занятие для начальной школы "Сергий Радонежский- строитель духовной культуры"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
занятие для 3 класса начальной школы повествует о жизни Преподобного Сергия радонежского, занятие содержит муыкальный материал. презентацию. что поможет просто донести материал обучающимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие для 3 класса | 23.44 КБ |
кроссворд к уроку | 71.5 КБ |
презентация к занятию | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие в 3 классе
по основам духовно - нравственной культуры
по теме: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры»
Цели занятия:
- Знакомство с основными этапами жития Преподобного Сергия Радонежского. Ответить на вопрос урока: почему, за какие дела считают Святого Сергия - строителем русской духовной культуры»;
Задачи:
развивающие:
- развитие памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы, умение размышлять;
воспитательные:
- воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.
Тип занятия: занятие - путешествие.
Используемые материалы:
- мультимедийная презентация;
- раздаточный материал (картинки с изображением Сергия);
Организационный момент
Учитель: - Доброе утро, солнце!
(дети поднимают руки к верху, затем опускают).
- Доброе утро, небо!
(аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам!
(дети разводят руки в стороны, затем опускают).
- Дорогие, ребята! Пусть сегодняшняя наша встреча принесет вам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!
(на фоне музыки Л.В. Бетховена «Лунная соната» учитель читает стихотворение)
Учитель:
Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.
Однажды отрок Старца встретил,
И тот сказал: "Ты духом светел.
Ты сможешь хорошо учиться
И перед Богом отличиться".
Он стал отшельником, монахом;
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.
С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
И этим угодил он Богу.
- Ребята, подскажите, пожалуйста, о ком прозвучало это стихотворение?
(ответы детей)
- Совершенно верно, это стихотворение о человеке, который очень любил Бога, молился, был очень добрый и честный.
- Ребята, а как звали этого Святого? Посмотрите внимательно на экран, эта подсказка поможет вам ответить на мой вопрос.
(сл. 2)
(на экране изображение святого Сергия Радонежского)
(ответы детей)
- Совершенно верно, ребята, это Святой Сергий Радонежский.
Во втором классе на наших занятиях мы уже знакомились с Сергием Радонежским.
Сегодня мы продолжим знакомство с этим замечательным человеком. Я предлагаю вам отправиться в прошлое и узнать больше о жизни Святого Сергия, выяснить – почему же именно Сергий является строителем духовной культуры.
Итак, в путь! (сл. 3)
Чтобы узнать о жизни Сергия Радонежского мы с вами откроем очень важную и древнюю книгу, которая называется «Житие преподобного Сергия Радонежского». (СЛ 4) А написал эту книгу монах Епифаний Премудрый. (сл 5)
Почему Премудрый, спросите вы?
В том далёком прошлом, писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами. (сл 6)
Родился преподобный Сергий в 1314 году в городе Ростов Великий. (сл 7) Мы с вами живём тоже в Ростове, только на Дону. При рождении сына, родители Кирилл и Мария (сл 8) дали ему имя Варфоломей. Через некоторое время, семья переселилась из Ростова в местечко называемое Радонеж (Сл. 9)
У Варфоломея было два брата: старший - Стефан и младший - Пётр (сл 10). Они тоже, как и вы, любили играть в разные игры, гулять, кататься на лошадях. Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, он пошёл в школу (СЛ 11).
Варфоломей был примерным и старательным мальчиком. Он любил и хотел учиться. Но никак не получалось у него читать. И Варфоломей очень из-за этого переживал. И стал он горячо молиться Богу о помощи. Однажды, когда Варфоломей искал в поле убежавших коней, он встретил старца. (СЛ 12) Мальчик попросил помолиться, чтобы Бог помог ему. Инок молча, опустился на колени и стал молиться. Затем он произнёс: «С этого дня Бог даст тебе, дитя моё, понимать то, что нужно так, что ты сможешь и других учить». Старец дал ему кусочек просфоры: Возьми сынок, и съешь. Это даётся тебе в знак благодати Божией и для разумения Святого писания» (СЛ 13) и случилось чудо! Вопреки всему мальчик стал читать. Уходя, старец предсказал Варфоломею необычное будущее.
- Как вы думаете, ребята, за что инок наградил Варфоломея таким уникальным даром?
(ответы детей)
- Правильно ребята, такой дар мальчик получил за старание и за любовь к Богу.
Давайте перелистнём страничку и отправимся дальше.
Время шло. Варфоломею исполнилось 18 лет. (СЛ 14) Родители его умерли и были похоронены в храме, который находится в г. Хотькове. (СЛ 15,)
Он вместе со старшим братом решают стать монахами, пойти в лес, построить там монастырь и служить Богу. Так и сделали. Облюбовали место на горе Маковец и построили там небольшой деревянный монастырь. (сл 16 ) Через некоторое время к нему пришёл инок Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, было ему 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства.
- Ребята, а как вы думаете, легко ли жить в лесу?
(ответы детей)
- Нет, конечно. Там страшно, голодно, холодно зимой, да ещё волки выли вокруг его домика, бродили голодные медведи. И нечистая сила страшными видениями старалась выгнать его из леса… Но Варфоломей все искушения (трудности) преодолевал молитвой.
(Сл.18) Посмотрите, с кем подружился Сергий в лесу?
А можно ли медведя назвать тихим, добрым, мирным животным? Нет, конечно. Но обратите внимание, медведь, всё-таки, сдружился с Сергием. Сергий его не прогонял, кормил, даже было такое, что отдавал медведю последнюю еду, а сам оставался голодным. Это говорит о том, что Сергий был действительно особенным человеком.
О Сергии Радонежском узнали другие люди. (Сл. ). Они приходили к монаху и оставались с ним жить, строили себе деревянные дома, воздвигали церкви.
В житии Преподобного рассказано, как в чудесных видениях открывал Бог будущую судьбу монастыря. Однажды, когда он молился об учениках, то услышал голос: «Сергий, ты молишься о своих учениках, и Господь услышал твою молитву. Посмотри, видишь число монахов, собирающихся под твоё руководство во имя Пресвятой Троицы?» Святой открыл окно и увидел в небе яркое сияние и множество прекрасных птиц на крышах и на дворе монастыря. (сл 19 ) И это видение оправдалось. Множество учеников Преподобного разошлось по русской земле и основали новые монастыри. Святой Сергий вселял веру, надежду, учил любви.
-Как вы думаете ребята, важно ли для человека любить?
(ответы детей)
- Совершенно верно, любовь для человека одно из самых важных чувств, потому, что тот кто любит, чист душой, добр, отзывчив, милосерден, никогда не оставит человека в беде. Таких людей называют духовными людьми.
Подошло время ребята нам подвести итог, почему Преподобного Сергия Радонежского называют «строителем» духовной культуры? (сл 20)
У каждого на парте лежит листок с кроссвордом, вспомните, о чём мы с вами говорили на занятии и ответьте на вопросы.
(Пока ученики работают, учитель ставит ещё раз классическую музыку Л.В. Бетховена «Лунная соната».
- Молодцы, ребята я вижу, вы почти все справились с заданием, кто не успел, может выполнить задание самостоятельно дома.
-Ну а я хочу закончить наше занятие прекрасным стихотворением Евгения Бунина «Храму Сергия Радонежского посвящается»
Какое счастье для поэта
Красы коснуться неземной!
Улыбкой солнечного света
Сияет купол золотой!
Здесь Радонежский Преподобный
Сердца людские озаряет!
Молитвами и верой в Бога
Через века благословляет!
Предварительный просмотр:
11 | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
2 | 3 | |||||||||||||||
8 | 10 | |||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
4 | 12 | |||||||||||||||
5 | 7 | |||||||||||||||
По горизонтали: | По вертикали: |
2. Название горы 4. Место, где родился Сергий. 5. Что воздвигал Сергий? 9. Как звали монаха, написавшего книгу про Сергия? 12. Другое название монаха. | 1. Как звали мать Сергия? 3. Какое имя дали Сергию при рождении? 6. Сергий……….духовной культуры 7. Город, в который переехал Сергий с родителями? 8. Животное, с которым подружился Сергий? 10. Как звали отца Сергия? 11. Он просил Бога за людей. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие личности ребёнка на внеклассных занятиях в начальной школе.
В статье приведен опыт работы духовно-нравственного развития личности ребёнка на внеклассных занятиях в начальной школе....
Конспект внеклассного занятия "Русский дом" по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Материал может быть использован на уроках закрепления по предмету ОРКиСЭ, на классных часах по духовно-нравственному воспитанию, а также по региональному компоненту....
Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана " Духовная культура Дагестана".
Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана " Духовная культура Дагестана"....
Вводное занятие кружка "Ступеньки к духовной культуре".
Вводное занятие кружка "Ступеньки к духовной культуре".Представлена часть презентации. Полная - 21 стр., 12 МБ....
Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.
Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тема: Работа с...
Коррекционно-развивающее психологическое занятие в 1 классе. "Волшебники-строители"
Занятие предназначено для 1 класса коррекционной школы VIII вида, также можно проводить в ДОУ. Цели занятия: познакомить детей со свойствами песка, развивать пространственные представления, слуховую и...
Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема занятия: Как построить дом? Профессия -строитель.
Цель урока: Познакомить учащихся с профессией - строитель.Задачи:Формировать знания о профессии строитель;Дать новое понятие - «плотник»;Развивать мелкую моторику;Развивать внимание и мышл...