Волшебный карандаш
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Саликова Кристина Сергеевна

Внеурочная деятельность в 1 классе "Волшебныйй карандаш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_karandash_novyy.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

            Программа  внеурочной деятельности

                «Волшебный    карандаш»

Пояснительная    записка

              Программа «Волшебный карандаш» составлена на основе авторской программы «Волшебный карандаш» Б.М. Неменского. Она имеет общекультурную направленность и  служит для организации внеурочной деятельности младших школьников. Программа разработана в  соответствии с  Законом РФ «Об образовании»,  ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Описание места учебного курса в учебном плане

       

Программа рассчитана на 4 года и составляет 135 часов.

В 1 классе – 1 час в неделю, 33 часа в год,

во 2-4 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Общая характеристика

Цель:  раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
  • прививать навыки работы в группе;
  • поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Актуальность программы

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.  В современном мире особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Личностные,    метапредметные   и   предметные результаты

освоения курса

В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения   программы по курсу «Волшебный карандаш»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,    который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Календарно-тематическое планирование

1   класс

Тема

Кол-во часов.

1

Знакомство с искусством

Вводное занятие. Курс ИЗО. Инструктаж по ТБ.                     

1

Мои каникулы.

1

Краски радуги. Приемы штриховки.

1

Холодные и теплые тона. Осень.

1

Мои мультики. Рисуем Кроша.

1

Домашние животные. Кошка.

1

Медвежонок из сказки «Три медведя».

1

 Белый гриб, мухомор.

1

Мои мультики. Рисуем Нюшу.

1

Рисуем птиц. Воробей.

1

Дом, в котором я живу.

1

Орнамент в полосе.

1

2

В мире много интересного

Цветоведение. Штриховка в разных направлениях.

1

Домашние животные. Собака

1

Рисование плаката к новому году.

1

Дикие животные . Белочка.

1

Рисование  динозаврика.

1

Портрет папы (поздравительная открытка).

1

Золотая рыбка.

1

Подводное царство. Русалки.

1

Мои фантазии.

1

Зима. Снеговичок

1

3

Красота в умелых руках

Наскальные рисунки (море).

1

Мой друг .

1

Портрет мамы (цветные карандаши).

1

Цветы для мамы, подснежник.

1

Увлекательный космос.

1

Теремок.

1

4.

Весна - красна

Жар – птица.

1

Веселые человечки.

1

Весенний букет .

1

Цирк. Клоун.

1

Скоро каникулы .

1

Свободная тема (творческая работа).

1

                                                         Итого:

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей начальных классов

от  «____» ____________  2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________  /Е.Н. Дегтярева/

«_____»___________   2014 г.

Календарно-тематическое планирование

2   класс

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Золотой листопад

Вводное занятие. Курс ИЗО.

 Инструктаж по Тб.

1

Рисование простейших форм. Золотые листья.

1

Мои каникулы.

1

2.

Любимые сказки и персонажи

 Винни-Пух и все, все, все.

1

Мои мультики. Совунья

1

Рисунки птиц. Попугай Кеша.

1

3

Мир в котором мы живем

Орнамент, арабеска.

1

Домашние животные. Собака

1

Дикие животные. Слон.

1

Рисование плаката к Новому году.

1

Орнамент в круге. Морозные узоры

1

Гепард (животное в движении) карандаш.

1

Мои любимые дикие животные.

1

Водный мир. Заморские рыбы.

1

 Поздравительная открытка на «23 – Февраля»

1

 Лесные истории. Лес зимой.

1

Портрет любимой мамочки.

1

 В мире космоса. Чудеса на Луне.

1

Русская матрёшка.

1

Транспорт. Автобус.

1

Моя семья.

1

4.

Весеннее пробуждение

Цветочный мир, ромашки.

1

Цветение сада. Ветка вишни.

1

В зоопарке. Жираф.

1

Цирк. Морские тюлени.

1

Красота нашего города: дома Ивантеевки.

1

В здоровом теле – здоровый дух. Полезные продукты.

1

Рисование с натуры. Тюльпаны.

1

Рисование с натуры. Весенний букет.

1

Орнаменты в русской одежде.

1

Кукла в национальной одежде. Русский сарафан.

1

Небо в мае. Гроза.

1

Коллективная творческая работа.

1

Коллективная творческая работа.

1

                                                         Итого:

34

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей начальных классов

от  «____» ____________  2013 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________  /Е.Н. Дегтярева/

«_____»___________   2013 г.

Календарно-тематическое планирование

3   класс

Тема

Кол-во часов

1

И снова наступила осень

Вводное занятие. Курс ИЗО. Образы Осени.

1

 Карандаши (какие бывают).Изображение фигур (в пространстве, передать объем и фактуру предмета). Шар, конус.

1

Память о лете.

1

Овощи и фрукты на столе.

1

Натюрморт в холодной гамме. Дождливая погода.

1

Натюрморт в теплой гамме. Осенний парк.

1

Гербарий.

1

2

Сказка вокруг нас

 Сказочные герои. Машенька и три медведя.

1

Любимые сказки.

1

Обложка книги любимой сказки.

1

Любимый персонаж мультфильма.

1

Матрёна - Матрешка.

1

Насекомые леса. Гусеницы, бабочки, жуки.

1

Мои любимые животные.

1

Динозавры.

1

Древние люди

1

3

В мире волшебных красок

 Натюрморт. Рябина.

1

Подводный мир.

1

 Зимний день.

1

Дед Мороз и Снегурочка.

1

 Новогодние празднества

1

Портрет друга .

1

Портрет папы (карандаши).

1

Транспорт. Пароход.

1

Поздравительная открытка на 8 – Марта.

1

Роспись по кругу.

1

Роспись посуды: Самовар да чашки (силуеты)

1

4

Весна уж к нам стучится

Знаки зодиака.

1

НЛО. Увлекательный космос.

1

Комиксы.

1

Композиция человек и животные.

1

Детская площадка.

1

 Весна. Цветы вокруг нас.

1

Свободная тема (материал исполнения и техника по выбору ).

1

                                                         Итого:

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей начальных классов

от  «____» ____________  2013 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________  /Е.Н. Дегтярева/

«_____»___________   2013 г.

Календарно-тематическое планирование

4   класс

Тема

Кол-во часов

1

В мире изобразительного искусства

Корзина с овощами.

1

Осенний букет. Рисование с натуры.

1

Рисование в тёплой гамме. Лес вокруг.

1

Рисование в холодной гамме. Морские истории.

1

Композиция. Павлово-Посадские мотивы (цветы)

1

2

Мир фауны. Мир, в котором мы живём

Кошка с котятами.

1

 Птицы  в полёте. Журавли.

1

Животные нашего леса. Лось.

1

 Дикие животные России. Волк и лиса.

1

Медведица с медвежатами в тайге.

1

Мои любимые животные (на выбор)

1

Древние люди .

1

3

Любовь к искусству

Рисование плаката. Новогодняя сказка.

1

Замок для Деда Мороза и Снегурочки.

1

Зимний день.

1

Изображение рук человека (кисти рук)

1

Строение человека. Наши пропорции.

1

 Моя семья. Пропорции лица.

1

Портрет папы (профессии)

1

 Поздравительная открытка на 8-Марта.

1

Коллективное панно «Жар-птица».

1

Дымковские узоры в современной моде.

1

Портрет инопланетянина.

1

Комиксы.

1

Весенний букет ( выбор техники, творческий подход ).

1

Цирковое представление.

1

Панно весенние  цветы ( коллективная работа ).

1

Наш любимый город.

1

Плакат ко Дню Победы.

1

Наше будущее. Фантастика.

1

Спорт для всех. Виды летнего спорта.

1

Коллективная работа. Плакат: Безопасность на водоёме.

1

Правила дорожного движения. Знаки на дороге.

1

Плакат: Вода – источник всего живого.  

1

                                                         Итого:

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей начальных классов

от  «____» ____________  2013 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________  /Е.Н. Дегтярева/

«_____»___________   2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс

Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...

Семинарское занятие в кружке внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" - "Зимние зарисовки"

Тема: «Зимние зарисовки»Цели:-  развитие воображения и фантазии, а также художественного вкуса ребят;-  расширение методов познания окружающей их действительности;-  формирование культу...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".

Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность  увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...

Семинарское занятие кружка "Волшебный карандаш" - "Рисуем горы. Наш горный край"

Тема: «Рисуем горы. Наш горный край».Цель: Раскрытие творческого потенциала ребенка художественно-изобразительными средствами.Задачи   Образовательные:научить приемам работы в различных...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...

Занятие на кружке "Волшебный карандаш"

Занятие на внеурочной  деятельности по изо...