Рабочая программа 2 класс "Школа России"
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по математике 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2_klass.rar | 360.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования России №373 от 06.10.2009 года) и Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Магистральнинская сош №2»
Обучение ведётся по учебнику УМК «Школа России»
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Результаты изучения курса:
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание курса:
- Виды речевой и читательской деятельности
- Умение слушать (аудирование)
- Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов).
- Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
- Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- выпускник научится: полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
- выпускник получит возможность: познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- выпускник начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
- выпускник освоит: восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
- выпускник полюбит: чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
- выпускник приобретёт: первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
- освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),
- умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Выпускник научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; способам написания изложения.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста
Критерии оценок по литературному чтению во 2 классе:
- «5» - 60 – 70 слов, правильное, осознанное и выразительное чтение без ошибок;
- «4» - 55 – 59 слов, правильное, осознанное чтение, допущены 1 – 2 ошибки;
- «3» - 50 – 54 слова, допущены 3 – 5 ошибок;
- «2» - менее 50 слов, допущено более 5 ошибок, непонимание текста.
Учебно-методический комплект:
- Сборник рабочих программа по УМК «Школа России» 1-4 классы. М. Просвещение, 2011г
- Учебник «Литературное чтение» для 2 класса в 2 частях /Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова - М.: Просвещение, 2011
- Рабочая тетрадь «Литературное чтение» для 2 класса /М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская - М.: Просвещение, 2011
- Поурочные разработки по литературному чтению для 1 класса к УМК Л.Ф. Климановой и др./С.В.Кутявина – М.: «ВАКО», 2012
Календарно–тематическое планирование (136 часов)
№ п/п | Тема урока | Стр. учеб. (тетр.) | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Дата | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | ||||||
Вводный урок -1ч. | ||||||||||
1 | Введение. Знакомство с учебником | Обучающийся с помощью учителя научится предполагать содержание изучаемого раздела. | Познавательные: ориентироваться в учебнике; Коммуникативные: вступать в диалог, отвечать на вопросы; Регулятивные: организовывать рабочее место. | Развитие речевых умений и навыков при работе с учебником | Знакомство с учебником и системой его условных обозначений. | |||||
Самое великое чудо на свете – 4 часа | ||||||||||
2 | Игра «крестики – нолики» | Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». | Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). | Развитие речевых умений и навыков при работе с учебником | Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка основного способа – чтения целыми словами | |||||
3 | Самое великое чудо на свете | 3-5 | ||||||||
4 | Библиотеки | 6-7 | ||||||||
5 | Книги | 8-12 | ||||||||
Устное народное творчество – 15 часов | ||||||||||
6 | Устное народное творчество | 13-15 | Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров | Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Коммуникативные УУД: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; | Развитие навыков чтения Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка основного способа – чтения целыми словами за счет: 1) установки на плавное чтение целыми словами; 2) проведения речевых зарядок или речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения (3-4 мин); 3) проведение соревнований и конкурсов на звание лучшего чтеца; 4) развитие темпового чтения. Обучение чтению про себя. | ||||
7 | Русские народные песни | 16-19 | ||||||||
8 | Русские народные потешки и прибаутки | 20-21 | ||||||||
9 | Скороговорки, считалки, небылицы | 22-23 | ||||||||
10 | Загадки, пословицы, поговорки | 24-27 | ||||||||
11 | Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет…» | 28-31 | ||||||||
12 | Народная мудрость в русской сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» | 32-35 | ||||||||
13 | Ирония в русской народной сказке «У страха глаза велики» | 35-38 | ||||||||
14 | Хитрец и глупец в сказках о животных. «Лиса и тетерев». | 39-41 | ||||||||
15 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». Урок-сказка. Инсценирование. | 42-44 | ||||||||
16 | Юмор и находчивость народа в русской сказке «Каша из топора». | 44-447 | ||||||||
17 | Работа над содержанием русской народной сказки «Гуси-лебеди». | 48-53 | ||||||||
18 | Образы добра и зла в русской народной сказке «Гуси-лебеди». | 48-53 | ||||||||
19 | Викторина по русским народным сказкам. | 54-64 | ||||||||
20 | Урок – КВН по разделу «Самое великое чудо на свете». | 54-64 | ||||||||
Люблю природу русскую. Осень – 8 часов | ||||||||||
21 | Люблю природу русскую. Осень | 65-67 | Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении. | Освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром. Формулировать несложные выводы, обосновывать на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. | Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения. Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. | ||||
22 | Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | 68 | ||||||||
23 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» | 69-70 | ||||||||
24 | А.Фет «Ласточки пропали…» | 71 | ||||||||
25 | «Осенние листья» - тема для поэтов | 72-45 | ||||||||
26 | Сходство и различие научных и художественных текстов. В.Д. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы». | 76-77 | ||||||||
27 | Писательская наблюдательность. М.М. Пришвин «Осеннее утро», и.Бунин «Сегодня так светло…» | 78-79 | ||||||||
28 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». | 80-82 | ||||||||
Русские писатели – 15 часов | ||||||||||
29 | А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…». | 83-87 | Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии). Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | На практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. | Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и, наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания. | ||||
30 | Читаем выразительно. Стихотворения А.С. Пушкина о зиме. | 88-89 | ||||||||
31 | Контрольная работа (за 1 четверть) | |||||||||
32 | Работа над содержанием произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 90-100 | ||||||||
33 | Персонажи в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина | 90-100 | ||||||||
34 | Образы добра и зла, щедрости и жадности в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. | 90-100 | ||||||||
35 | Обобщающий урок по теме «Сказки А.С. Пушкина» | 100-101 | ||||||||
36 | Поучительный смысл басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». | 102-105 | ||||||||
37 | Положительные и отрицательные качества героев в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». | 106-107 | ||||||||
38 | Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» | 108-111 | ||||||||
39 | Л.Н. Толстой «Филиппок». Характеристика героя. | 112-116 | ||||||||
40 | Составление плана и творческий пересказ текста. Л.Н. Толстой «Филиппок». | 112-116 | ||||||||
41 | Рассказы Л.Н. Толстого. | 116-119 | ||||||||
42 | Веселые стихи | 120-121 | ||||||||
43 | Обобщение по разделу «Русские писатели». | 122-124 | ||||||||
О братьях наших меньших – 12 часов | ||||||||||
44 | О братьях наших меньших | 125-127 | Произведения о природе. Осознанное правильное чтение целыми словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них Произведения классиков детской литературы о животных. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; | Подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением. Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя). Ориентировка в учебной книге: знакомство с содержанием, нахождение в нем названия нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебных книгах. | ||||
45 | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…» | 128-129 | ||||||||
46 | В.Берестов «Кошкин щенок» | 130-131 | ||||||||
47 | Книги о домашних животных | |||||||||
48 | Работа над содержанием произведения М.М. Пришвина «Ребята и утята». | 132-135 | ||||||||
49 | Отношения человека и животных в рассказе М.М. Пришвина «Ребята и утята». | 132-135 | ||||||||
50 | Работа над содержанием произведения Е.И. Чарушина «Страшный рассказ». | 136-138 | ||||||||
51 | Гуманизм в рассказах о животных. Е.И. Чарушин «Страшный рассказ». | 136-138 | ||||||||
52 | Б.С. Житков «Храбрый утёнок». Картинный план. | 139-141 | ||||||||
53 | Писательская наблюдательность. В.В. Бианки «Музыкант». | 142-145 | ||||||||
54 | В.В. Бианки «Сова». Характеристика героев, анализ поступков. | 146-150 | ||||||||
55 | Обобщающий урок по разделу «О братьях наших меньших». | 151-156 | ||||||||
Из детских журналов – 11 часов | ||||||||||
56 | Из детских журналов | 157-159 | Знакомство с детскими журналами. Работа над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; | Понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва. | Ориентировка в детских журналах: - названия детских журналов; – понятие «юмор» произведения. Учатся анализировать произведение; – определять средства художественной выразительности; – выразительно читать стихотворения наизусть | ||||
57 | Читаем выразительно. Даниил Хармс «Игра». | 160-164 | ||||||||
58 | Д. Хармс « - Вы знаете?..» | 165-169 | ||||||||
59 | Словесное рисование. Д. Хармс, С.Маршак «Весёлые Чижи». | 170-173 | ||||||||
60 | Д. Хармс « Что это было?» | 174 | ||||||||
61 | Контрольная работа (за 2 четверть) | |||||||||
62 | Н.Гернет, Д. Хармс Очень-очень вкусный пирог» | 175 | ||||||||
63 | Читаем быстро. Ю.Д. Владимиров «Чудаки» | 176 | ||||||||
64 | Стихи о детях. А.И. Введенский «Учёный Петя» | 177-180 | ||||||||
65 | Читаем выразительно. А.И. Введенский «Лошадка». | 182-183 | ||||||||
66 | Обобщающий урок по разделу. Наши проекты. «Детские журналы» | 181, 184-186 | ||||||||
Люблю природу русскую. Зима – 8 часов | ||||||||||
67 | Зимние загадки. Стихотворения о первом снеге. | 187-193 | Познакомить со стихотворениями русских поэтов о зиме; развивать навык выразительного чтения; формировать навык сравнения и анализа. Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу поэтического текста | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусств. | Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | ||||
68 | Образность и выразительность в произведении Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…» | 194 | ||||||||
69 | Прием сравнения в произведении С.А. Есенина «Поет зима – аукает…», «Береза» | 195-195 | ||||||||
70 | Русская народная сказка «Два Мороза». Персонажи, прием противопоставления. | 198-202 | ||||||||
71 | С.В. Михалков «Новогодняя быль». Словесное рисование. | 203-207 | ||||||||
72 | Читаем правильно. А.Л. Барто «Дело было в январе…» | 208 | ||||||||
73 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». | 209-212 | ||||||||
74 | Урок-игра «Поле чудес» | |||||||||
Писатели детям – 16 часов | ||||||||||
75 | Сатира и юмор в сказке К.И. Чуковского «Путаница» | 3-10 | Знакомство с биографией и творчеством К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора. Тренировать навык осмысленного и выразительного чтения. Пробудить интерес к творчеству С.Я. Маршака; проверить умение узнавать произведение по опорным словам; научить приёмам запоминания стихотворного текста. Познакомить с творчеством С.В. Михалкова, развивать внимание к слову, умение подтверждать своё мнение выдержками из текста. Учить анализировать текст. Развивать навыки выразительного чтения; формировать умение запоминать стихи. Познакомить с новыми стихотворениями А. Барто; научить читать их выразительно, учить сравнивать и сопоставлять. Познакомить с биографией писателя и с рассказами Носова, развивать умение подробно излагать прочитанное и услышанное. Повторить и обобщить пройденный материал; развивать память. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | – определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии; – давать характеристику героям; – выразительно читать произведения; – отвечать на вопросы по прочитанному тексту | ||||
76 | Читаем выразительно. К.И. Чуковский «Радость». | 11-12 | ||||||||
77 | Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. «Федорино горе» | 13-23 | ||||||||
78 | Положительные и отрицательные качества человека в произведении К.И. Чуковского «Федорино горе». | 13-23 | ||||||||
79 | Стихи для детей, загадки. С.Я. Маршак «Кот и лодыри» | 24-29 | ||||||||
80 | Читаем правильно. С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». | 30-34 | ||||||||
81 | Отношения человека и собаки в произведении С.В. Михалкова «Мой щенок». | 35-37 | ||||||||
82 | Читаем быстро. А.Л. Барто «Верёвочка». | 38-43 | ||||||||
83 | Чувства добрые и нежные в произведениях А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | 44-46 | ||||||||
84 | Стихи для детей и о детях. А.Л. Барто «Вовка – добрая душа» | 46-47 | ||||||||
85 | Н.Н. Носов «Затейники». Что делает рассказ смешным. | 48-53 | ||||||||
86 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». Словесное рисование | 54-59 | ||||||||
87 | Диалог как словесный прием, позволяющий сохранить юмористический тон в рассказе Н.Н. Носова «Живая шляпа». | 54-59 | ||||||||
88 | Рассказ о детях. Н.Н. Носов «На горке». | 60-65 | ||||||||
89 | Составление картинного плана к рассказу Н.Н. Носова «На горке». | 60-65 | ||||||||
90 | Урок - обобщение по разделу «Писатели детям». | 66-70 | ||||||||
Я и мои друзья -11 часов | ||||||||||
91 | Настроение в стихах В.Д. Берестова, Э.Э. Мошковской. | 71-76 | Знакомство со стихами о друзьях, о дружбе; научить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации. Знакомство с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева, помочь осознать главную мысль, идею произведения. Знакомство с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»; Развитие навык чтения; учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого; учить связно излагать прочитанное. Развитие умение прогнозировать текст; учить подбирать заголовки к частям рассказа, составлять план. Развитие речи, мышления, памяти. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Развитие этических норм стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. | – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) | ||||
92 | Герои глазами автора и читателя в стихотворении В.В.Лунина «Я и Вовка» | 77-78 | ||||||||
93 | Рассказ о дружбе. Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | 79-84 | ||||||||
94 | Формирование нравственного понятия о добром деле в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных» | 85-86 | ||||||||
95 | Нравственная проблема и ее решение в произведении В.А. Осеевой «Волшебное слово». | 87-92 | ||||||||
96 | В.А. Осеева «Волшебное слово». Картинный план. | 87-92 | ||||||||
97 | Поучительный смысл рассказа В.А. Осеевой «Хорошее» | 93-95 | ||||||||
98 | Нравственная проблема и ее решение в произведении В.А. Осеевой «Почему?» | 96-103 | ||||||||
99 | Составление плана и творческий пересказ текста. В.А. Осеева «Почему?» | 96-103 | ||||||||
100 | Контрольная работа (за 3 четверть). | |||||||||
101 | Урок - обобщение по разделу «Я и мои друзья». | 104-106 | ||||||||
Люблю природу русскую. Весна - 10 часов | ||||||||||
102 | Люблю природу русскую. Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» | 107-111 | Знакомство со стихотворениями о весне, научить читать их выразительно; развивать навык правильного, выразительного чтения. Продолжить знакомство с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста. Повторить и обобщить пройденный материал; развивать речь, память, мышление. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; | Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства - пословицы и поговорки о матери. | ||||
103 | Весеннее настроение в стихотворении Ф. Тютчева «Весенние воды» | 111-112 | ||||||||
104 | Весенний мотив в произведениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка». | 112-113 | ||||||||
105 | А.Блок «На лугу» | 114 | ||||||||
106 | С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» | 115 | ||||||||
107 | И.Бунин «Матери» | 116 | ||||||||
108 | А.Плещеев «В бурю» | 117-118 | ||||||||
109 | Выразительное чтение произведения Е. Благининой «Посидим в тишине» | 119-120 | ||||||||
110 | Читаем выразительно: Э.Мошковская «Я маму мою обидел…» | 120-121 | ||||||||
111 | Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна» | 122-124 | ||||||||
И в шутку и всерьез – 14 часов | ||||||||||
112 | Сатира и юмор в стихах Б.В. Заходера. «Товарищам детям». | 125-129 | Знакомство с творчеством Б. Заходера. Развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному и увиденному. Продолжить работу над произведениями Э. Успенского; развивать умение анализировать поступки героев. Знакомство с творчеством В. Берестова; повторить понятие олицетворения. Знакомство с произведениями И. Токмаковой; повторить правила запоминания стихотворных текстов. Знакомство с творчеством Г. Остера; развивать умение читать по ролям; учить выбирать из текста слова для подтверждения своих мыслей. Знакомство с рассказом Драгунского; развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст. Повторить и обобщить знания по пройденному разделу; развивать память, внимание, речь. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | - способы изображения характера героя в произведениях. – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности | ||||
113 | Настроение в стихах Б.В. Заходера. «Что красивей всего?» | 129-131 | ||||||||
114 | Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха. | 132-136 | ||||||||
115 | Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха. | 132-136 | ||||||||
116 | Авторская сказка Э.Н. Успенского «Чебурашка». | 137-142 | ||||||||
117 | Составление плана и творческий пересказ текста. Э.Н. Успенский «Чебурашка». | 137-142 | ||||||||
118 | Сатира и юмор в стихах Э.Н. Успенского. | 142-147 | ||||||||
119 | Настроение в стихах В.Д. Берестова. | 148-150 | ||||||||
120 | Веселые стихотворения И.П. Токмаковой. | 151-152 | ||||||||
121 | Авторская сказка о животных. Г.Б. Остер «Будем знакомы». | 153-158 | ||||||||
122 | Авторская сказка о животных. Г.Б. Остер «Будем знакомы». | 153-158 | ||||||||
123 | Герой глазами автора и читателя. В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». | 159-165 | ||||||||
124 | В.Ю. Драгунский. Рассказы о детях и для детей. | |||||||||
125 | Обобщающий урок по разделу «И в шутку и всерьёз». | 166-168 | ||||||||
Литература литературных стран – 12 часов | ||||||||||
126 | Читаем правильно. Фольклор народов зарубежных стран. | 169-179 | Знакомство с фольклором зарубежных стран; развивать навыки выразительного, беглого чтения. Знакомство со сказкой Ш. Перро; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать связную речь. Знакомство со сказкой «Красная Шапочка»; учить читать по ролям, передавая интонацией отношение к герою. Знакомство со сказкой Андерсена «Принцесса на горошине»; развивать навык выразительного, беглого чтения. Знакомство со сказкой «Мафин и паук»; учить делить текст на части; учить составлять план. Повторить и обобщить знания; развивать память , внимание, речь. Обобщить изученный материал по предмету. Провести диагностику скорости чтения. | Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности | Знать литературные произведения зарубежных стран. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – различать элементы книги. | ||||
127 | Читаем выразительно. Фольклор народов зарубежных стран. | |||||||||
128 | Шарль Перро «Кот в сапогах». Характеристика героев. | 180-191 | ||||||||
129 | Составление плана и творческий пересказ сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». | 180-191 | ||||||||
130 | Контрольная работа (за год). Читаем сказки сами. | |||||||||
131 | Шарль Перро «Красная Шапочка». Словесное рисование. | 192-196 | ||||||||
132 | Творчество Г.Х. Андерсена. «Принцесса на горошине». | 197-199 | ||||||||
133 | Э. Хогарт «Мафин и паук». Характеристика героев. | 200-208 | ||||||||
134 | Э. Хогарт «Мафин и паук». Картинный план. | 200-208 | ||||||||
135 | Обобщающий урок по разделу «Литература зарубежных стран». | 209-213 | ||||||||
136 | Урок-игра «Цветик-семицветик» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа России" 2 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...
Рабочая программа "Школа России" 3 класс
Рабочая программа "Школа России" с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...
рабочая программа "Школа России" 4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...
рабочая программа "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру составлена по УМК "Школа России"...
Рабочая программа "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии....
рабочая программа "Школа России"
материал пригодится учителям при составлении календарно- тематического планирования по предметам в 3 классе...
Контрольная работа по математике 3 классШкола России
Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...