Внеурочная деятельность "Наш край"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности "Наш край", программа разработана на 1-2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_kray.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Наш край»
для детей с 7 до 9 лет
срок реализации программы 2 года
.
г. Челябинск, 2011
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Тип программы: адаптированная;
Образовательная область:
Направленность деятельности:
Способ освоения содержания образования:
Уровень освоения содержания образования: углубленный;
Уровень реализации программы: начальное образование;
Форма реализации программы: групповая, индивидуальная;
Продолжительность реализации программы: 2 (два) года
Пояснительная записка
Современное общество ставит вопрос об экологии культуры: о сохранении национального прошлого, народной этики и морали, об уникальности каждой национальной культуры. Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Как развивать интерес детей к судьбе своей “малой Родины”, формировать нравственную позицию к родному краю? Дети во всех странах читают одни и те же книжки, смотрят общие телепрограммы и видеофильмы, слушают одинаковые пластинки, дружат с известными всем героями мультипликационных лент, играют стандартными куклами, игрушками, играми. С одной стороны, как никогда раньше, осознается единство всего человечества. С другой стороны, всеобщая стандартизация, потребительский характер современной цивилизации ставят вопрос об “экологии культуры”, о сохранении неповторимых свойств национального прошлого, фольклорных обычаев, народной этики и морали, об эстетической уникальности каждой национальной культуры. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна. Стремление младшего школьника к яркому. Необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность. Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод , что младший школьный возраст с его стремлением к яркому, с его желанием познать окружающий рядом мир предоставляет большие возможность для развития нравственной позиции по отношению к родному краю. Основной смысл краеведческого воспитания - конкретная практическая деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности. В программе “Наш край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю:
Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников. Положительные эмоции активизируют учебно-познавательную деятельность и облегчают процесс познания.
Изучение родного края способствует активизации учебно-познавательной деятельности детей, что ведет к развитию познавательных способностей каждого ребенка. Рабочая образовательная программа “Наш край” составлен как дополнение к предмету “Окружающий мир” и рассчитан на два года обучения -136 часов (1 час в неделю).
Цель: Формирование целостного представления о природном и социальном окружении.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Задачи первого года обучения.
- Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.
- Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
Задачи второго года обучения.
- Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае.
- Обобщение знаний детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.
Особенности набора детей
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Возрастные особенности которых необходимо учитывать. В этот период происходит формирование важных для последующего обучения черт поведения детей.
Развитие детей этого возраста характеризуется становлением более сложных форм познавательной деятельности. Целенаправленнее протекает восприятие, развивается наблюдательность. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что- то новое. У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения.
Условий специального отбора детей для освоения программы не предусмотрено, принимаются все желающие. Каждый ребенок при желании легко осваивает ее содержание. В зависимости от личностных характеристик определяется начальное направление практических заданий.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы в возрасте 7-9 лет. Для прохождения данной программы принимаются учащиеся 1-2 классов. Набор проводится на добровольных началах, для поступления требуется согласие родителей.
Количественный состав групп 15 человек. Особенности набора: набор свободный.
Ценностные ориентиры содержания
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Изучение программы «Наш край» в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с художественной культурой родного края;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
-приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе;
-способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;
-школьник должен “проснуться” и начинать задавать вопросы: он должен заинтересоваться разными явлениями и объектами родного края.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений к природе родного края;
- школьник должен научиться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты;
- уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях, литературном творчестве уральских писателей.
- самое главное, чтобы каждый ученик был не просто пассивным созерцателем, а стал активным творцом. Ученик на занятиях может показать не только, как он понимает материал, но и передать свои чувства и эмоции, через выполнение практических заданий выразить свое отношение к объектам природы.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
- участие в акциях защиты животных, в озеленении и благоустройстве класса, школы, школьного участка;
-приобретения опыта совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других
Способы фиксации результатов
•Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Учебно-тематический план.
Первый год обучения. 33 часа
№ | Раздел плана, тема | Кол-во часов | теория | практика |
І. Красота природы | ||||
1. | Природа в городе | 3 | 1 | 2 |
2. | Что растет на грядке. | 3 | 1 | 2 |
3. | Животный мир Урала. | 3 | 1 | 2 |
ІІ .Красота и симметрия | ||||
4. | Город, в котором мы живем. | 3 | 1 | 2 |
5. | Искусство Урала. | 3 | 1 | 2 |
6. | Красота камня. | 3 | 1 | 2 |
ІІІ. Красота рукотворная | ||||
7. | Музыка Урала. | 3 | 1 | 2 |
8. | Книги уральских писателей. | 2 | 1 | 1 |
9. | В гостях у Данилы – мастера. | 2 | 1 | 1 |
ІV. Красота человека | ||||
10. | Самобытность уральского слова. | 3 | 1 | 2 |
11. | Многонациональность жителей Урала. | 2 | 1 | 1 |
12. | Национальный костюм Урала. | 3 | 1 | 2 |
ИТОГО | 33 | 12 | 21 |
КРАСОТА ПРИРОДЫ- 9 часов
Тема № 1 Природа в городе.
Зеленые насаждения в городе: естественные сообщества, парки, сады, их значение.
Обратить внимание детей на многообразие красок осенней природы. Сменяются времена года, блекнут краски, увядает былая красота. Но мы можем продлить жизнь созданного природой и не только продлить, но и создать новые образы. Ведь именно работа с природным материалом дает возможность сближения ребенка с родной природой. Она учит детей внимательно вглядывается в различные природные формы, развивает наблюдательность.
Практическая работа.
Экскурсия в детский парк. Сбор природный материалов. Аппликация, создание объемных работ из собранного материала.
Тема № 2 Что растет на нашей грядке?
Первобытный человек, возможно, собирал дикие стручковые растения, такие как бобы или горох, и корнеплоды, такие, как морковь. Эти овощи, а также лиственные растения типа капусты и салата, вероятно, выращивал на первых примитивных огородах, хотя мы не знаем, когда начал возделывать такие огороды.
Древние жители, населявшие Южный Урал, занимались охотой и рыболовством. Постепенно начиная приручать диких животных, возделывать землю и сеять различные злаки.
Тема № 3 Животный мир Урала.
Южный Урал с древних времен был благодатным краем: богатые полезные ископаемые, густые леса, черноземные почвы, а на самом юге – ковыльные степи с хорошими выпасами для скота. Разнообразен был и животный мир. Здесь водились медведи, волки, рыси, лисы, куницы, белки, горностаи, бобры, выдры, лоси, олени, горные козлы. Многочисленные озера и реки изобиловали утками, гусями, рыбой.
Практическая работа.
Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с животным миром Южного Урала. Зарисовка нескольких животных нашего края, с которыми познакомились в краеведческом музее.
КРАСОТА И СИММТРИЯ – 9 часов
Тема № 4 Город, в котором мы живем.
Архитектура Челябинска. Дом – это просто место, где человек живет, и поначалу, как и другие существа, он искал себе укрытие где придется.
Первобытные люди заселяли наш край десятки тысяч лет назад, в поисках пищи двигаясь за стадами животных, от холода спасались в пещерах. С наступлением потепления жители Южного Урала переселяются в небольшие шалашевидные жилища.
Практическая работа.
Выход на улицу, наблюдение за архитектурой. Идеально симметричные дома – коробки. Красиво ли это? Создание собственного дома.
Тема № 5 Искусство Урала.
Прикладное искусство на улицах Челябинска. Эстетическая выразительность городской среды: архитектурные памятники, ограды, решетки, фонари… природные материалы, из которых построены различные архитектурные памятники.
Южный Урал – это первое место, где человек научился использовать металл. Каслинские мастера.
Практическая работа.
Выход на улицу. Ищем симметрию и асимметрию на наших улицах.
Тема № 6 Красота камня.
Найдется ли ребенок, который не собирал в свое время различной формы и окраски камешки? Различные по размеру и цвету, гладкие и шероховатые, напоминающие драгоценные камни – они просто заставляют нас собирать их! Они выглядят такими привлекательными потому, что состоят из одного или нескольких минералов.
Главное богатство Урала – минералы. На земном шаре нет другого такого места, где были бы собраны все известные науке минералы.
Практическая работа.
Посещение геологического музея. Наблюдение за красотой, рисунком камня. Симметрия в камне…?
КРАСОТА РУКОТВРНАЯ – 7 часов
Тема № 7 Музыка Урала.
Истина в том, что мы не можем назвать первый музыкальный инструмент, так как все первобытные люди во всем мире, похоже, создавали ту или иную музыку. Это обычно была музыка с каким- то религиозным значением, и зрители становились ее участниками. Они танцевали, барабанили, хлопали и пели вместе с ней. Это делалось не просто для удовольствия. Эта примитивная музыка составляла значимую часть жизни людей.
Практическая работа.
Экскурсия в музей национальных инструментов. Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой, жизнью, обычаями.
Тема № 8 Книги уральских писателей.
Сказка, сказка, открой свою тайну! Персонажами сказок были существа сходные с человеком, но обладающие магической силой. Они могли стать невидимыми или изменить форму, часто появлялись в образах животных ли птиц. Своеобразия сказочных персонажей (Хозяйка Медной горы, Огневушка – поскакушка).
Практическая работа.
Посещение школьной библиотеки. Разучивание игр, песен, прибауток Н. Пикулевой.
Тема № 9 В гостях Данилы – мастера.
Каменных дел мастера работают с самыми камнями. Они и скульпторы, и ювелиры. Они могут сделать и шкатулку, бусы… Работы с камнем очень кропотливая и требуется аккуратность.
Практическая работа.
Строим снежных героев.
КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА- 8 часов
Тема № 10 Самобытность уральского слова.
Ходил человек по земле уральской, камешек узорчатый найдет - в сумку походную спрячет. Лесную диковину – тоже. Словцо меткое услышит – в книжечку запишет. У старших людей рассказов да сказок – горстями бери.
Практическая работа.
Посещение детской библиотеки вблизи школы.
Тема № 11 Многонациональность жителей Урала.
Территория южной части современной Челябинской области стала своеобразными воротами из Азии в Европу, так как севернее шли горы и леса, непреодолимые для коников, а южнее – бездонные степи.
В начале было движение гуннов. Вслед за ними пошли племена савров и севров. Севернее сложилась башкирская народность. Затем нашествие татаро – монголов. Из других народов на территории Южного Урала жили удмурты , татары, мари, казаки, калмыки, чуваши, мордва. Первыми переселенцами из русских были черносошные (государственные) крестьяне и посадские люди.
Тема № 12 Национальный костюм Урала.
Для древнего человека одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов. Древний человек надел на себя шкуры животных и вешал на шею нанизанные на нитку бусы и камни. Все, что попадалось под руку: кору, листья, солому, перья – человек превращал в одежду.
Практическая работа.
Изготовление оберега.
Учебно-тематический план.
Второй год обучения. 34 часа
№ | Раздел плана, тема | Кол-во часов | теория | практика |
І. Природа готовится ко сну… | ||||
1. | Природа Южного Урала. | 6 | 2 | 4 |
2. | Уральская природа в стихах и рассказах. | 2 | 1 | 1 |
3. | От истока к устью по реке Миасс. | 2 | 1 | 1 |
ІІ .Природа засыпает… | ||||
4. | Кладовая Уральских лесов. | 2 | - | 2 |
5. | Встречам зиму! | 2 | 1 | 1 |
6. | Народный календарь. | 3 | 1 | 2 |
ІІІ. Пока природа спит… | ||||
7. | Растительность в городе. | 3 | 1 | 2 |
8. | Городская среда и человек. | 2 | - | 2 |
9. | Уральские сказы. | 3 | 1 | 2 |
ІV. Природа пробуждается и расцветает… | ||||
10. | Встреча весны! | 3 | 1 | 2 |
11. | Насекомые Урала. | 3 | 1 | 2 |
12. | Первоцветы Урала. | 3 | 1 | 2 |
ИТОГО | 34 | 11 | 23 |
ПРИРОДА ГОТОВИТЬСЯ КО СНУ…- 10 часов
Тема № 1 Природа Южного Урала.
Изучение сезонных изменений, исходя из идеи циклов «все возвращается на круги». Смена времени года на Южном Урале. Основные признаки времен года.
Практическая работа.
Экскурсия в Ильменский заповедник. Панорама всех времен года
Тема № 2 Уральская природа в стихах и рассказах.
Говорят, у русского богатыря Семигор, хозяина гор ильменских, зеркало хрустальное было, да не простое… Грохнула Юрма клюкой железной по хрусталю – разбилось голубое зеркало на мелкие осколки, по всему краю разлетелись. Каждый осколок в голубое озеро превратился. А Юрма со злости комья в ближние озера стала бросать. То тут, то там островки на озере выросли… Давным – давно поднимался на высокую гору человек, увидел внизу озеро с бесчисленными островками.
-Пестрое озеро, - сказал тот человек, - Чебаркуль (Чебар – пестрый, куль – озеро)
Ю. Подкорытов
Практическая работа.
Работа с литературой уральских авторов и авторов, писавших об Урале.
Тема № 3 От истока к устью по реке Миасс.
Разнообразие водоемов. Народные традиции в отношении использования водоемов. Индивидуальность реки Миасс: глубина, форма берегов и дна, состав воды, совокупность животных организмов во всем многообразии их взаимосвязей.
Практическая работа.
Составление «паспорта» реки.
ПРИРОДА ЗАСЫПАЕТ – 7 часов
Тема № 4 Кладовая Уральских лесов.
Трудно найти человека, который не любил бы бывать в лесу. Лесное царство! Сколько здесь интересного! Чувствуешь себя крохотной частицей огромного, вечного изменяющегося мира.
Практическая работа.
Установление взаимосвязей между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Тема № 5 встречаем зиму!
Изготовление простейших кормушек. Подкормка птиц.
Тема № 6 Народный календарь.
Что сегодня за день, как по нему судить о предстоящей погоде?
Практическая работа.
Сбор народных пословиц, примет, присловий о временах года.
ПОКА ПРИРОДА СПИТ…- 8 часов
Тема № 7 Растительность в огороде.
Многообразие растительности в городских посадках: деревья, кустарники травы. Практическая работа.
Экскурсия вокруг школы. Составление «паспорта» растений, растущих вблизи школы.
Тема № 8 Городская среда и человек.
Изменение природы человеком началось еще с незапамятных времен. Изменение в природе под влиянием человека. Роль природы в жизни людей (красота, оздоровительная роль…). Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу.
Тема № 9 Уральские сказы.
Живут еще кое – где у нас на Урале старики – мастера сказки сказывать. Слова у них, точно самоцветы – камешки драгоценные, без пустой породы; то с хитринкой, то с присловицей, слушаешь – и оживают перед тобой суровые горы, появляется хозяйка их в малахитовом платье, гранильщики и камнерезы – люд мастеровой…
ПРИРОДА ПРОСЫПАЕТСЯ И РАЦВЕТАЕТ – 9 часов
Тема № 10 Встреча весны!
«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем» Е.Л. Прасолова.
Природа пробуждается, расцветает. Идея сохранения.
Тема № 11 Насекомые Урала.
А в траве у речки
Бойкие кузнечики,
Бабочки – подружки
И сорок две лягушки
Слушали сверчка.
А. Алферова.
Среди насекомых Челябинской области множество, приносящих пользу природе и хозяйственной деятельности человека (трудяги – муравьи, пчелы- медоносы), но и немало вредителей (жуки- короеды, саранча).
Меры предосторожности с насекомыми.
Тема № 12 Первоцветы Урала.
На цветочной поляне
Две гвоздики – две смолянки
Спор вели из – за цветов:
Одуванчики – кто таков?
А Алферова
Наблюдение за первыми цветами в городе. Места, где появляются первые цветы. Почему именно там.
Описание материально-технического обеспечения курса
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Печатные пособия | ||
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения. | Д | |
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала | Д/П | |
Технические средства обучения | ||
Аудио/видеомагнитофон. | Д | |
СD/DVD – проигрыватели. | Д | |
Компьютер с программным обеспечением. | П | |
Телевизор. | Д | С диагональю не менее 72 см. |
Проектор для демонстрации слайдов. | Д | |
Мультимедийный проектор. | Д | |
Магнитная доска. | Д | |
Экспозиционный экран. | Д | Размер не менее 150 с 150 см |
Фотокамера цифровая. | Д | |
Видеокамера цифровая со штативом. | Д |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовая литература:
1.Всеобщая Декларация прав человека.
2.Конвенция ООН «О правах ребенка» 20 ноября 1989г. Утв. Генеральной Ассамблеей ООН
3.Конституция РФ.
4.Закон «Об образовании»
5. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124 ФЗ от 24.07.98г.
6.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
7.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
8.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] : учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.
9.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 215 с.
10.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] : учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111с.
11.Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 142 с.
Список литературы для родителей и детей:
1.Александров А.И. История родного края. – Челябинск: Южно – Урал. Кн.из-во, 1978.-170с.
2. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.-М.: Правда,1980.
3.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! Книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1995-110с.
4.Грирорьева Е.В., Трушникова А.З. Дневник наблюдения над уральской природой: учебное пособие для 2-3 классов._Челябинск: Изд. Дом печати, 1999.
5.Ердаков Л.Н. Экологическая скзка для первоклассников.// Начальная школа.-1992.-№ 11-12-19-22с.
6.Евстифеева Н.А. Кое –что о птицах Южного Урала. Информ. Пособие по естествознанию для учащихся начальных классов.- Челябинск: Взгляд, 2002.-84с.
7.Ильменский заповедник./Под ред. Л.А. Буториной. –Челябинск: Южно – Урал. Кн.из-во, 1991.-56с.
8.Плавильщиков Н.н. Юным любителям природы.- М.: Детская литература, 1975.-302с.
9.Пикулева Н.В. Загадки лета. Стихи, загадки, раскраска.-Челябинск: ООО Изд. Центр Взгляд, 2002.-16с.
10.Нагибина М.И. Природные дары и подлки, и игры._ Ярославль: Академия развития, 1997.
11.Моисеев А.П., Николаева М.Е. памятники природы Челябинской области. Челябинск, 1987.
Список литературы для педагога:
1.Буторина Л.А., Захаров В.Д. Материалы к урокам экологии Челябинской области.- Миасс: Б.И., 1995.-32с.
2.Дик Н.Ф. Личный подход воспитании. Ростов- на – Дону, 1994.
3.Краеведение: пособие для учителя./Полд ред. Л.А. Буториной.- Челябинск: Южно – Урал.кн. из-во, 1965.-78с.
4.Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению.- Челябинск: Издат-во ЧГПИ «Факел», 1994.-110с.
5..Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М., Педагогика, 1983.
6.Очерки истории Челябинской области./Под ред. В.Е. Четина.- Челябинск: Южно –Урал.кн.из-во, 1991.-69с.
7.Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: 1998.
8.Чудновский В.З. Воспитание способностей и формирование личности. – Знание, 1986, №8
9.Фомина С.И. Экологическое воспитание школьников на основе средств народной педагогики.// Начальная школа.-1993.-№19.-11-16с.
10.Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина.- Челябинск: Южно –Урал.кн. изд-во, 1980.-95с.
11.Эколого – экологические игры и задания. Методическое пособие для уч. Начальных классов. Составители: А.Ф. Аменд, Н.П. Рябинина, Е.В. Фролова, М.Л. Алферова.-Челябинск, 1996.-58с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ПРОГРАММОЙ
Показатели (оцениваемые параметры) | критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | баллы | Методы диагностики |
Мотивационные данные: | ||||
Склонность к изучению предмета | Творческие задатки | Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ навыками, - средний уровень: объем умений и навыков составляет более ½ . Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем умений и навыков предусмотренный программой за конкретный период | 1-3 4-6 7-10 | Наблюдение Тестирование |
Уровень мотивации к обучению | Степень обучаемости, степень проявления самостоятельности при выполнении учебных заданий, желание изучать программный материал в большем объеме | Минимальный уровень: ребенок посещает учебные занятия, не проявляя творческой инициативы - средний уровень: творческая инициатива проявляется нерегулярно; Максимальный уровень: ребенок успешно выполняет все учебные задания, проявляет творческую инициативу, активен, заинтересован в общих результатах обучения | 1-3 4-6 7-10 | Наблюдение Тестирование |
Теоретические знания ребенка по темам: | ||||
Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования | Минимальный уровень: ребенок, как правило, избегает употреблять специальную терминологию Средний уровень: ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой Максимальный уровень: специальные термины употребляются в полном соответствии с их содержанием | 1-3 4-6 7-10 | Контрольные задания |
Практическая подготовка ребенка: | ||||
Практические умения и навыки, предусмотренные основными разделами программы | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ навыками, - средний уровень: объем умений и навыков составляет более ½ . Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем умений и навыков предусмотренный программой за конкретный период | 1-3 4-6 7-10 | Контрольные задания |
Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) –ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога, Репродуктивный – выполняет в основном задания на основе образца, Творческий – выполняет практические задания с элементами творчества | 1-3 4-6 7-10 | Контрольные задания Наблюдение |
Учебно-коммуникативные умения: | ||||
Умение воспринимать учебную информация | Адекватность восприятия информации идущей от педагога | Минимальный: испытывает серьезные затруднения нуждается в постоянной помощи и контроле педагогов. Средний: работает с помощью педагога, Максимальный – работает самостоятельно не испытывает особых трудностей | 1-3 4-6 7-10 | Наблюдение , опрос |
Учебно – организационные умения и навыки | ||||
Склонность к саморазвитию | Умение ставить перед собой цель и добиваться ее реализации | Минимальный: испытывает серьезные затруднения нуждается в постоянной помощи и контроле педагогов. Средний: работает с помощью педагога, Максимальный – работает самостоятельно не испытывает особых трудностей | 1-3 4-6 7-10 | Наблюдение |
Умение организовать собственную учебную и творческую деятельность | Творческий поиск, стремление постоянно узнавать новое и использовать его в творчестве | Минимальный: испытывает серьезные затруднения нуждается в постоянной помощи и контроле педагогов. Средний: работает с помощью педагога, Максимальный – работает самостоятельно не испытывает особых трудностей | 1-3 4-6 7-10 | Наблюдение |
Навыки соблюдения в процессе деятельности безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема навыков, - средний уровень: объем навыков составляет более ½ . Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем навыков предусмотренный программой за конкретный период | 1-3 4-6 7-10 | Наблюдение, опрос |
По представленной методике оцениваются все слушатели программы. Результаты заносятся в специальные карты учета результатов обучения по программе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"
Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...
Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...
рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"
данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...
Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....
Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...