Программа внеурочной деятельности "Клуб юных историков" Хлопова, Лимова
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по программе "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temat_kyui.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юных историков»
для детей младшего школьного возраста
(7-10 лет)
На начальной ступени школьного образования в связи с введением ФГОС произошли значительные изменения, в т.ч. и усиление роли изучения истории и обществознания. В федеральный компонент Базисного учебного плана и образовательный минимум содержания начального образования введена образовательная область «Окружающий мир», включающая пропедевтический курс истории, при изучении которой воспитывается патриотизм, гражданственность, уважение к опыту предков, развивается познавательный интерес, речь, память, мышление и пр.
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных историков» для детей младшего школьного возраста претендует на реализацию поставленной цели, т.к. имеет туристско-краеведческую направленность и призвана начать формирование у младших школьников чувств патриотизма, любви к малой Родине. В ходе внедрения программы дети начнут освоение различных понятий: Родина, страна, государство, город, семья, личность, закон, право, правительство и др., которые являются основой для развития личности. Яркие события и явления истории позволят осмыслить значимость изучаемых фактов для жизни человека, принять их как ценность, выстраивать своё поведение с ценностных позиций, определить свое достойное место в окружающем мире. Отличительной особенностью авторы считают наполнение программы содержанием, ориентированным на 2 возрастные группы: детей 6-8 лет, которые воспринимают прошлое как нечто сказочное, и 9-10 лет, когда дети уже не воспринимают его как сказку, а осознают интерес к истории.
Актуальность программы связана с тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного и исторического пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине.
Новизна программы заключается в наполнении историческим содержанием разделов и тем, адаптированных к младшему школьному возрасту, направленных на развитие личности в условиях внеурочной деятельности младших школьников. Введение программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что в процессе реализации программы происходит не только усвоение определенного содержания истории, но и утверждение ребенком себя как социального субъекта.
Цель программы: создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине на основе знакомства учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны, путем приобщения к отечественным традициям, истории и культуре в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Программа ставит целью решение следующих задач:
- формирование представлений детей о прошлом и настоящем Родины, ее законах, государственной символике, праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира, о людях, живущих на родной земле;
- знакомство с культурными и историческими событиями, традициями и бытом русского народа;
- обучение работе со словарями, печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями;
- формирование коммуникативных умений детей, обучение умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;
- воспитание патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории страны;
- воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;
- развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и его традиций;
- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
- совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;
- создание условий для социально-исторического развития личности младшего школьника.
Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.
Объем: программа рассчитана на 128 часов и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-4 классов. Участникам учебного процесса предложены занятия в «Клубе юных историков» 1 раз в неделю.
Формы реализации: Внеучебная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.
При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к историческим ценностям используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, изобразительная, предметная, проектная, коммуникативная, конструктивная.
Методы, используемые в процессе реализации программы:
- методы, повышающие познавательную активность младших школьников;
- методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний;
- методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
- методы коррекции и уточнения.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- обсуждение исторических фактов, событий, картин, их рефлексивная оценка;
- применение парных и групповых форм обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: тесты, викторины, выставки, фестивали, соревнования, проекты, конкурсы. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов.
Тематический план занятий
Первый год
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Раздел 1. Моя родословная (6 ч) | |||
1. | Вводное занятие. Понятие о родословной | 1 | |
2. | Моя семья | 1 | |
3. | Поколение, потомки, предки. | 1 | |
4. | Родословное дерево. | 1 | |
5. | Практическое значение родословных в прошлом | 1 | |
6. | Составление родословного древа семьи | 1 | |
Раздел 2. Я и мое имя (10 ч) | |||
7. | Кто я? Где живу? | 1 | |
8. | Что означают наши имена | 1 | |
9. | Как родители выбирают ребенку имя | 1 | |
10. | Имена и прозвища в Древней Руси | 1 | |
11. | Откуда к нам пришли наши имена | 1 | |
12. | Тайны наших имен | 1 | |
13. | Имя и ангел-хранитель | 1 | |
14. | Моя фамилия. Мое отчество | 1 | |
15. | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом | 1 | |
16. | «Говорящие фамилии» | 1 | |
Раздел 3. История моей семьи (6 ч) | |||
17. | Профессия моих родителей | 1 | |
18. | Мои братья и сестры | 1 | |
19 | Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники | 1 | |
20. | Кто, кому и кем доводится | 1 | |
21. | Мои прабабушки и прадедушки | 1 | |
22. | Профессии моих предков | 1 | |
Семейные обязанности и традиции | |||
23. | Что мы знаем о традициях | 1 | |
24. | Мир семейных увлечений | 1 | |
25 | Семейные обязанности | 1 | |
26. | Семейные традиции | 1 | |
27. | Фамильный герб и фамильный девиз | 1 | |
28 | Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны» | 1 | |
29-32 | Резерв | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа рассчитана на детей от 6,5 до 10,5 лет. Срок реализации 4 года. Включает формы и методы исследовательской деятельности, этапы исследования в начальной школе, общие темы исследования, содержа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Программа внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...
Авторская программа внеурочной деятельности "Юные таланты"
"Яшь талантлар” программасы – комплекслы , интеграль программа; “Риторика”, “Театр” курсларын үз эченә ала. Программаның максатлары гомуми белем бирү максатларына туры килә.Башлангыч мәктәпнең персп...
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" по напрвлению проектной деятельности 2 класс ФГОС НОО...