Технологическая карта урока русского языка по теме "Алфавит"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

В данной работе в виде технологической карты представлен конспект урока по теме "Алфавит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol_karta_alfavit.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Волкова Наталья Анатольевна

Класс:1б

Дата: 14.04.2015г.

Предмет: русский язык

№ урока по расписанию: 1

Тема раздела: Звуки и буквы. Алфавит

Тема урока: Алфавит

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение,

формировать умения  располагать слова в алфавитном порядке, развивать речь учащихся.

Задачи:

Образовательные: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите;

познакомить детей с историей русского алфавита;

формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита;

формировать навыки сознательного и плавного чтения.

Развивающие: развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.

Воспитательные: воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в парах, в группах.

Планируемый результат

Предметные:

Научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке,

   научатся применять знание алфавита при выполнении практических   заданий.

Метапредметные:

Регулятивные:

    Определять цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные:  

     Делать выводы о результате совместной   работы класса и учителя.

Коммуникативные:

     Слушать и понимать речь других.

     Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности  с одноклассниками.

Личностные:

   Понимать причины успеха в учебной деятельности.

Термины и понятия

Алфавит, алфавитный порядок, звуки, буквы

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы

компьютер, электронная доска, презентация, электронное приложение, учебники русского языка, конверты с заданиями для групп.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.


Технология обучения

Дидактическая структура урока, его цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять!

1)Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2. Введение в тему урока

Чем мы пополним копилку знаний вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Отгадывают загадку.

Алфавит.

Буквы-значки, как бойцы на парад

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется все …

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

У вас на столах лежат карточки с картинками.

По первой букве названий предметов, изображенных на картинках, составить слова и написать их в тетрадь.  Разделить слова на слоги, поставить ударение. Рядом построить звуковую модель слова, его «звуковой домик».

Проверка: по одному ученику от каждого варианта у доски.

- Поднимите  руки у кого нет ошибок?

-Сколько букв мы изучили? (33)

-На какие группы делятся буквы русского языка? (гласные и согласные)

- Cколько букв гласных звуков? (10)

- Сколько букв согласных звуков?  (21)

-Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

-Дети, если мы с вами изучили уже все буквы, то что же мы будем дальше делать на уроках русского языка?

1) Выполняют задания по карточкам: записывают слово, делят на слоги, ставят ударение, составляют звуковую схему слова

2) Обосновывают выбор правильного ответа.

3) Производят самоконтроль

4) Отвечают на вопросы учителя.

У детей на столах карточки с ребусами.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

4. Формулирование темы урока, составление плана работы.

Сформулируйте тему урока.

А что об алфавите мы должны узнать?

Работать сегодня будем по следующему плану.

Составление плана работы.

  • узнать, что обозначает слово алфавит;
  • для чего он нужен, где его применяют;
  • тренироваться в расстановке слов по алфавиту.

1) Формулируют тему урока. 2)Составляют план работы.

(П): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Учатся составлять план работы.

УУД:

(Р): целеполагание; планирование;

5. Открытие нового знания

Итак, действуем по нашему плану.

Что такое алфавит? (буквы, расположенные в определённом порядке)

1)Высказывают свои предположения;

2)Отвечают на вопросы учителя.

3)Озвучивают понятие.

.Рассказ о происхождении слова «алфавит» (профессор Самоваров из CD)..

(П) умение находить и выделять необходимую информацию.

6. Физминутка

Вы, наверное, устали,

Ну, тогда все дружно встали.

Выполнение упражнений «как буквы».

7. Постановка проблемы.

- Дети, а для чего же нужен алфавит? Предположите.

- В алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Личные дела учеников.

 Слова в словарях расположены в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту.

И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

Проблемный вопрос.

- Дети, а как быть, если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а они начинаются с одной буквы? Например, мне в журнал нужно записать ваши фамилии.

- У нас три фамилии начинаются на букву А: Адамчук, Алексеев и Арабаджиева. Какую из них писать первую?

- Я вам ещё усложню задание. У нас в классе 4 имени начинаются с буквы А: Андрей, Анна, Анастасия, Анфиса. Как быть в этом случае?

Правило: Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей.

)Высказывают свои предположения.

2)Выполняют тренировочные упражнения.

3)Формулируют выводы.

(П): выдвижение гипотез; построение логической цепи рассуждений.

Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

умение делать предположения и обосновывать их;

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения;

учебное сотрудничество со сверстниками;

8. Фиксация нового знания

Сейчас вы будете работать в группе. Чтобы отлично справиться со всеми заданиями, необходимо сначала повторить алфавит. Я хотела раздать вам памятки, но по пути на работу некоторые буквы сбежали из алфавита, прошу вас их отыскать и поставить на место.

1) Возьмите конверт №1.

Итак, задание: вставьте пропущенные буквы.

-Проверяем.

Важно: при проверке требовать ВЕРНО называть букву!

1)Выполняют самостоятельную работу.

2)Производят

самоконтроль.

Аа   ?   Вв   ?    Дд  Ее   ?   Жж  Зз Ии   ?   Кк   Лл   ?   Нн   ?   Пп  Рр   Сс   ?      Уу   ?   Хх   ?   Чч   Шш  ?   ъ   ы   ?   Ээ   Юю   ?

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

(Р) проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы;

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

2). Итак, следующее задание: запишите имена ребят в вашей группе в алфавитном порядке  на лист бумаги.

1)Выполняют работу.

2)Производят

самоконтроль.

Применение учащимися  полученных знаний об алфавите и способах действий на его основе в разнообразных ситуациях

3) Возьмите конверт №2.

Если вы поставите буквы из конверта в алфавитном порядке, то получите слово.  Работаем.

Важно: при проверке обратить внимание на слово КОСЫ (многозначное).

1)Выполняют работу.

2)Производят

самоконтроль.

Ёжик, косы, лось, аист, день.

9. Физминутка для глаз.

- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.


- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

4) Возьмите конверт №3. В конверте вы найдете карточки со словами. Расположите их в алфавитном порядке.

муха

шмель                                  жук

кузнечик

кузнечик

10. Практическое применение полученного знания.

У вас на парте – книги. Наталья Васильевна попросила помочь нас расставить книги в алфавитном порядке по фамилии автора. Поможем?

Расставляют книги в алфавитном порядке.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Чтобы понять, все ли мы успели, вернемся к плану урока:

Составление плана работы.

  • узнать, что обозначает слово алфавит;

Что такое алфавит?

  • для чего он нужен, где его применяют;

Когда нам может пригодиться знание алфавита и умение им пользоваться?

  • тренироваться в расстановке слов по алфавиту.

Вот мы и подошли к последнему этапу нашего урока – подумайте, насколько хорошо вы умеете расставлять слова по алфавиту?

1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Оцените свою работу (светофоры: зелёный – всё понял, всё получилось, было легко; жёлтый – понятно не всё, не все задания выполнял правильно; красный – многое не получилось, было трудно).

Оцените работу в группе: закрасьте круг в желаемый цвет.

И теперь, чтобы уйти с прекрасным настроением на слудцющий урок, посмотрим сценку, ее подготовили ученики нашего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...