Урок по теме "Мама"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Машкарина Надежда Викторовна

Урок кубановедения в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kubanovedeniya_mama.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения в 3 классе.

Тема : "Мама".

Цели:

  • воспитывать уважительное отношение к матери;
  • прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить мамам радость;

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш, хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё доброе настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, начнем наш урок. 

“Без солнца не цветут цветы,

 без любви нет счастья,

 без женщины нет любви,

 без матери нет ни поэта,

 ни героя.

Вся радость мира - от матерей”

Максим Горький

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага. Мужчины постоянно были в походах, на кордонах. А  дома оставались старики, дети — и казачки. Они и возделывали поля, огороды, виноградники. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов.

«Казачка, казачка»- желанное слово,

В нем музыка, радость, волненье и свет.

Пусть ДОЛЯ казачки бывает суровой,

Но СЛАВА не меркнет в мелькании лет

Есть ли у человека кто-нибудь на Земле ближе родной мамы? «Мама» – это первое слово, которое произносит маленький казачок. Пока ребенок маленький, мама кормит его, и поит, и укачивает в люльке. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь. С матери начинается род казачий, и матерью он продолжается. Мать – это самое святое понятие на нашей земле

Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей - Пречистой Деве Марии. Добрая праведная Дева Мария стала матерью Самого Господа. Ее жизнь на земле была нелегкой. Ей пришлось много трудиться и много страдать, прятать младенца от смертельной опасности, расставаться с Ним, когда Он ходил по городам, проповедуя слово Божие. А сколько боли перенесла она, когда сына обвинили неправедно, судили, мучили и убили. Все перенесла Она с кротостью и смирением, посвятив себя служению Богу и людям.

- Богоматерь – символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной любви и… конечно же, Матери.

Старая казачка пред иконой
Вечером лампаду разожгла,
И легко, натруженной ладонью
Со свечи нагар она сняла.
Молится, склоняется в поклоне,
Просит благодати для семьи,
Чтобы внучек – казачок зеленый
Одолел все трудности свои.


Народная молва утверждает, а практические случаи подтверждают, что сердце матери чувствует беду своего дитя и ближнего на далекие расстояния до тех пор, пока оно бьется, независимо от ее здоровья и возраста.

О свойствах материнского сердца и неизмеримости ее любви к своему дитя повествует нам сценка

ВЕД.1:Дивчину пытает казак у плетня:

-Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!

ВЕД.1:Дивчина в ответ, заплетая косу:

-“Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой своей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь - и тебя полюблю!”

ВЕД.1:Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

ВЕД.2:Он сердце её на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

ВЕД.1:В пути у него помутилось в глазах.

Входя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его:ВЕД.2: “Не ушибся, сынок?”

“споткнётся” на дороге жизни тот, кто предал свою мать. Но главное - это безграничное великодушие матери. Материнское прощение может стать залогом спасения, возрождения человека, дать представление о возможностях человеческого духа.

Мы привыкли, что праздник Победы -это праздник солдат, ковавших победу на фронте. Это -и праздник тружеников тыла, обеспечивавших эту Победу. Но мало кто задумывался, что это - и праздник матерей, отправлявших своих сыновей на фронт и ждавших любой весточки оттуда .Многие их них так и не дождались своих кровиночек с полей...

Послушайте рассказ  О МАТЕРИ,ОТПРАВИВШЕЙ НА ФРОНТ ДЕВЯТЬ СЫНОВЕЙ .

...Мать взяла
на себя одна
память девятерых.
В общей жизни ее
война— девять войн
для других,
боль успокоенных
матерей,
тех, у кого пришли,
тех, у кого еще нет
детей,—
всех матерей земли.

Феликс Чуев

   Имя этой кубанской женщины известно всему миру. Ее материнский подвиг – в ореоле славы и бессмертия. Приравняв ее подвиг к ратному, Родина наградила Епистинию Федоровну Степанову боевым орденом.

 Родилась на Украине, но с детских лет жила на Кубани. У нее было редкое имя – Епистиния. В переводе с греческого - «знающая». Вместе с родителями, гонимыми нуждой, приехала на Северный Кавказ. Здесь вышла замуж за крестьянского парня Михаила Степанова. 15 детей было в их семье. Четверых еще до революции скосили болезни, голод

   муж, Михаил Николаевич.  хлебороб, добрый мастеровой человек, руки которого знали ремесло бондаря и кузнеца, столяра и жестянщика. Он был пахарем и солдатом революции.


Дети Епистинии Федоровны росли дружными, работящими, веселыми. Их любили на селе.

  • Епистинии Федоровне Степановой выпало на долю проводить на лихие дороги войны всех своих сыновей. Домой вернулся лишь один. Девять раз выходила она за калитку, держась за вещмешок сына. Дорога из хутора 1-е Мая, что на Кубани, шла сначала полем, а потом забирала чуть в гору, и тогда человек в солдатской шинели был отчетливо виден. Так и запомнила Епистиния Федоровна своих сыновей—уходящими.

На больших руках усталой матери

Умирал её последний сын.
Полевые ветры тихо гладили
Серебристый лен его седин.
Гимнастёрка с воротом распахнутым
Задубела пятнами на нём.
Из тяжелых ран
В сырую пахоту
Опадала кровь его огнём.

Я ль тебя, сыночек, не лелеяла,
Я ль тебя, родной, не берегла?..
Ясны очи,
Кудри эти белые,
Силу богатырскую дала.
Думала — сойдутся в жизни праздники…
Ты последней радостью мне был!
А теперь твои закрылись глазоньки,
Белый свет в ресницах
Стал не мил. —
Увидав её слезинку грустную,
Обступили мать среди полей
Девять бед, разбивших сердце русское,
Девять павших в битве сыновей.
Стыли танки, громом раскурочены,
Заступали кони повода.
...Встала мать в селе на главной площади
И окаменела навсегда

7 февраля 1969 года Епистинии Федоровны не стало. Похоронили ее в станице Днепровской у мемориала павшим воинам. Похоронили как воина, со всеми воинскими почестями

15 декабря 1977 года было принято решение об открытии мемориального дома-музея на хуторе 1 Мая, где жила семья с 1939 года. Хуторяне от мала до велика приняли  участие в восстановлении подворья. Открытие дома-музея состоялось 9 мая 1982 года.  Смотришь на этот маленький домик и не верится, что вот по этой дороге уходили на фронт сыновья Епистинии, в это окно смотрели ее полные надежды и страха глаза, к этой калитке подходил почтальон с "похоронками"...

Негромкую жизнь прожила Епистиния Федоровна. Большую часть из отпущенных ей лет провела в ожидании сыновей. К ее могиле идут и идут люди. Зимой и летом на ней цветы. Имя матери объединило девять других имен. Все вместе они —семья Степановых. Склоняют люди головы перед обелиском, на котором высечено:

Доблестно жившие, Смерть сокрушившие Память о вас Никогда не умрет!

Пусть же светлое имя Епистинии Федоровны Степановой, потерявшей девятерых сыновей, станет великим бессмертным символом верности, патриотизма, а в памятнике Матери пусть воплотятся любовь и боль всех матерей, чьи сыновья не вернулись с войны!

Физминутка. 

Маму я свою люблю, 
Я всегда ей помогу: 
Я стираю, поласкаю, 
Воду с ручек отрясаю. 
Пол я чисто подмету 
И дрова ей наколю. 
Маме надо отдыхать, 
Маме хочется поспать. 
Я на цыпочках хожу, 
И ни разу, и ни разу 
Ни словечка не скажу

Многие матери не дождались и в наше время, отправив своих сыновей на Афганскую, Чеченскую войну. (показ книги «Помним о вас»)

На здании нашей школы висит мемориальная доска А. Жукову, погибшему в Чечне при исполнении военного задания. (показ книги Н. Ивеншев «Взвод» Стр 158-171) Чтение цитаты из книги. «Образцом матери считал свою маму ,Нину Владимировну, светловолосую, никогда не унывающую женщину»

Просмотр церемонии открытия мемориальной доски( февраль 2014 г)

В нашей школе учился знаменитый на весь мир человек.

Кто это ?(П.П.Лукьяненко) Его мать    Евгенья  Авдеевна    родила в поле. Всю жизнь он посвятил себя науке, любви к полю. Умер П.П.Лукьяненко на  своём любимом хлебном поле.

Игра «Собери пословицу»

В народе говорят, что дети – цветы жизни. Чтобы такие цветочки зацвели, нужен каждодневный, тщательный уход. У некоторых мам 1- 2 цветка, а другие имеют целый букет.

 В нашем классе 8 многодетных семей. 9 мам воспитывают своих детей сами без пап. А это не подвиг в наше время?

Неоплатен наш долг перед мамами. Давайте помнить об этом! Пусть не только в праздники, но и в будни, мамы, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку, чувствуют вашу заботу о них, вашу преданную любовь.

В заключении нашего урока давайте исполним песню о маме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...