Рефлексия.
статья (1 класс) на тему
Данная програма будет интересна учителям, потому что включает ряд различных табличек по рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refl.deyatelnost.doc | 118 КБ |
refleksiya.kartochki._no3.doc | 429 КБ |
refleksiya.kartochki.no2_.docx | 13.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.
Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») - умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то. как он воспринимается другими людьми, партнерами по общению. Психологи особо подчеркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии - это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел - не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения
испытывал); - духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Таким образом, рефлексия может:
- выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим
цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная
рефлексия); - отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
- быть средством самопознания.
Приёмы рефлексии.
1. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.
Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать,
Мне больше всего удалось...
А особенно удалось...
Что я получил от этого дня (урока, праздника)?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учителя?
Что думал?
Что чувствовал?
Что приобрел
Считаете ли вы. чти мы не напрас-.о
Для меня было открытием то. что.
Что, на ваш, взгляд удалось'.'
Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Поделимся впечатлением о нашем уроке 'Мероприятии).
Зачем нам был нужен этот урок? 4 Отследите состояние своей души.
Мои достижения на уроке...
Сегодня на уроке я научился...
Мне было интересно..
Мне было трудно...
Я понял, что...
Я почувствовал, что...
Больше всего мне понравилось...
Урок навёл меня на размышления... (заставил заоуматъся)
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не ооволен). потому что. , Я выбирал эти задания на уроке, потому что:
-они мне нравятся,
-они легче остальных.
-затрудняюсь ответить.
2. Рисуем настроение.
-Сравнить своё настроение с образом какого-либо 'животного (растения, цветка) и нарисовать его, молсно объяснить словами.
- Красками на мокром листе нарисовать своё' настроение.
- На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение
в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) - радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет - нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий - грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный - активность, (но при насыщенности цвета- это беззащитность);
жёлтый - приятное, спокойное настроение;
фиолетовый - беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый - замкнутость, огорчение;
чёрный - унылое настроение, отрицание, протест:
коричневый - пассивность, беспокойство и неуверенность.
3. Способы коммуникации.
«Огонёк общения»
Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным.
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-сегодня меня порадовало...
-сегодня меня огорчило...
Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно.
Например, голубой - самому вежливому в общении: зелёный - самому покладистому
(уступчивому): оранжевый - самому скромному.
У кого получился самый большой б\кетик? Как вы думаете, почему?
4. Подведение итогов дня урока.
Образная рефлексия.
-Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).
- Рисование образа урока (мероприятия, игры).
- Лепка из пластилина (мукосола) соответствующего настроению образа.
«Дерево творчества»
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды - дело прошло полезно, плодотворно:
Цветок - довольно неплохо;
Зелёный листик - не совсем удовлетворён днём:
Жёлтый листик - «пропащий день», неудовлетворённость.
«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной - побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой - понравилось, но не всё. интересно,
Красной - дело не понравилось. скучно.
«Радуга»
Семь цветов радуги - семь оценок дела или учебного цикла.
Каждая группа или участники выставляют в цвете свои оценки - прикрепляют бумажные
полоски на трафарет радуги.
«Солнышко»
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.
«Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.
«Пик взаимопонимания» (понимания)
Пик-вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребёнок («понятие») По склону карабкается учитель (ученик). Насколько близко подобрался он сегооня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание - это решают дети, помещая фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.
«Моё состояние»
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо Крайне скверно
«Мишень настроения»
День - это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в ооной из цветовых зон. Внутри - дата и мотивация. В конце педели вся мишень «прострелена».
«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восъмибалъной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
«Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.
«Почта»
В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.
Интеллектуальная рефлексия.
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
1) Выбери верное утверждение:1) Я сам не смог справиться с затруднением;
- У меня не было затруднений:
- Я только слушал предложения других:
- Я выдвигал идеи....
2]_ Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.
3) Паучок (солнышко, цветочек) - фиксация ассоциативных связей любого понятия.
4) Кластер (грозлы - фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:
5) Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
6) Пометки на полях (инсерт . маркировка ) - обозначение с помощью знаков на полях
возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
- Архивариус - вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии
или сообщения о «себе» (об образе). - Шпаргалка - информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде.
Составление памяток, схем или текстов для справочников. - Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по
различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение)
идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость
выполнения ...- т.е. различные виды рефлексии.
- Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
- Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение
пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово
пропущены). - Синквейн - составление четверостишья по схеме:
первая строка - понятие, выраженное существительным,
вторая строка - описание двумя прилагательными (причастиями).
третья строка - 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию.
четвёртая строка - слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла. - Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
- Мне было интересно...
- Мы сегодня разобрались
- Я сегодня понял, что...
- Мне было трудно...
- Завтра я хочу на уроке...
14) Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной
рефлексии:
- Как бы вы назвали урок?
- Что было самым важным на уроке?
- Зачем мы сегодня на уроке...?
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какова цель урока?
- Чему посвятим следующий урок?
- Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
- Что для тебя было легко (трудно)?
о Доволен ли ты своей работой?
с За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
15) Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе
учителя...):
- Что мы хотели выяснить на уроке?
- Что нам удалось узнать?
- Мы ответили на поставленный вопрос?
- Что будем делать завтра?
- Что было самым важным на уроке?
- Кто хочет кого-нибудь похвалить?
16) Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)
Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:
S Сначала мы рассуждали так...
•/ Потом мы столкнулись с проблемой
•S Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)....
•S Мы увидели (поняли)... Значит...
•S Теперь мы будем...
- Бортовой журнал
- Письменная дискуссия
Предварительный просмотр:
Карточка № ___________
Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен |
7. Домашнее задание мне кажется | интересно / не интересно |
_____________________________________________________________________________
Карточка № ___________
Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока
Карточка № ___________
Ребята, впишите в каждую колонку таблицы ответ на вопрос:
Какая физминутка понравилась за неделю больше всех? | Какая физминутка показалась скучной? | Любопытные факты, о которых узнали. О чём бы ещё хотелось увидеть? |
Карточка № ____________
Ребята, напишете номера заданий, с которыми вы легко справились, на листочках, которые останутся на дереве, а с заданиями, которые вам непонятны, на опавших листочках.
Карточка № ___________
Ребята, напишите на яблочках, которые собрал ежик, номера заданий, с которыми вы справились самостоятельно. А на яблочках, которые оставил, номера, в которых вам потребовалась помощь.
Карточка № ___________
Ребята, закрасьте то яблочко, которое соответствует количеству понятого вами нового материала на нашем уроке.
Карточка № __________
Ребята, пожалуйста, продолжите фразы:
- Было интересно …
- Было трудно…
- Я выполнял задания …
- Я выполнял задания …
- Я понял, что …
- Теперь я могу …
- Я приобрел …
- Я научился …
- У меня получилось …
- Я смог …
- Меня удивило …
- Мне захотелось …
- Я бы не повторил такой ошибки, как …
Карточка № ___________
Ребята, нарисуйте себя после того, что вы усвоили после изучения новой темы, на одной из ступенек лестницы:
1 – испытываю затруднения;
2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
3
2
1
Карточка № __________
Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
Карточка № ___________
Ребята, обведите человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме:
Предварительный просмотр:
Приём «Синквейн»
это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
«Шесть шляп мышления»
«Красная шляпа» - шляпа эмоций:
«Белая шляпа» - шляпа фактов:
«Черная шляпа» – шляпа критики:
«Желтая шляпа»– шляпа оптимиста:
«Зеленая шляпа» - шляпа творчества:
«Синяя шляпа» - шляпа мудреца:
«Ладошка»
на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая -то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.
большой – для меня это важно … / неважно …
указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
мизинец – хочу для себя выяснить …
Работа в паре или группе.
Над чем работали?
Как спланировали работу?
Уложились во времени или нет?
Что нового узнали? Чему научились?
Что получилось? Что не получилось?
Над чем нужно работать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».
В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии ....
Урок рефлексии "Путешествие по стране добра и зла"
Урок рефлексии для 1 класса...
Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"
Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....
Урок - рефлексии по темам: «Солнечная система», «Вращение Земли», «Пояса освещенности»
Урок по окружающему миру во 2 классе по УМК "Школа 2100". Использованы технологии деятельностного метода, интерактивного обучения....
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей да первых успехов значительн...
Организация рефлексии и развитие навыков рефлексии в начальной школе.
Рефлексия - обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе. Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, дет...