Ритмика - основа музыкального движения
статья на тему

Ритмика в начальной школе может быть определена как учебная дисциплина и как одно из средств воздействия на ребенка в комплексе методик.На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У детей развивается «умение слушать музыку, как логическое и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmika.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Людмила ГОРШКОВА

Ритмика – основа музыкального движения

Задача музыкального движения – воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников. Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствовать музыкальный образ.

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.

На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У детей развивается «умение слушать музыку, как логическое и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.

На всех этапах у детей необходимо развивать умение вслушиваться в музыку, постигать ее язык. Во время работы с детьми над музыкально-двигательным образом  неоднократно следует давать им послушать музыку, остановить их внимание на музыкальных моментах, которые они недостаточно ярко воспринимают и не передают в движении. Музыка будит воображение детей, подсказывает им детали образа. Музыкальный образ оживает, и дети создают яркий музыкально-двигательный образ. Слушание музыки не должно отрываться от образа, над которым дети работают. Иногда полезно просто сосредоточиться послушать музыку вместе с детьми, а потом спросить, соответствует ли она их движениям, действиям. Все это помогает воспитывать любовь к самой музыке, желание и умение ее слушать. И хорошо, когда дети просят сыграть еще раз, радуются: «Какая красивая музыка!» от этого их движения делаются выразительнее и одухотвореннее.

Необходимо развивать у детей чуткость к элементам музыкальной выразительности. Это достигается путем работы над музыкальными произведениями, в которых тот или иной элемент (динамика, ритм, регистровая окраска и т.д.) является ведущим – определяет характер и основное эмоциональное содержание музыки и движения. Но при этом нельзя искусственно обособлять элементы музыкальной выразительности, нарушая восприятие целостного музыкального образа. Так, развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения не отделяется  и не обособляется от воспитания целостного восприятия музыки. Нельзя уточнять ритмичность движений детей в отрыве от музыки, например громким счетом или непрерывными хлопками, - и то и другое мешает детям слушать и воспринимать музыку, подменяет ощущение музыкального ритма арифметическим счетом, воспитывает привычку механически согласовывать свои движения с музыкой.

В музыкально-двигательном материале темп, протяженность, ритм движений определяется всем характером музыки, а не только ее временной организацией. Например, не всякой польке соответствует движение в ритме полечного шага: на одну дети отвечают бегом, а на другую – поскоками, хотя счет 2/4 в обоих случаях. Три очень сходные по ритмическому рисунку мелодии в зависимости от обработки рождают: одна – бег по восьмым, другая – прыжки по четвертям, третья – движение по половинным нотам.

Но если в музыкальном произведении или какой-то его части ритмический рисунок является ведущим образно-выразительным средством, то он обязательно должен отразиться в движении. Поэтому необходимо сосредоточить на нем внимание детей, учить их чувствовать его выразительность. Это легче всего сделать на примерах плясовой народной музыки, в которой заключение музыкальной мысли часто подчеркивается характерной ритмической фигурой (две восьмых и четверть), которую ребята обычно отражают тремя задорными притопами и хлопками.

Дети должны увидеть художественное воплощение музыкально-двигательного образа – это будит их воображение.

Каждое движение совершенствуется в определенном ритме. Понятие «ритм» имеет широкое распространение  применяется по отношению к различным случаям: ритм стихотворения, прозы, сердца, дыхания, ритм времени, дня и ночи, ритм работы и т.д.

Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте. Она способствует гармоническому физическому развитию детей, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, выразительности движений; знакомит детей с музыкой, танцами, песнями, учит в движениях выражать характер и темп музыкального произведения. На уроках ритмики используются бег, ходьба, прыжки, игровые упражнения, элементы художественной гимнастики и имитационные движения.

Ритмика в начальной школе может быть определена как учебная дисциплина и как одно из средств воздействия на ребенка в комплексе методик.

Первое понимание уроков ритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.

Второе понимание уроков ритмики обусловливает включение ее в любую методику воспитания, развития и обучения школьников в системе эстетического образования.

Целью ритмики является обучение, развитие и воспитание у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, и в конечном итоге, адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи ритмики оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные. Занятия ритмикой укрепляют у детей косно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений.

Воспитательные задачи уроков ритмики разнообразны:

  1. воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  2. воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. воспитание умения перевоплощаться, проявляя свои художественно-творческие способности;
  3. воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и т.д.

  Музыка для этюда и танца должна соответствовать возрасту  и уровню развития детей. Ритм должен быть понятным, а темп – спокойным. Хореографические композиции построены на основе ритмического движения. Это движения польки, подскоки, галоп, хлопки, повороты, поклоны, а также этюды и танцы, связанные с какими-либо образами, основанными на подражании живой природе, и сказочными образами. Например, в хореографической композиции «Гадкий утенок» дети первого года обучения танцуют цыплят и утят. В хореографической композиции «Белоснежка и семь гномов» дети изображают гномов.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам безопасности движения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГАпо _Основам безопасности движенияАвторская адаптационная разработка программы «Зелёный свет» в стадии апробации. Автор Мышкина И.Д....

Программа дополнительного образования учащихся 1-4 классов "Основы музыкальной культуры"

На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной ...

Программа Основы безопасного движения 1-4 классы

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к личностным характеристикам выпускника общеобразовательного учреждения в части формирования ...

Конспект занятия по ритмике Тема: "Музыкальное путешествие" 1 класс

Тема:  Музыкальное путешествиеЦель занятия: Пробудить творческий интерес обучающихся к постижению основ танцевального искусства, повысить мотивацию к самостоятельным занятиям танцевальными и физи...

рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасного движения 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс Основы безопаного движения...

Самоанализ и конспект урока "Ритмика и танцевальные движения"

Цель урока: Эстетическое развитие младших школьников средствами ритмики, корригирующей гимнастики и танца в процессе начального хореографического обучения, постепенное их физическое совершенствов...