Компетентностный подход в обучении младших школьников
статья на тему

Шевчук Татьяна Викторовна

Использование компетентностной модели в образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение «Компетентностный подход в обучении младших школьников» 

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать творчески в типичных и нестандартных ситуациях.

Принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Педагог организует самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, т.е. создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных, организационных, коммуникативных, оценочных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности.

В свете вышеизложенного изменяются и требования к современному уроку в начальной школе.  Учителю необходимо осознать, что урок,  оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Современный урок - это урок,  возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью.

Таким образом, ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

  • «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
  • Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
  • «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
  • Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».

Каким  в идеале должен быть ученик начальной школы? Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться....

Какими  же ключевыми компетенциями для этого должны обладать выпускники начальной школы?

Компетенция - это системное образование в личности младшего школьника, которое включает в себя следующие компоненты:

  • когнитивный (знаниевый)- теоретические знания академической области;
  • деятельностный - практическое применение знаний в конкретной ситуации
  •  ценностно - смысловой  - оценивание, отношение, эмоции, воля

Что касается содержания и уровня компетенций, формируемых у выпускников начальной школы, в настоящее время этот вопрос находится в стадии разработки. Разные ученые выделяют различные классификации ключевых компетенций.

А.в. Хуторской выделяет следующие группы ключевых компетентностей:

  1. ценностно-смысловые
  2. учебно-познавательные
  3. информационные
  4. коммуникативные
  5. социально-трудовые
  6. компетенции личностного самосовершенствования

Авторы Образовательной системы  «Школа 2100» выделяют такие ключевые компетенции:

  1. организационные
  2. интеллектуальные
  3. коммуникативные
  4. оценочные

Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.

Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют  формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, осуществляется оценивание образовательных достижений (технология портфолио).  Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

        В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых  невозможно получить результат.

С первого класса учителя   включают в свои уроки  задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Рассмотрим это на примере математики.

Задание.  Вова наблюдал за жизнью муравьев. Помоги ему ответить на вопросы, которые у него появились.

  1. Два муравья выбежали из муравейника в противоположных направлениях. Через некоторое время расстояние между ними было 14 дм. На каком расстоянии от муравейника в это время находился первый муравей, если второй отбежал от муравейника на 8 дм?

                                                                   

                                     дм                                 дм

                                                        дм

 

  1. Первый муравей принёс в муравейник 12 травинок. Это на 5 травинок больше, чем принёс второй. Сколько травинок принёс второй муравей?

Анализ задания:

  1. задание комплексное, т.к. состоит из двух простых задач, их решение - это многооперационная деятельность
  2. задание продуктивное, т.к. наличие сюжета создаёт новую ситуацию для учащихся
  3. Предметные компетенции: а) развитие умений решать текстовые задачи; в) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через разряд в пределах 20; в) вычисления с именованными числами; г) работа со вспомогательной моделью (схематический чертёж) текстовой задачи.
  4. межпредметная компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир»
  5. Ключевые компетентности: а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения); б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).

Пример «открытого» задания. Начерти прямую линию. Поставь на ней точку А. Отложи на этой прямой отрезок АБ длиной 4 см и отрезок АК длиной 7 см. Найди длину отрезка БК. Подсказка: ответов больше, чем один.

Продуктивные задания.

1. Преврати, если возможно, записи Юли в верные равенства и неравенства.

           1* <  *6                  14 > *                     1* < *

          12 < **                    1* = *3                     *0 =  **

2.   Продолжи ряд чисел:  410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно.

3.   Попытайся решить уравнение. 

                                            37 - х = 50

Если уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое преобразование, чтобы его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта преобразований.

Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но  представлена в учебниках  всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному:

- Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т. д.

        Начиная с первого класса у младших школьников также  формируются задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:

- Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят.

Задание на развитие оценочных умений.

        Ученикам выдаётся 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у мл. шк. Например, для первоклассников могут быть такие ошибки: на «единицу», на замену знака действия, на замену действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции:

1 лист:

-Найди и исправь ошибки.

2 лист:

-В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.

3 лист:

-В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.

В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в выявлении нарушения инструкции и ее переоценке.

В современных учебных программах  отражаются технологии проектной деятельности: решение жизненных (компетентностных) задач, информационные проекты, игровые ситуации. Так, например, задания урока математики по теме «Единицы площади» носят практический характер:

Задание. Чтобы засеять один квадратный метр, фермеру нужно 300г семян. Сколько килограммов семян ему нужно, чтобы засеять участок площадью 10 а, 20 а? 1га? Сколько это центнеров?

 Информационные проекты в обязательном порядке предполагают групповую форму работы, как правило, долговременную и внеклассную.

Таким образом, учебный материал создаёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей младших школьников.

        

В процессе выполнения приведенных выше заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, зачастую не одна а две или даже три, причем подобные задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умениях осуществлять сравнение, анализ через синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами моделирования.

И закончить свое выступление я хотела бы стихотворением

Учить детей сегодня трудно

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компетентностный подход в обучении младших школьников (через средства учебных заданий)

Слайд 2

Компетентностная модель: Не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им: определять свои цели, принимать решения, действовать творчески в типичных и нестандартных ситуациях.

Слайд 3

Задачи учителя: Мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовывать свои способности. Создать развивающую среду .

Слайд 4

Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Современный урок – это урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствующий его движению к счастью.

Слайд 5

Постулаты хорошего урока: «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». «Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности». «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Слайд 6

Каким в идеале должен быть ученик начальной школы? любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться ....

Слайд 7

Какими же ключевыми компетенциями для этого должны обладать выпускники начальной школы?

Слайд 8

Компетенция - это системное образование в личности младшего школьника, включающее следующие компоненты: когнитивный (знаниевый)- теоретические знания академической области; деятельностный - практическое применение знаний в конкретной ситуации; ценностно-смысловой - оценивание, отношение, эмоции, воля.

Слайд 9

Группы ключевых компетенций согласно А.В. Хуторскому: ценностно-смысловые учебно-познавательные информационные Коммуникативные Социально-трудовые Компетенции личностного самосовершенствования

Слайд 10

Ключевые компетенции согласно образовательной системы «Школа России»: организационные интеллектуальные коммуникативные оценочные

Слайд 11

Задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности; задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации; задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности; многооперационные задания.

Слайд 12

Задание. Вова наблюдал за жизнью муравьев. Помоги ему ответить на вопросы, которые у него появились. Компетентностный характер заданий

Слайд 13

На каком расстоянии от муравейника находится первый муравей, если второй отбежал от муравейника на 8 дм? __ дм 8 дм 14 дм 6

Слайд 14

Первый муравей принес в муравейник 12 травинок. Это на 5 травинок больше, чем принес второй. Сколько травинок принес второй муравей? 12 ? 12 - 5 = 7 7

Слайд 15

Анализ задания: задание комплексное, т.к. состоит из двух простых задач, их решение - это многооперационная деятельность; задание продуктивное, т.к. наличие сюжет создаёт новую ситуацию для учащихся;

Слайд 16

Анализ задания: Предметные компетенции: а) развитие умений решать текстовые задачи; б) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через разряд в пределах 20; в) вычисления с именованными числами; г) работа со вспомогательной моделью (схематический чертёж) текстовой задачи.

Слайд 17

Анализ задания: Межпредметная компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир»

Слайд 18

Анализ задания: Ключевые компетентности: а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения); б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).

Слайд 19

«Открытое» задание Начерти прямую линию. Поставь на ней точку А. Отложи на этой прямой отрезок АБ длиной 4 см и отрезок АК длиной 7 см. Найди длину отрезка БК. Подсказка: ответов больше, чем один.

Слайд 20

Продуктивное задание 1 . Преврати, если возможно, записи Юли в верные равенства и неравенства. 1* < *6 14 > * 1* < * 12 < ** 1* = *3 *0 = ** 2. Продолжи ряд чисел: 410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно. 3. Попытайся решить уравнение . 37 - х = 50 Если уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое преобразование, чтобы его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта преобразований.

Слайд 21

Коммуникативная компетентность Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова)

Слайд 22

Формирование компетентности на основе оценивания собственных возможностей Сможешь ли ты выполнить …, Сможешь ли ты назвать …, Сможешь ли ты начертить …, нарисовать …? Проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят.

Слайд 23

Задание на развитие оценочных умений Ученикам выдаётся 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у младших школьников. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции: 1 лист: Найди и исправь ошибки. 2 лист: В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их. 3 лист: В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.

Слайд 24

Анализ задания: Формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок. Выявление нарушения инструкции и её переоценке.

Слайд 25

Жизненные задачи Чтобы засеять один квадратный метр, фермеру нужно 300г семян. Сколько килограммов семян ему нужно, чтобы засеять участок площадью 10а, 20а? 1га? Сколько это центнеров?

Слайд 26

Интеллектуальная компетенция это - умение осуществлять сравнение, анализ, через синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами моделирования.

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

Компетентностный подход в обучении младших школьников

В статье говорится о компетентностном подходе в обучении детей младшего школьного возраста....

«Компетентностный подход в обучении младших школьников с использованием новых технологий»

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не ус...

Технология компетентностно-ориентированного способа обучения младших школьников

Публикация содержит теоретические и практические сведения для внедрения данного способа обучения в педагогическую практику...

Компетентностный подход к обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в процессе интерактивного общения

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции  в сфере социально – трудовой деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и п...

Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Из стать можно сделать вывод , как осуществляется  компетентостный подход в образовании  младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...