ученика не связана с планом работы группы 1 – во время исполнения отступал от выполнения своей части работы, зафиксированной в плане 2 – выполнил работу в соответствии с планом | Группа в целом: Подсчитать средний балл группы | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |
- Контроль продвижения по заданию
Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении 30-40 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока
Заполните таблицу 5
Таблица 5 Участие и активность в контроле
Ученики: Поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 –не участвовал в контроле 1 – контролировал только свои действия 2 – контролировал и свои действия, и действия партнеров по группе | Группа в целом: Подсчитать средний балл группы | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |
- Представление результатов
Отметки в карте наблюдений ставится во время представления группами результатов своей работы.
Заполните таблицу 6
Таблица 6. Активность при презентации
Ученики: Поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – в презентации не участвовал 1 – участие в презентации незначительное 2 – участие в презентации значительное | Группа в целом: Подсчитать средний балл группы | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |
- Конфликты и их разрешение
Отметки в карте наблюдений ставится в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия
Заполните таблицу 7 и 8
Если конфликтов не было, то заполняется только правая часть таблицы 7. Таблица 8 в этом случае не заполняется.
Таблица 7. Возникновение конфликта.
Ученики: роль в возникновении конфликта поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – инициатор конфликта 1 – участник конфликта 2 – в конфликт не вступает | Группа в целом: частота конфликтов поставить 0, 1 или 2 0 – очень часто 1 – иногда 2 – конфликтов не было, все работали дружно | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |
Таблица 8. Разрешение (завершение) конфликта
Ученики: роль в разрешении конфликта поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет 1 – готов уступить, избегает столкновений 2 – ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение | Группа в целом: завершение конфликта поставить 0. 1 или 2
| ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |
Особенности поведения и коммуникации ученика
Отметки в карте наблюдений ставится в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия
Заполнение таблицы 9, 10 и 11
Таблица 9. Активность/инициативность ученика и активность группы
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – не проявляет активности 1 – активен, но инициативы не проявляет 2 – активен, проявляет инициативу | Группа в целом: Подсчитать средний балл группы | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |
Таблица 10. Ориентация на партнера и согласованность позиций (децентрализация) группы
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера 1 – иногда прислушивается к партнеру, иногда игнорирует его мнение 2 – внимательно выслушивает партера, с уважением относится к его позиции, старается ее учесть, если считает верной | Группа в целом: Подсчитать средний балл группы | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |
Таблица 11. Лидерство
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – стремление к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого» 1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет 2 – проявляет стремление к лидерству, умеет в команде работать «на вторых ролях» | Группа в целом: Поставить 0,1 или 2 0 – в группе была борьба за лидерство, которая негативно повлияла на результат 1 – явных лидеров не было 2 – был признанный лидер/лидеры, их работа позволила группе добиться хорошего результата | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |
ФИО наблюдателя______
Критерии оценивания
уровень достижений | % (от максимального балла) | результат |
Высокий | 95-100% | зачет |
Повышенный | 80-94% | зачет |
Базовый | 50-79% | зачет |
Ниже базового | менее 50 % | незачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Изучаем русский язык" для 1 класса
Основные задачи курса:обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;формирование навыков словообразования и словоизменения;обучение правильному грамматическому оформлению предложений;формирование ...
Рабочая программа курса "Учимся исследовать" для обучающихся 1-4 классов
Программа курса «Учимся исследовать» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе программы «Исследовательская деятел...
Рабочая программа "Я исследую мир"
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...
Рабочая программа “Изучаем родной край”
Система изучения своей малой Родины - погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверст...
Внеурочная деятельность.Рабочая программы" «Мы-знатоки природы: изучай, исследуй, охраняй!»
Цель программы:• формирование у школьников экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимание неразрывной связи человеческ...