Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.
статья по теме

Благодер Виктория Гариевна

Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода»

Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников.

«Расскажи – и я узнаю,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)

      Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?
В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, способом реализации которого является учебная ситуация. И сегодня я хочу с вами поговорить об учебной ситуации.
   

 

(СЛАЙД 2) Шаг первый: Расскажи – и узнаю…

       Если обратиться к Стандартам, то мы узнаем, что Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

(СЛАЙД 3)  Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.   

Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

Вспомните фрагмент из второй главы М. Твена «Приключения Тома Сойера», в котором описана покраска забора. 

Из этой сцены мы видим, как Том Сойер искусно превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, за участие в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища.

«Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем  ее пересказывать. Поэтому, включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая  даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.

(СЛАЙД 4) Проектирование учебных ситуаций зависит от:

  • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
  • специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
  • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

(СЛАЙД 5) Шаг второй: покажи – и я запомню…

(СЛАЙД 6) В настоящее время в литературе описано огромное количество учебных ситуаций. Часть из них перед вами.

  • ситуации стимулирования;
  • ситуации выбора;
  • ситуации успеха;
  • конфликтные ситуации;
  • ситуации критики и самокритики;
  • ситуации помощи и взаимопомощи;
  • ситуации угрозы наказания;
  • ситуации самооценки;
  • ситуации общения;
  • ситуации соревнования и соперничества;
  • игровые ситуации;
  • ситуации проявления невнимания;
  • ситуации ответственных решений;
  • ситуации освоения новых способов деятельности;
  • ситуации выражения веры и доверия;
  • ситуации предъявления требований;
  • ситуации сопереживания;
  • проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач;

Об организации некоторых расскажу подробнее.

(СЛАЙД 7) Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные  приемы входа в урок:

- прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Например для освоения вопросительной  формы предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в которой дети примеряют различные роли;

- прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

- прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

- прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...

- прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Приучая детей мгновенно реагировать на ошибки, мы поощряем внимание и готовность вмешаться. Ученик получает текст  со специально допущенными ошибками — пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.

(СЛАЙД 8) Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы для создания учебной ситуации:

- пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

Например, при изучении темы "Животные". Можно вести разговор от имени семьи животных. Или провести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, «маски», по ответам которой можно ее «рассекретить».

Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Создать ситуацию, мотивирующую работу с текстом можно, применив прием

- вопрос к тексту.  Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

(СЛАЙД 9) Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала.  С этой целью можно использовать такие приемы, как:

- особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.

- творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.

- обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен. При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается.

- идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие  подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.

(СЛАЙД 10) Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать ситуации, в которых детям было бы необходимо работать сообща, на общий результат. В этом случае можно предложить следующие  приемы организации работы в группах

- группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Дети могут придумывать загадки о животных, роботах и т. д.

- группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.  Результаты заносятся  результат в таблицу, которая затем обсуждается сообща.

- группы получают разные, но работающие на один результат задания. Каждая группа получает свой небольшой рассказ, который нужно перевести и инсценировать.

- Прием «лови ошибку». Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так можно проверять и закреплять лексику и грамматику.

Создавать учебные ситуации помогают игры – тренинги. Например, представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Игра «логическая цепочка» - это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву слова, предложенного предыдущим ребенком. Игры в случайность, когда отвечающего выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики. Игра «да-нетка». Ученики находят ответ на загадку, задавая учителю вопросы о цвете, размере, месторасположении, умениях  объекта и т. д. Учитель отвечает только «да» или «нет».

(СЛАЙД 11) Шаг третий: Дай попробовать – и я пойму…

  1. Вы сейчас посетите уроки и внеклассные мероприятия.
  2. Ориентируясь на предложенные учебные ситуации, выберите или разработайте и кратко сформулируйте  свою учебную ситуацию.
  3. Представьте ответ (по каждой учебной ситуации) в следующем формате:
  • предмет
  • тема
  • учебная задача
  • описание учебной ситуации

III. Рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-практический семинар по теме: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников» Благодер Виктория Гариевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 муниципального образования город-курорт Геленджик 2012 г.

Слайд 2

Шаг первый: Расскажи – и я узнаю…

Слайд 3

Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Слайд 4

Проектирование учебных ситуаций возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка), специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений), меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Слайд 5

Шаг второй: Покажи – и я запомню…

Слайд 6

ситуации стимулирования; ситуации выбора; ситуации успеха; конфликтные ситуации; проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач; ситуации критики и самокритики; ситуации помощи и взаимопомощи; ситуации угрозы наказания; ситуации самооценки; ситуации общения; ситуации соревнования и соперничества; ситуации сопереживания; ситуации проявления невнимания; игровые ситуации; ситуации ответственных решений; ситуации освоения новых способов деятельности; ситуации выражения веры и доверия; ситуации предъявления требований;

Слайд 7

Создание учебной ситуации в начале урока - прием «привлекательная цель» ; - прием «удивляй»; - прием «отсроченная отгадка»; - прием «фантастическая добавка»; - прием «лови ошибку».

Слайд 8

Создание учебной ситуации для повторения пройденного пресс-конференция; вопрос к тексту.

Слайд 9

Создание учебной ситуации при выборе домашнего задания - особое задание; - творческое домашнее задание; - обсуждаем домашнее задание; - идеальное задание.

Слайд 10

Создание учебной ситуации для приобщения детей к коллективному сотворчеству - группы получают одно и то же задание; - группы получают разные задания; - группы получают разные, но работающие на один результат задания; - Прием «лови ошибку ».

Слайд 11

Шаг третий: Дай попробовать – и я пойму…

Слайд 12

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения» Ч.Дарвин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы...

Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.

В данном выступлении раскрыто определения деятельностного подхода, учебной ситуации. Приведены примеры учебных ситуаций по предметам в начальной школе. Приемы постановки учебной ситуации. Задачи учебн...

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.

«Расскажи и я забуду (узнаю),Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(Китайская пословица)Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писат...

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

Данный мастер - класс проведен на школьном уровне. очень много взяли для себя учителя и я сама....

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.

Учебная   ситуация  – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учеб...