рабочая программа
рабочая программа (3 класс) на тему

Лилия Михайловна Северина

Внеурочная деятельность - Я исследователь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_issledovatel.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Курс «Я исследователь» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 7—10 лет. В 3 классе на изучение курса  отводится в год 34 часа, 1 час в неделю.

 Цель программы: формирование умений действенно-практического характера, требующих практического применения знаний и умений, полученных на уроках, создание условий, способствующих освоению новых для ребёнка

Задачи:

         развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

         познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.

         обучить основам оформления работ.

         формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Программа курса «Я исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагоги-ческой идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

 Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте ставится задача по формированию целостной системы универсальных учебных действий» а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Один из ответов системы образования на этот запрос времени - идея компетентностнно-ориентированного образования.

Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Этот метод по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная деятельность представляет собой культурную форму деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Каждое занятие   помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта,  знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, а также  расширяет кругозор и обогащает их словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Задания данного курса носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Результаты, достигнутые учеником в проектной деятельности,  находят отражение в его портфеле достижений.

Занятие  подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

 2.  Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

3. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

4. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

 В процессе работы над проектом у учеников формирую большое количество УУД, а именно:

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

 Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, специалиста, родителей), структурирование информации, выделение главного.

Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

 Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приёмы работы:

       игры; опыты;

       работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;

       интеллектуальные головоломки;

       практические занятия;

       работа  с компьютером;

       дискуссии, беседы.

Ожидаемые результаты на конец 3-го класса:

Ученик  научится: 

1.       видеть проблемы;

2.       ставить вопросы;

3.       выдвигать гипотезы;

4.       классифицировать;

5.       наблюдать;

6.       делать умозаключения и выводы;

7.       структурировать материал;

8.       готовить тексты собственных докладов.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

1.       Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

2.       Целеполагать (ставить и удерживать цели);

3.       Планировать (составлять план своей деятельности);

4.       Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

5.       Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

6.       Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

1) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.             
 2) способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

3) основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Дополнительная литература, Интернет-ресурсы.

1.   Проектная деятельность в начальной школе: Зиновьева Е.Е. , - М.:   2010 г.

2.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010 г.  

3.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 

 4.   Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 

5.   «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/   

Календарно-тематическое планирование (34 часа)

№ п\п

Тема занятия

Дата

1

Круг моих интересов. Увлечения.Хобби.

2

Этапы работы над проектом.

3

Актуальность темы проекта.

4

Проект «Осень в саду» (групповой)

5

Проект «Осень в саду» Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор»

6

Проект «Осень в саду» .Работа над проектом.

7

Проект «Осень в саду» .Представление проекта.

8

Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор», «энциклопедия», «Интернет».(теория)

9

Обработка информации. Отбор значимой информации.(теория и практика)

10

Проект «Домашние любимцы» (индивидуальный)

11

Проект «Домашние любимцы» Сбор информации для проекта. Работа над проектом.(практика)

12

Проект «Домашние любимцы» .Оформление проекта.(практика)

13

Проект «Домашние любимцы» Представление проекта. Анализ работы над проектом.

14

Что такое продукт проекта? Понятия «макет», «поделка».

15

Проект «Дед Мороз». План проведения проекта.

16

Проект «Дед Мороз». Сбор информации.

17

Проект «Дед Мороз». Оформление продуктов проекта.

18

Проект «Дед Мороз». Презентация проекта.

19

Играем в учёных. Это интересно.

20

Отбор информации для   мини-сообщения.

21

Первые шаги составления презентации на компьютере к проекту «Меры времени»

22

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации

23

Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой аудиторией.

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

25

Тест «Добрые советы проектанту от мудрого дельфина».

26

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ».

27

Групповой проект «Мир аквариумных рыбок»

28

Презентация проекта «Мир аквариумных рыбок»

29

Эксперимент.

30

Занимательные опыты.

31

Индивидуальный проект «Расчёты в кулинарии»

32

Презентация проекта «Расчёты в кулинарии»

33

Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта.

34

Советы на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...