Статья "Народная кукла, её историческая, культурная и педагогическая ценность".
статья (2 класс) на тему

1. Статья "Народная кукла, её историческая, культурная и педагогическая ценность".

2. Открытое занятие "Кукла Масленица"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nar_kukla_statya.rar19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Народная кукла, её историческая,

культурная и педагогическая ценность

      Изменения в общественной и экономической сферах развития затрагивают культурную жизнь общества и вносят соответствующие изменения в процесс образования. Важная роль в этом отводится народному искусству.

      Народное искусство является отражением исторического и культурного наследия нашего народа и активно влияет на формирование личности, воспитывает любовь к родине и является благодатной почвой для художественного творчества.

      Кукла одна из самых интересных страниц в истории культуры. С давних времен народные мастера делали кукол. В старину кукла могла выполнять разные роли: детская забава, средства воспитания, оберег, подарок, свадебный атрибут, украшение. Деревенские люди всегда стремились к общению. Потребность в этом выражена в кукле. Сегодня рукотворная тряпичная кукла продолжает старинную коммуникативную функцию, становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Кукла содержит символические знания предыдущих поколений, способствует передаче ребёнку народных знаний, накопленных веками. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей, они переживают в игре вместе с куклой события собственной и чужой жизни, она является заменителем реального друга, партнёром в общении во всех его проявлениях.

      Н.В. Шайдурова в своей книге «Традиционная тряпичная кукла» пишет: «Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение». И далее: «Играя с куклами, ребёнок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребёнок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создаёт воображаемые им образы.) А с другой стороны - строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

      В центре этих двух важнейших процессов находится кукла: именно через куклу в душу и в сознание ребёнка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях – красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом».

      Можно начинать знакомить детей с изготовлением народной куклы со старшего дошкольного возраста, однако более содержательно эти занятия проходят с детьми 8-12 лет.

     Сохранение и возрождение рукотворной тряпичной куклы – это вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

     Самую первую обрядово-обережную куклу мы с детьми сделали два года назад, это была кукла домашняя Масленица.

Изготовление куклы Масленицы

 Задачи:

  1. Раскрыть роль традиций в жизни человека, показать их художественные особенности.
  2. Пробуждать интерес и воспитывать уважение к народным традициям.
  3. Воспитывать интерес и  бережное отношение к народному искусству.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Беседа об обрядах и традициях, связанных с проводами зимы и встрече весны (используется презентация, смотри приложение 1)
  2. Физминутка

Дружно встали. Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

(Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(Поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(Поворот  влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(Поворот вправо)

Через левое плечо.

(Поворот влево)

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу.

  1. Изготовление куклы Масленицы

а) Беседа: символика куклы (оберег), какие использовались материалы для изготовления куклы (солома и дерево – символы плодородия).

б) Изготовление куклы

Заготовить:

  • один квадрат из белой ткани 15х15 см  (голова и туловище)
  • прямоугольник из цветной ткани 30х15 см (рубаха)
  • прямоугольник из цветной ткани 15х15 см (передник)
  • треугольник со сторонами 20х20 см (косынка)
  • материал для набивки головы
  • нитки
  • 2 деревянные палочки толщиной с карандаш, длиной 15 и 20 см.

Этапы:

  • Формирование основы куклы: берем две деревянные палочки, с их помощью изготовляем крестовину.
  • Формирование головы: делаем голову из ткани, набиваем её.
  • Изготовление одежды: Т-образная рубаха, выворотный передник, пояс, платок.

     Из прямоугольника 30х15 см изготовить Т-образную рубаху: сложить прямоугольник пополам, прорезать крестообразное отверстие, одеть рубаху на заготовку куклы, заложить рубаху  складками вокруг туловища, привязать ниткой.

     Привязать передник ниткой, надеть на головы куклы косынку, обвязать концы косынки вокруг шеи или под руками куклы.

  • Кукле можно нарисовать лицо, можно оформить косу Масленицы: заранее сплетенную заготовку длиной 25-30 см, приложить вокруг головы куклы и закрепить ниткой таким образом, чтобы конец косы был направлен вперед.
  1. Итоги занятия: Что запомнилось, что заинтересовало, что понравилось?
  2. Выставка получившихся кукол.

     

Приложение 1.

ПОНЕДЕЛЬНИК

«ВСТРЕЧА»

      В этот день собирали чучело – Масленицу. Делали её из соломы молодые женщины и девушки. Готовую куклу обряжали в женскую одежду. В создании куклы участвовала вся деревня. Смешная и страшная кукла воплощала образы зимы, плодородия, смерти.

Чучело Масленицы возили на санях, пели песню - приглашение:

Приезжай ко мне, Масленица, в гости

На широкий двор, на горах покататься,

В блинах поваляться, сердцем потешиться,

Умом повеселиться, речью насладиться.

В первый день масленицы было принято посещать родных. К первому дню масленицы устраивали ледяные горы, карусели и качели. Давали представление скоморохи, кукольники показывали пьесы с Петрушкой.

ВТОРНИК

«ЗАИГРЫШ»

       На заигрыш молодежь ходила в гости друг к другу.

     Свадеб на Масляной недели не играли, но часто засылали сватов, чтобы после Великого поста сыграть свадьбу.

     От дома к дому ходили гонцы – «позыватки» через которых хозяева приглашали друзей к себе в гости.

А мы Масленицу ожидали,

Дорогую гостьюшку встречали,

Блинами гору устилали,

Сверху маслом поливали.

Садись на саночки,

На самые запяточки,

Катись с горки до ворот,

Чтобы видел весь народ.

     В этот день любимым занятием для взрослых и детей было катание на досках – ледянках и санках с горы.

Каждый старался скатиться с горки дальше всех. Была примета – кто скатится дальше, у того лен в доме будет длинным, а масло - вкусным

СРЕДА

«ЛАКОМКА»

      В каждой семье накрывали столы с блинами.

На площадях продавали горячий медовый сбитень, калачи, орехи, пряники.

В этот день в деревнях устраивались «девишники»: женщины в праздничных платьях собирались отдельно от мужчин, катались на санях, пели веселые песни.

В среду на сырной неделе тёща звала зятя к себе на блины.

Да откушай мой зятёк,

С мясом да с лучком пирог,

Да блинцов с творожком,

Да медовых пирожков.

Хоть на Маслену, раз в год

Тебе, зятьюшка, почёт!

ЧЕТВЕРГ

«РАЗГУЛЯЙ-ЧЕТВЕРТОК»

Масленица пришла,

Зиму – стужу прогнала,

Веселись, народ, гуляй!

Масленицу отмечай!

     В четверг начиналось основное веселье: по улицам на санях возили куклу - Масленицу. Колядовали, устраивали кулачные бои. Бои проводились по строгим правилам: нельзя было нападать вдвоём на одного, бить лежачего.

Разойдись честной народ,

Не пыли, дорожка.

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

                                                                   ПЯТНИЦА

«ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»

Зять тещу позвал вчера,

На блины и кренделя,

Потому как наступили

Тещи нашей вечера.

Хоть тещины блинки сладки,

Теперь тещ угощают зятьки.

      В этот день зятья ждали на блины матерей своих жен. Звали либо со всей родней к обеду, либо – скромно – только тещу, к ужину. Но прежде, чем идти в гости, теща должна была с вечера прислать зятю все для печения блинов – от муки и масла до сковороды и половника.

СУББОТА

«ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»

     В субботу невестка приглашала родных мужа к себе в гости на золовкины посиделки, угощала гостей блинами.

Продолжалось катание на санях.

Особым развлечением было строительство и штурм снежных городков. В этой забаве участвовали и взрослые и дети. Битва кончалась когда кому-то из нападающих удавалось ворваться в городок.

Веселей, народ,

На зимы оплот.

Э-гей, поскорей!

Зиму не жалей!

ВОСКРЕСЕНЬЕ

«ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ»

     

      В этот день народ провожал Масленицу.

Соломенное чучело одновременно чествовали и ругали. Обзывали обманщицей, обжорой, блиноедой, но при этом приглашали вернуться на следующий год.

Обычно потом куклу сжигали на костре за деревней.

Прощай, Масленица,

Пересмешница.

Ты лежи, лежи, старуха,

На осиновых дровах,

Три полена в головах.

      Провожая Масленицу люди изгоняли злые силы и зиму.

      В деревнях жгли костры, сжигая в них старые вещи.

      В городах растапливали кострами масленичные горы, разбирали качели.

      Праздничная жизнь замирала на долгих семь недель до Пасхи.

КУКЛА  -   МАСЛЕНИЦА

    Символом Масленицы была соломенная кукла.

     Иногда её изображали в виде деревянной статуи, иногда её роль играла снежная баба, которую скатывали на санках с горы.

     Помимо главной Масленицы делали «семейных» кукол.

     Им рисовали угольком лица, наряжали в праздничную одежду.  

ОСНОВНЫЕ ТРАДИЦИИ МАСЛЕНИЦЫ:

  • Изготовление куклы Масленицы
  • Гулянья
  • Катание в санях
  • Угощение, блины
  • Катание с гор
  • Кулачные бои
  • Взятие снежного городка
  • Сжигание Масленицы

Приложение 2.

В презентации используются картины художников:

Константин Маковский «Народное гуляние на адмиралтейской площади в Петербурге»

Валерий Сыров «Масленица в Здемирове»

Борис Смотров «Масленица» 

Петр Грузинский «Масленица» 

Василий Антонов «Масленица»

Павел Филонов «Масленица»

Василий Суриков  «Взятие снежного города»

Борис Кустодиев «Масленица»

Ирина Попкова «Масленица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе Мои педагогические ценности и убеждения

эссе "Мои педагогические ценности и убеждения"...

Педагогическая ценность «портфолио»:

laquo;Я горячий сторонник ухода от случайностей в оценке знаний. И как раз портфолио позволяет оценивать человека в процессе. Другое дело, что это не так просто организовать. Но я сторонник системы п...

Возможности медиапространства образовательного учреждения как инструмент формирования патриотизма школьников, сохранения культурно-нравственных и исторических ценностей

1. Актуальность проблемы патриотического воспитания, 3 аспекта в работе.2. Роль "Разговоров о важном".3. Объекты социально-культурного назначения Санкт-Петербурга.4. Колпино - город воинской...

Формирование традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей через участие в проекте «Киноуроки в школах России и мира»

Проект «Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года. Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и ...

«Патриотическое воспитание обучающихся путем их приобщения к историческим и культурным ценностям

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.Быть патриотом ...