Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.
статья по теме
Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода»
Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников.
«Расскажи – и я узнаю,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?
В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, способом реализации которого является учебная ситуация. И сегодня я хочу с вами поговорить об учебной ситуации.
(СЛАЙД 2) Шаг первый: Расскажи – и узнаю…
Если обратиться к Стандартам, то мы узнаем, что Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
(СЛАЙД 3) Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.
Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.
Вспомните фрагмент из второй главы М. Твена «Приключения Тома Сойера», в котором описана покраска забора.
Из этой сцены мы видим, как Том Сойер искусно превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, за участие в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища.
«Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому, включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
(СЛАЙД 4) Проектирование учебных ситуаций зависит от:
- возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
- специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
- меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
(СЛАЙД 5) Шаг второй: покажи – и я запомню…
(СЛАЙД 6) В настоящее время в литературе описано огромное количество учебных ситуаций. Часть из них перед вами.
|
|
Об организации некоторых расскажу подробнее.
(СЛАЙД 7) Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные приемы входа в урок:
- прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
Например для освоения вопросительной формы предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в которой дети примеряют различные роли;
- прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
- прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
- прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...
- прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Приучая детей мгновенно реагировать на ошибки, мы поощряем внимание и готовность вмешаться. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками — пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.
(СЛАЙД 8) Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы для создания учебной ситуации:
- пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.
Например, при изучении темы "Животные". Можно вести разговор от имени семьи животных. Или провести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, «маски», по ответам которой можно ее «рассекретить».
Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Создать ситуацию, мотивирующую работу с текстом можно, применив прием
- вопрос к тексту. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.
(СЛАЙД 9) Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала. С этой целью можно использовать такие приемы, как:
- особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.
- творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.
- обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен. При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается.
- идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.
(СЛАЙД 10) Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать ситуации, в которых детям было бы необходимо работать сообща, на общий результат. В этом случае можно предложить следующие приемы организации работы в группах
- группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Дети могут придумывать загадки о животных, роботах и т. д.
- группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой. Результаты заносятся результат в таблицу, которая затем обсуждается сообща.
- группы получают разные, но работающие на один результат задания. Каждая группа получает свой небольшой рассказ, который нужно перевести и инсценировать.
- Прием «лови ошибку». Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так можно проверять и закреплять лексику и грамматику.
Создавать учебные ситуации помогают игры – тренинги. Например, представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Игра «логическая цепочка» - это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву слова, предложенного предыдущим ребенком. Игры в случайность, когда отвечающего выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики. Игра «да-нетка». Ученики находят ответ на загадку, задавая учителю вопросы о цвете, размере, месторасположении, умениях объекта и т. д. Учитель отвечает только «да» или «нет».
(СЛАЙД 11) Шаг третий: Дай попробовать – и я пойму…
- Вы сейчас посетите уроки и внеклассные мероприятия.
- Ориентируясь на предложенные учебные ситуации, выберите или разработайте и кратко сформулируйте свою учебную ситуацию.
- Представьте ответ (по каждой учебной ситуации) в следующем формате:
- предмет
- тема
- учебная задача
- описание учебной ситуации
III. Рефлексия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шаг первый: Расскажи – и я узнаю…
Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Проектирование учебных ситуаций возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка), специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений), меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Шаг второй: Покажи – и я запомню…
ситуации стимулирования; ситуации выбора; ситуации успеха; конфликтные ситуации; проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач; ситуации критики и самокритики; ситуации помощи и взаимопомощи; ситуации угрозы наказания; ситуации самооценки; ситуации общения; ситуации соревнования и соперничества; ситуации сопереживания; ситуации проявления невнимания; игровые ситуации; ситуации ответственных решений; ситуации освоения новых способов деятельности; ситуации выражения веры и доверия; ситуации предъявления требований;
Создание учебной ситуации в начале урока - прием «привлекательная цель» ; - прием «удивляй»; - прием «отсроченная отгадка»; - прием «фантастическая добавка»; - прием «лови ошибку».
Создание учебной ситуации для повторения пройденного пресс-конференция; вопрос к тексту.
Создание учебной ситуации при выборе домашнего задания - особое задание; - творческое домашнее задание; - обсуждаем домашнее задание; - идеальное задание.
Создание учебной ситуации для приобщения детей к коллективному сотворчеству - группы получают одно и то же задание; - группы получают разные задания; - группы получают разные, но работающие на один результат задания; - Прием «лови ошибку ».
Шаг третий: Дай попробовать – и я пойму…
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения» Ч.Дарвин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы...
Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.
В данном выступлении раскрыто определения деятельностного подхода, учебной ситуации. Приведены примеры учебных ситуаций по предметам в начальной школе. Приемы постановки учебной ситуации. Задачи учебн...
Презентация на тему "Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода."
Презентация. Деятельностный подход по ФГОС....
Методический материал для участия в фестивале «Прикладной педагогической продукции» Название: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода». ( материал рассчитан на учащихся 1-4 классов) Автор работы: Шинкаренко Светлана Викторовна,
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода....
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
«Расскажи и я забуду (узнаю),Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(Китайская пословица)Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писат...
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
Данный мастер - класс проведен на школьном уровне. очень много взяли для себя учителя и я сама....
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учеб...