Компетентностный подход к обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в процессе интерактивного общения
проект

Лазарева Лариса Александровна

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции  в сфере социально – трудовой деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. Задача развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками очень важна. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_ped_proekt_moy.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход к обучению младших школьников

взаимодействию и сотрудничеству

в процессе интерактивного  общения 

1. Введение

        Важной составляющей качества образования, имеющей принципиальную новизну для современного российского образования, выступают ключевые компетенции. Сегодня компетентный школьник должен быть способен мобилизовать в данной конкретной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетентностях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации: непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей,  является не компетенцией, а скрытой возможностью. Но компетентный выпускник не сформируется как личность в условиях использования наглядно – демонстрационных методов обучения, когда в большей степени активен учитель. Компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием  в человеческой практике.

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции  в сфере социально – трудовой деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. Задача развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками очень важна. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Взаимодействие – это совместная деятельность людей для достижения определенной цели. Ядром ситуации взаимодействия является совместное принятие решения. По классификации стилей взаимодействия К.У.Томаса и Р.Х. Килменна только сотрудничество ориентировано на наиболее полное удовлетворение интересов всех участников взаимодействия. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.

  1. Основная часть.

За основу системы работы принята технология интерактивного обучения, основанная на принципах погружения в общение. Используется важнейшая особенность интерактивного обучения – процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Цель групповой работы  заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт человек мог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

Обучение осуществляется через использование групповых форм  творческой деятельности, с учетом возрастных особенностей младших школьников. Творческая деятельность – это процесс, у которого нет единственно верного результата и существует несколько путей достижения поставленной цели. При выполнении творческих заданий не создаются    условия, провоцирующие развитие соперничества (конкуренции) внутри групп и между ними. Конкуренция лишь возникает в тех условиях, когда ход и результаты работы можно сравнить с некоторым эталоном. Это порождает соперничество. Основной критерий оценки творческой работы состоит в том, что ее продукт оценивается прежде всего своей уникальностью.

  • Таким образом, творческую групповую деятельность младших школьников объединяет основная функциональная направленность:
  • творчество как процесс получения положительных эмоций;
  • творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;
  • творчество как источник переживания катарсиса - сильного эмоционального озарения, внутреннего очищения;
  • творчество как способ познания окружающего мира;
  • творчество как канал передачи общественного опыта.

Цель системы работы: Организовать деятельность, способствующую формированию и развитию у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.

В основе лежит использование групповой творческой деятельности во внеурочное время. Работа проводится с учениками 1-4 классов школы.

Задачи системы работы:

  1. Создание мотивации сотрудничества.
  2. Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.
  3. Обучение правилам эффективной организации совместной работы (обсуждение и согласование планов, распределение обязанностей и средств).
  4. Развитие эмоциональной сферы личности (распознавание эмоциональных состояний своих и партнеров, ориентируясь на вербальные и невербальные проявления, выражение адекватными средствами собственных чувств).

Используемые принципы:

  • Обучение в деятельности.

Участие детей в групповых работах дает им непосредственные навыки взаимодействия, отсутствие которых ничем нельзя пополнить.

  • Предоставление возможности самостоятельности в деятельности

Лишение учеников права на инициативу снимает с них ответственность за происходящее. Тогда у детей не возникает потребности вникать в суть человеческих отношений и учиться их налаживать и поддерживать.

  • Обеспечение позитивного опыта деятельности.

Позитивный опыт это тот, при котором удовлетворение, полученное от участия в групповой работе, компенсирует чувство напряжения и негативные эмоции, которые могут возникнуть в ее процессе.

  • Использование сотруднических техник

Учитель действует совместно с коллективом, уважает мнения и решения воспитанников.

  • Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы.
  • Привлекательность содержания деятельности.

Занятия проводятся один раз в неделю. Начинается работа с занятий, которые позволяют быстрее познакомиться.  Постепенно в соответствии с изменением опыта и возраста детей акценты смещаются с формирования мотивации сотрудничества на развитие привычки согласовывать личные интересы с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы и становление эмоциональной сферы.

В ходе занятий учащимся предлагаются задания различных видов:

Тренинги общения

Проведение тренингов общения, направленных на знакомство, установление контакта, выработку правил поведения в группе, обучение корректному выражению собственных чувств, эмоций,  «Я – высказывание».

Задания совместно – индивидуального характера

Предлагаются для выполнения индивидуальные задания, которые потом объединяют так, что они образуют единое целое. С точки зрения обучения детей сотрудничеству эти задания позволяют эффективно решать одну из поставленных задач – создание у детей мотивации взаимодействия. Выполняя данные задания, ребята убеждаются, что, объединив усилия, они получают качественно новый продукт, который не могли бы произвести самостоятельно. Возникают положительные эмоции и чувство сопричастности к группе.

Задания совместно – последовательного характера

Группа детей получает задание создать общее произведение, выполняя работу пошагово, в порядке очередности. Выполняя такие задания, дети учатся принимать тот факт, что другие участники вносят свой вклад в разработку и реализацию замысла; убеждаются, что результат совместного творчества привлекателен; получают эмоциональный опыт взаимодействия; испытывают чувство принадлежности к группе.

Задания  на создание совместных композиций

Работа состоит из двух последовательных этапов: выполнения каждым ребенком индивидуального задания и совместной деятельности по объединению личных результатов в одно целое. Поиск способа композиционного объединения элементов в одно целое составляет содержание взаимодействия ребят.

Задания на конструирование из модулей

Данные задания состоят из нескольких этапов. На первом этапе каждый ребенок в группе изготавливает по установленному образцу определенное количество одинаковых модулей – элементов будущей общей работы. Далее все модули объединяются в общую работу. Найти способ сложения элементов в единое целое – основное содержание работы. Выполняя задания данного типа,  ребенок осваивает элементарные навыки руководства – подчинения, пробует себя в ролях организатора, исполнителя.

Задания на коллективное принятие решений (усложненные задания)

Выполняя задания такого типа, дети учатся: получать опыт коллективного обсуждения и осваивать соответствующие правила; обосновывать свою точку зрения; уступать друг другу.

Предлагаемые задания характеризуются:

- большим объемом работы;

- направленностью на развитие творческого мышления, в которых генерируется максимальное количество оригинальных идей;

- требованием принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности группы.

Занятия проводятся в соответствии с тематическим планированием

Учебный план.

Раздел

Занятия, часы

Формы контроля

1

Тренинги общения

3

Анкета «Стиль общения»

2

Задания совместно – индивидуального характера

4

Презентация творческой работы

3

Задания совместно – последовательного характера

6

Представление

сборника сочиненных сказок и загадок.

4

Задания на создание совместных композиций

6

Презентация проектов

5

Задания на конструирование из модулей

7

Презентация проектов

6

Задания на коллективное принятие решений

8

Презентация творческой работы

Анкетирование

Итого:      34 часа

Учебно – тематический план

Раздел и тема

Время на изучение

Виды деятельности

Формы деятельности

Межпредметные связи

Творческий продукт

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Тренинги общения – 3 часа

1

«Теплая ладошка»

1

Тренинг

Групповая

Психология

Культуроло-гия

Выделение личных «Я» (список)

2

«Выработка правил работы в группе»

1

Мозговой штурм

Групповая

Социология

Психология

Риторика

Правила общения в группе

3

«Я – высказыва-ние»

1

Беседа - практикум

Коллективно – групповая

Риторика

Психология

Речевые клише

Раздел 2. Задания совместно – индивидуального характера – 4 часа

1

Подводный мир

1

Практикум

Индивидуально - групповая

Технология

ИЗО

Панно

2

Город будущего

1

Практикум

Индивидуально-групповая

Технология

ИЗО

Панно

3

Фантастическая гусеница

1

Практикум

Индивидуально-групповая

Технология

ИЗО

Аппликация

4

Моя будущая профессия

1

Деловая игра

Индивидуально-групповая

Технология

Риторика

Образ будущей профессии

Раздел 3. Задания совместно – последовательного характера – 6 ч.

1

Сочинение сказки

1

Игра

Индивидуально-групповая

Литература

Риторика

Сказка

2

«Морской сюжет»

1

Аппликация

Практикум  «рваной» технологии

Индивидуально-групповая

Технология ИЗО

Аппликация

3

Игрушки из бумаги «Зоопарк»

1

Практикум

Индивидуально-групповая

Технология

ИЗО

Игрушки

4

Панно из геометрических фигур

1

Практикум

Индивидуально-групповая

Технология

ИЗО

Панно

5

Сочинение загадок

2

Практикум

Индивидуально-групповая

Риторика

Литература

Сборник загадок

Раздел 4. Задания  на создание совместных композиций – 6 ч.

1

Круги и линии

1

Практикум

Групповая

Геометрия

Социология

Композиция по заданному алгоритму

2

Книжка-открытка «С днем рождения!»

1

Практикум

Групповая

Технология

ИЗО

Книжка – открытка

3

Иллюстрирование стихотворения Г.Грабовского «Розовый слон»

1

Практикум

Групповая

Литература

Риторика

ИЗО

Иллюстрации к стих – нию

4

Изготовление праздничной гирлянды

1

Практикум

Групповая

Технология

ИЗО

Гирлянда

5

Панно «В лесу»

1

Ролевая игра

Групповая

Технология

Риторика

ИЗО

Панно

6

Иллюстрирование алфавита

1

Практикум

Групповая

Технология

ИЗО

Литература

Книжка - раскладушка

Раздел 5. Задания на конструирование из модулей – 7 ч.

1

Геометрический город

1

Практикум

Групповая

Технология

ИЗО

Социология

Панно

2

 «Военные строители»

1

Игра

Групповая

Технология

ИЗО

Социология

Модели военной техники

3

Иллюстрирование произведений русских поэтов

1

Практикум, беседа

Групповая

Литература  

ИЗО

Социология

Иллюстрации

Выставка

4

Стихотворения А.С.Пушкина в пиктограммах

1

Практикум

Групповая

Литература

ИЗО

Сборник пиктограмм

5

Шифрование литературных героев в ребусах

1

Практикум

Групповая

Литература

ИЗО

Ребусы

6

Веселое зачеркивание

1

Практикум

Групповая

Литература

Шифры

7

Сочинение «цветных рассказов»

1

Практикум

Групповая

Литература

Психология

Рассказы

Раздел 6. Задания на коллективное принятие решений – 8 ч. (усложненные задания)

1

Создание эмблемы класса

1

Практикум

Групповая

ИЗО

Социология

Эмблема

2

Береги планету

1

Мозговой штурм

Групповая

Экология

Социология

Технология

Способы применения бросового мусора

3

 «Шаги весны»

1

Практикум

Репортаж телекомпаний

Групповая

Психология

Литература

Репортаж

4

Конструкторы букв

1

Практикум

Групповая

Гимнастика

Ритмика

Образы букв

5

Сочинение рассказов по началу и концу

1

Практикум

Групповая

Литература

Риторика

Рассказы

6

Составление телеграмм

1

Практикум

Групповая

Риторика

Социология

Телеграммы

7

Моделирование школьной формы

1

Практикум

Групповая

Технология

ИЗО

Модели одежды

8

«Праздничный город»

1

Игра

Коллективно - групповая

Социология

Макет

Содержание занятий:

Раздел 1. Тренинги общения – 3 часа

Виды общения. Выработка правил работы в группах. Эмоциональный и вербальный контакт. Конструкция «Я – высказывание».

Раздел 2. Задания совместно – индивидуального характера – 4 часа

«Подводный мир». Разнообразие животных подводного мира. Работа с разными материалами. Презентация творческой работы.

«Город будущего». Структура городского пространства. Экология взаимоотношений.

«Фантастическая гусеница». Разнообразие насекомых. Способы творческого оформления гусеницы.

«Моя будущая профессия». Профориентация учащихся. Презентация выбранной профессии.

Раздел 3. Задания совместно – последовательного характера – 6 ч.

Cочинение сказки. Приемы сочинительства. Средства выразительности. Создание книги произведений.

Изготовление аппликации «Морской сюжет». Жители морского дна. Разнообразие водорослей.

Изготовление игрушек из бумаги «Зоопарк». Знакомство с техникой оригами.

Изготовление панно из геометрических фигур. Пространственное ориентирование. Творческое оформление «строгих» объектов.

Сочинение загадок. Приемы сочинительства загадок. Средства выразительности. Составление сборника загадок.

 

Раздел 4. Задания  на создание совместных композиций – 6 ч.

Творческое задание «Круги и линии». Умение работать с ограничителями заданий. Соотнесение собственных желаний с возможностями группы.

Создание коллективной поздравительной книжки – открытки «С днем рождения!». Приемы художественного оформления открытки. Подбор сопроводительных слов. Презентация книжки – открытки.

Иллюстрирование стихотворения Г.Грабовского «Розовый слон». Приемы иллюстрирования по отдельным эпизодам. Составление диафильма.

Изготовление праздничной гирлянды. Приемы художественного оформления гирлянды. Творческая индивидуальность.

Изготовление панно «В лесу» с распределением ролей. Разнообразие животного и растительного мира леса. Роли в группе. Творческая презентация групповой работы.

Иллюстрирование алфавита. Приемы художественного оформления букв. Составление книги – алфавита.

Раздел 5. Задания на конструирование из модулей – 7 ч.

«Геометрический город». Структура городского пространства в геометрических фигурах. Функциональность объектов. Презентация.

Игра  «Военные строители».

Иллюстрирование произведений русских поэтов. Приемы иллюстрирования. Оформление выставки творческих работ.

Запись стихотворений А.С. Пушкина с помощью пиктограмм. Обучение пиктограммированию. Шифрование и дешифрование.

Шифрование имен литературных героев в ребусах. Приемы составления ребусов. Составление книги ребусов.

Сочинение «цветных рассказов». Приемы сочинительства на основе цвета. Значение цвета по Люшеру.

Раздел 6. Задания на коллективное принятие решений – 8 ч. (усложненные задания)

Создание эмблемы класса. Подбор эскизов. Участие в дискуссии по выбору основного объекта эмблемы. Приемы художественного оформления символов класса.

«Береги планету» (способы использования бросового мусора). Экологическое воспитание. Мозговой штурм. Презентация способов использования бросового мусора.

Репортаж телекомпаний «Шаги весны». Экскурсия «Весенние изменения в природе». Сбор информации для репортажей. Оформление репортажей. Презентация творческих работ.

Конструкторы букв. Приемы артистического изображения букв.

Сочинение рассказов по их началу и концу. Приемы сочинительства. Средства выразительности. Конкурс рассказов.

Составление телеграмм. Приемы составления телеграмм, рассказов, в которых каждое слово начинается с одинаковой буквы.

Создание моделей школьной формы. Приемы моделирования. Оформление моделей и их презентация. Реклама изделий.

Игра  «Праздничный город». Итоговое мероприятие. Взаимодействие групп.

Используемая система работы направлена на достижение следующих результатов:

Планируемые результаты

Компетентностная модель выпускника

Компетенции в сфере                                        1.Усвоение способов приобре-

самостоятельной                                                таемых знаний из различных

познавательной                                                 источников информации.

деятельности                                                2.Целостное видение проблем,

                                                                свободное ориентирование в

                                                                знаниях на межпредметном

                                                                уровне.

                                                                3.Интеллектуальная готов-

                                                                ность и способность к продол-

                                                                жению образования.

Компетенции в сфере                                        1. Выполнение различных

гражданско –общественной                                ролей.

деятельности                                                2. Бережное отношение к

                                                                общечеловеческим ценностям.

Компетенции в сфере                                        1. Умение оценивать

социально – трудовой                                        собственные возможности.

деятельности                                                2.Умение ориентироваться

                                                                в нормах и этике

                                                                взаимоотношений.

Компетенции                                                 1. Осознанное отношение

в бытовой сфере                                                к собственному здоровью.

                                                                2. Овладение антистрессовой

                                                                защитой.

                                                                3. Способность действовать

                                                                сообща.

Компетенции в сфере                                        1.Умение сделать выбор путей

культурно – досуговой                                        и способов использования

деятельности                                                свободного времени.

                                                                2. Формирование

                                                                гуманистического

                                                                мировоззрения.

                                                                3. Формирование

                                                                коммуникативности,

                                                                культуры общения.

Творчески развитая,

социально – ориентированная

личность, способная к самореализации.

  1. Диагностические материалы.

Аппарат контроля

Контроль и оценивание учебной деятельности учащихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых творческих работ: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.  В ходе реализации данной системы работы возможно использование различных форм контроля достижений учащихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы и ее презентации.

Требования к общеучебным умениям и навыкам:

  1. Умения и навыки планирования деятельности осуществляются в учебном процессе через целеполагание.
  2. Умения и навыки организации деятельности: организация рабочего места, наличие  и состояние учебных средств, их размещение, состояние благоприятных гигиенических условий: организация режима работы осуществляется через контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль;
  3. Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации (коммуникативные умения): работа с книгой, библиографический поиск, работа с дополнительной литературой, справочниками, словарями: слушание речи, запись прослушанного, управление вниманием, наблюдение, запоминание;
  4. Умения и навыки мыслительной деятельности: учащиеся в учебном процессе учатся классифицировать, обобщать, делать выводы,  умозаключения (написание сочинений, решение нестандартных творческих задач), проблемных ситуаций;
  5. Умения и навыки оценки и осмысления результативности своей деятельности: самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы контроля и система оценивания.

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль.

     

 С помощью « Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.

Лист контроля

Жигалина Светлана

Критерии  оценки         число

1.10

2.10

3.10

4.10

Самооценка

Оценка работы группы

Оценка учителя

+2

+2

0

+2

+2

+2

Впечатление от занятия

Цветовое решение оценивания:

Красный

Желтый

Синий

Любопытно

Интересно

Полезно

1. Самооценка

2. Оценка работы группы

Серый

Зеленый

Желтый

Не очень активна

Достаточно активна

Согласованная  

3. Оценка учителя        

+ 2 балла

0 баллов

- 2 балла

ученик получает за активный интерес к занятию, бесконфликтное умение работать в группе, творческий результат

ученик получает за пассивность на занятии, отсутствие индивидуального вклада в коллективное дело

ученик получает за создание конфликтной ситуации на занятии, неумение конструктивно решать возникающие проблемные ситуации.

4. Впечатление от занятия  

Очень доволен

Остался равнодушен

Огорчен

Каждое занятие анализируется с детьми по методике профессора П.И.Третьякова и предполагает самоанализ своей деятельности. Анализ производится на различных уровнях:

- на  репродуктивном уровне ученик ищет ответы на вопросы:

  • Что я делал?
  • Что для этого сделал?
  • Как нужно было сделать?

- на конструктивном  уровне  находит ответы на вопросы:

  • Какую модель сделал?
  • Для чего она нужна?
  • Как сделать лучше?
  • Какие варианты могут быть?

- на творческом уровне:

  • Что я сделал нового?
  • Как сделать по - новому?

 Система оценивания

Занятия безотметочные, по системе «зачет – незачет».

Ученик должен получить «зачет», набрав более 70% от максимально возможного количества баллов за курс. Максимальное количество баллов – 68. Значит, ученик должен получить не менее 47 баллов за курс.

Подсчет баллов осуществляется по системе:

+2 балла – ученик получает за активный интерес к занятию, бесконфликтное умение работать в группе, творческий результат

0 баллов – ученик получает за пассивность на занятии, отсутствие индивидуального вклада в коллективное дело

- 2 балла – ученик получает за создание конфликтной ситуации на занятии, неумение конструктивно решать возникающие проблемные ситуации.

        Применение такой системы оценивания повышает интерес учащихся к занятиям, стимулирует их активность, позволяет осуществлять рейтингование.

Методическое обеспечение системы работы:

  • ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый,  исследовательский, беседа, метод проектов.
  • приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной  деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;
  •  технологии: технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман (технология развития творческой деятельности), система оценивания по методике профессора П.И.Третьякова; технология КТД  Н.Е.Щурковой;
  •  организационные формы обучения: классная,   индивидуально-групповая, групповая, коллективная.

Необходимые пособия для организации учебного процесса:

Пособие Л.Ф. Тихомировой «Развитие творческого мышления»

Пособие А.В. Басова «Учимся общению»

Учебник О.А.Степановой «Игровая школа мышления»

Учебные принадлежности: наборы для творчества (цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, витражные краски, ватманы).

Для оформления буклетов, книжек – раскладушек и др. используются возможности персонального компьютера, программных продуктов: Microsoft Office Word,  Microsoft Office Power Point и др.

Литература, необходимая при выполнении заданий:

Для ученика:

  1. Басов А.В. Учимся общению. М., 2004.
  2. Жариков Е., Крушильский Е. Для тебя и о тебе. М., 1991.
  3. Максакова В., Полякова С. Учимся договариваться: Пособие для учащихся. М., 2005.
  4. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М., 2003.
  5. Тихомирова Л.Ф. Развитие творческого мышления. М., 2006.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. М., 2001.

Для педагога:

  1. Вайскульский А.Е. Я говорю, мы говорим… М., 1990.
  2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 2003.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  4. Джампольски Джеральд, Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить отношения с окружающими. М., 1992.
  5. Джинотт Х.Дж.Групповая психотерапия с детьми. М., 2001.
  6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
  7. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1990.
  8. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе. М., 2001.
  9. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии./Под ред. С.А.Смирнова. М., 2000.
  10. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. М., 2000.
  11. Тихонов А.С., Симоненко В.Д. Естественнонаучные основы технологического образования школьников. М., 2000.
  12. Ушаков Т.Н. Речь человека в общении. М., 1999.
  13. Хуторской А.В. Методы эвристического обучения. Школьные технологии. 1999.

  1. Заключение.

Использование данной системы работы учит детей рецензировать групповые творческие работы своих одноклассников, постоянно заниматься самооценкой, совершенствовать коммуникативные функции речи.

Таким образом осуществляется компетентностный подход: ребенок становится субъектом обучения, реализуется в творческом процессе; формируется положительная  «Я- концепция»: я - могу, я- умею, я- нравлюсь, я- думаю…» Работа в группе способствует развитию действия целеполагания, выбору оптимального пути достижения цели,  построению алгоритма действий, выполнению , анализу,  оцениванию, коррекции и т. д.

Результативность использования системы работы:

Наблюдается увеличение количества и качества творческих работ учащихся.

По результатам психологического исследования динамики мотивации учения можно сделать вывод о ее высоком уровне, который составляет в 2015-2016 уч.году 85%, в 2016-2017 уч.году 89%, в 2018-2019 уч.году 90%, в 2019-2020 уч.году 93%

Психологом школы отмечено положительное отношение к учебе, стремление учащихся осваивать знания на творческом уровне. Применяются прогрессивные методы стимулирования мотивации учения и достижения успеха: ведение дневников достижений, вручение медалей по итогам учебной четверти, благодарственные письма учащимся и др.

В классе царит благоприятный психологический климат, атмосфера сотрудничества и толерантности.         Это подтверждается результатами проведения методики П.И. Третьякова «Психологический микроклимат в классе»:

- 100% учеников считают, что в классном коллективе созданы благоприятные условия для обучения и воспитания: хорошо оборудован кабинет, нравится эстетика оформления кабинета, соблюдаются санитарно – гигиенические нормы;

- 95% учащихся считают микроклимат в классе положительным и благоприятным, они отмечают, что им приятно общаться со сверстниками, они имеют возможность выразить собственное мнение;

- 100% ребят уверены в том, что атмосфера урока благоприятствует развитию творческих способностей детей;

- 80% учеников отмечают, что в семье создается положительное отношение к школе;

- 100% учеников говорят о том, что проведение разнообразных видов внеклассной и внешкольной работы способствует желанию продолжать обучение в школе.

        

        На протяжении трех лет осуществлялся мониторинг удовлетворенности родителей созданными условиями обучения и воспитания в классном коллективе. Получены следующие результаты:

- большинство родителей (98%) считает, что коллектив класса можно назвать дружным;

- 89% опрошенных уверены, что в среде своих одноклассников ребенок чувствует себя комфортно;

- 100%  родителей считают, что педагог проявляет доброжелательное отношение к ребенку, учитывает индивидуальные особенности;

- 100% родителей придерживаются мнения, что в классе, где учится ребенок хороший классный руководитель; в классе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны ребенку (90%);

- администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей ребенка (95%);

Количество учащихся, посещающих кружки и факультативы составило: в 2016-2017 уч.году 18 человек, в 2018-2019 уч.году 25человек, в 2019-2020 уч.году 28 человек.

В 2016-2017 уч.году 78% учащихся приняли участие в конкурсах,  концертах, спортивных соревнованиях: в концертах, посвященных дню Учителя, 8 марта, в конкурсе новогодней игрушки, в конкурсе знатоков родного края, в конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок», «Звезда эстрады»;  в губернаторских спортивных состязаниях, «Веселые старты», в турнире по игре «Снайпер».

В 2017-2018 уч.году 84% ребенка приняли участие в конкурсах, спортивных соревнованиях: конкурс рисунков «В защиту хвойных растений», конкурс агитбригад по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, конкурс моделирования школьной формы; концерт ко дню Матери, концерт «Самотлорские роднички», концерт для ветеранов; спортивные соревнования по езде на велосипеде, «Мама, папа, я – спортивная семья», «Знатоки животного мира», в рамках сетевого проекта с д\с №15 «Экология в ладошках»

В 2018-2019 уч.году 92% человека участвовали в мероприятиях: концерт, посвященный Дню матери, 8 марта, 23 февраля, «Смотр песни и строя», литературно- музыкальная композиция  ко дню Победы; конкурс актерского мастерства, конкурс чтецов, спортивные соревнования «Быстрый, ловкий, умелый», Югра многоликая, Веселый понедельник, «Откроем двери для дошколят», музыкально-сценическое представление «Планета Началиус», «Сделаем мир чище», «Спасем дерево»,

Творческие работы учащиеся  защищают на уроках, факультативных занятиях, конференциях, научных обществах школьного уровня, олимпиадах, фестивалях городского уровня. В 2016 году исследовательский проект Панибог Ярослава «Оптические иллюзии» стал победителем конкурса «Грани познания», победитель в фестивальной карусели «Самый ловкий» приняли участие в научно-практической конференции на базе площадки НВГУ, в секции «Юные исследователи». В 2017 году диплом II степени во Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Лоскуток к лоскутку» (Мойсей Виталина и Шайдуллина Камила). В 2018 году исследовательский проект «Бюджет младшего школьника» (Панибог Ярослав) участник конкурса «Открытие», проект «Равновесие» (Вахитова Алсу) участник школьной конференции.

В

Возможные перспективы:

1. Выпуск методических рекомендаций для педагогов по реализации программы факультативного курса «Мы – вместе».

2. Осознанное участие детей в социальных акциях, посвященных толерантности.

        -  –

Лазарева Лариса Александровна, МБОУ «СШ № 8», учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

Компетентностный подход в обучении младших школьников

В статье говорится о компетентностном подходе в обучении детей младшего школьного возраста....

«Компетентностный подход в обучении младших школьников с использованием новых технологий»

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не ус...

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Использование компетентностной модели в образовании...

Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Из стать можно сделать вывод , как осуществляется  компетентостный подход в образовании  младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...