Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и мой мир"
рабочая программа (2 класс) на тему
Эта рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса по гражданско- прововому образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.01 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Проектируемые результаты
- Структура и содержание курса «Я и мой мир»
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Результаты изучения учебного предмета
1.5.1. Личностные результаты
1.5.2. Метапредметные результаты
1.6. Формы и методы преподавания курса «Я и мой мир»
1.7. Учебно-методическое обеспечение
2. Календарно – тематическое планирование
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
Курс "Я и мой мир" для 2-го классов - 1 час в неделю (34 часа в каждом классе) - является важной составной частью целостной системы правового образования, которая стала региональным компонентом школьного образования в Санкт-Петербурге.
Становление гуманистически ориентированной, законопослушной личности, обладающей гражданскими чувствами и чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям быстро меняющейся жизни.
Первые шаги в решении этих задач должны быть сделаны в начальной школе. Центром этой работы является курс "Я и мой мир", основное внимание в котором уделяется формированию у школьников гуманистических ориентации, их нравственному воспитанию.
Стержнем курса "Я и мой мир" являются этико-философские проблемы - раскрытие для младших школьников гуманистических ценностей жизни на доступном для них уровне.
Каждая тема курса посвящена раскрытию одной из этических ценностей. При этом в 2-м классе темы повторяются, т. е. раскрытие каждой темы имеет протяженность три-четыре года, но каждый следующий год - с расширением круга рассматриваемых вопросов, усилением воздействия на эмоциональную сферу детей, что обеспечивает более глубокое осознание учащимися общечеловеческого значения и личностного смысла этих ценностей. Таким образом, создаются условия для постепенного становления жизненных ориентаций младших школьников, проявляющихся в эмоционально переживаемом отношении к жизненным явлениям и в осознанном нравственном выборе линии своего поведения, способов действий, поступков.
Структура содержания курса создает условия для установления внутрикурсовых связей между элементами этических и правовых знаний. Компоненты правовой информации связываются по смыслу с гуманистическими этическими ценностями. Одновременно учащиеся узнают об охране законом жизни и здоровья людей от преступных посягательств. Аналогичная содержательная связь между этико-философскими вопросами и правовой информацией устанавливается и в других темах курса.
Исходя из общих задач системы этико-правового образования и роли курса "Я и мой мир" в этой системе, а также из результатов проведенного эксперимента, определены основные компоненты нравственно-правовой информации, сообщаемой учащимся на уроках курса, степень их раскрытия и возможного усвоения младшими школьниками.
- Проектируемые результаты
Компоненты содержания (нравственность, право) | Проектируемые результаты |
1. Главные ценности нашей жизни (что всего дороже...) | Восприятие учащимися в качестве главных ценностей следующего: - жизнь человека, его здоровье, свобода и достоинство; - родные и близкие люди, их любовь и забота; - добрые отношения с окружающими людьми, дружба со сверстниками; - Отечество как страна, где ты родился, с народом которой связан общей историей, языком, традициями; - малая родина - город, в котором ты живешь с его историей, особенностями быта, с традициями и чертами характера его жителей; красота города - источник духовного развития; - окружающая природа как условие жизни и здоровья людей, красота природы - источник вдохновения; - мир между людьми, основанный на уважения к правам человека, отсутствие насилия, агрессии сии, войн; - труд как условие развития человека, источник благосостояния человека, его семьи, рода, страны (на этой основе понимание положительного отношения ко всему, что создано трудом) |
2. Представление о правах человека | Учащиеся осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство с другими людьми, честь и достоинство |
3. Понятие «государство Россия» | Знание о России как о государстве в определенных границах, на территории которого проживают люди разных национальностей и культур. Символы государства: флаг, герб, столица |
4. Понятие «гражданин России» | Учащиеся понимают термин «гражданин России» как свою принадлежность к россиянам, как право на заботу и защиту со стороны государе Учащиеся знают, что с рождения они являются гражданами России, что это отражено в свидетельстве о рождении, что у гражданина есть права и обязанности |
5. Понятие «закон» | Учащиеся понимают закон как важный государственный документ, в котором содержатся правила, обязательные для выполнения |
6. Роль правил в жизни человека и общества | Понимание учащимися, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают им вместе жить, общаться, действовать |
7. Правила вежливости | Понимание учащимися, что правила вежливости основаны на уважении к человеку, а их соблюдение помогает общаться с другими людьми, вызывая к себе доброе отношение. Усвоение правил вежливости в общении со старшими и со сверстниками (форма приветствия, прощания, обращение с вопросом, ведение беседы, спора, умение слушать, знаки внимания, знаки уважения к старшим, точность во времени), проявление вежливости в поведении учащихся |
8. Правила поведения в школе | Усвоение правил поведения на уроке, на перемене, в школьной столовой, в гардеробе, при входе и выходе из школы. Знание учениками своих прав и обязанностей. Представление о наличии прав и обязанностей у учителя, у директора школы. Уважение к учителям и руководству школы. Проявление знания этих правил |
9. Правила поведения в общественных местах | Знание учащимися правил уличного движения для пешеходов, правил поведения при пользовании городским транспортом, при посещении театра, на экскурсии в музее, при посещении исторических мест города и пригородов, на прогулке в загородной зоне. Стремление и умение руководствоваться этими правилами |
10. Что наносит вред личной безопасности | Негативное отношение учащихся к кражам, жестокости и насилию в отношении людей, к жестокому отношению к животным, к любым действиям, наносящим ущерб природе, к порче школьного имущества, стен в домах, лифтов, оборудования детских площадок, к загрязнению улиц, дворов, нарушению правил поведения в общественных местах |
11. Правила личной безопасности | Знание учащимися ряда правил безопасности: - при общении с незнакомыми людьми; - при посадке в лифт; - в случае нахождения в квартире без взрослых. Отрицательное отношение к вредным привычкам, наносящим ущерб здоровью человека. Знание правил противопожарной безопасности. Понимание опасности обращения со взрывчатыми веществами и др. |
- Структура и содержание курса «Я и мой мир»
Основные вопросы.
34 часа в год
Тема 1. "Жизнь на Земле" - 4 часа в год
Природа, которая нас окружает. Связь человека с природой. Чудо жизни на Земле. Красота живой природы. Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. Закон на защите природы: запреты и ответственность за их нарушение. Как надо вести себя в лесу, в поле, в парке, на берегу реки, озера, моря. Что могут сделать дети для охраны природы. Наши друзья - домашние животные. Недопустимость жестокого обращения с животными.
Тема 2. "Жизнь и здоровье человека" - 4 часа в год
Жизнь человека - великий дар. Благодарность родителям за жизнь. В чем ценность жизни человека. Право каждого человека на жизнь. Что угрожает жизни человека. Кто защищает жизнь людей. Кто спасает жизни людей. Счастливая и ответственная пора детства. До какого возраста человек по закону ребенок. Право ребенка на выживание, что оно означает. Дети с трудными судьбами. Чем можно помочь этим детям. Хорошее здоровье - условие полноценной жизни. Как стать сильным и ловким. Простые правила гигиены. Вредные привычки - угроза здоровью. Право детей на особую заботу о здоровье. Какие правила личной безопасности следует соблюдать в городе. Как не стать жертвой преступления. Как самому не причинить вред здоровью других людей.
Тема 3. "Индивидуальность человека, его честь и достоинство" - 4 часа в год
Мы все разные. Знаем ли мы себя? Право человека быть самим собой. Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас. В чем состоит достоинство человека. Самоуважение - важное свойство человека. Как ребенку защитить свое достоинство. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Право ребенка на собственное мнение. Как сделать, чтобы вас поняли.
Тема 4. "Права человека и способы их защиты" - 4 часа в год
Что значит "иметь права". Естественное право человека на жизнь, свободу и достоинство. Всеобщая декларация прав человека: права, делающие мир человечнее, жестокость и насилие под запретом. Кто и как защищает права человека. Уважение к правам другого человека - наша обязанность. Особая забота о правах детей. Конвенция о правах ребенка: важные для детей права. Кто должен защищать права ребенка.
Тема 5. "Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие" - 4 часа в год
Мы живем среди людей. Радость добрых отношений между людьми. Необходимость взаимопонимания, терпимости, миролюбия в отношениях между людьми. Как смирять свой гнев и обиду. Если человек вам неприятен - как поступить? Осторожно: жестокость! Радость добрых дел. Что такое "милосердие". Семья, любовь между близкими и родными людьми. Как ребенок может проявить свою любовь к родителям и другим членам семьи. Взаимопомощь в семье. Радость дружбы. Умеете ли вы дружить? Как сохранить дружбу.
Тема 6. "Сознательный труд и его результаты" - 2 часа в год
Что создано трудом людей. Трудом славен человек. Люди разных профессий. Радость труда. Труд школьника. Домашний труд. Что могут "умелые руки". Как приучить себя к труду. В каждой вещи - труд людей. Необходимость бережного отношения к вещам. Значение слов "мое", "наше". Если потеряна вещь. Как вести себя при находке. Кража и ее последствия.
Тема 7. "Дорогая цена вежливости" - 4 часа в год
Как и почему возникли правила вежливости. Кого называют вежливым человеком. Дорогая цена вежливости. Правила вежливости, которым нужно следовать (формы общения со взрослыми и со сверстниками в разных жизненных ситуациях). Вежливость и речь. Слова, которые оскорбляют. Что такое хамство. Вежливость и культура. Человек воспитывает себя сам: знаю - хочу - умею - действую. Наш школьный этикет.
Тема 8. "Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона" - 4 часа в год
Роль правил в жизни человека и общества. Правила, установленные государством. Что такое закон. Кто принимает законы. Конституция России - Основной Закон нашей страны. Что такое общественный порядок. Правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, кино, театре, музее). Кто охраняет общественный порядок. Что запрещено. Ответственность за нарушение общественного порядка. Правила поведения в школе. Права и обязанности ученика. Права и обязанности учителя, директора школы. Ответственность учеников за порядок в школе.
Тема 9. "Любимый город" - 4 часа в год
Что значит быть горожанином. Знаем ли мы историю родного города? Красота города - результат труда и творчества многих поколений людей. Люди, прославившие наш город. Охрана Законом памятников истории и культуры. Сохранение памятников истории и культуры - дело каждого. Охрана зеленого убранства города. Обязанность горожан соблюдать чистоту и порядок на улицах города, в транспорте, в общественных местах. Животные в городе: правила содержания и выгула собак. Правила поведения в своем доме. Кто они - разрушители и пачкуны? Чем могут дети помочь родному городу? Правила безопасности, которые дети должны соблюдать на улице, во дворе, в парадной дома, в лифте, если остались дома одни.
Тема 10. "Родина - Россия" - 2 часа в год
Наше государство - Россия. Символы государства: флаг, герб. Москва - столица России. Мы - граждане России. Россияне - люди разных национальностей. Высокое чувство любви к Родине. Они защищали Родину. Сила Родины - в труде ее граждан. Как государство защищает права своих граждан.
Тема 11. "Мир на планете Земля" - 2 часа в год
Счастье мирной жизни. Ужасы войны. Дети - жертвы войны. Войны - угроза жизни на Земле. Люди хотят мира. Кто защищает мир на Земле. Дружба между народами.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
- Результаты изучения учебного предмета
1.5.1. Личностными результатами изучения курса «Я и мой мир» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» ситуации, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
1.5.2. Метапредметными результатами изучения курса «Я и мой мир» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе собственного мнения и общепринятых моральных ценностей;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить решении ситуаций на основе текстов, иллюстрациях, ситуаций;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- Формы и методы преподавания курса «Я и мой мир»
Преподавание курса "Я и мой мир" предусматривает органическое сочетание этико-правовых бесед с занятиями, проводимыми в форме игр либо практикумов. При этом половина учебного времени отводится на беседы (17 часов в год), а половина - на игры и практикумы. Такое сочетание определяется важной ролью практически ориентированной деятельности и игр в воспитании школьников. А ведь именно воспитательным задачам в данном курсе отводится главная роль.
В целом игры и практикумы создают условия для накопления учащимися социального опыта, столь необходимого для интеграции в окружающий их мир, помогая школьникам осмыслить, прочувствовать, "пропустить через себя" то, о чем шла речь во время беседы. Поэтому после каждой беседы проводится игра или практикум, которые соответствуют содержанию беседы. Возможно и сочетание на одном уроке практического задания и игры. Таким образом, курс "Я и мой мир" имеет четкий ритм: беседа - игра (или практикум) - беседа - практикум (или игра).
1.7. Учебно-методическое обеспечение:
1. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Первый этап - начальная школа.- СПб., 1999.
2. Учимся думать о себе и о других: Книга для чтения и размышления.- СПб., 1996.
3. Права ребенка - это ваши права: Для детей 7-10 лет.- СПб., 1997.
- Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема | Тип урока | Деятельность учащихся | Дата проведения | |||||||||
УУД | Освоение предметных умений | ||||||||||||
I. "Жизнь на Земле" | план | факт | |||||||||||
1. | Беседа. Что написано в Красной книге? | Урок открытия новых знаний | Личностными результатами являются следующие умения:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| Восприятие учащимися в качестве главных ценностей следующего: окружающей природы как условия жизни и здоровья людей, красоты природы — источника вдохновения; негативное отношение к действиям, наносящим ущерб природе; знание о законах об охране природы | |||||||||
2. | Практикум. Изготовление листков Красной книги | Комбинированный урок | |||||||||||
3. | Беседа. В лес пришла беда | Комбинированный урок | |||||||||||
4. | Практикум. Изготовление памятки | Урок обобщения | |||||||||||
II. "Жизнь и здоровье человека" | |||||||||||||
5. | Беседа. Осторожно — опасно для жизни | Урок открытия новых знаний | Знание учащимися ряда правил безопасности: противопожарной безопасности, правил обращения со взрывчатыми веществами и др. Отрицательное отношение к вредным привычкам, наносящим ущерб здоровью человека | ||||||||||
6. | Практикум. Решение ситуационных задач | Урок обобщения | |||||||||||
7. | Беседа. Вредные привычки — угроза здоровью | Урок открытия новых знаний | |||||||||||
8. | Практикум. Встреча с медработником: вопросы — ответы | Комбинированный урок | |||||||||||
III. "Индивидуальность человека, его честь и достоинство" | |||||||||||||
9. | Беседа. О чести судят по поступкам | Урок открытия новых знаний | Учащиеся осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу, равенство с другими людьми, на честь и достоинство | ||||||||||
10. | Игра. «Верю — не верю» | Комбинированный урок | |||||||||||
IV. "Права человека и способы их защиты" | |||||||||||||
11. | Беседа. Кто и как защищает права человека | Урок открытия новых знаний | Знание о правах человека и способах их защиты (к кому обратиться в разных ситуациях) | ||||||||||
12. | Практикум. Знакомство с книгой «Права ребенка — это ваши права» | Урок обобщения | |||||||||||
V. "Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие, доброта" | |||||||||||||
13. | Беседа. Дари близким любовь и заботу | Комбинированный урок | Восприятие учащимися в качестве ценности родных и близких людей, их любви и заботы. Учащиеся принимают близких такими, какие они есть; проявляют терпимость к недостаткам родных людей, проявляют заботу о них. Восприятие учащимися в качестве ценности добрых отношений с окружающими людьми, дружбы со сверстниками, проявление добрых отношений в поведении | ||||||||||
14. | Практикум. Изготовление сюрприза для близких | Комбинированный урок | |||||||||||
15. | Беседа. Дружба верностью сильна | Урок открытия новых знаний | |||||||||||
16. | Практикум. «Конфликт-театр», инсценировки по группам, их разбор | Комбинированный урок | |||||||||||
VI. "Сознательный труд и его результаты" | |||||||||||||
17. | Беседа. Как приучить себя к труду | Урок открытия новых знаний | Восприятие учащимися в качестве ценности труда как условия развития человека, дающего радость творчества, как источника благосостояния человека, его семьи, народа, страны | ||||||||||
18 | Практикум. Выставка домашнего творчества | Урок обобщения | |||||||||||
VII. "Дорогая цена вежливости" | |||||||||||||
19. | Беседа. Простые правила этикета | Урок открытия новых знаний | Понимание учащимися, что правила вежливости основаны на уважении к человеку, а их соблюдение помогает общаться с другими людьми, вызывая к себе доброе отношение; усвоение правил вежливости в общении со старшими и со сверстниками, проявление вежливости в поведении учащихся | ||||||||||
20 | Практикум. Игра: «В гостях у Мальвины» | Урок обобщения | |||||||||||
21. | Беседа. Что такое хамство? | Комбинированный урок | |||||||||||
22 | Игра. «Подскажи словечко» | Урок закрепления | |||||||||||
VIII. "Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона" | |||||||||||||
23. | Беседа. Они охраняют общественный порядок | Комбинированный урок | Владение знаниями об охране правопорядка государственными органами, о способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов. Четкая установка на законопослушание, негативное отношение к нарушениям правопорядка | ||||||||||
24. | Игра. «Красный, желтый, зеленый» | Урок повторения | |||||||||||
25 | Беседа. Сила закона и сила примера | Урок открытия новых знаний | |||||||||||
26 | Практикум. Операция «следопыт» | Комбинированный урок | |||||||||||
IX. "Мой любимый город" | |||||||||||||
27. | Беседа. Пачкуны и разрушители — кто они? | Урок открытия новых знаний | Малая родина — город, в котором ты живешь, с его историей, традициями и чертами характера его жителей. Красота города — источник духовного развития | ||||||||||
28. | Игра. «Клуб знатоков (правила поведения в городе)» | Комбинированный урок | |||||||||||
29 | Беседа. Страницы каменной книги | Урок открытия новых знаний | |||||||||||
30 | Игра. «Звездный час» | Урок обобщения | |||||||||||
X. "Родина - Россия" | |||||||||||||
31. | Беседа. «С чего начинается Родина?» | Комбинированный урок | Закон как важный государственный документ, в котором содержатся правила, обязательные для выполнения | ||||||||||
32. | Практикум. Конкурс стихов о Родине | Урок обобщения | |||||||||||
33. | Беседа. Нет — войне! | Урок открытия новых знаний | Восприятие учащимися как ценности мира между людьми, основанного на уважении к правам человека; отсутствие насилия, агрессии, войн | ||||||||||
34. | Практикум. Устный журнал «Мы помним…» | Урок обобщения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...