Использование проектной деятельности в начальной школе.
статья на тему

  Чумакова Марина Петровна

Данный материал, раскрываеет  возиожности использования видов проектной деятельности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx69.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе

   С течением времени и в образовании и в человеческой цивилизации в целом становится все более ясно, что важнейшим результатом образования являются некоторые общие модели деятельности человека, том числе, интеллектуальной деятельности, хотя и не только.

   Речь идет о планировании человеком своей работы и корректировке планов, о способности к контролю результатов работы, ее хода и своего поведения, о кооперации и разделении труда, о стратегиях индивидуального и общего выигрыша, об анализе своего опыта и поиске закономерностей, об умении делать произвольный выбор, строить модели социальных ситуаций и примерять на себя роли, умение спорить, отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения оппонента и т.д.

   Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер. Личностно-ориентированный подход в обучении - одно из направлений модернизации образования.

   Следовательно, перед нами, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является проектная методика, которая в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать задачи  личностно-ориентированного подхода в обучении.

  Проект- это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретённых навыков, применение знаний, полученных на уроке, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. В отличие от привычных педагогических методик, которые нацелены в основном на репродуктивную деятельность учащихся, метод проектов учит детей самостоятельно ставить цели и находить средства их достижения, то есть брать на себя ответственность за свои действия.

  Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование - это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы:

1.Индивидуальные навыки

-Определять задачи, которыми стоит заниматься.

-Формировать независимые суждения.

-Развивать личный интерес и углублять знания в определенной области.

-Приобретать навыки самоорганизации.

-Развивать практические навыки, создавать что-либо свое.

-Делать то, что имеет практическое применение.

-Развивать способность справляться с новыми проблемами.

-Собирать и анализировать новую информацию.

-Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритм решения задач).

-Учиться анализировать и оценивать чужую работу.

2.Междисциплинарные навыки

-«Выходить» за пределы одного предмета.

-Интегрировать знания, получаемые из различных источников.

-Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах.

-Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям.

3.Навыки работы в группах

-Учиться работать в группах.

-Учиться возглавлять команду и организовывать работу.

-Участвовать в процессе принятия решений.

-Приобретать навыки сотрудничества.

-Развивать чувство такта и дипломатичность.

-Направлять деятельность в процессе проекта. 

4.Работа с самосознанием

-Изучать свои сильные и слабые стороны.

-Получать чувство удовлетворения от проделанной работы.

-Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной      задаче.

5.        Навыки общения

-Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме.

-Совершенствовать  навыки  убедительной,  логически  построенной аргументации;

-Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.

-Учиться писать понятный и грамотный отчет о проделанной работе.

 Включая младших школьников в проектную деятельность, можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции,
    соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия;
  1. Выполнять мыслительные операции , входящие в состав проектной деятельности;
  1. Проводить наблюдения, ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира;
  2. Пользоваться разными источниками для нахождения информации, критически воспринимать средства информации, дифференцированно оценивать, делать выбор и самостоятельно обрабатывать её;
  3. Вести наблюдение и планировать простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; планировать и проводить небольшие интервью;
  4. Представлять результаты своей работы в разнообразных визуальных, кинестетических, речевых и электронных формах;
  5. Вести диалог и решать проблемы в малых группах (реализация этой технологии позволяет педагогам  решать не только образовательные, но и воспитательные задачи)

  Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

  Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

  Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

 

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Что же нужно сделать учителю, чтобы разработать проект?

  1. В первую очередь необходимо чётко определить общую тему, в рамках которой будет проводиться проект; актуальность проекта, т.е. зачем он нужен;
  1. Продумать название проекта, его основополагающий (проблемный) вопрос;
  1. Сроки реализации (в своей работе можно планировать проекты как долгосрочные, так и мини -проекты, рассчитанные на один урок или даже его часть);
  2. Чётко поставить цели проекта, основные задачи, направления в рамках одной или нескольких учебных тем (метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любому предмету);
  3. Выделить этапы реализации проекта с конкретными предполагаемыми результатами, ожидаемыми трудностями и проблемами, способами их решения;
  1. Разработать критерии оценки результатов проекта;
  1. Продумать состав участников (если работа будет вестись группами, то определить критерии деления на группы).

Столь детальное предварительное моделирование проекта во многом определяет его успех.

   

   Отличительной чертой проектной методики является особая форма организации деятельности ученика. Поэтому учитель так должен продумать и организовать активную деятельность ученика, чтобы ему захотелось принять участие в проекте, провести своё исследование. 

Исследование - это моделирование в учебной ситуации естественного процесса открытия. Исследование может быть индуктивным и дедуктивным. От типа исследования зависит то, как я планирую деятельность участников проекта.

Для индуктивного исследования            Для дедуктивного исследования

  1. Мотивация                              1. Мотивация.
  2. Исследование.                               2. Обобщение.
  3. Обмен информацией                               3. Выдвижение гипотез.
  4. Организация информации                         4. Исследование.
  5. Связывание фактов.                               5. Обмен информацией.
  6. Обобщение (итоги).                               6. Организация информации.
  7. Рефлексия.                               7. Связывание информации (итоги).

                         8. Рефлексия.

Мотивация.

     

     Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому я стараюсь выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.       Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда вопрос формулируют сами ученики. Здесь можно почувствовать важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.

Способы создания мотивации:

  1. Способ загадки (или приём интерпретации). Представление материала, содержащего неопределённость и связанного одной идеей, гипотезой или выводом.
  2. Приём «ключевых слов» или ключей. Например, нужно угадать предмет, спрятанный в ящике или какое-то понятие. Ученикам предлагаются ключи для открытия. Выбор ключей учителем зависит от целей мотивации. Это могут быть: значение, причина, свойства, функции и т.п. Учащиеся задают вопросы, используя ключи, учитель может дать только ответы «да» или «нет».
  3. Погружение в проблему. Ученики ставятся в такую ситуацию, когда им необходимо принять какую-то позицию, роль и решить проблему уже с этой точки зрения.
  4. Выполнимое невыполнимое действие. Создаётся ситуация практического выполнения действия, причём есть иллюзия его лёгкого выполнения. Но у ученика ничего не получается. Возникает вопрос: «Почему не получается?».

Часто приходится учителю изобретать мотивацию, этот процесс требует особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего проекта.

Выдвижение гипотез.

Ученики предполагают, выдвигают проблемные вопросы. Но чтобы опровергнуть или доказать предположения, ответить на проблемный  вопрос -нужно найти необходимые факты, то есть провести исследование.

             

Информационная компетентность.

   Так как речь идёт о проектной деятельности именно младших школьников, то работа по развитию информационной компетентности требует от учителя наибольшей отдачи. Ученики уже в конце 2 класса чётко представляют себе, где можно найти необходимую информацию.

    А к окончанию 4 класса учащиеся уже умеют самостоятельно добывать информацию и любое свое действие планировать, анализировать, оценивать (делать вывод). Зная различные поисковые системы, ребята с интересом и удовольствием разыскивают в Интернете нужные факты, учатся из огромного объёма информации выбирать ту, которая необходима для решения их исследовательской задачи.

Формы работы:

    Исследование может проходить как индивидуально, так и в группах. Чаще всего мы используем в проектной деятельности работу в группах. Научить детей младшего школьного возраста работать в группах непросто. Очень  много зависит от подбора учеников в отдельно взятом коллективе. Ребёнок должен иметь опыт работы, как в гомогенных группах, так и в гетерогенных. Для учителя наиболее трудной  проблемой является психологическая совместимость и координация работы в гетерогенных группах. В гетерогенных группах проигрывают сильные дети, так как в "рост" идут только средние. Все исследования говорят о том, что в таких группах академический рост для сильных детей не идёт. Обязательно сильным детям надо давать возможность работать в гомогенных группах.

Критерии, по которым проводится деление на группы:

  1. По академическим успехам
  2. По способностям к определённому предмету
  3. По виду и уровню мотивации (если у ребёнка низкий уровень мотивации, но высокие
    способности, то полезно будет ему поработать в группе с детьми, у которых высокая мотивация - это его "поднимет").

4.   По уровню развития творческих способностей (полезно всем творческим детям собираться в одну группу, это нужно делать регулярно).

  При всех этих способах деления должна обязательно учитываться психологическая совместимость. Выбирать способ деления на группы нужно всегда разный, в зависимости от целей проекта, специфики межличностных отношений и психологической совместимости.  

Вместе с детьми мы приняли законы работы в группе, которые должны соблюдаться всеми:

  1. Право каждого на свою точку зрения;
  2. В споре роэ1сдается истина,
  3. Спор не должен порождать вражду,
  4. Сумей отстоять свою точку зрения и принять точку зрения другого,
  5. Не бойся выдвигать гипотезы, даже если они могут оказаться ложными,
  6. Одна голова хорошо, а две лучше.

Оформление результатов исследования

   Группа проводит исследование и представляет результат в различных формах. Для детей, которые не имеют возможности работать с компьютером, это могут быть: макет, схема, модель, рисунок, коллаж, гербарий, диаграмма, ифа, ролевое представление, заметка, каталог, тематический проект, коллекция, график, фоторепортаж, устное сообщение и т.д.

    Но большая часть представляет результаты своего исследования в виде электронной презентации, в которую можно включить многие из выше перечисленных форм, а так же мультимедийные объекты. Навыки работы с презентацией и электронными публикациями учащиеся приобретают на интегративных уроках технологии и ИКТ и имеют возможность ежедневно совершенствовать их как в домашних условиях, так и в нашем компьютерном  кабинете.  Многие ребята уже так владеют навыками работы с презентацией, что готовят домашние задания в этой форме (наглядное сопровождение докладам, сообщениям и т.д.)

Обмен информацией.

  Представляет (защищает) результат своей работы чаще группа всем составом, ученики сами распределяют роли, и каждый несёт ответственность за себя и за всю группу. Если это был длительный проект, то защита проходит в виде конференции. Такие конференции обычно проходят у нас в конце триместра. Если это мини-проект, то группа может делегировать представителя, который ознакомит с выводами группы, полученными в результате исследования. На первых этапах работы с проектами мы предлагали детям шаблон защиты своего проекта, но постепенно ребята от него отказались и уже чётко представляют себе, как нужно защитить проект или отстоять свою точку зрения. 

Итоги. Рефлексия.

Без понимания способов обращения с информацией, механизмов исследования и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли в ходе работы над проектом. Здесь большая роль отводится рефлексии, она - источник внутреннего опыта, необходимый инструмент мышления и способ самопознания.

Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути решения, полученные результаты и т.д. Очень часто ученики не испытывают потребности в осознании своего приращения и развития, не умеют определить причины своих результатов или проблем, которые возникли при выполнении исследовательской деятельности. Поэтому уже в первом классе дети должны учиться рефлексировать.

 Формы рефлексии могут быть разные: вербальные (устное ), письменное анкетирование, изобразительные (отрази цветом свои ощущения и успехи; нарисуй радугу, изобразив изменения, происходившие с тобой в течение работы над проектом и т.п.), можно в конце мини-проекта предложить детям показать мимикой свои чувства и ощущения.

Анализируя представленный выше опыт, можно сделать вывод, что использование технологии проектной методики способствует развитию:

  1. Логического, творческого, критического мышления;
  2. Способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;
  3. Целостного миропонимания на основе системного мышления и места своего «Я» в мире;
  4. Способностей к самопознанию и самопониманию;
  5. Эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов;
  6. Информационной компетентности.
  1. Формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции
  1. Развитие общеучебных умений и навыков : исследование, рефлексия , самооценка
  2. Развитие познавательного интереса учащихся
  3. Реализация принципа связи обучения с жизнью

Пять сфер способностей, формирующиеся при

«Проектировании в учебном процессе»

  1. Продуктивное мышление-генерация множества разнообразных и необычных идей, их развитие
    углубление.
  2. Коммуникация-сообщение другим детям о своих идеях, чувствах, потребностях: описание,
    сравнение, сопереживание.
  3. Прогнозирование-предсказание возможных событий либо обращение к прошлому.
  4. Принятие решения-характеристики и оценка ситуации, взвешивание возможных и принятие
    окончательных решений, выбор решения из ряда альтернатив.
  5. Планирование-подбор средств для осуществления замысла, описание того, что необходимо
    сделать, какие ресурсы для этого понадобятся, описание последовательности действий,
    характеристика возможных затруднений.

Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты».

Этапы работы над проектом

Выбор темы («Формулирую основные положения проекта»)

  • Паутина.
  • Ассоциации.
  • Психологический тест на определение области интересов.
  • Беседа «Что я знаю о...».
  • Анкета.
  • Какие учебные предметы касаются этой темы, какой тебе
    нравится.
  • Выбор из предложенного набора тем.
  • Сконструируй тему из набора слов.
  • Спроси, что посоветуют окружающие, и выбери.
  • Из списка вычеркни то, что тебе абсолютно не интересно.
  • Что можешь использовать из темы.
  • Оглавление по книге, беседа с профессионалом.

Поиск источников («Подбираю справочный материал»)

  • Энциклопедический словарь.
  • Лазерные диски.
  • Учебники, специальная литература.

•        Беседа с людьми (специалисты/неспециалисты).
.   Интернет, компьютер.

Работа над проектом («Составляю план»)

  • Создание групп (при групповой работе).
  • Распределение ролей, обязанностей в группе.
  • Распределение времени.

Оформление результатов («Представляю проект»)

Спектакль

Музыкальное произведение

Сценарий

Макет

Костюм

Праздник

Учебное пособие

Справочник

Журнал

Макет

Видеоклип

Газета-игра

Выставка Презентация

Выставка

Презентация

ЦИКЛОГРАММА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1.Установочное занятие

2.Стендовая информация о проектной работе

3.Консультации по выбору тематики учебных проектов

4.Формирование проектных групп

5.Составление индивидуальных планов проектной деятельности

6.Поисковый этап

7.Промежуточные отчёты учащихся

8.Индивидуальные и групповые консультации по содержанию проектных работ

9.Обобщающий этап: оформление результатов

10.Презентация проектов

11.Доработка проектов с учётом замечаний и рекомендаций

12.Подготовка к публичной защите проекта

   

13.Генеральная репетиция публичной защиты проекта

14.Заключительный этап: защита проекта

15.Подведение итогов, анализ выполненной работы

16.Итоговый этап. Награждение участников проекта

План работы над проектом

Подготовительный этап

  1. Определить тему проекта.
  2. Продумать ключевые понятия темы.
  3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
  4. Представить возможные итоговые работы.
  5. Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.

6. Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

                                        Первый этап

(проектировочный)

  1. Сообщатся изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме
  2. Вопросы выносятся на доску.
  3. Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
  4. Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.
  5. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
  6. Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
  7. Правильно будет вывесить график отчета по этапам.
  8. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация,
    публикация - обговорить структуру;

Если реальная модель, как она может быть представлена (рисунок, описание модели.макет).

  1. Предлагается объединиться по творческим группам, определить руководителя группы, составить
    перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной
    информации. Обсудить итоговую работу.

Второй этап

(практический)

Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.

  1. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
  2. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап,

Заключительный этап.

  1. Еще раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.
  2. Оглашается последовательность выступлений групп.
  3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают
    пожелания в улучшении.

Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования
  • Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  • Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы .
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

СОСТАВ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ

  1. Паспорт проекта
  2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов
  3. Вся собранная информация по теме
  4. Результаты исследования и анализа
  5. Записи всех идей и решений
  6. Эскизы, чертежи, наброски, распечатки из Интернета
  7. Материалы и сценарии к презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальной школе : Изучение рельефа местности с использованием метода маршрутной и полярной съемки (Конспект урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по теме «Изучение оврагов»")

Воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя,...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе

Мастер-класс "Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе" был проведен с целью передачи опыта работы....

Использование проектной деятельности в начальной школе

            Учителя начальных классов ставят перед собой образовательные цели, связанные с личностным развитием учеников. К современным предметно ориентирова...

Использование проектной деятельности в начальной школе.

В работе показывается использование проектной деятельности с учениками начальных классов на примере создания книги- самоделки....

Использование проектной деятельности в начальной школе

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творч...

Использование проектной деятельности в начальной школе. Из опыта работы.

В современном образовании недостаточно просто передать ученику сумму знаний и умений по определенным предметам. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извле...