Волшебный карандаш
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Внеурочная деятельность в 1 классе "Волшебныйй карандаш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_karandash_novyy.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Волшебный карандаш»
Пояснительная записка
Программа «Волшебный карандаш» составлена на основе авторской программы «Волшебный карандаш» Б.М. Неменского. Она имеет общекультурную направленность и служит для организации внеурочной деятельности младших школьников. Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года и составляет 135 часов.
В 1 классе – 1 час в неделю, 33 часа в год,
во 2-4 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Общая характеристика
Цель: раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- прививать навыки работы в группе;
- поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Актуальность программы
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. В современном мире особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Кол-во часов. |
1 | Знакомство с искусством | |
Вводное занятие. Курс ИЗО. Инструктаж по ТБ. | 1 | |
Мои каникулы. | 1 | |
Краски радуги. Приемы штриховки. | 1 | |
Холодные и теплые тона. Осень. | 1 | |
Мои мультики. Рисуем Кроша. | 1 | |
Домашние животные. Кошка. | 1 | |
Медвежонок из сказки «Три медведя». | 1 | |
Белый гриб, мухомор. | 1 | |
Мои мультики. Рисуем Нюшу. | 1 | |
Рисуем птиц. Воробей. | 1 | |
Дом, в котором я живу. | 1 | |
Орнамент в полосе. | 1 | |
2 | В мире много интересного | |
Цветоведение. Штриховка в разных направлениях. | 1 | |
Домашние животные. Собака | 1 | |
Рисование плаката к новому году. | 1 | |
Дикие животные . Белочка. | 1 | |
Рисование динозаврика. | 1 | |
Портрет папы (поздравительная открытка). | 1 | |
Золотая рыбка. | 1 | |
Подводное царство. Русалки. | 1 | |
Мои фантазии. | 1 | |
Зима. Снеговичок | 1 | |
3 | Красота в умелых руках | |
Наскальные рисунки (море). | 1 | |
Мой друг . | 1 | |
Портрет мамы (цветные карандаши). | 1 | |
Цветы для мамы, подснежник. | 1 | |
Увлекательный космос. | 1 | |
Теремок. | 1 | |
4. | Весна - красна | |
Жар – птица. | 1 | |
Веселые человечки. | 1 | |
Весенний букет . | 1 | |
Цирк. Клоун. | 1 | |
Скоро каникулы . | 1 | |
Свободная тема (творческая работа). | 1 | |
Итого: |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от «____» ____________ 2014 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ /Е.Н. Дегтярева/ «_____»___________ 2014 г. |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Золотой листопад | |||
Вводное занятие. Курс ИЗО. Инструктаж по Тб. | 1 | |||
Рисование простейших форм. Золотые листья. | 1 | |||
Мои каникулы. | 1 | |||
2. | Любимые сказки и персонажи | |||
Винни-Пух и все, все, все. | 1 | |||
Мои мультики. Совунья | 1 | |||
Рисунки птиц. Попугай Кеша. | 1 | |||
3 | Мир в котором мы живем | |||
Орнамент, арабеска. | 1 | |||
Домашние животные. Собака | 1 | |||
Дикие животные. Слон. | 1 | |||
Рисование плаката к Новому году. | 1 | |||
Орнамент в круге. Морозные узоры | 1 | |||
Гепард (животное в движении) карандаш. | 1 | |||
Мои любимые дикие животные. | 1 | |||
Водный мир. Заморские рыбы. | 1 | |||
Поздравительная открытка на «23 – Февраля» | 1 | |||
Лесные истории. Лес зимой. | 1 | |||
Портрет любимой мамочки. | 1 | |||
В мире космоса. Чудеса на Луне. | 1 | |||
Русская матрёшка. | 1 | |||
Транспорт. Автобус. | 1 | |||
Моя семья. | 1 | |||
4. | Весеннее пробуждение | |||
Цветочный мир, ромашки. | 1 | |||
Цветение сада. Ветка вишни. | 1 | |||
В зоопарке. Жираф. | 1 | |||
Цирк. Морские тюлени. | 1 | |||
Красота нашего города: дома Ивантеевки. | 1 | |||
В здоровом теле – здоровый дух. Полезные продукты. | 1 | |||
Рисование с натуры. Тюльпаны. | 1 | |||
Рисование с натуры. Весенний букет. | 1 | |||
Орнаменты в русской одежде. | 1 | |||
Кукла в национальной одежде. Русский сарафан. | 1 | |||
Небо в мае. Гроза. | 1 | |||
Коллективная творческая работа. | 1 | |||
Коллективная творческая работа. | 1 | |||
Итого: | 34 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от «____» ____________ 2013 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ /Е.Н. Дегтярева/ «_____»___________ 2013 г. |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | И снова наступила осень | |
Вводное занятие. Курс ИЗО. Образы Осени. | 1 | |
Карандаши (какие бывают).Изображение фигур (в пространстве, передать объем и фактуру предмета). Шар, конус. | 1 | |
Память о лете. | 1 | |
Овощи и фрукты на столе. | 1 | |
Натюрморт в холодной гамме. Дождливая погода. | 1 | |
Натюрморт в теплой гамме. Осенний парк. | 1 | |
Гербарий. | 1 | |
2 | Сказка вокруг нас | |
Сказочные герои. Машенька и три медведя. | 1 | |
Любимые сказки. | 1 | |
Обложка книги любимой сказки. | 1 | |
Любимый персонаж мультфильма. | 1 | |
Матрёна - Матрешка. | 1 | |
Насекомые леса. Гусеницы, бабочки, жуки. | 1 | |
Мои любимые животные. | 1 | |
Динозавры. | 1 | |
Древние люди | 1 | |
3 | В мире волшебных красок | |
Натюрморт. Рябина. | 1 | |
Подводный мир. | 1 | |
Зимний день. | 1 | |
Дед Мороз и Снегурочка. | 1 | |
Новогодние празднества | 1 | |
Портрет друга . | 1 | |
Портрет папы (карандаши). | 1 | |
Транспорт. Пароход. | 1 | |
Поздравительная открытка на 8 – Марта. | 1 | |
Роспись по кругу. | 1 | |
Роспись посуды: Самовар да чашки (силуеты) | 1 | |
4 | Весна уж к нам стучится | |
Знаки зодиака. | 1 | |
НЛО. Увлекательный космос. | 1 | |
Комиксы. | 1 | |
Композиция человек и животные. | 1 | |
Детская площадка. | 1 | |
Весна. Цветы вокруг нас. | 1 | |
Свободная тема (материал исполнения и техника по выбору ). | 1 | |
Итого: |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от «____» ____________ 2013 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ /Е.Н. Дегтярева/ «_____»___________ 2013 г. |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | В мире изобразительного искусства | |
Корзина с овощами. | 1 | |
Осенний букет. Рисование с натуры. | 1 | |
Рисование в тёплой гамме. Лес вокруг. | 1 | |
Рисование в холодной гамме. Морские истории. | 1 | |
Композиция. Павлово-Посадские мотивы (цветы) | 1 | |
2 | Мир фауны. Мир, в котором мы живём | |
Кошка с котятами. | 1 | |
Птицы в полёте. Журавли. | 1 | |
Животные нашего леса. Лось. | 1 | |
Дикие животные России. Волк и лиса. | 1 | |
Медведица с медвежатами в тайге. | 1 | |
Мои любимые животные (на выбор) | 1 | |
Древние люди . | 1 | |
3 | Любовь к искусству | |
Рисование плаката. Новогодняя сказка. | 1 | |
Замок для Деда Мороза и Снегурочки. | 1 | |
Зимний день. | 1 | |
Изображение рук человека (кисти рук) | 1 | |
Строение человека. Наши пропорции. | 1 | |
Моя семья. Пропорции лица. | 1 | |
Портрет папы (профессии) | 1 | |
Поздравительная открытка на 8-Марта. | 1 | |
Коллективное панно «Жар-птица». | 1 | |
Дымковские узоры в современной моде. | 1 | |
Портрет инопланетянина. | 1 | |
Комиксы. | 1 | |
Весенний букет ( выбор техники, творческий подход ). | 1 | |
Цирковое представление. | 1 | |
Панно весенние цветы ( коллективная работа ). | 1 | |
Наш любимый город. | 1 | |
Плакат ко Дню Победы. | 1 | |
Наше будущее. Фантастика. | 1 | |
Спорт для всех. Виды летнего спорта. | 1 | |
Коллективная работа. Плакат: Безопасность на водоёме. | 1 | |
Правила дорожного движения. Знаки на дороге. | 1 | |
Плакат: Вода – источник всего живого. | 1 | |
Итого: |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей начальных классов
от «____» ____________ 2013 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ /Е.Н. Дегтярева/
«_____»___________ 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс
Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...
Семинарское занятие в кружке внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" - "Зимние зарисовки"
Тема: «Зимние зарисовки»Цели:- развитие воображения и фантазии, а также художественного вкуса ребят;- расширение методов познания окружающей их действительности;- формирование культу...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".
Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...
Программа по внеурочной деятельности « Волшебный карандаш»
программа для 1 класса...
Семинарское занятие кружка "Волшебный карандаш" - "Рисуем горы. Наш горный край"
Тема: «Рисуем горы. Наш горный край».Цель: Раскрытие творческого потенциала ребенка художественно-изобразительными средствами.Задачи Образовательные:научить приемам работы в различных...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...
Занятие на кружке "Волшебный карандаш"
Занятие на внеурочной деятельности по изо...