Роль художественно-эстетического развития младших школьников в формировании универсальных учебных действий
статья (изобразительное искусство) по теме
С каждым годом роль художественно-эстетического развития младших школьников растет. И педагоги, и дети понимают: прекрасное – добрый союзник в деле обучения и воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль художественно-эстетического развития младших школьников в формировании универсальных учебных действий»
Нижегородцева Аксана Юрьевна,
учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №1», г. Бийска
С каждым годом роль художественно-эстетического развития младших школьников растет. И педагоги, и дети понимают: прекрасное – добрый союзник в деле обучения и воспитания. Оно может сделать трудное в познании легким, неинтересное увлекательным. Благотворное влияние эстетики может испытывать как отдельная личность, так и целый коллектив. Ведь ничего так не сплачивает детей сильнее, чем совместные эстетические переживания.
Я согласна, что «воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность».
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. В настоящее время по базисному плану отведено 10 часов на внеурочную деятельность. Выделены основные направления: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Я взяла за основу художественно-эстетическое, хотя все направления тесно связанны между собой.
На основе вышесказанного мною была разработана программа кружка «Маленькие волшебники».
Цель программы: создать условия для развития мелкой моторики рук, как важного фактора в обеспечении качества образования
А почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.
На занятиях дети знакомятся с разнообразием материалов и способами их обработки для получения желаемого результата. Учатся правильно пользоваться инструментами, содержать их в определенном порядке, не разбрасывать, а брать по мере надобности, после работы класть все на место. В процессе выполнения творческих работ у детей формируются универсальные учебные умения.
В результате будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться
В сфере личностных универсальных учебных действий у кружковца будут сформированы:
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
- установка на здоровый образ жизни
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с новыми изобразительными материалами
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ребята научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
В сфере познавательных универсальных учебных действий дети научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
- использовать знаково-символические средства (схемы) для решения задач
- осуществлять синтез как составление целого из частей
- строить логические рассуждения, создавая необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята научатся:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
- формулировать собственное мнение и позицию
- договорится и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
- задавать вопросы
Программа включает в себя три основных раздела.
Раздел 1. Самоделки из природного материала.
Дети учатся создавать поделки из природного материала, воспринимать природу как неиссякаемый источник творчества и вдохновения; черпать в окружающей среде сюжеты для произведений искусства. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Раздел 2. Бисероплетение.
Данный раздел программы предполагает плетение из бисера забавных миниатюр, оригинальных неповторимые изделий. Техника проста и доступна, учитывается возраст и индивидуальные особенности детей.
Раздел 3. Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Вместе эти направления отвечают психолого-педагогическим особенностям младшего школьного возраста. Смена направлений дает ребенку возможность попробовать себя в нескольких видах работы, избежать переутомления и утраты интереса к занятиям, и как следствие удерживать внимание детей, поддерживать заинтересованность на протяжении всего учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность младших школьников – инструмент формирования универсальных учебных действий
Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Исследование как метод должно использова...
«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»
В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения уч...
Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий
Выступление на тему: "Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий"...
Тема по самообразованию «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» УМК «Гармония».
Тема по самообразованию «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» УМК «Гармония»....
«Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»
laquo;Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»...
«Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...
Совершенствование выразительного чтения младших школьников через формирование универсальных учебных действий контроля и оценки
В данной статье затрагивается проблема формирования универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников. Решение заявленной проблемы предлагается через совершенствование навыка выраз...