Использование проектной деятельности в начальной школе
статья на тему
Учителя начальных классов ставят перед собой образовательные цели, связанные с личностным развитием учеников. К современным предметно ориентированным формам организации обучения можно отнести метод проектов. Через организацию проектной деятельности у обучающихся формируются ключевые образовательные компетентности. При этом каждый учащийся включён в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя и приобретая новый жизненный опыт.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_smirnova_region.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной деятельности в начальной школе.
Смирнова Елена Михайловна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 112 с углубленным
изучением информатики»
Учителя начальных классов ставят перед собой образовательные цели, связанные с личностным развитием учеников. К современным предметно ориентированным формам организации обучения можно отнести метод проектов. Через организацию проектной деятельности у обучающихся формируются ключевые образовательные компетентности. При этом каждый учащийся включён в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя и приобретая новый жизненный опыт.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.
Предлагаю свой опыт использования метода проекта в урочной и внеурочной деятельности. В 2011-2012 учебном году, под моим руководством, учениками 4-ых классов был создан проект ко Дню матери. Данный проект был реализован в течение ноября 2011 года, заключительный этап прошел в канун праздника «Дня матери» 25 ноября 2011 года.
Тема проекта: "Моя мама – самая лучшая"
Проблема:
С самого раннего возраста ребенок должен помнить о том, что где бы он ни находился и чем бы ни занимался, самым дорогим и любимым человеком для него остается мама. Мама - это доброта и ласка, любовь и понимание, забота и поддержка. Дети должны понимать и помнить, кем для них является мама, какой любви, заботы и уважения она заслуживает. Но у современных детей преобладает потребительское отношение к матери.
Цель проекта:
- воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;
- вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме;
- совершенствование навыков культуры поведения; развитие творческих способностей;
- сближение детей и родителей через совместную деятельность.
Участники проекта: ученики четвёртых классов
Срок реализации проекта: ноябрь 2011 года
Содержание практической деятельности по реализации проекта:
1 этап. Разработка проектного задания.
На данном этапе определяется тема, уточняются цели, выбираются творческие группы, определяется источник информации. Учитель мотивирует учащихся, способствует принятию совместного решения по проведению праздника «Дня матери»; а также агитирует родителей на принятие участия в подготовке и проведении праздника.
Предложение темы мероприятия выбрано через осознание значимости праздника «Дня матери». Также осуществлён выбор инициативной группы учащихся, родителей для проведения праздника.
2 этап. Разработка проекта.
На классном часе была проведена беседа о мамах и о том, что Указом Президента РФ в 1998 г. был установлен праздник “День Матери в Российской Федерации”, который отмечается в последнее воскресенье ноября. Совместно с учениками было решено провести конкурсную программу для мам «Супер-мама», изготовить своими руками подарки для мам и бабушек и оформить презентацию фотографий «Я с мамочкой своей». Также было выбрано 6 кандидатов для конкурсной программы. Мамами со своими детьми будут представлять на суд жюри свои достижения.
3 этап. Осуществление замыслов.
На занятиях по изобразительному искусству и технологии:
- изготовление текстильных открыток для своих мам.
- изготовление сюрприза для мам и бабушек.
- рисование портретов мамы
Во внеурочной деятельности:
- подготовка мультимедийной презентации «Я с мамочкой своей»;
- заучивание песен, стихотворений для мам, пословиц, отработка дикции, выразительности речи;
- репетиции инсценировок, танцев.
4 этап. Защита проекта.
Конкурсная программа “ Супер-мама ”.
Цели конкурса:
- воспитание чувства любви к своей матери и гордость за неё, чувства уважения к родителям;
- формирование взаимопонимания между мамами и детьми;
- привлечение родителей к массовым мероприятиям.
Ход мероприятия:
Звучит песня певицы Трои «Мама».
Добрый вечер, милые мамы! Здравствуйте!
Мама… Это слово обращено к той, что подарила жизнь тебе, мне, ей, ему.
Наши мамы достойны того, чтобы праздники в их честь устраивали не только 8 марта, но и 28 ноября. Ведь без мам жить нельзя на свете, нет! Потому что мама вносит в повседневную жизнь красоту, нежность и очарование. А папа дополняет её рассудительностью, тактом и галантностью.
Исполняется монтаж «Мама дорогая» учениками 4 класса.
Итак, мы пригласили вас сегодня, чтобы поздравить вас с замечательным праздником Днём Матери. А ещё мы приготовили для вас конкурс “Супер-мама”, посвящённый Дню матери.
Представление жюри.
А вы, дорогие болельщики, надеюсь, не забыли захватить с собой побольше улыбок и аплодисментов для участниц нашего конкурса. Условие конкурса: в состязании участвуют мамы. Набрав большее количество очков, вы получаете шанс на выигрыш и на звание “Супер-мама”.
Звучит песня Маши Фёдоровой “Мама”
Конкурсы:
Конкурс № 1 «Представление»
Дети совместно с мамами подготовили дома небольшой рассказ о времяпровождении в кругу семьи.
Исполняется песня «Милая мама» учениками 4 класса.
Конкурс №2. “Разминка”
В этом конкурсе предлагается сообща закончить по одной пословице.
Декламируется стихотворение «Милая мамочка моя» ученицей 4 класса.
Конкурс № 3 «Творческий»
Мамы и дети представляют совместный творческий номер.
Исполняется монтаж «Самая лучшая мама на свете» учениками 4 класса.
Конкурс №4. “Рассуждалки”
Оценивается сообразительность мам и детей.
Исполняется песня «О маме» учениками 4 класса.
Конкурс № 5 «Объяснялки»
С помощью пантомимики объяснить названия кухонных принадлежностей.
Пока жюри подводит итоги, гостей ожидает сюрприз. Это выступление детей, концертные номера, презентация фотографий «Я с мамочкой своей», подарки, сделанные своими руками.
Конкурсная программа стала подарком мамам к Дню матери. Праздник получился ярким и эмоциональным и оставил у детей ощущение гордости за полученный результат. Кроме того, у ребят сформировалась положительная мотивация для продолжения работы в этом направлении. Это важно, так как наличие творческих мотивов означает, что ученик не только усваивает те приемы учебной работы и те способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с другими людьми Таким образом, совместный проект сближает родителей, детей и классного руководителя. Сразу возникают перспективы продолжения «творения будущего» - впереди празднование «Нового года».
Использование проектной деятельности в начальной школе.
Смирнова Елена Михайловна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 112 с углубленным
изучением информатики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в начальной школе : Изучение рельефа местности с использованием метода маршрутной и полярной съемки (Конспект урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по теме «Изучение оврагов»")
Воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя,...
Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)
В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе. Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...
Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс "Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе" был проведен с целью передачи опыта работы....
Использование проектной деятельности в начальной школе.
Данный материал, раскрываеет возиожности использования видов проектной деятельности в начальной школе....
Использование проектной деятельности в начальной школе.
В работе показывается использование проектной деятельности с учениками начальных классов на примере создания книги- самоделки....
Использование проектной деятельности в начальной школе
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творч...
Использование проектной деятельности в начальной школе. Из опыта работы.
В современном образовании недостаточно просто передать ученику сумму знаний и умений по определенным предметам. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извле...