Классификация на уроках в начальной школе как инструмент формирования универсальных учебных действий (УУД) (опыт)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Лыкова Мария Александровна

Классификация на уроках в начальной школе как инструмент формирования универсальных учебных действий (УУД) (опыт) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление опыта работы учителя начальных классов

МБОУ СОШ№14,  Лыковой М.А.

 «Классификация на уроках в начальной школе как инструмент формирования универсальных учебных действий (УУД) »

 Слайд 1.

«Классификация на уроках в начальной школе как инструмент формирования универсальных учебных действий (УУД) »

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые сформулированы к трем группам результатов: личностным, метапредметным и предметным.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, а также овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации по родовидовым признакам.

Для развития умения учиться как первого шага к самообразованию уже в начальной школе должны быть сформированы такие универсальные логические действия, как:

·   анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·    синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

·     выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Таким образом, перед учителем начальных классов стоит довольно сложная задача – научить своих учеников построению классификации. Правильно составленная классификация дает возможность быстрее найти закономерности развития изучаемых объектов, демонстрирует внутренние связи между ними, помогает учащемуся ориентироваться в большом количестве информации, облегчая процесс изучения предметов и явлений окружающего нас мира, служит основой для обобщающих выводов.

Слайд 2.

Позвольте представить свой  опыт работы по овладению учащимися приёмов классификации.

Под классификацией обычно понимают распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы.

  • Классификация придает мышлению строгость и точность.
  • Умение классифицировать – неотъемлемая часть математического и логического мышления, поэтому его развитию уделяется большое внимание на уроке. С помощью классификации школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них.

Необходимо также заметить, что в основе классификации, согласно определению, лежит логическая операция деления. С помощью деления удобно раскрывать объем понятия. Это особенно актуально для обучения в начальной школе, когда учитель не имеет возможности дать определение многим понятиям.

Таким образом, на этапе подготовки к обучению приему построения классификации имеет смысл предложить учащимся задания, связанные с объемом понятия.

Слайд 3 .

1. По названию группы подобрать примеры объектов, в нее входящих. Например, садовые цветы → роза, пион, гладиолус.

2. Назвать группу объектов, выделив их общее свойство. Например, тигр, волк, гепард → хищные звери.

3. Выделить общее свойство группы объектов и подобрать новые примеры объектов этой группы. Например, понедельник, среда, пятница → вторник.

4. Определить лишний для группы объект. Например, весна, лето, апрель, осень → апрель.

Так как в большинстве случае классифицирование осуществляется по видообразующему признаку, то еще одним подготовительным этапом будет работа с обобщением и ограничением понятий, а также с выявлением существенных и несущественных свойств объектов.

Слайд 4.

Обобщение и ограничение понятия удобно проводить, пользуясь диаграммами Эйлера-Венна (см. рис.2). На данном примере понятие «хищное млекопитающее» обобщено до понятия «млекопитающее» и ограничено до понятия «волк».

Можно строить и просто логические цепочки. Например, куклы → игрушки для девочек

→ игрушки.    

   Слайд 5.                                    

Для работы со свойствами объекта можно использовать три типа упражнений:

1. Описать объект согласно названному свойству. Например, карандаш – (по размеру) большой, (по цвету) синий, (по материалу) из дерева, (по назначению) для рисования и т.д.

2. Назвать свойства объекта, выделить из них существенные, согласно заданию. Например: опишите яблоко – круглое, большое, красное, сладкое, красивое, твердое, ароматное и т.д. Какие свойства яблока важны для человека, который собирается его съесть? А для человека, который хочет его нарисовать?

3. По предъявленным свойствам узнать объект, выделить из свойств существенные. Наташа описала предмет следующим образом: большая, красивая, стеклянная, зеленая, тяжелая, для цветов. Что это за предмет? Какие его свойства в первую очередь помогли вам его узнать?

Слайд 6.

Для правильного построения классификаций учителю необходимо неявным образом обучить своих подопечных всем правилам деления объема понятия.

1) В одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание. Например, треугольники бывают остроугольные, прямоугольные и тупоугольные (основание – наибольший угол в треугольнике). В противном случае перекрещиваются объемы понятий, выражающих члены деления. Это происходит, например, когда учащиеся используют сразу несколько оснований для классификации: растения бывают съедобные и несъедобные, однолетние и многолетние.

2) Объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления). Например, материки в современную геологическую эпоху делятся на Евразию, Африку, Австралию, Северную Америку, Южную Америку и Антарктиду. Нарушения этого правила учащимися приводят либо к неполному делению (многоугольники делятся на треугольники и четырехугольники), либо к делению с лишними членами (согласные звуки бывают глухие, звонкие и мягкие).

3) Члены классификации должны взаимно исключать друг друга. Например, спутники Земли бывают естественными и искусственными. Это правило тесно связано с двумя предыдущими и означает, что ни один из них не должен входить в объем другого класса, так как подобные классификации отличаются расплывчатостью (фильмы делятся на художественные, документальные, исторические, детективные).

4) Подразделение на подклассы должно быть непрерывным. В делении не должно быть скачков, например: члены предложения делятся на подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения. Необходимо брать ближайший подкласс и не перескакивать в более отдаленный подкласс. В данном случае правильно было сказать: члены предложения делятся на главные и второстепенные; главные члены, в свою очередь, делятся на подлежащее и сказуемое.

Кроме того, следует отличать логическую операцию деления от мысленного расчленения на части. При делении каждый из подклассов обладает признаками исходного класса, исходное понятие для подкласса меняется в объеме, но не исчезает. При расчленении же вместо исходного понятия появляются новые. Например: люди делятся на мужчин и женщин (деление); человек делится на голову, туловище и конечности (расчленение).

В процессе обучения приему классификации учащимся можно предлагать следующие типы заданий:

Слайд 7.

Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации

  1. Прочитайте слова:

глаз

стул

мышь

слон

графин

кошка

петух

коза

Выберите правильный ответ из трех предложенных:

а) слова разделены по числу слогов; 

б) слова разделены по числу букв;

в) слова разделены по родам. 

Слайд 8.

Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации

  1. Определите, по какому признаку разделены квадраты:

C:\Users\ЛВН\Desktop\Безымянный.png

а) по цвету;

б) по величине;

в) по цвету и величине.

Слайд 9.

Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации

  1. Выберите название к каждому столбику:

осина

ель

орешник

одуванчик

клен

пихта

осина

василек

липа

сосна

сирень

колокольчик

а) травы;

б) кустарники;

в) деревья лиственные;

г) деревья хвойные.

Слайд 10.

Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию

  1. Разделите на две группы следующие числа:

11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

Четные числа…

Нечетные числа …

  1. Назовите группу чисел одним словам:

а) 1, 4, 6, 9 – это …

б) 34, 27, 48, 81 – это …

в) 321, 547, 435, 954 - …

  1. Разделите на группы названия животных, дайте название каждой группе.

Медведь, лось, баран, свинья, лиса, лошадь.

Слайд 11. 

Упражнение, направленные на определение основания в готовой классификации.

  1. По какому признаку разделили на группы? 

Морж                     Лось

Тюлень                   Рысь

Белый медведь     Волк

 Ответ: животные зоны ледяных пустынь и зоны лесов.

  1. По какому признаку разделили слова?

водопад, пшеница, рыбак, луноход, рыболов, колесо

Водопад       пшеница

Луноход       рыбак

Рыболов        колесо

Ответ: I группа - слова с двумя корнями., II группа - слова с одним корнем.

  1. По какому признаку разделили числа?

454, 5354, 224, 908, 1615, 3510

Ответ: трехзначные числа (454, 224 , 908)  и  четырехзначные  (5354, 1615, 3510).

Слайд 12. 

Контроль результатов проведенной классификации

  1.  Прочитайте буквы: И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У

Разделите эти слова на 2 группы: гласные и согласные.

Выберите вариант ответа, где классификация проведена правильно. 

а) К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, У

И, О

б)  К, Л, М, Н,О, П, Р, С, Т, У

И,У

в) К, Л, М, Н, П, Р, С, Т

И, О, У

г) К, М, Н, П, Р, С, Т, У

И, Л, О, У

  1.  Распределите числа на четные и нечетные:

24, 37, 68, 53, 33, 49, 25, 30, 44,86.        Какой вариант верный?

а)  24, 37, 68, 30, 44, 86

53, 49, 25, 33

б) 24, 68, 30, 44, 86

37, 53, 49, 25, 33

в) 24, 68, 30, 44, 86, 33

37, 53, 49, 25

Слайд 13. 

Упражнение, направленное на самостоятельной выбор основания и выполнения классификации.

  1.  Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.

Зима, зацветет, зимний, цветок, цветочный, зимовать.

Ответ: 1) слова с корнем – зим- и слова с корнем –цвет;

  2) три группы: существительное, прилагательное, глагол. 

Слайд 14

Поиск ошибок в неверно заданной классификации.

  1.  Найди логическую ошибку в предложении.

«Птицы делятся на перелетных, зимующих и хищных».

Слайд 15.

Поиск основания и классифицирование по нему.

  1.  На какие две группы можно разделить названия этих грибов. Почему?

подосиновик, бледная поганка, мухомор, лисичка, моховик, ложный опенок

Слайд 16.

Поиск различных оснований классификации для одной и той же группы объектов.

  1.  По каким признакам эти фигуры можно разбить на группы? Какие равенства можно записать к каждому разбиению?

C:\Users\ЛВН\Desktop\img4.jpg

Ответ: В данном случае множество геометрических фигур можно разбить на две части тремя способами — по форме, цвету и размеру.

В процессе обучения работе с различными информационными источниками учащиеся знакомятся с формальными классификациями: алфавитной, предметной и их сочетаниями. Такие классификации осуществляются на основании несущественных признаков объектов и служат для облегчения поиска нужной информации в предметно-именных указателях, энциклопедиях, словарях и т.д. Освоение этих видов классификаций позволит учащимся в дальнейшем успешно ориентироваться в справочной литературе, а также грамотно составить собственное портфолио.

Слайд 17.             Фасетная классификация.

Еще более сложным видом является фасетная классификация, которая подразумевает деление объема понятия сразу по нескольким существенным признакам. Несмотря на сложность построения такой классификации,  младшим школьникам удобно представлять ее в виде таблицы с двойным входом (перекрестная репрезентация). Принцип составления такой таблицы состоит в следующем: класс, находящийся во внутренней ячейке таблицы, представляет собой пересечение класса, находящегося слева на той же строке, и класса, находящегося вверху того же столбца. Классификацию такого вида удобно использовать для понятий с «размытым» объемом, поскольку структура ее обладает большой гибкостью.

  1.    Нарисуйте в каждой клеточке таблицы соответствующую ей фигуру (см. таблицу 1).

Таблица 1.

 

желтые

красные

синие

треугольники

 

 

 

квадраты

 

 

 

круги

 

 

 

Составление классификационных схем методически удобно проводить:

1. На первых уроках темы (раздела). В этом случае учащиеся знакомятся с новым понятием через деление его объема на отдельные части, которые последовательно будут изучать на последующих уроках темы (раздела).

2. На обобщающем уроке темы (раздела). При таком подходе учащиеся систематизируют свои знания, собирая воедино фрагменты информации, изученные на отдельных уроках темы (раздела).

При достаточном освоении приема классификации учащимся можно предлагать более сложные задания:

1. Изменение имеющейся классификации в связи с добавлением новой информации. Составив на первых уроках темы предварительную классификацию, к ней можно возвращаться по мере изучения темы, уточняя и дополняя новыми элементами.

2. Представление одной и той же классификации разными способами. Использование различных репрезентаций для представления одной и той же классификации выступает способом отделения содержания от формы и является существенным показателем понимания учащимися конкретной изучаемой темы.

3. Самостоятельное составление классификации с преобразованием информации.

В этом случае учащимся предлагается текст, откуда они должны извлечь необходимую информацию и, пользуясь ей, составить требуемую классификацию. Умение структурировать текст является частью смыслового чтения, включающего в себя достаточно большой набор операций: выделение главного и второстепенного, основной идеи текста, выстраивание последовательности описываемых событий или фактов, использование различных схематических средств, выполняющих функцию логических опор текста.

Например: составьте классификацию кошачьих, пользуясь статьей из энциклопедии.

Слайд 18. 

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи. А в ящиках пусто»

Константин  Дмитриевич Ушинский

С помощью мыслительной операции, как классификация -   вся информация в нашей голове укладывается по полочкам, а там, где есть порядок, всегда легче что- либо отыскать.

В заключении стоит сказать, что овладение учащимися приемом классификации есть один из критериев сформированности как общеучебных универсальных действий, так и универсальных логических действий.

Слайд 19. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность младших школьников – инструмент формирования универсальных учебных действий

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Исследование как метод должно использова...

ИКТ как инструмент формирования универсальных учебных действий

Одним из средств формирования универсальных учебных действийявляется интерактивная доска. Ее применение в процессе обучения способствует развитию у учащихся умение учиться,позволяет учитываяиндивидуал...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

«Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий»- образовательный проект

laquo;Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий»- образовательный проект...

Классификация на уроках в начальной школе как инструмент формирования УУД

Классификация на уроках в начальной школе как инструмент формирования УУД...

Групповая работа в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий

С введением ФГОС изменились цели современного образования, результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способност...