Программа внеурочной деятельности "Клуб юных историков" Хлопова, Лимова
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Ефремчева Ольга Владимировна

Программа внеурочной деятельности по программе "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temat_kyui.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юных историков»

для детей младшего школьного возраста

(7-10 лет)

На начальной ступени школьного образования в связи с введением ФГОС произошли значительные изменения, в т.ч. и усиление роли изучения истории и обществознания. В федеральный компонент Базисного учебного плана и образовательный минимум содержания начального образования введена образовательная область «Окружающий мир», включающая пропедевтический курс истории, при изучении которой воспитывается патриотизм, гражданственность, уважение к опыту предков, развивается познавательный интерес, речь, память, мышление и пр.

Программа внеурочной деятельности «Клуб юных историков» для детей младшего школьного возраста претендует на реализацию поставленной цели, т.к. имеет туристско-краеведческую направленность и призвана начать формирование у младших школьников чувств патриотизма, любви к малой Родине. В ходе внедрения программы дети начнут освоение различных понятий: Родина, страна, государство, город, семья, личность, закон, право, правительство и др., которые являются основой для развития личности. Яркие события и явления истории позволят осмыслить значимость изучаемых фактов для жизни человека, принять их как ценность, выстраивать своё поведение с ценностных позиций, определить свое достойное место в окружающем мире. Отличительной особенностью авторы считают наполнение программы содержанием, ориентированным на 2 возрастные группы: детей 6-8 лет, которые воспринимают прошлое как нечто сказочное, и 9-10 лет, когда дети уже не воспринимают его как сказку, а осознают интерес к истории.

Актуальность программы связана с тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного и исторического пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине.

Новизна программы заключается в наполнении историческим содержанием разделов и тем, адаптированных к младшему школьному возрасту, направленных на развитие личности в условиях внеурочной деятельности младших школьников. Введение программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что в процессе реализации программы происходит не только усвоение определенного содержания истории, но и утверждение ребенком себя как социального субъекта.

Цель программы: создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине на основе знакомства учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны, путем приобщения к отечественным традициям, истории и культуре в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Программа ставит целью решение следующих задач:

- формирование представлений детей о прошлом и настоящем Родины, ее законах, государственной символике, праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира, о людях, живущих на родной земле;

- знакомство с культурными и историческими событиями, традициями и бытом русского народа;

- обучение работе со словарями, печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями;

- формирование коммуникативных умений детей, обучение умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;

- воспитание патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории страны;

- воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;

- развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и его традиций;

- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

- совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;

- создание условий для социально-исторического развития личности младшего школьника.

Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.

Объем: программа рассчитана на 128 часов и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-4 классов. Участникам учебного процесса предложены занятия в «Клубе юных историков» 1 раз в неделю.

Формы реализации: Внеучебная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.

При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к историческим ценностям используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, изобразительная, предметная, проектная, коммуникативная, конструктивная.

Методы, используемые в процессе реализации программы:

- методы, повышающие познавательную активность младших школьников;

- методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний;

- методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;

- методы коррекции и уточнения.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- обсуждение исторических фактов, событий, картин, их рефлексивная оценка;

- применение парных и групповых форм обучения.

Формы подведения итогов реализации  программы: тесты, викторины, выставки, фестивали, соревнования, проекты, конкурсы. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов.

Тематический план занятий

Первый год

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Раздел 1. Моя родословная (6 ч)

1.

Вводное занятие. Понятие о родословной

1

2.

Моя семья

1

3.

Поколение, потомки, предки.

1

4.

Родословное дерево.

1

5.

Практическое значение родословных в прошлом

1

6.

Составление родословного древа семьи

1

Раздел 2. Я и мое имя (10 ч)

7.

Кто я?  Где живу?

1

8.

Что означают наши имена

1

9.

Как родители выбирают ребенку имя

1

10.

Имена и прозвища в Древней Руси

1

11.

Откуда к нам пришли наши имена

1

12.

Тайны наших имен

1

13.

Имя и ангел-хранитель

1

14.

Моя фамилия. Мое отчество

1

15.

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом

1

16.

«Говорящие фамилии»

1

Раздел 3. История моей семьи (6 ч)

17.

Профессия моих родителей

1

18.

Мои братья и сестры

1

19

Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники

1

20.

Кто, кому и кем доводится

1

21.

Мои прабабушки и прадедушки

1

22.

Профессии моих предков

1

Семейные обязанности и традиции

23.

Что мы знаем о традициях

1

24.

Мир семейных увлечений

1

25

Семейные обязанности

1

26.

Семейные традиции

1

27.

Фамильный герб и фамильный девиз

1

28

Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны»

1

29-32

Резерв

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа рассчитана на детей от 6,5 до 10,5 лет. Срок реализации 4 года. Включает формы и методы исследовательской деятельности, этапы исследования в начальной школе, общие темы исследования, содержа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Программа внеурочной деятельности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...

Авторская программа внеурочной деятельности "Юные таланты"

"Яшь талантлар” программасы – комплекслы , интеграль программа; “Риторика”, “Театр” курсларын үз эченә ала. Программаның максатлары гомуми белем бирү максатларына туры килә.Башлангыч мәктәпнең персп...

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"  по напрвлению проектной деятельности 2 класс ФГОС НОО...