Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников
статья по теме
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_-_konkurs.docx | 30.92 КБ |
realizatsiya_deyatelnostnogo_podkhoda_v_obuchenii_mladshikh_shkolnikov.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
(фрагмент мультфильма МАША) Дети приходят в школу с большим желанием учиться. И мы должны сделать все, что от нас зависит,чтобы это желание у них не пропало.
СЛАЙД -Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги. Представляю вам опыт моей работы по теме: Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников.
СЛАЙД - Начать хочу словами Герберта Спенсера
“Великая цель образования –
это не знания, а действия”.
(Герберт Спенсер )
В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт, который предъявляет определенные требования к деятельности учителя. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.
В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий, а также умениями учителя их создавать и развивать.
Появилась необходимость совершенствования педагогической практики с целью существенного повышения качества психологических условий обучения, воспитания и развития учащихся, а также создания комфортной среды для сохранения здоровья детей и наиболее полной реализации их способностей.
В связи я этим актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности.
СЛАЙД - Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебной деятельности, при котором ученики являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
СЛАЙД - Научить учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить знание.
СЛАЙД - Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифрую так:
ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию из книг, интернета и др.ист.;
ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать произведения искусства и литературы;
СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, противостоять трудностям, находить новые решения.
СЛАЙД - "Человек рожден для мысли и действия", - говорили древние мудрецы. Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Джон Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении. В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.ВыгОтского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова и др.
Учителя начальных классов нашей школы строят свои уроки, основываясь на принципах системно-деятельностного подхода. Считаю, что использовать этот подход могут учителя, преподающие любой предмет в любом классе.
СЛАЙД - Главным в деятельностном подходе являются
Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок достигает определённой цели.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
СЛАЙД - Каковы формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:
1. «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).
2. Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
3. Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).
4. Межгрупповое взаимодействие (при общении, выведении общих закономерностей, формулировании оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).
5. «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
6. Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).
Свою деятельность направляю на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает необходимость в использовании приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся.
СЛАЙД Какие это приёмы вы можете увидеть на слайде.
Г.А.Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, создание проблемной ситуации.
СЛАЙД - Так, например, на уроке математики по теме «Письменный прием деления многозначных чисел на однозначное число», устный счет заканчивается заданием: Выполни устно деление: 24000:8 268:2 867:3
Первые два задания не вызывают затруднений, а третье задание для устного выполнения по силам не всем. Учащиеся поставлены в условие, где ощущают нехватку знаний для выполнения этой вычислительной операции.
Возникла необходимость в новой информации – предпринимаются дальнейшие шаги для её приобретения.
Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ который выведет на тему урока. Если учащиеся 1-го класса учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учатся работать по плану, предложенному учителем, то в 3-4 классах учащиеся самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения, учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.
СЛАЙД - На этапе обобщения знаний урок можно начать с «оживления ученического опыта». Например, на уроке окружающего мира высказываю проблемный вопрос для обсуждения: «Если у кустарника отпилить стебли и оставить только один, станет он деревом?» В этом случае возникает диалог, в процессе которого высказываются разные точки зрения, обсуждаются их доказательства, из них отбираются существенные и участники приходят к общему мнению. Делаются выводы, убедительные для всех.
СЛАЙД - Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность. Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, когда проверку правильности результата деятельности ученик проверяет сам, постепенно увеличиваю. Этому способствует и работа с рубриками «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др.
Умение сотрудничать, творчество школьников, наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Включаю своих учеников в учебно-исследовательскую деятельность через создание исследовательской ситуации. Так, например, на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества провожу сравнительный анализ народных сказок.
СЛАЙД - Сказка «Теремок», знакома учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки -есть ли в сказке муха и комар? Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с одноименной пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. В процессе работы пришли к выводу, что жить и работать лучше дружно. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.
СЛАЙД - Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Так, например, при изучении природных зон у некоторых учащихся возник вопрос, одинаково ли замерзают пресная и солёная вода. Они провели внеклассное исследование, результаты которого представили на школьной научной конференции.
СДАЙД - На уроках технологии интересно проводить исследования: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ.
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной.
СЛАЙД - Часто при проведении уроков использую информационно-коммуникационные технологии. Они дают возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:
- проведение урока с мультимедиа выступлением
- подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом,
- самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса.
Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высока.
Таким образом, реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.
СЛАЙД - Анализ успеваемости (диаграммы) и качества знаний по предметам, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. Кроме того, идёт тенденция к снижению личностной тревожности, развивается логическое мышление, умение переносить полученные навыки на другие учебные предметы, умение ориентироваться в сложных ситуациях, появился интерес к процессу познания. У детей формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в средней школе.
Ребята становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах.
СЛАЙД - В прошлом году мои ученики победили в школьном интеллектуальном марафоне.
СЛАЙД - Попробовали свои силы (т.к. были во 2 классе) во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок…» Лучшие результаты показал Панасенко Андрей, набрав 76 баллов.
СЛАЙД - А Туков Руслан победитель олимпиады по литературному чтению среди уч-ся 2-3-х классов нашей школы. В этом году мы тоже участвовали в конкурсах «Русский медвежонок…», «Слон», а Мигулёв Артём и Швыдкова Кристина приняли участие в городской Олимпиаде по истории родного края, ждём результатов.
СЛАЙД - Савилова Полина представила свою работу для участия в городском конкурсе социальных видеороликов на тему: Ответственный родитель, здоровый ребёнок. Эта работа получила высокую оценку и отправлена в область.
СЛАЙД -Продолжая совершенствовать систему своей работы, я активно изучаю методические новинки, новые педагогические технологии, передовой педагогический опыт. Обобщала опыт своей работы на педагогическом совете, на методических объединениях.
СЛАЙД - В сборнике Х Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании – 2010» можете найти мою статью «Использование ИКТ на уроках в начальной школе». В прошлом учебном году участвовала в областной научно-практической конференции «Одарённый ребёнок: найти, развить и поддержать».
СЛАЙД - Награждена грамотой Департамента образования за творческую работу и хорошие результаты.
СЛАЙД - Свое выступление я хочу закончить словами академика РАО В. С. Лазарева «…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения…»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер
Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования.
Традиционный урок 1.Проверка д / з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Урок с использованием деятельностного подхода 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения 5 . Применение знаний учениками
Деятельностный подход ИСКАТЬ ДУМАТЬ СОТРУДНИЧАТЬ ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО АДАПТИРОВАТЬСЯ
«Учение через деятельность» Предложил американский ученый Джон Дьюи В отечественной педагогике и психологии Л.С.Выготский , А.Н.Леонтьев Д.Б.Эльконин , П.Я. Гальперин В.В.Давыдов и др.
Компоненты учебной деятельности (ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ) Вопросы , на которые отвечает ученик (ПОЗИЦИЯ УЧЕНИКА) Мотив деятельности "Зачем я это изучаю?" Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися "Каковы мои успехи и что у меня не получается?" Обсуждение способа действий при решении учебной задачи "Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?" Осуществление контроля "Правильно ли я решаю эту задачу?" Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом) "Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?" Оценка процесса и результата "Какая учебная задача стоит передо мной?"
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ учитель – ученик ученик – ученик групповая работа межгрупповое взаимодействие ученик- родители индивидуальная работа
Приёмы, способствующие формированию учебной мотивации Визуальные: Аудиальные: тема-вопрос работа над понятием ситуация яркого пятна исключение домысливание проблемная ситуация группировка подводящий диалог собери слово исключение проблема предыдущего урока
Проблемная ситуация Тема урока: «Письменный прием деления многозначных чисел на однозначное число» Выполни устно деление: 24000:8 268:2 867:3
Качество знаний за 2011-2012 уч.год Качество знаний за 1 четверть 2012-2013 уч.г .
«…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения…» Академик РАО В.С.Лазарев
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.
В статье раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...
Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »
«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС
Методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения - системно-деятельностный подход....
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам...
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.
Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников....
Выступление на тему: « Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников средствами УМК «Школа России»
Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и...
Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников
В своей работе я провела анализ специфики деятельностного подхода, его основные принципы и приёмы. Определила значимость его применения в обучении ....