Исследовательская деятельность младших школьников – инструмент формирования универсальных учебных действий
статья по теме

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. 

Исследование как метод должно использоваться практически на каждом уроке. Начиная с первого класса, на уроках можно использовать специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мизёва В.Д., учитель начальных классов

МБОУ « СОШ № 8 г. Краснокамска»

Исследовательская деятельность младших школьников –
инструмент формирования универсальных учебных действий

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего  образования является формирование  учебной  деятельности: формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться т.е. способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, совокупность способов действий обучающихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В результате у выпускников начальной школы должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УДД как основа умения учиться.  Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков, а также уметь учиться, умеющий организовать собственную деятельность.  Он приобретёт первичные навыки работы с информацией, сможет осуществлять поиск информации, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать полученные данные.

В связи  с этими требованиями одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность обучающихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной работы с младшими школьниками.

Так что же такое исследование? Так что же такое исследование? Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. (слайд 2)

Исследование как метод должно использоваться практически на каждом уроке. Начиная с первого класса, на уроках можно использовать специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований.

В третьем классе я использую обучение коллективному исследованию по плану: (слайд 3)

  1. выявление проблемы;
  2. постановка цели, задач, определение объекта исследования;
  3. выбор методики исследования;
  4. отбор материала;
  5. соотнесение собранного материала с темой и целью исследования. 

В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад.

С чего и как начать всё таки  работу с детьми в направлении исследовательского обучения? Работа эта начинается с обучения детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые формы работы на уроке, в том числе с ролевым распределением работы в группе.

Я в своём классе вначале учебного года провела обследование детей  степень включения в исследовательскую работу обучающихся.  По результатам бесед, тренингов и личных наблюдений выделяю три уровня:

  • По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования соответствуют начальному (1 уровень),
  • продвинутому (2 уровень)
  • высшему (3 уровень) уровню. 

Попробую проанализировать психолого-педагогические особенности обучающихся каждого уровня:  (слайд 4)

Уровень урока, вид исследования,

Психолого-педагогические особенности обучающихся 


Начальный –

1 уровень
Обучение исследованию

Отвечают на поставленные вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске. 

Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение.

Продвинутый –

2  уровень
  Обучающее исследование

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются со мной. 

Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению.

Высший – 3 уровень
 Творческое исследование

Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без моей помощи и консультации. 

Достаточно осознанно воспринимают проблемный вопрос,  часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно.

Моя задача – подготовить обучающихся к продвинутому уровню.

При формировании исследовательских умений младших школьников придерживаюсь следующих принципов:

  • Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно. Успешно используется материал уроков литературного чтения, окружающего мира, русского языка, применяю исследовательский метод в преподавании тем.

  • Мотивированность.

Необходимо помогать обучающимся  видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

  • Творчество.

Способствую созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживаю интерес к исследовательской работе.

  • Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления обучающихся, стремление к творческому поиску. Не подавлять желания, порывы, творческие идеи детей, а поддерживать и направлять их.

        Для того, чтоб увлечь, «зажечь» детей заниматься той или иной исследовательской работой необходимо развивать у них познавательный интерес к окружающему миру. Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес — узкая направленность на ту или иную область познания, характерная для ребёнка. Интерес же снимает напряжение, усталость, утомленность, он как бы расчищает дорогу к знаниям, которые усваиваются и свободней, и легче. Не менее значительна роль познавательного интереса обучающихся в функции развивающего обучения.

Условно выделяют последовательные стадии развития познавательного интереса.
     Любопытство, любознательность.

Я в своей работе использую уроки, необычные по организации, форме проведения, например:

  • уроки-соревнования; (слайд 5)
  • уроки – КВН (слайд 6);
  • уроки-экскурсии («В гости к осени», «Парк научных развлечений») (слайд 7,8)
  • уроки-игры. Ценным средством развития познавательной деятельности детей является игра.

Чтобы получить планируемые результаты, на уроках я также учу ребят использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных и письменных высказываний.

В этом учебном году мы с детьми работали и продолжаем работать со следующими исследовательскими проектами: (слайд 9)

  • «Изменения в природе осенью», «Изменения в природе зимой» (ещё защиты работ не было). Исследовательская деятельность начинается с наблюдений за природой. Во время экскурсий, прогулок  которые я  провожу с ребятами  в парках (дети совместно с родителями наблюдают на дачах). Осенью  - наблюдали мы  с детьми изменения в природе. Зимой с детьми исследуем жизнь растений и птиц. Наблюдали, работали с дневниками наблюдений, и используя эту информацию мы с детьми учимся устанавливать причинно-следственные связи. С умение наблюдать тесно связано умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их в этом всегда поддерживать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве. Для развития умения задавать вопросы я использую разные упражнения: задать вопросы тому, за кем наблюдал; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др. Учу детей задавать вопросы на актуальные для детей темы.
  • «Лесное сообщество». При знакомстве с темой «Экосистема леса», дети заинтересовались и изъявили желание поподробней познакомиться с сообществом леса. Поэтому мы с детьми решили изучить литературу, собрать информацию о растениях, животных, птиц наших лесов и каждый ребёнок подготовит сообщение об одном из участников лесного сообщества. Заранее каждый ребёнок выбрал сам себе тему и подготовил маленький доклад. А затем мы оформили проект под названием «Лесное сообщество».
  • «Цвета радуги». Активные ребята предложили следующую тему «Цвета радуги». Задача участников исследовательской работы: познакомиться с информацией о цветах радуги и попробовать составить стишок по цветам радуги. Это только на днях приступили к этому исследовании. (слайд 10)
  • «Чудесница вода!». Мы с детьми проводили исследование, отвечая на вопрос: принимает ли вода информацию? Прежде, чем приступить к исследовательской работе, я детей познакомила с информацией, которая подтолкнули их к размышлению. Первое знакомство было: рассматривание иллюстраций кристаллов воды (Эмото Масару) (слайд 11-12)…. Затем провела родительское собрание, где обсуждали вопрос, что через воду можно формировать здоровые привычки, но зато можно исключить отрицательные такие, например, как сквернословие, (слайд 13) Как сквернословие влияет на здоровье детей. И родители задумались, и дети верят, что употребление позитивных правильных слов в речи положительно сказывается на своё здоровье.  После дети дома, привлекая родителей проводили исследование: принимает ли вода информацию?  (получились очень интересные результаты). ( слайды 14,15).

Вопрос к членам жюри: Кто из вас видел и наблюдал рисунки на окнах в мороз? Когда? Какие? Почему? У меня в классе только один ребёнок наблюдал на даче рисунки на окне.

Использую разнообразные формы работы с  обучающимися: индивидуальную, парную, командную. Предпочтение отдаю командной, так как именно она, в большей степени, чем остальные способствуют формированию исследовательской деятельности. Для того чтобы избежать недостатков командной работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила работы в команде. Предлагаю обучающимся использовать компьютерные программы при подготовке выступлений, докладов, творческих работ, что они с удовольствием и делают. Я привлекаю помощь родителей.
      Таким образом, освоение обучающими  исследовательских умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности детей в их исследовательской учебной деятельности.

(слайд 16)Подводя итог, хочется отметить результативность и эффективность применения   исследовательской работы. Совместная работа учит грамотно решать проблемы, не важно, научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность. Такая  работа объединяет детей, удовлетворяет потребность детей в общении, в том числе и с собственными родителями. У детей в моём классе наблюдается эмоциональный подъем, происходит обмен мнениями и желаниями. При такой работе нельзя обойтись без самооценки и взаимооценки. Всё это обеспечивает мотивацию исследовательской деятельности.

У обучающихся формируются такие УУД: регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование; познавательные уд: общеучебные уд, логические уд, постановка и решение проблем; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

А также формируются исследовательские навыки и умения

Мыследеятельностные:

  • умение видеть проблемы;
  • умение выдвигать идеи (мозговой штурм);
  • умение задавать вопросы;
  • умение планировать свою деятельность;
  • умение классифицировать;
  • умение доказывать и защищать свои идеи.

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других;
  • выражать себя;
  • находить компромисс;
  • взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

Поисково-информационные:

  • умение находить информацию;
  • умение структурировать материал;
  • умение выделять главное;
  • умение делать выводы и умозаключения.

Проведение инструментального эксперимента:

  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперименты (организация рабочего места, подбор необходимого оборудования и т. д.).

(слайд 17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников....

Роль художественно-эстетического развития младших школьников в формировании универсальных учебных действий

С каждым годом роль художественно-эстетического развития младших школьников растет. И педагоги, и дети понимают: прекрасное – добрый союзник в деле обучения и воспитания....

ИКТ как инструмент формирования универсальных учебных действий

Одним из средств формирования универсальных учебных действийявляется интерактивная доска. Ее применение в процессе обучения способствует развитию у учащихся умение учиться,позволяет учитываяиндивидуал...

Классификация на уроках в начальной школе как инструмент формирования универсальных учебных действий (УУД) (опыт)

Классификация на уроках в начальной школе как инструмент формирования универсальных учебных действий (УУД) (опыт)...

«Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...

Совершенствование выразительного чтения младших школьников через формирование универсальных учебных действий контроля и оценки

В данной статье затрагивается проблема формирования универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников. Решение заявленной проблемы предлагается через совершенствование навыка выраз...