Технология компетентностно-ориентированного способа обучения младших школьников
учебно-методический материал
Публикация содержит теоретические и практические сведения для внедрения данного способа обучения в педагогическую практику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_koz_grudacheva.ppt | 341 КБ |
grudacheva_o.v._statya.doc | 112.5 КБ |
tipy_i_etapy_uroka.doc | 31 КБ |
primery_zadaniy_na_urokah.rar | 408.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Использование компетентностно – ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе при введении ФГОС
Грудачева Ольга Викторовна учитель начальных классов
МБОУ «Излучинская ОСШ№ 1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не совершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения.
Современный урок - это и совершенно новый по форме, содержанию и методам урок, но и не теряющий связи с прошлым опытом обучения, одним словом – актуальный, действенный урок, отвечающий запросам обучающегося, его родителей (законных представителей), общества, государства. Помимо этого, современный урок обязательно должен закладывать основания для будущего каждого обучающегося, готовить его к жизни в меняющемся обществе.
Организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом обучающегося, увеличить долю самостоятельной работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит выпускнику активно войти во взрослую жизнь.
В условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения предполагается реализовывать актуальные в настоящее время подходы: компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный.
Компетентностный подход учит детей действовать в различных проблемных ситуациях, акцентирует внимание на применение знаний, полученных в результате образования, в различных жизненных ситуациях.
Компетентность можно представить, как некий синтез способностей уметь решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы.
Основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями.
Ключевыми образовательными компетенциями являются:
- Информационная компетенция – доступ к информации, поиск информации, обработка, сопоставление информации, представленной в разных форматах.
- Коммуникативная компетенция – создание письменного продукта заданного жанра, устное выступление, соблюдение норм письменной и устной речи, соблюдение культуры общения, способность работать в команде.
- Компетентность разрешения проблем – грамотная постановка задачи, планирование собственной деятельности, умение точно выполнять инструкцию, оценка результата, рефлексия собственного продвижения.
Каждая ключевая компетентность представлена несколькими аспектами, которые, в свою очередь, определены на разных уровнях. Компетентностно–ориентированный подход в обучении строится на изменении организации традиционного урока и реализуется через компетентностно–ориентированные задания. Компетентность, как результат образования формируется и проявляется в деятельности, а компетентностно – ориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия.
Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение КОЗ – «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» задачи, а значит, являются средством повышения мотивации к изучению предметов.
Применение КОЗ является одним из инструментов, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках, как результат образования.
В качестве результата важно не количество полученной информации, а способность обучающихся самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания умения, навыки.
Как узнать компетентностно – ориентированное задание?
Во-первых, это деятельностное задание;
Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
В третьих, оно строится на актуальном для обучающихся материале;
В-четвёртых, такое задание имеет свою структуру.
Структура компетентностно – ориентированного задания четко определена:
- стимул (погружение в текст задания и мотивация для его выполнения)
- заданная формулировка (точное указание на деятельность учащегося при выполнении задания),
- источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения задания),
- бланк для выполнения задания (задает структуру предъявления обучающимся результата деятельности),
- инструмент проверки (аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдений).
Рассмотрим каждый элемент структуры последовательно:
СТИМУЛ компетентностно – ориентированного задания выполняет следующие функции:
- погружает в контекст задания
- мотивирует обучающегося на выполнение задания,
- включает обучающегося в контекст задания.
Стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно. Он должен содержать только ту информацию, которая помогает заинтересовать обучающегося в выполнении задания или облегчает понимание задачной формулировки, следующей за стимулом. Если описание ситуации содержательно важно для выполнения обучающимся задания, оно играет в структуре КОЗ задания роль одного из источников информации и размещается после задачной формулировки.
Например:
1) Твой товарищ должен написать сочинение на тему: "Что такое настоящая дружба". Помогите ему выбрать начало сочинения и определить тип речи.
2) Тебе необходимо проинформировать одноклассников о способе определения безударного окончания глагола. Составь памятку (алгоритм).
3) У тебя скоро День рождение. Ты хочешь пригласить друзей. Надо написать приглашение.
4) У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.
ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА описывает обучающемуся ту деятельность, которую он должен совершить. Задачная формулировка не может допускать различных толкований. Требования к способу представления результатов работы также должны содержаться в задачной формулировке и однозначно трактоваться участниками образовательного процесса.
Задачная формулировка должна точно соотноситься со способом оценки ответа результата (с модельным ответом или со специфической шкалой оценки).
Задачная формулировка не должна содержать усложненный синтаксис, двойное отрицание, трудные слова, слова или предложения в скобках, без которых можно обойтись. Иными словами, грамотное построенное задание должно быть сформулировано однозначно и максимально просто.
Например:
1) Прочитай текст и составь памятку, инструкцию, таблицу…
2) Прослушай текст и ответь на вопрос…
3) Внимательно прочитай и найди 2 главных отличия…
4) Бегло просмотри текст и выбери непонятные слова, объясни их при помощи толкового словаря.
ИСТОЧНИК информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению задания. Другими словами, он является ресурсом для деятельности обучающегося. Поэтому главное требование, предъявляемое к источнику, чтобы он был необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности. Чтобы КОЗ было надежным, учитель должен быть уверен, что успешность обучающегося не зависит от того, располагает ли он тем или иным знанием. В отдельных случаях педагог может предлагать задание, которое основывается не только на внешних информационных ресурсах, но и на внутренних – программном содержании, которое было присвоено обучающимися.
Предлагая такое задание, учитель должен:
во-первых, предварительно убедиться (например, с помощью теста), что знания обучающимися присвоены;
во-вторых, перечислить, на какие предметные знания обучающийся должен опираться при выполнении задания.
Чтобы оно было надежным, преподаватель должен отбирать такие источники, которые, по его сведениям, до момента работы над заданием не были бы знакомы обучающимся.
Следует помнить, что обучающийся тратит время и силы на то, чтобы изучить источник. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы источник был эффективен, т.е. позволял выполнить задание при минимальных затратах. Следует использовать все возможности, которые предоставляет тот или иной источник информации. Желательно использовать на одном источнике информации или комплекте источников как можно больше заданий для обучающегося.
При отборе источника необходимо заботиться о том, чтобы он был интересен обучающимся. Важно учитывать возрастные особенности, а также конъюнктурные, сиюминутные интересы обучающихся. Наконец, общим требованием является соответствие источника возрасту детей.
БЛАНК для работы обучающегося (не является обязательным структурным элементом) задает структуру предъявления обучающимся результата своей деятельности по выполнению задания. Поэтому он может входить только в состав задания со структурированным или частично структурированным ответом. Бланк является обязательной частью такого задания, выполняя которое обучающийся должен продемонстрировать деятельность по структурированию информации. В заданиях, предназначенных для работы над формированием общих компетенций, бланк призван облегчить деятельность обучающегося, задать последовательность действий, напомнить о количестве требуемых в задачной формулировке аргументов, признаков, критериев и т.п. Поэтому обычно бланк для выполнения задания располагают после задачной формулировки и перед источниками информации.
ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ - задаёт способы и критерии оценивания результата. В качестве инструмента проверки в составе компетентностно – ориентированного задания могут использоваться:
- ключ,
- модельный ответ,
- аналитическая шкала (сформулированные индивидуально для каждого случая критерии оценки),
- бланк наблюдения за деятельностью,
Инструмент проверки должен:
- позволить оценить выполнение всех действий, предписанных в задачной формулировке,
- ориентироваться на оценку тех действий, которые были предписаны в задачной формулировке.
Каждое КОЗ имеет собственную технологию оценивания. Планируемые результаты образования должны проверяться в рамках образовательного процесса средствами педагогической диагностики, содержать описания действий или деятельности обучающегося, свидетельствующих о достижении определенного результата, трактоваться всеми участниками процесса оценивания: педагогами и обучаемыми.
Отметим, что структура КОЗ не особо отличается от структуры задания, предназначенного для работы над формированием знаний и умений обучающихся. Однако, мы видим различия, которые лежат в области требований к каждой из составляющих. Они обусловлены тем, что каждая составляющая КОЗ подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что данные задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Компетентностно – ориентированные задания являются одним из способов повышения мотивации к изучению предметов:
во-первых – работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания;
во-вторых – задания требуют других способов деятельности;
в-третьих – позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала
в-четвертых – способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.
Работая с КОЗ, обучающиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках предложенной структуры, аргументировать сделанный выбор. Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.
КОЗ расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы обучающихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций.
КОЗ можно использовать в виде раздаточного дидактического материала или с использованием ИКТ на уроках изучения или закрепления данной темы для групповой или индивидуальной работы.
На уроках русского языка, работая над орфографией, учитель ставит перед собой следующие задачи: выработать умение определять часть речи, знать ее грамматико-орфографические особенности, проводить морфемный анализ слова для правильного определения вида орфограммы, определять лексическое значение слова для более полного представления о нем, о его структуре.
Поэтому первой задачей учителя является задача научить выделять опознавательные признаки орфограммы и осмысленно применять это на
практике с помощью вопросов: что? где? почему?
Тема «Безударные гласные в корне» предполагает изучение двух видов орфограмм: гласные, проверяемые ударением, гласные, непроверяемые ударением - и требует особого внимания на любом уровне обучения: знакомство с темой в начальной школе, более полное изучение в 5 классе, закрепление и повторение в среднем звене и в старших классах.
Данная тема в школе изучается традиционно: объяснение учителя, закрепление изученного материала, практическая отработка навыков. Можно изучать эту тему несколько по-другому: использовать КОЗ как способ для мотивации деятельности обучающихся, что позволит учителю проверить степень сформированности языковых компетенций и обеспечить понимание основных принципов русской орфографии и процессов развития языка.
На уроках по изучению (или повторению, обобщению) темы: «Безударные гласные в корне» - компетентностно–ориентированные задания могут быть направлены на отработку следующих умений:
- различать безударных гласных;
- применять разные способы проверки проверяемых гласных;
- находить, среди предложенных, правильно подобранные проверочные слова;
- составлять алгоритм проверки гласных и обосновывать свой ответ;
- уметь классифицировать корни с безударной гласной;
- анализировать языковой материал и систематизировать его.
Темы КОЗ:
- «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением».
- «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемых ударением».
- «Составляем объявление»
- «Составляем приглашение»
Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку
Задание №1. Предмет: русский язык.
Класс: 2
Тема урока: «Правописание безударной гласной в корне слова проверяемой ударением»
Компетенция: регулятивная
Аспект: применение знаний в нестандартной ситуации.
Стимул: Петя Иванов во время зимних каникул был в деревне. Когда он был в кузнеце, дядя Трофим сказал: «Посмотри, как я раскалю кусок железа».
Петя меня спросил: «Разве железо можно тоже расколоть, как полено?»
А как вы думаете, ребята?
Задачная формулировка: сравните значения глаголов в словосочетаниях «раскалю кусок железа» и «расколю полено», а затем обоснуйте способы различения значений и правописание данных глаголов.
Источник информации:
1. Толковый словарь Д.Н. Ушакова.
2. Александрова З.И. Словарь синонимов русского языка.
Бланк выполнения задания:
1. Определи с помощью «Толкового словаря», в каком значении употреблены глаголы в данных словосочетаниях: Раскалю кусок железа / Расколю полено.
2. Замени глаголы близкими по значению.
3. Сделай вывод:
4. Подбери однокоренные слова к данным глаголам.
5. Проверь написание слова, для этого подбери проверочное слово.
Результат деятельности:
- Определил лексическое значение глаголов с помощью толкового словаря, уточнил значение с помощью словаря синонимов.
- Учитывая значение глагола, подобрал группу однокоренных слов к данному глаголу.
- Выбрал однокоренное слово для данного глагола, в котором проверяемая гласная стоит под ударением.
- Сравнил написание гласных в корнях проверяемого и проверочного слов.
Инструмент проверки:
Проведено сравнение значений глаголов (по толкованию, по замене синонимами, по подбору однокоренных слов) – 3 балла за каждый способ;
Обоснованы способы различения значений слов – 1 балл;
Обоснован способ написания безударной гласной в глаголах – 1 балл.
Максимально – 5 баллов (достаточным может быть правильный подбор проверочного слова к каждому из указанных в задании глаголов)
Задание №2. Предмет: русский язык.
Класс: 2
Тема урока: «Правописание слов с безударными гласными,
непроверяемыми ударением»
Компетенция: информационная
Аспект: извлечение первичной информации; классификация, обобщение, анализ.
Стимул: Составление орфографического словарика для первоклассника.
Задачная формулировка: Для младшего товарища-первоклассника составь орфографический словарик. Выпиши из школьного орфографического словаря слова – названия овощей (10 слов). Поставь в словах ударение, подчеркни в них буквы, написание которых надо запомнить.
Источник информации: Школьный орфографический словарь
Бланк выполнения задания:
Результат деятельности:
- Выписал из словаря 10 слов (названия овощей)
- Поставил во всех словах ударение
- Подчеркнул во всех словах безударные гласные, которые надо запомнить
Инструмент проверки (информация для учителя)
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка 1-2 исправлений, все слова соответствуют заданной теме.
«3» - за работу, в которой допущены 2 ошибки 1-2 исправлений и не все слова соответствуют заданной теме.
«2» - за работу, в которой допущены 3 и более ошибок, не все слова соответствуют заданной теме.
Задание №3. Предмет: русский язык.
Класс: 3
Тема урока: Пишем приглашение.
Компетентность: коммуникативная
Аспект: письменная коммуникация
Стимул: У тебя скоро День рождение. Ты хочешь пригласить друзей. Надо написать приглашение.
Задачная формулировка: Составь текст приглашения. В приглашении укажи: имя друга, которого ты хочешь пригласить, куда ты его приглашаешь, в какой день недели, какого числа, месяца, укажи время, свой домашний адрес.
В тексте не должно быть ошибок!
Источник информации: Образец пригласительной открытки.
Бланк выполнения задания: Пригласительная открытка.
Результат деятельности:
- Указал имя друга
- Указал событие
- Указал место, куда приглашаешь друзей
- Указал день недели, дату, время
- Указал адрес
Инструмент проверки:
В объявлении написано имя приглашенного – 1 балл.
В объявлении указано событие – 1 балл.
День недели – 1 балл
Дата – 1 балл
Время – 1 балл
Адрес (улица, дом, квартира) – 3 балла
В тексте нет ошибок – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 9 баллов.
Задание №4. Предмет: русский язык.
Класс: 3
Тема урока: Пишем объявление.
Компетентность: коммуникативная
Аспект: письменная коммуникация
Стимул: У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.
Задачная формулировка: Составь текст объявления. В объявлении укажи, где и когда пропала собака, её кличку, название породы, цвет, 2 - 4 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок!
Источник информации: фото собаки
Бланк выполнения задания:
Результат деятельности:
- Указал дату пропажи собаки
- Указал место пропажи собаки
- Написано название породы собаки
- Написана кличка собаки
- Указал цвет собаки
- Указал дополнительные приметы собаки
- В тексте нет ошибок – 1 балл.
Инструмент проверки:
В объявлении написана дата пропажи собаки – 1 балл.
В объявлении написано место пропажи собаки – 1 балл.
В объявлении написано название породы собаки – 1 балл.
В объявлении написана кличка собаки – 1 балл.
В объявлении указан цвет собаки – 1 балл.
В объявлении указаны дополнительные приметы собаки, за каждую примету – по 1 баллу
В тексте нет ошибок – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 10 баллов.
Итак, использование КОЗ на уроках русского языка позволяет организовать
деятельностное усвоение учебного материала. Ученик при этом воспринимается как личность, а не объект обучения. При такой организации урока у учащегося есть право на ошибку и выражение собственного мнения.
При использовании КОЗ значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка обучающихся, в т. ч. за счет работы в группе. И, что не менее важно, облегчается труд учителя за счет повышения самостоятельности обучающихся.
Отличительными признаками компетентностно-ориентированных заданий можно считать:
- деятельностную составляющую;
- умение работать с информацией;
- предметные умения;
- исследовательские умения.
Компетентностно-ориентированные задания требуют:
- продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания.
- поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и или познавательный интерес.
- предполагает создание письменного или устного связного высказывания, аргументированного мнения, призыва, инструкции с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.
- предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков.
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА ТИПОВ УРОКОВ по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
- с целью подготовки к контрольному уроку
- с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированное задание
по русскому языку
Предмет: русский язык.
Класс: 2
Тема урока: «Правописание безударной гласной в корне слова проверяемой ударением»
Компетенция: регулятивная
Аспект: применение знаний в нестандартной ситуации.
Стимул:
Петя Иванов во время зимних каникул был в деревне. Когда он был в кузнеце, дядя Трофим сказал: «Посмотри, как я раскалю кусок железа». Петя меня спросил: «Разве железо можно тоже расколоть, как полено?»
А как вы думаете, ребята?
Задачная формулировка:
сравните значения глаголов в словосочетаниях «раскалю кусок железа» и «расколю полено», а затем обоснуйте способы различения значений и правописание данных глаголов.
Источник информации:
1. Толковый словарь Д.Н. Ушакова.
2. Александрова З.И. Словарь синонимов русского языка.
Бланк выполнения задания:
Раскалю кусок железа | Расколю полено | |
Определи с помощью «Толкового словаря», в каком значении употреблены глаголы в данных словосочетаниях. | ||
Замени глаголы близкими по значению. | ||
Сделай вывод: | ||
Подбери однокоренные слова к данным глаголам. | ||
Проверь написание слова, для этого подбери проверочное слово. | ||
Результат деятельности | 1. 2. 3. 4. |
Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.
Модельный ответ:
Раскалю кусок железа | Расколю полено | |
Определи с помощью «Толкового словаря», в каком значении употреблены глаголы в данных словосочетаниях. | Раскалить - сильно нагреть огнем, жаром, зноем. | Расколоть - ударами, колкой, рубкой, давлением разделить на части. |
Замени глаголы близкими по значению. | Накалить, сильно нагреть, сделать горячим | Разбить, расщепить, раздробить, разделить. |
Вывод: | Глаголы имеют разное значение, которое зависит от стоящего рядом с ним существительного. | |
Подбери однокоренные слова к данным глаголам. | Закалка, закалять, закаленный | Заколка, заколоть, укол, колоть, колет. |
Проверка написания слова | ЗакАлка – раскалю кусок железа. | ЗакОлка, кОлет – расколоть дрова. |
Результат деятельности | 1. Определил лексическое значение глаголов с помощью толкового словаря, уточнил значение с помощью словаря синонимов. 2. Учитывая значение глагола, подобрал группу однокоренных слов к данному глаголу. 3. Выбрал однокоренное слово для данного глагола, в котором проверяемая гласная стоит под ударением. 4. Сравнил написание гласных в корнях проверяемого и проверочного слов. | |
Инструмент проверки (Критерии оценки выполненного задания) | 1. Проведено сравнение значений глаголов (по толкованию, по замене синонимами, по подбору однокоренных слов) – 3 балла за каждый способ; 2. Обоснованы способы различения значений слов – 1 балл; 3. Обоснован способ написания безударной гласной в глаголах – 1 балл. Максимально – 5 баллов (достаточным может быть правильный подбор проверочного слова к каждому из указанных в задании глаголов) |
Самоанализ КОЗ:
Предмет: русский язык.
Класс: 2.
Тема урока: «Правописание безударных гласных в корнях слов»
Контекст включения КОЗ в урок.
КОЗ включается на этапе закрепления и углубления знаний по теме.
КОЗ направлено на оценку регулятивной компетентности.
Аспект - применение знаний в нестандартной ситуации.
В процессе решения учебной задачи у ученика формируется первоначальное представление о различиях в значении глаголов; умение находить способы определения значения глаголов; применять найденный способ действия на практике (при проверке написания безударной гласной в корне слов, имеющих сходную фонетическую структуру, но имеющих различное значение).
Ученик заполняет бланк выполнения задания, который сравнивается с модельным ответом. Результат работы оценивается на основании критериев оценки выполненного задания.
Целесообразно предложить ученику сравнить и другие подобные пары слов (полоскать – поласкать, посидеть – поседеть и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Доклад по самообразованию на тему "Схематическое моделирование как способ обучения младших школьников решению текстовых задач".
Автор: Пономаренко Л.Н. Описание: данный материал предназначен для учителей начальных классов....
«Работа над проектом как способ обучения младших школьников работе с информацией на примере детского проекта « Рукам- работа, душе праздник»
На основе работы ученицы 2 класса показано как можно организовать работу с информацией....
Технология деятельностного метода в обучении младших школьников
Технология деятельностного метода- механизм развития творческих возможностей ребёнка и формирования способности учащихся к самообразованию. Системно - деятельностный подход является методологичес...