Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
І этап
Представление системы уроков
Цель: ознакомление слушателей с теоретической и практической основой формирования учебной деятельности.
Задачи:
- дать определение учебной деятельности и краткую характеристику ее компонентов;
- представить систему деятельности учителя в режиме эффективной педагогической технологии;
- описать основные приемы работы, которые будут демонстрироваться слушателям.
Одна из основных целей, которые я ставлю перед собой, преподавая в начальной школе – научить детей учиться. Умение учиться в свою очередь сводится к овладению общеучебными умениями, среди которых следует выделить:
- умение организовать собственную учебную деятельность (подготовка рабочего места, планирование учебной деятельности,умение принимать учебные задачи, сформулированные учителем,самостоятельно формулировать учебные цели и задачи);
- умение воспринимать и понимать информацию,поступающую из разных источников (слушать, читать, наблюдать);
- умение логически перерабатывать информацию (анализировать,сравнивать, делать выводы,обобщать, классифицировать, обосновывать свои суждения);
- умение диагностировать и корректировать собственную учебную деятельность (оценивать и при необходимости изменять свои учебные действия).
На мой взгляд, развитие именно этих умений позволяет осуществить переход от школы простой осведомленности, частных умений и конкретных навыков («школы памяти») к школе мышления, действия и развития способностей («школе саморазвития»), достигнуть более высоких результатов в усвоении детьми предметных знаний, умений и навыков.
Я стремлюсь создать для своих учеников такие условия, чтобы сохранить и поддержать индивидуальность каждого, чтобы знания о предмете они получали посредством экспериментирования с ним. На уроках мои дети активны,любознательны, эмоциональны, доверчивы. Познание для них - это удовольствие,радость. При новой форме организации учебного процесса учащиеся первого класса могут научиться ставить учебные задачи,выбирать способы их решения, контролировать и оценивать себя и своих товарищей.Усвоение учебного материала происходит в форме учебной деятельности.
Учебная деятельность –особая форма активности личности, направленная на преодоление собственной некомпетентности, на саморазвитие и самосовершенствование.
Если проанализировать это определение учебной деятельности, становится понятна позиция педагога по отношению к ученику. Учитель – не информатор, не постановщик учебных задач, не контролер, не стоящий над учеником, а участник учебного процесса, который побуждает к постановке учебных задач и самостоятельному поиску способов решения этих задач, т. е. субъект, который создает условия для включения учащихся в учебную деятельность.
Какие же технологии позволяют правильно организовать учебный процесс?
Прежде всего - это технологии личностно ориентированного обучения, которые позволяют учителю сделать главным предметом своей деятельности процесс развития индивидуальности каждого ребенка. В центре внимания стоит личность ученика, его интересы и способности. Для организации личностно ориентированного учебного взаимодействия я применяю следующие приемы и методы:
- приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
- методы диалога;
- приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
- игровые методы;
- рефлексивные приемы и методы.
Деятельностный подход в обучении обеспечивает творческое усвоение детьми знаний. В этом случае знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении учебных задач и рассмотрении проблемных вопросов. Общее знание усваивается учащимися посредством действенного анализа материала, мысль ребенка движется от общего к частному.
Известно, что компонентами любой деятельности, в том числе и учебной, являются: мотивационный, целевой, исполнительский и контрольно-оценочный.
Рассмотрим, как организовать учебный процесс с точки зрения формирования учебной деятельности.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит,прежде всего, на каждом уроке необходимосоздавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На этом этапе я использую следующие приемы работы при общей доброжелательной атмосфере урока:
1) ставлю проблемный вопрос;
2) создаю проблемную ситуацию:
- предъявление противоречивых фактов («Римские цифры»),
- столкновение разных мнений учащихся вопросом или практическим заданием («Правописание безударных гласных в корне слова»),
- ошибочное суждение педагога(«Величины»),
- невыполнимое практическое задание («Табличное сложение»);
3) веду подводящий диалог (система посильных ученикам вопросов и заданий, которые подводят их к осознанию темы урока):
- репродуктивные задания(вспомни, выполни, повтори),
- мыслительные задания(сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»);
4) сообщаю тему с мотивирующим приемом:
- использование стихов,сказок, загадок, исторического материала,
- прием «актуальность» («Числа от 1 до 20»);
5) анализирую жизненные ситуации;
6) создаю ситуацию спора, дискуссии, выбора;
7) организую игру.
В ходе такой организации работы учащиеся обращаются к своему личному опыту или опыту одноклассников и в результатеформулируют тему урока, приходя к выводу: «Мне не хватает знаний, и я хочу это знать».
Второе условие организации учебной деятельности – это постановка перед школьниками учебной задачи, т. е. предоставление такого материала, с которым дети могут производить преобразования. В этом случае у школьника сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы,
преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи (целевой компонент учебной деятельности). На этом этапе создаю условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач:
1) веду побуждающий диалог:
- Какие есть предположения?
- Какие вопросы можно задать?
- Какие вопросы вы хотели бы задать?;
2) организую фронтальный опрос с целью контроля за осмыслением учащимися учебных задач;
3) применяю приемы, помогающие учащимся удерживать учебные задачи в течение всего урока (фиксирую предположения учащихся ).
Учащиеся, участвуя в диалоге, дискуссии, высказывая свою точку зрения,свое отношение к материалу, самостоятельно формулируют цель урока и учебные задачи, ставя перед собой вопрос: «Что мне надо узнать?».
После того, как сформулирована цель урока и поставлены учебные задачи, перехожу к организации поиска их решения, создавая условия для самостоятельного выбора учащимися способов решения учебных задач.
Исполнительский компонент учебной деятельности связан со способами и приемами решения поставленных задач. Он обращен к технике и культуре учебного труда, направлен на предметное содержание вопроса. На этом этапе я:
1) побуждаю к поиску собственного плана решения;
2) учу выбирать более эффективный путь решения;
3) организую процесс решения учебных задач ( фронтально,индивидуально, в парах
сменного или постоянного состава, в группах сменного или постоянного состава );
4) стимулирую учащихся к исследовательской деятельности;
5) побуждаю учащихся к высказыванию собственных затруднений и организую деятельность по выявлению их причин;
6) консультирую;
7) ненавязчиво контролирую;
8) создаю «ситуацию успеха».
При такой организации этого этапа урока ученик самостоятельно или с помощью учителя выбирает способ решения учебных задач, отвечая на вопрос: «Как я буду узнавать?». Учащиеся участвуют в предположении и обсуждении способов деятельности, формулируют гипотезы, планируют работу, задают вопросы учителю, одноклассникам, осуществляют решение учебных задач, работая фронтально, в парах,в группах, индивидуально, осуществляют процессуальный самоконтроль,обращаясь к учебнику, модели, таблице, консультируясь с учителем.
Завершающий компонент учебной деятельности - контрольно – оценочный. Контроль обеспечивает школьнику правильное выполнение учебных действий. Оценка позволяет ему определить усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи. На этом этапе организую первичное закрепление знаний (работа с учебником, выбор задания по теме, выполнение разноуровневых заданий) и создаю условия для рефлексивной деятельности учащихся:
1) обучаю анализу полученного результата с точки зрения требования задач:
- выполнение заданий по инструкции с ограничениями или с нарушенным порядком действий,
- памятки, алгоритмы, схемы,рабочие закладки;
2) помогаю учащимся оценивать свои действия и действия товарищей.
На этом этапе урока учащиеся применяют полученные знания в практической деятельности, отвечая на вопрос: «Что я узнал?»; осуществляют само- и взаимо-контроль (по образцу, без предъявления эталона с другими, с собой в прошлом); демонстрируют результат рефлексивной деятельности, отвечая на вопрос: «На каком уровне я узнал?»
Необходимо отметить, что я, учитель начальных классов не могу говорить о том, что у моего выпускника полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но уверена, что при такой организации учебного процесса у моих учеников закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе. Ведь у моего выпускника есть внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, он умеет учиться в условиях коллектива, он верит в свои силы, ему интересно, комфортно и хорошо в школе.
ІІ этап
Имитационная игр
Цель: знакомство слушателей с приёмами эффективной работы с учащимися.
Тема занятия: «Чему учат в школе». (Презентация см. ссылку внизу страницы).
- Уважаемые коллеги, выделите, пожалуйста, ключевые понятия в теме мастер-класса «Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников». (Деятельность, универсальные учебные действия).
- Что такое деятельность? (Когда что-то делаем с целью получения результата).
- Для того,чтобы достичь результата, что необходимо сделать? (Быть мотивированным, ставить цель, прогнозировать результат, оценивать, анализировать, исправлять ошибки,сотрудничать и т.д.).
- Эти действия необходимы только для осуществления одного вида деятельности? (Нет).
- Значит, в учебной деятельности они присутствуют? (Да).
- Следовательно,это и есть универсальные учебные действия. Их на самом деле больше и выделяются 4 их вида.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)
Личностные УУД – действия ученика в той или иной социальной роли и в межличностном общении:
· применять нормы морали и этики в ситуации выбора;
· применять нормы морали и этики в оценке действий других людей;
· применять нормы морали и этики в оценке в оценке событий;
· анализировать свое поведение с точки зрения морали и этики;
· выстраивать «Я-концепцию»;
· понимать цель учения;
· понимать ценность того или иного знания;
· определять свою будущую профессию;
· формировать будущий образ жизни.
Регулятивные УУД –действия, организующие учебную деятельность:
· организовать рабочее место;
· ставить цель;
· составлять план работы;
· прогнозировать результат своих достижений;
· контролировать результат работы путем сличения с образцом;
· корректировать способы выполнения действий;
· давать оценку деятельности и ее результата.
Познавательные УУД – действия общеучебные, логические,действия постановки и решения проблем:
общеучебные:
· находить необходимую информацию методом информационного поиска, с помощью компьютерных средств;
· преобразовывать информацию;
· структурировать знания;
· строить речевые высказывания в устной и письменной формах;
· выбирать эффективные способы решения задач;
логические:
· анализировать с целью выделения признаков;
· синтезировать (выделять целое из частей);
· сравнивать и выбирать основания для сравнения;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить логическую цепь рассуждений;
· выдвигать гипотезы и обосновывать их;
· доказывать;
действия постановки и решения проблемы:
· формулировать проблему;
· создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД – действия при общении и сотрудничестве с другими людьми:
· учитывать позицию других людей;
· вступать в диалог;
· сотрудничать в коллективе (определять свою роль, роль другого, принимать эти роли);
· корректировать действия свои и партнера;
· разрешать конфликты;
· ясно выражать свои мысли.
- Почему личностные УУД так называются?
- Что организуют регулятивные УУД?
- На какие группы делятся познавательные УУД?
- В процессе чего формируются коммуникативные УУД?
- Вам понятно,что такое деятельность и УУД. Какой возникает вопрос? (Как организовать эту деятельность).
Мотивационно-целевой компонент деятельности.
- Тема практического занятия «Чему учат в школе».
Звучит фонограмма песни В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Чему учат в школе».
- Эта песня была написана в прошлом веке. Чему учили тогда? (Писать, читать, считать).
- Достаточно ли этих умений, чтобы в результате выпускник школы был способен к саморазвитию, самосовершенствованию? (Нет).
- Актуальны ли слова этой песни сегодня? (Нет).
- Если слова не актуальны, нужно сделать их актуальными. Как? (Придумать свои, чтобы они содержали информацию об УУД).
- Сегодня вы станете настоящими поэтами-песенниками.
Исполнительский компонент деятельности.
- Как будем действовать? (По плану).
- Предлагаю следующий план работы:
1) узнать, что такое УУД;
2) изучить исходный текст;
3) сделать выбор;
4) составить текст куплета.
5) исполнить куплет.
- Скажите, какие шаги мы уже выполнили? (1 и 2).
- Что значит сделать выбор? Каждая из четырех групп составляет текст одного куплета про один из видов УУД. Из уже зарифмованных строк вам необходимо выбрать только те,которые относятся к вашему виду УУД, составить текст куплета и исполнить.
УУД – рифмы.
оценить свой результат
воспитанными быть
ссоры навсегда забыть
ценность знаний понимать
в целом части выделять
и ошибки исправлять
в жизни дело выбирать
над проектом размышлять
в Интернете все искать
речь родную изучать
способ действий выбирать
в деле цели понимать
малышей не обижать
и конфликты разрешать
про друзей не забывать
пользу дела понимать
результатов достигать
на ошибки указать
и корректность соблюдать
и вопросы задавать
и успешно доказать
как суметь хорошим стать
и проблемы все решать
как суметь успешным стать
модели создавать
информацию искать
что от жизни хочешь – знать
мир прекрасный открывать
ясно мысли выражать
Слушатели работают в группах: делают выбор,составляют куплет и готовятся к исполнению.
_______________________________________________
_______________________________________________
Учат в школе,учат в школе, учат в школе.
_______________________________________________
___________________________________________
Учат в школе,учат в школе, учат в школе.
Контрольно-оценочный компонент деятельности.
Под фонограмму слушатели исполняют свои куплеты.
- Какова была цель? (Сочинить новый текст песни).
- Зачем мы решили это делать? (Чтобы слова песни стали актуальными в современном мире).
- Вы достигли цели? Все получилось?
- Вы довольны результатом деятельности? А процессом работы?
- Вы получаете сертификат.
|