Авторская программа преподавателя Еланской ДШИ Ерофеевой С. Н.
методическая разработка по теме
Авторская программа « От творчества к мастерству» по развитию творческих способностей детей на примере работы Еланской ДШИ по классу фортепиано
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 70.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Авторская программа по развитию творческих способностей детей на примере работы Еланской ДШИ по классу фортепиано.
Авторская программа « От творчества к мастерству»
Пояснительная записка.
Авторская программа « Музыкальное творчество» разработана для повседневной работы в условиях Еланской ДШИ. Программа опирается на традиционные и новые методики и ориентирована на индивидуально-личностный подход в обучении. Разработка новых подходов к обучению связана с необходимостью развития у учащихся навыков эстетической оценки художественной образности музыкального искусства, восприимчивости к языку музыки, активизации потребности слушать и воспроизводить музыку, эмоционально откликаться на нее.
Программа имеет художественно - эстетическую направленность, по функциональному предназначению является досуговой, по форме организации - групповой, по времени реализации - годичной.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время дети к 7 годам способны воспринимать большой объём информации и развитие их эстетического вкуса становится одной из важнейших задач. В конечном результате программа создаёт условия, которые помогут детям научиться слышать музыку вокруг себя и найти себя в мире музыки. Программа направлена на создание условий для развития ребёнка, обеспечения эмоционального благополучия, творческой самореализации ребёнка и развития мотивации к познавательному творчеству.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что пение, слушание музыки, развитие творческой импровизации позволяют раскрыть перед детьми интересный мир музыки, расширить и углубить их знания, научить слушать и слышать музыку. В структуру программы входят 3 образовательных блока (теория, практика, творчество). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта.
Практические занятия способствуют развитию у детей творческих способностей. Спиральная последовательность построения содержания позволяет реализовать все поставленные цели программы.
Цель и задачи программы: Цель программы:
развитие творческих и музыкальных способностей детей;
Основные задачи:
- выявить и развить творческие задатки детей;
-обучить игре на музыкальном инструменте фортепиано;
- привить детям важнейшие практические навыки (игра по слуху, освоение нотного текста, чтение нот с листа, игра в ансамбле).
1.блок задач (обучающие):
-обучение игре на фортепиано и освоение музыкальной грамоты;
- обучение выразительному исполнению произведений различного музыкально-художественного содержания, различных стилей и жанров;
- приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческой деятельности;
- обучение сопоставлению музыкальных произведений с окружающей действительностью, с другими видами искусства.
2 блок задач (развивающие):
- развитие творческого потенциала учащегося (гармонического и мелодического слуха);
- развитие памяти и ритма;
- развитие творческого мышления и творческих способностей;
- развитие координации рук и беглости пальцев;
- развитие умения анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.
3 блок задач (воспитывающие):
- расширение представлений об окружающем мире;
- формирование художественного вкуса, способностей видеть, чувствовать красоту и гармонию музыкальных вкусов и эстетически их оценивать;
- развитие способности реализовать себя в деятельности;
- формирование нравственных качеств;
- формирование коммуникативных способностей учащихся, основы формирования культуры общения;
- сформировать навыки выступления на сцене;
- воспитать тягу к занятиям;
- воспитать чувство понимания к исполняемому произведению.
Каждый из этапов обучения по данной программе
- своеобразный этап не только освоения учащимися теоретических основ исполнительской деятельности, но также этап развития личности учащегося, его творческих способностей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
По окончании I этапа обучения ученик (1 - 2 классы).
знает
- регистры, названия октав;
- скрипичный и басовый ключ;
- запись нот малой, первой, второй октав;
- деление нот и пауз;
- такт, простые размеры;
- знаки увеличения длительности;
- штрихи;
- динамические оттенки;
- понятия темп, лад.
умеет
- правильно сидеть за инструментом;
- находить на клавиатуре звуки (в диапазоне: малая-вторая октавы);
- воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей);
• читать ноты (в диапазоне: малая- вторая октавы);
у учащегося воспитаны
- эмоциональное восприятие музыки;
- интерес к музыкальным знаниям;
- стремление передать характер музыкального произведения в своем исполнении;
• культура поведения на занятиях;
развиты
- элементарный звуковысотный слух;
- ладовое чувство (определение на слух ладовой окраски, законченности или незаконченности музыкального построения);
• элементарное чувство ритма.
Ожидаемые результаты II этапа обучения (3-4-5 классы.)
• закрепление и развитие всех навыков, полученных в подготовительный период;
- знакомство с музыкальной формой, фразировкой, динамикой;
- знакомство с произведениями крупной формы;
- освоение навыков педализации;
- воспитание направленного внимания;
- развитие индивидуальности, характера;
- освоение исполнительских навыков;
- овладение игрой полифонических произведений, знакомство с разными видами полифонии;
- воспитание навыков самостоятельного творчества;
- чтение с листа, ансамблевое музицирование.
Задания направлены на обучение подвинутых учащихся, которые уже владеют полным объемом знаний и навыков, которые предусмотрены предыдущими направлениями.
Ожидаемые результаты III этапа обучения (6-7 классы.)
- формирование художественных вкусов на лучших образцах классической и современной музыки;
- максимально возможное развитие технических навыков исполнительства;
- воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;
- воспитание навыков практического использования полученных знаний,
- открывающих путь дальнейшему самостоятельному развитию;
- развитие навыков самостоятельного творчества и музицирования;
- освоение навыков концертного выступления;
- освоение навыков коллективного музицирования
Содержание изучаемого курса.
- развитие мелодического, гармонического, полифонического мышления;
- анализ выразительных возможностей музыки и её инструментальное воплощение;
- постоянное стимулирование интереса к новому, которое даёт толчок воображению;
- обучение навыкам самостоятельности в работе;
- изучение объёмного репертуара, включающего произведения разных форм и стилей;
- работа над развитием творческих способностей и свободным владением навыками музицирования (аккомпанемент, чтение с листа, транспонирование, подбор на слух, игра в ансамблях);
- публичные выступления.
Набор в группу обучения игре на фортепиано - свободный. Задача педагогов - учет индивидуальных интересов и склонностей учащихся, раскрепощение инициативы и творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения (гибкость как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации).
Учебный процесс предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями различных художественных стилей, овладения максимально возможным техническим навыкам исполнения, навыками самостоятельного музицирования.
Данная программа рассчитана на учащихся 7-15-летнего возраста.
Обучение делится на 3 этапа.
I этап - начальный - (1-2 класс). Основная задача начального обучения - введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной форме. На этом этапе обучения создается фундамент, на котором строится всё дальнейшее развитие учащихся. Он включает в себя приобретение начальных навыков игры на фортепиано, первоначальных музыкально-теоретических знаний, развитие музыкального мышления. Первыми произведениями в репертуаре ребенка становятся народные детские попевки и песенки со словами, помогающими подстроить его слух на осмысленное восприятие мелодической интонации. В дальнейшем, для активизации слухового восприятия, используется словесная подтекстовка мелодии, соответствующая ее интонационному и ритмическому характеру. Учитывая желание ребенка скорее исполнить музыку, на занятиях используются ансамбли с педагогом (а в дальнейшем, со старшим учеником). Ансамблевая игра помогает развитию чувства метроритма и элементов полифонического слышания.
II этап - этап основного обучения, (3-4-5 классы.)
На этом этапе обучения у ученика появляется способность к опосредованному познанию музыки, в котором сочетаются образно-эмоциональное и логически-смысловое ее восприятие. Созданная эстетическую среда благоприятствует музыкальным занятиям и духовному постижению музыки.
Интересы детей часто не исчерпываются произведениями традиционного детского репертуара. Они хотят расширить его полюбившимися песнями советских композиторов прошлых лет, знакомой музыкой из кинофильмов и мультфильмов. Это стремление поощряется педагогом.
Задачей II этапа обучения является воспитание навыков практического использования полученных знаний, формировать навыки чтения с листа, уметь транспонировать простейшие мелодии. II этап обучения открывает путь дальнейшему самостоятельному развитию; учащийся стремится к овладению навыками концертного выступления.
В процессе обучения важную роль играет ансамблевое обучение. Это может быть ансамбль педагога и ученика, учащихся одного или разных уровней подготовленности. Ансамбль дает возможность расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения.
III этап - 6- 7 классы - этап совершенствования музыкального исполнительства. На этом этапе необходимо повышение исполнительских навыков, большая самостоятельность в исполнении, достижение более высокого уровня технического и музыкального исполнительства. На этом этапе необходимо использовать навыки и умения, полученные ранее, формировать художественные и эстетические вкусы и потребности на лучших образцах классической и современной музыки, освоить навыки педализации, развить навыки самостоятельного творчества и музицирования, совершенствовать навыки концертного выступления.
Основная форма обучения - индивидуальные занятия обучения игре на фортепиано (2 часа в неделю). Обучение в условиях учреждения дополнительного образования основано на добровольности, инициативе самих учащихся. Программа нацелена на обеспечение удовлетворения индивидуальных интересов и запросов всех учащихся, широкий спектр досуга.
Условия реализации программы
Основная форма обучения - индивидуальные занятия, проводимые 2 раза в неделю. Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. Досуговая деятельность 1 раз в месяц с каждой возрастной группой.
Материально-технические условия:
Наличие фортепианного класса.
Инструменты должны быть в рабочем состоянии, периодически их должны настраивать.
Наличие нотной литературы.
Ноутбук, магнитофон, плеер, DVD диски, телевизор проектор, экран.
Методическое обеспечение программы «Музыкальное творчество».
Классы |
Досуговая деятельность | ||
СЕНТЯБРЬ | |||
1-2 | Посвящение в музыканты. | ||
3-4-5 | Музыкальная игра «До, ре, ми, фа, соль-ка» | ||
6-7 | «Любимая музыка из кинофильмов» | ||
ОКТЯБРЬ | |||
1-2 | « Юбилейные даты композиторов». Композиторы детям. | ||
3-4-5 | « Юбилейные даты композиторов». Русские композиторы. | ||
6-7 | « Юбилейные даты композиторов». Зарубежные композиторы. | ||
НОЯБРЬ | |||
1-2 | « Краски осени». Живопись и музыка. | ||
3-4-5 | « Осенняя музыка». Литературно-музыкальная композиция. | ||
6-7 | Конкурсная программа « Музыкальная осень». | ||
ДЕКАБРЬ | |||
1-2 | «Музыкальная сказка». Развлекательная программа для детей. | ||
3-4-5 | «Музыкальная семейка». Конкурсная программа с родителями. | ||
6-7 | «Новогодний карнавал». | ||
ЯНВАРЬ | |||
1-2 | Игровая программа «Веселые нотки». | ||
3-4-5 | «Коляда - коляда, отворяй ворота». Театральная постановка | ||
6-7 | «Музыка Рождества». Церковные песнопения. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1-2 | «Папа может все, что угодно» | ||
3-4-5 | Конкурс инструментальной музыки. | ||
6-7 | «Вечер джаза» | ||
МАРТ | |||
1-2 | «Весенняя капель» | ||
3-4-5 | Масленица. Знакомство с русскими народными музыкальными традициями. | ||
6-7 | Концерт для мам «Мама –солнышко моё». | ||
АПРЕЛЬ | |||
1-2 | Конкурс «Веселые песенки для детей». | ||
3-4-5 | «Играем вместе». Конкурс ансамблей.
| ||
6-7 | «Веселый рок-н-ролл» совместно с хореографическим отделением. | ||
МАЙ | |||
1-2 | Праздник музыкальных инструментов. | ||
3-4-5 | Музыкально-литературная композиция «Песни Великой Отечественной войны» | ||
6-7 | Конкурс презентаций «Музыка Победы». |
Отчетный концерт.
Образовательный стандарт по классу фортепиано.
Тематический план 1-го года обучения специальности
1 год обучения. Содержание.
Знакомство с инструментом.
1. Общая характеристика музыкальной культуры ХVII-ХVIII веков.
а) Предшественники фортепиано: клавесин, клавикорд, орган.
б) История создания фортепиано.
в) Пианино и рояль - сходства и различия.
- Знакомство с внутренним устройством фортепиано: дека, струны, молоточки, педали и принципы их работы.
- Изучение клавиатуры: клавиши, регистры, тембры, звуковысотность, понятия: тон, полутон, диез, бемоль, бекар.
Донотный период.
- Понятие мелодия - основа музыкальной ткани.
- Ритм - временное понятие музыки.
A) занятия по развитию метро - ритмического ощущения, основываясь н
музыкальных примерах (танец, марш).
Б) Графическое изучение длительностей, пауз. Утверждение в сознании ребёнка неразрывности музыки во времени.
B) Знакомство с понятиями: темп, размер, такт, затакт в опоре на слово:
подтекстовка музыкальной фразы, применение попевок.
Изучение нотной грамоты.
1.Взаимосвязь звуковысотности и графического изображения.
а) Работа над развитием навыка графического восприятия нотной записи:
упражнение «бусы».
б) изучение нот на нотоносце.
В) использование игровых моментов в запоминании расположения нот на нотоносце: например, ноты живут на этажах и между этажами, «чердаке», «подвале» и т.д.
г) Воспитание прочной связи: вижу- слышу-играю, которая является основе! успешного развития навыка «чтения с листа».
Постановка рук.
1. Подготовительные упражнения для аппарата.
а) ежедневные гимнастические упражнения для организации и подготовки
рук (без инструмента).
б) Работа над посадкой за инструментом.
в) Работа над упражнениями: «Маятник», «прогулка», «Паучок» и т.д.,
подробная работа локтями, запястьем пальцами.
2. Непосредственная работа над постановкой рук.
а) Положение пальцев - «овальное окошечко», «бугорки», свод, упражнение с мячом, карандашом, работа над ощущением пальцев и погружением их в клавиатуру.
Развитие технических навыков.
а) овладение навыками игры поп legato, legato, staccato.
б) создание единства слухового и двигательного аппаратов на основе точного
ощущения кончиков пальцев, опоры пальцев, слухового внимания.
в) постановка четких задач в игре упражнений, этюдов и гамм.
г) работа над аппликатурой как предпосылка для преодоления технических
трудностей.
Ансамбль.
а) развитие чувства метроритма;
б) формирования навыка полифонического слышания;
в) привитие интереса и инициативы к процессу игры на инструменте;
Работа над эмоционально-художественным развитием.
Работа над произведениями различного музыкально-художественного содержания.
а) исполнение произведения педагогом, разбор характера, образа,
содержания произведения.
б) работа над выразительными средствами воплощения музыкально-
художественного содержания произведения: динамика, фразировка, штрихи,
простейший анализ формы, уяснение роли мелодии, ритма гармонии,
активный слуховой контроль.
Зачеты и выступления.
а) сдача зачёта в первом и во втором полугодии
б) участие в концерте для родителей.
Зачётные требования.
2 разнохарактерные пьесы.
- Филипп «колыбельная». У.Н.П. «Ой лопнул обруч».
- Жименский «Пастух играет на свирели» Украинская народная песня ми минор.
- Абелев «В степи».
«Маленький охотник»- французская детская песенка.
- Абелев «Осенняя песенка». Берлик «Марширующие поросята».
- Лонгшан-Друшневигова «Из бабушкиных воспоминаний». Жименский «Веселые ребята».
Тематический план 2-го года обучения специальности.
2 год обучения. Содержание.
Работа над развитием навыков чтения нотного текста.
1. Общий разбор произведения.
а) скрупулезное изучение нотного материала на основе глубокого анализа на уроке (определение тональности, размера, ритма, модуляций). б) преодоление в работе ученика небрежности, неряшливости, неточности в отношении ритма, нот, аппликатуры.
2. Формирование навыка чтения с листа на основе лёгкого материала.
а) работа над развитием навыков чтения нотного текста с листа должна
осуществляться на более лёгком материале с обязательным контролем
домашнего задания на уроке.
б) работа над формированием навыка схватывать главное в тексте, неразрывно вести мелодию без поправок и остановок.
Работа над развитием координации.
1. Работа над воспитанием навыка самостоятельности рук - основы координации.
а) игра упражнений поп legato в одной руке и одновременно legato в
другой.
б) работа над фиксацией внимания на взаимосвязи и чередовании во
времени обеих рук, моментов «дыхания» кисти.
Работа над аппликатурой.
а) формирование навыка активного участия ученика в подборе умной, логичной аппликатуры - одного их важнейших элементов успешного исполнения произведения.
Работа над звуковым решением произведения.
а) развитие художественно-музыкального воображения через ассоциативные представления.
б) работа над развитием самостоятельности ученика в поиске звукового
решения произведения.
в) развитие внутреннего слуха.
Изучение полифонии.
а) использование упражнений для формирования полифонических навыков.
б) развитие полифонического слышания через ансамблевую игру.
в) игра пьес с различными штрихами в правой (legato) и левой (non legato) руках.
Ансамбль.
а) закрепление начальных навыков ансамблевой игры;
б) осознание гомофонного звучания первой и второй партий;
в) развитие чувства метроритма;
Зачеты и выступления.
а) сдача зачёта в первом и во втором полугодии
б) участие в концерте для родителей.
Зачётные требования.
3 произведения: полифония, этюд, пьеса; для подвинутых учащихся + крупная форма.
1. Кригер «Менуэт».
Лешгорн «Этюд» Б-с1 № 43 («В музыку с радостью») Наймушин «Солнышко»
2. Моцарт «Менуэт» .
Шитте Этюд С-с1 № 44 («В музыку с радостью») Рюнгрок «Горе куклы»
3. Сен-Люк «Бурре»
Игнатьев «Чертово колесо» (Этюд) Кобалевский «Вальс»
Беркович «Вариации на русскую народную песню «Во саду ли, в огороде
4. Бах «Ария»
Беркович «Этюд» № 47 («В музыку с радостью») Гедике «Мотыльки» соч. 57 № 10 Гедике «Сонатина»
Литература: «Фортепиано 3 класс» по ред. Милич, «Фортепиано 3,4,5,6 кл» под ред. Милич, «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано» вып.П ред.Любомудровой, «Советская фортепианная классика» - составитель С.Ляховицкая, «Калинка» составит. Бакулов А. и Сорокин К., Черни-Гермер Этюды, Бургмюллер Этюды соч 100, Лемуан Этюды, Берн
Этюды, Бертини Этюды, Кулау «Сонатина», Клементи «Сонатина», Бах «Маленькие прелюдии», «Полифонические пьесы» 3,4,5,6 классы.
Тематический план 3-го года обучения специальности.
3 год обучения. Содержание.
Работа над развитием навыков чтения нотного текста на более сложном материале.
1.Общий разбор произведения.
а) анализ произведения: определение тональности, размера, ритма.
б) формирование навыка точного прочтения произведения в медленном темпе, охватывающего все детали текста.
в) преодоление в работе ученика небрежности, неряшливости, неточности в
отношении ритма, нот, аппликатуры.
2. Формирование навыка чтения с листа.
а) работа над развитием навыков чтения нотного текста с листа должна
осуществляться с обязательным контролем домашнего задания на уроке.
б) формирование навыков беглого чтения текста с листа, умения схватывать
главное без поправок и остановок.
Работа над аппликатурой.
1. Закрепление знаний и навыков в работе над аппликатурой, приобретённых в предыдущие годы обучения.
а) обучение работе с нотным текстом без инструмента.
б) привлечение к самостоятельности ученика при выборе логичной
аппликатуры.
в) развитие мышления ученика при выборе аппликатуры.
Работа над звукоизвлечением.
а) формирование слуховых представлений на основе показа педагогом
б) развитие внутреннего слуха, звукового самоконтроля.
в) работа над воспитанием ассоциативного мышления ученика, развитием
оркестрового, тембрового слуха.
г) работа над развитием самостоятельности ученика в поиске звукового
решения произведения.
Работа над полифонией.
1 .Закрепление начальных навыков изучения полифонии.
а) слуховое определение вида полифонии на основе показа педагогом
б) разучивание отдельных голосов
в) работа над объединением голосов
г) воспитание бережного отношения к звуку на основе слухового
самоконтроля.
д) использование упражнений для формирования навыков выдерживания
длинных нот, слушания пауз в одном голосе, не заполняя их звучанием
другого голоса.
Работа над крупной формой.
а) знакомство с сонатиной, как с разновидностью крупной формы.
б) ознакомление с разделами сонатины: экспозиция, реприза.
в) работа над гомофонным строем произведения: мелодия, аккомпанемент.
Работа над развитием технических навыков.
1.Развитие технических навыков на основе гамм, аккордов, арпеджио.
а) развитие осознания учеником назначения технических упражнений.
б) работа над звуковой отчётливостью, плавностью, ровностью и беглостью
пальцев в игре гамм.
в) работа над достижением «стройности» в аккордах.
г) работа над достижением незаметного подкладывания первого пальца в
арпеджио.
2.Развитие технических навыков на основе этюдов.
а) работа над развитием осознанного слухового отношения по преодолению
технических трудностей.
б) формирование навыков доведения технической пьсы до законченности в
подвижном темпе.
Ансамбль.
а) работа над развитием навыков ансамблевой игры на более сложном материале;
б) развитие темброво-оркестрового слышания;
в) развитие чувства метроритма;
Зачёты и выступления.
а) сдача зачётов в первом и во втором полугодии.
б) участие в концерте для родителей, участие в школьных конкурсах, концертах.
Зачётные требования.
4 произведения.
- Майкапар «Канон» сл. 16 № 5 Гедике «Тема с вариациями» со 46 С-с1 Шуман «Охотничья песенка» соч. 68 №6 Бургмюллер Этюд № 2 соч. 100
- Гендель «Сарабанда» III ч. «Полонез» Майкапар «Весною»
Гедике Этюд соч. 60 № 2
- Бах«Менуэт»
Диабелли«Сонатина»
Ребиков «Грустная песенка»
Бургмюллер Этюд № VI соч. 100
Тематический план 4-го года обучения специальности.
4 год обучения. Содержание.
Продолжение работы над развитием навыков чтения нотного текста.
Работа ведётся по тем же пунктам, что и в предыдущие годы обучения, только на основе более сложного материала.
1 .Общий разбор произведения.
а) тщательный анализ произведения по нотам
б) закрепление навыка точного прочтения произведения в медленном темпе,
охватывающего все детали текста
в) выявление сложных технических моментов
г) определение модуляций
д) преодоление в работе ученика небрежности, неряшливости, неточности в
отношении ритма, нот, аппликатуры.
е) воспитание бережного отношения к авторским указаниям (темп, нюансы,
характер).
2.Формирование навыка чтения с листа на основе легкого материала.
а) формирование навыков выявления главного в тексте
б) воспитания навыков исполнения произведения с первого раза
в) работа над развитием навыков чтения нотного текста с листа должна
осуществляться с обязательным контролем домашнего задания на уроке.
Продолжение работы над развитием технических навыков.
1 .Развитие технических навыков на основе гамм, аккордов, арпеджио, а) игра мажорных гамм в прямом и противоположном движении
б) игра минорных гамм в прямом движении (гаммы натуральные,
мелодические, гармонические)
в) игра тонических трезвучий аккордами с обращениями по три звука
г) игра коротких арпеджио двумя руками.
2.Развитие технических навыков на основе этюдов на более сложном материале.
а) продолжение работы над осознанием технических сложностей и слуховом
осознании по их преодолению.
б) работа над развитием целеустремлённости в исполнении произведения в
нужном темпе и в исполнении поставленной задачи
в) формирование навыков выделения сложных фрагментов в тексте и
отрабатывании их отдельно с последующим объединением их в одно целое
Работа над педалью.
1 .Ознакомление с устройством педального механизма.
2.Показ на примерах звучания произведения с использованием педали и без
неё.
З. Работа над навыками использования педали.
а) формирование навыков достижения беззвучного опускания и снятия
педали;
б) ликвидация зажатости ноги и напряжения в голеностопном суставе;
в) формирование навыков активного слухового отношения к произведению с направлением внимания на слушание педального звучания, а не на механику движения;
4.Работа над навыками использования запаздывающей педали.
а) работа над упражнениями по координации движений (рука вниз, нога
вверх)
б) работа над фиксацией внимания на чистом, обогащенном обертонами
звучании;
5. Работа над навыками использования прямой педали.
а) работа над упражнениями по остановке на педализируемых басах с
вслушиванием в их звучание на педали. Сравнительное исполнение без
педали;
б) разучивание отдельно аккомпанемента с педалью;
в) работа над фиксацией внимания на звучании басов - основе гармонии;
Работа над полифонией.
Продолжение развития навыков игры полифонии на более сложном материале.
а) слуховое определение вида полифонии
б) более глубокое знакомство с формой исполняемой пьесы
в) обязательное начальное изучение по голосам с последующим их
объединением
г) работа над тембровым звучанием
д) формирование навыков горизонтального и вертикального слуха в работе
над полифонией.
Работа над крупной формой.
а) продолжение работы над изучением структурного изложения сонатины.
б) выработка у учащихся чувство единства формы и содержания.
в) развитие исполнительской стабильности.
Работа над художественным образом произведения.
Работа над развитием творческого начала в изучении произведения, воплощении замысла произведения.
а) ознакомление с художественным образом произведения на основе показа
педагогом.
б) анализ произведения: композитор, эпоха, жанр, стиль, выразительные
средства.
в) выбор формы произведения.
г) формирование навыков звукового решения произведения исходя из его
характера.
д) работа над развитием ассоциативного мышления, фантазии, умения
образно рассказать об услышанной музыке, вызвать желаемую эмоцию.
е) работа над воплощением художественного образа произведения. Точное
выполнение авторских указаний.
Ансамбль.
а) продолжение развития навыков ансамблевой игры на более сложном материале;
б) развитие умения слышать не только свою партию, а всю пьесу в целом;
в) расширение музыкального кругозора.
Зачёты и выступления.
а) сдача зачётов в первом и втором полугодии
б) участие в концертах для родителей, участие в школьных конкурсах,
концертах.
Зачётные требования.
4 произведения
- Рамо «менуэт»
- Бетховен «Сонатина» Жилин «Вальс» Си мажор
- Черни Этюд соч.599 № 63
- Циполи «Гавот» Кабалевский «Сонатина» Парцхаладзе «Ожидание» Бургмюллер Этюд № 18
- Кригер «Сарабанда»
Кабалевский «Легкие вариации» на тему р.н.п. Шостакович «Танец» Бургмюллер Этюд№ 15 соч. 100
6. Бах Менуэт 1-т
Кулау «Вариации».
Раков «Полька»
Парцхаладзе Этюд соч.6 №2
7. Маттесон «Сарабанда»
Гендель «Сарабанда и вариации» . Кулау «Сонатина» №1 соч.55 Косенко "Скерцино" . Бургмюллер Этюд №20 соч. 100
8. Глинка «Двухголосная фуга»
Чимароза Соната
Шостакович «Гавот»
Черни Этюд №38 (Черни-Гермер).
Тематический план 5-го года обучения специальности.
5 год обучения. Содержание.
Содержание работы проходит по тем же разделам, что и на 4-м году обучения, но на более сложном материале, добиваясь более качественных результатов в понимании и усвоении учениками учебного материала.
Работа над развитием навыков чтения нотного текста ведётся при более тщательном анализе произведения. Определяются местные и главные кульминации, модуляции, средства выразительности, форма пьесы.
Музицирование направленно на развитие навыка подбора по слуху, овладение навыка транспонирования мелодии, игру по цифровой последовательности.
Понимание ансамблевой игры происходит на уровне совместного музицирования. Так в работе над полифонией можно использовать такую форму работы, когда один голос играется на инструменте, а другой сольфеджируется. Если есть трёхголосие, то один голос играет ученик, а два- педагог, затем они меняются.
В работе над крупной формой много внимания уделяется работе над ритмической устойчивостью, над единством темпа. Более глубоко проходит изучение в вариационной форме.
В работе над педалью изучаются различные приемы педализации в произведениях классиков, романтиков и современных авторов.
В работе над развитием технических навыков происходит закрепление всех достигнутых навыков и на практическом материале (гаммы, этюды) достигается беглость и ровность звука на более высоком уровне.
На пятом году обучения больше внимания уделяется воспитанию исполнительских навыков. Ученик должен ясно представлять музыкальную форму произведения, выделить кульминацию, владеть динамическими оттенками, Обладая своим личным опытом, должен воплотить замысел композитора. В течение учебного года учащиеся выступают на зачетах в I и II полугодиях.
Зачётные требования. 4 произведения
1. Бах Маленькая прелюдия
Моцарт Сонатина № 6 С-с11 ч.
Кабалевский «Воинственный танец»
Бургмюллер Этюд № 23 соч. 100
2. Мясковский «Двухголосная фуга» соч.78 №1
Вебер «Сонатина» С-с1 (до мажор)
Гедике «Миниатюра» (ре минор) Бургмюллер Этюд № 25 соч. 100
3. Бах Ария (из Французской сюиты)
Чимароза «Соната» g-m (соль минор)
Э.Градески «Мороженое»
Лемуан Этюд соч.37 № 37
4. Маттесон «Менуэт» ми минор
Моцарт «Сонатина» (до мажор)
Лепин «Вальс»
Лешгорн Этюд соч.65№31
5. Фишер «Прелюдия и фуга»
Клементи Сонатина соч.36 № 3 (все части) Майкапар «Токкатина» Черни-Гермер II ч. Этюд № 6
Тематический план 6 -го года обучения специальности.
6 год обучения. Содержание.
Продолжение работы над развитием навыков чтения нотного текста.
Работа ведётся по тем же пунктам, что и в предыдущие годы обучения, только на основе более сложного материала.
1 .Общий разбор произведения.
а) закрепление навыка точного прочтения произведения в медленном темпе,
охватывающего все детали текста
б) выявление сложных технических моментов
в) преодоление в работе ученика небрежности, неряшливости, неточности в
отношении ритма, нот, аппликатуры.
в) воспитание бережного отношения к авторским указаниям (темп, нюансы,
характер).
2.Формирование навыка чтения с листа на основе легкого материала.
а) формирование навыков выявления главного в тексте
б) воспитания навыков исполнения произведения с первого раза
в) работа над развитием навыков чтения нотного текста с листа должна
осуществляться с обязательным контролем домашнего задания на уроке.
Музицирование.
а) работа над развитием навыка подбора по слуху мелодии и аккомпанимента;
б) овладение навыка импровизации на приёме вариаций на тему;
в) подбор аккомпанимента на определённую мелодию.
Ансамбль.
а) продолжение развития навыков ансамблевой игры на более сложном материале;
б) расширение репертуара и исполнительского опыта;
в) стремление к свободе исполнения в ансамблевой игре.
Работа над полифонией.
Продолжение развития навыков игры полифонии на более сложном уровне. А) использование таких приемов: 1) знание каждого голоса наизусть, 2) один голос играет
ученик, второй - педагог, 3) сольфеджируется один голос, второй играется на инструменте, 4) работа над отдельными разделами, 5) работа над артикуляцией.
Работа над крупной формой
- Умение охватить все произведения целиком.
- Работа над ритмической устойчивостью.
- Работа над единством темпа.
Работа над развитием технических навыков:
а) систематическая работа над этюдами, гаммами
б) развитие мелкой техники
в) различные приемы и упражнения (ритмические, темповые, динамические)
г) работа над гибкостью мускулатуры (работа над арпеджио)
Воспитание исполнительских навыков:
а) умение определить форму музыкального произведения.
б) представить точный динамический план произведения.
в) уметь работать над фразами и кульминацией.
г) при исполнении произведения доносить содержание и замысел автора.
Зачёты и выступления.
а) сдача зачётов в первом и втором полугодии
б) участие в концертах для родителей, участие в школьных конкурсах,
концертах.
Зачётные требования.
4 произведения.
1. Циполи «Сарабанда»
Гайдн Соната № 13 ми мажор III часть Делло-Джой «Безделушка» Черни-Гермер II ч. Этюд № 8
2. Бах Прелюдия (ре мажор)
Диабелли «Рондо»
Рюиф «Джаз»
Бюргмюллер Этюд № 2 соч. 109
3.Дремлюга«Инвенция»фамажор
Гречанинов«Сонатина»фамажорIч.
Бриль «Регтайм»
Бургмюллер Этюд № 3 соч. 105
4. Юцевич «Фуга» ми минор
Гайдн Соната № 34 (II, III ч.) ми минор
Комальнова «Прелюдия»
Беренс Этюд
5. Бах «Алеканда» из французской сюиты си минор Бортнянский Соната С-с11 ч. Стемнневский «Прелюдия- вокализ» Черни-Чермер Этюд №19 II часть.
6. Бах «Двухголосная инвенция» ми мажор Кулау Сонатина
Грибоедов Вальс Бугрмюллер Этюд № 10 соч. 109
7. Лядов «Канон» ля минор
Гайдн Соната № 11 соль мажор
Парцхаладзе «Грустный напев»
Тематический план 7 -го года обучения специальности.
7 год обучения. Содержание.
Работа над развитием навыков чтения нотного текста.
а) воспитание интереса к музыке посредством более широкого ознакомления
с лучшими музыкальными произведениями,
б) систематически развивать навыки самостоятельного разбора,
в) развитие музыкально-слуховых представлений - подбор по слуху,
г) умение играть в фортепианном ансамбле и 1 и II партии (слышать тему и
сопровождение).
д) прочитать с листа (несложное произведение),
е) сделать грамотный анализ формы и содержания музыкального
произведения.
Музицирование.
а) продолжение развития навыка игры по цифровой последовательности;
б) обучение импровизации мелодии на определённую гармоническою последовательность;
в) развитие навыка транспонирования мелодии и аккомпанимента.
Ансамбль.
а) продолжение развития навыков ансамблевой игры на более сложном материале;
б) стремление к свободе исполнения в ансамблевой игре;
в) развитие чувства метроритма.
Работа над 2-х голосными и трёхголосными полифоническими произведениями.
а) овладение имитационной полифонией,
б) работа над интонационным строем,
в) работа над кантиленным исполнением голосов,
г) продолжение работы над артикуляцией,
В работе используются все предыдущие приёмы работы над полифонической музыкой. Можно прибавить работу над голосами применяя контрастную динамику, тщательно прорабатывая штрихи, используя правило «восьмушки» (все более крупные длительности исполняются поп legato, все более мелкие- legato.)
Работа над крупной формой.
а) продолжать работу над изучением структурного изложения сонатного аллегро и вариационной формы.
б) работа над сонатного аллегро: экспозицией, разработкой, репризой,
в) работа над контрастной динамикой,
г) знание стиля исполнения (Венские классики - Гайдн, Моцарт, Бетховен)
д) работа над единством темпа.
Работа над развитием технических навыков.
а) работа над этюдами с элементами виртуозности,
б) в гаммах больше внимания уделять ровности звука и беглости,
в) развитие гибкости кистевой - работа над различными арпеджио,
г)репитиционные фигуры, мелизматические группы,
д) знакомство и освоение крупной техники (сексты, октавы, аккорды)
е) работа над различными видами позиционных поступенных
группировок,
Воспитание исполнительских навыков.
а) умение анализировать не только содержание но, и форму музыкального
произведения.
б) понимать закон сцепления фраз в одно целое.
в) уметь осмысленно прочитать музыкальный текст.
г) развивать сценическую выдержку.
д) умение исполнить не одно произведение, а целую программу работать
над развитием внимания,
е) раскрывать стилистические особенности композиторов, грамотное
исполнение формы и содержания музыкального произведения.
Зачёты и выступления.
а) сдача зачётов в первом и втором полугодии
б) участие в концертах для родителей, участие в школьных конкурсах,
концертах.
Зачётные требования.
4 произведения.
- Чюрленис Фугетта
Моцарт Сонатина
Ребиков «Меланхолический вальс»
Черни -Гермер Этюд № 9 II часть
2. Бах 3-х голосная инвенция №15 си минор
Кулау Сонатина № 1 59 ля мажор
Шостакович «Лирический вальс» Черни Этюд № 29 соч.299
Черни Этюд № 29 соч.299
3. Бах « Сарабанда» из «Французской сюиты» до минор
Гайдн Соната Ре мажор № 37 (II, III ч.)
Григ «Поэтическая картинка»
Бургмюллер Этюд № 9 соч. 105
Джазовые произведения:
Н.Мордасов «Сборник джазовых пьес»-1999 г., Ирина Бойко «Джазовые акварели» -2003 г., Т.И.Смирнова «Интенсивный курс» тетрадь № 11 «Золотые темы джаза» 1996 г., О.Хромушин «Джазовые композиции» - 1994 г., Т.И.Смирнова «Интенсивный курс» - тетрадь № 6 (джазовая, эстрадная и музыка песенного репертуара), «Забытые мелодии»- составит. Михалевская Н.А.-1996г.
Заключение
В данной работе была предпринята попытка изучения творчества и творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования. Для этого были рассмотрены природа творчества, творческой деятельности, творческий процесс, понятие творческих способностей, методики их диагностики и развития.
Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество. Творческое начало, есть способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее.
Наличие творческих интересов детей способствует росту их активности, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
На основе анализа результатов исследования и обобщения нашего опыта по внедрению разработанной нами программы, с целью формирования и развития творческих способностей детей, приходим к выводам, что учащиеся с удовольствием посещают детскую школу искусств; свободно выступают на различных мероприятиях любого масштаба; занимают призовые места в школьных, районных, зональных, областных и даже международных конкурсах; креативно мыслят и проявляют творческую инициативу.
Таким образом, программа «От творчества к мастерству» дала прекрасные возможности для развития творческих способностей учащихся. Подводя итог, хотим ещё раз отметить, что главной целью педагога дополнительного образования является воспитание и обучение через творчество. Эта цель может быть достигнута только тогда, когда будет сформирован интерес к знаниям, то есть будет применяться творческая подача материала и творческий подход. Необходимо, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности. Важно, чтобы в процессе занятия он не механически выполнял техническое задание учителя, а был творцом. Умел вариативно применять свои знания, чтобы быть востребованным в постоянно меняющемся мире.
Мудрость творчества заключается в том, чтобы педагоги были для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения. Но самые важные способности – это красота души и чистота сердца, на основе которых
по-настоящему могут раскрыться творческие способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...