рабочая программа
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс «Я исследователь» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 7—10 лет. В 3 классе на изучение курса отводится в год 34 часа, 1 час в неделю.
Цель программы: формирование умений действенно-практического характера, требующих практического применения знаний и умений, полученных на уроках, создание условий, способствующих освоению новых для ребёнка
Задачи:
развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
обучить основам оформления работ.
формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Программа курса «Я исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагоги-ческой идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте ставится задача по формированию целостной системы универсальных учебных действий» а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Один из ответов системы образования на этот запрос времени - идея компетентностнно-ориентированного образования.
Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Этот метод по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная деятельность представляет собой культурную форму деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Каждое занятие помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, а также расширяет кругозор и обогащает их словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Задания данного курса носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Результаты, достигнутые учеником в проектной деятельности, находят отражение в его портфеле достижений.
Занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
2. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
3. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
4. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
В процессе работы над проектом у учеников формирую большое количество УУД, а именно:
Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, специалиста, родителей), структурирование информации, выделение главного.
Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.
Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приёмы работы:
игры; опыты;
работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
интеллектуальные головоломки;
практические занятия;
работа с компьютером;
дискуссии, беседы.
Ожидаемые результаты на конец 3-го класса:
Ученик научится:
1. видеть проблемы;
2. ставить вопросы;
3. выдвигать гипотезы;
4. классифицировать;
5. наблюдать;
6. делать умозаключения и выводы;
7. структурировать материал;
8. готовить тексты собственных докладов.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
3. Планировать (составлять план своей деятельности);
4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
1) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
2) способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
3) основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Дополнительная литература, Интернет-ресурсы.
1. Проектная деятельность в начальной школе: Зиновьева Е.Е. , - М.: 2010 г.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010 г.
3. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
4. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
5. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/
Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ п\п | Тема занятия | Дата |
1 | Круг моих интересов. Увлечения.Хобби. | |
2 | Этапы работы над проектом. | |
3 | Актуальность темы проекта. | |
4 | Проект «Осень в саду» (групповой) | |
5 | Проект «Осень в саду» Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор» | |
6 | Проект «Осень в саду» .Работа над проектом. | |
7 | Проект «Осень в саду» .Представление проекта. | |
8 | Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор», «энциклопедия», «Интернет».(теория) | |
9 | Обработка информации. Отбор значимой информации.(теория и практика) | |
10 | Проект «Домашние любимцы» (индивидуальный) | |
11 | Проект «Домашние любимцы» Сбор информации для проекта. Работа над проектом.(практика) | |
12 | Проект «Домашние любимцы» .Оформление проекта.(практика) | |
13 | Проект «Домашние любимцы» Представление проекта. Анализ работы над проектом. | |
14 | Что такое продукт проекта? Понятия «макет», «поделка». | |
15 | Проект «Дед Мороз». План проведения проекта. | |
16 | Проект «Дед Мороз». Сбор информации. | |
17 | Проект «Дед Мороз». Оформление продуктов проекта. | |
18 | Проект «Дед Мороз». Презентация проекта. | |
19 | Играем в учёных. Это интересно. | |
20 | Отбор информации для мини-сообщения. | |
21 | Первые шаги составления презентации на компьютере к проекту «Меры времени» | |
22 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | |
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой аудиторией. | |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | |
25 | Тест «Добрые советы проектанту от мудрого дельфина». | |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». | |
27 | Групповой проект «Мир аквариумных рыбок» | |
28 | Презентация проекта «Мир аквариумных рыбок» | |
29 | Эксперимент. | |
30 | Занимательные опыты. | |
31 | Индивидуальный проект «Расчёты в кулинарии» | |
32 | Презентация проекта «Расчёты в кулинарии» | |
33 | Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. | |
34 | Советы на лето. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...