Обобщение опыта работы
статья на тему

Бокарева Ирина Васильевна

Создание условий для повышения творческого потенциала, повышение мотивации, уровня познавательного интереса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_cheloveka_mozhno_predstavit_sebe_kak_muzyku.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие человека можно представить себе как музыку, разыгрывающуюся на огромном органе, у которого множество регистров, клавиатур, включающихся в определенное время и на определенный срок. Если в это время не сыграть в этом регистре, он замолкает навсегда. Вполне возможно, что эта пропавшая мелодия позже будет частично скомпенсирована в другом регистре, но... Человек никогда не станет настоящим объектом изучения, потому что нельзя поставить опыт и контроль с одним и тем же человеком: сначала дать ему прожить так, а потом - иначе. То, что не сформировалось у ребенка в нужное время, может быть исправлено потом лишь частично, да и то не всегда.

Музыкальное произведение от тонкой, нежной мелодии в одном регистре в начале жизни до мощной симфонии в зрелом возрасте - вот образ, позволяющий осознать и почувствовать роль и место того времени жизни, которое мы называем начальной школой.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть определенные способности и таланты. Все что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования это раскрепостить мышление, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас и не подозревают.

Исходя из опыта работы в начальной школе, убеждена, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее» необходимо регулярно заниматься развитием умственных способностей так же, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет.

Тема, над которой я работаю «Реализация познавательных способностей через использование развивающих и здоровьесберегающих технологий» позволяет формировать общие приемы познавательной деятельности.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у учащегося постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Считаю, что поисковый интерес - это один из важнейших мотивов обучение школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Я считаю, что реализация познавательных способностей школьников не может наиболее эффективно осуществляться в рамках одного предмета, а лишь при интеграции нескольких предметов школьного курса, так как при чередовании вопросов из разных областей знания ребенку надо постоянно переключаться с одного вида познавательной деятельности на другой, пытаясь интегрировать разнообразные знания и способы их практического применения.

Часто для самостоятельных, проверочных и контрольных работ на уроках русского языка использую обучающие и познавательные диктанты. Дети с большим удовольствием пишут эти диктанты, из которых они узнают много нового и интересного, при написание которых они могут удивиться или улыбнуться.

Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент, удивляясь, человек как бы стремиться заглянуть вперед.

Фрагмент 1

Классу предлагается диктант «Пауки»

Провожу вступительную беседу о пауках с использованием демонстрационного материала.

Далее идет ознакомление с текстом диктанта

Паука

Есть на свете пауки - рыбоеды. Такой паук плетет ловчую сеть и погружает ее в воду. В сеть попадают рыбы и лягушки. Паук с удовольствием все съедает. Паук другого вида занимается самой настоящей рыбной ловлей. Двумя лапками держится за берег, а шесть остальных ставит на воду. Рыбу паук хватает лапками и впрыскивает в нее яд.

Контроль восприятия:

  • Что узнали нового из текста?
  • Что вас больше всего удивило, поразило?

И вот уже идет бурное обсуждение. А какой толщины должна быть сеть паука если в нее попадают рыбы илягушки? А как выглядит этот паук?

Учитель:. Если вас заинтересовал этот материал (а это уж обязательно!) подробности можете узнать из энциклопедии или в Интернете.

На следующий день обязательно найдется ученик, который включившись в поиск принесет подробный материал о жизни этого удивительного паука.

На уроках математики включаю познавательные задачи. Решая их, ребенок не только овладевает вычислительными способностями, но и знакомится с разнообразием окружающего мира: явлениями природы, животным и растительными царствами, историей своей страны, достижениями науки, техники, культуры.

Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что консервная банка брошенная в лесу, разрушится через 100 лет, а полиэтиленовый пакет на 150 лет дольше. Дети решают эту задачу и находят ответ. Это 250 лет потребуется, чтобы разрушить пакет! И получают воспитательный урок - нельзя засорять планету, учатся бережному отношению к природе.

Фрагмент 2

Очень любят дети задачи с буквенными обозначениями, которые не дают конкретного ответа, но требуют выбора действия решения.

  1. В Черное и Каспийское моря впадает а рек.

В Черное - b рек. Сколько рек впадает в Каспийское море?

а - b

  1. Транспортный вертолет Ми - 17 может взять на борт к т груза, а

вертолет Ми - 26 - в с раз больше. Сколько тонн груза перевезут оба

вертолета?

к + (к - с)

Очень важно приучить ребят решать и нестандартные задачи, т.е. задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений.

Обязательно провожу коллективное обсуждение решения задачи. Таким образом возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышение самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а также некоторое снижение самооценки по отношению к ее завышенному состоянию, у детей, отличающихся учебным успехами только за счет прилежания и старательности.

Во втором классе я вела курс РПС, Автор О. Холодова «Юным умникам и умницам». Самым ценным достижением данного курса является то, что основное внимание обращено на развитие и совершенствование качеств, которые очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности: внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления, т.е всего что является залогом успешной учебы.

В виду изменения базисного плана дальнейшее изучение курса РПС было приостановлено, но анализ проделанной работы убедил меня в целесообразности использования заданий РПС во всех школьных предметах.

Таким образом в поурочное планирование я включала основные этапы

РПС

  1. Разминка
  2. Тренировка психических механизмов лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.
  3. Логически - поисковые задачи.
  4. Нестандартные задачи.

Активизация познавательной деятельности школьников осуществлялась через ряд заданий, направленных на развитие логического мышления, ибо интеллект человека, в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления.

  1. Упражнение «Найди закономерность и продолжи ряд»

ООПООЬ^ООП

  1. Игра «Ассоциация»

Называю время года, а ученики - слова, т,е, ассоциации, которые у них возникают при этом.

Лето - солнце, пляж, лагерь, каникулы, отдых, свобода, игры.

Зима - коньки, сны, лед, кормушка.

У младших школьников более развита память образная, чем смысловая, но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому предложенные упражнения способствовали развитию логической памяти, что в свою очередь развивает мышление ребенка.

  1. Цепочка слов.
  2. Рисуем по памяти узоры.
  3. Запомни и воспроизведи рисунок.

Упражнение«3ачеркни букву», /направлено на развитие внимания/.

Ребенок зачеркивает буквы А в каждой строке предложенной таблицы.

Упражнение «Дорисуй» /способствует развитию воображения/. Дети получают задание, дорисовать геометрическую фигуру до какого - нибудь предмета, хорошо им знакомого.

Особо хотелось бы остановиться на проблемном обучении.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее, вызывая к жизни эмоции учеников, создавая обстановку увлеченности, раздумий, поиска.

Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач.

При изучении темы «Правописание безударных гласных», детям было предложено следующее задание:

Прочитать два предложения в которых пропущены все гласные .

Л...6...П..ТН..Й СЛ..Н..Н..К спр..с..л, чт.. ..ст кр..к..д..л 3.. ..6..Д..М. Кр..к..д..л. схв..т..л сл..н..нк.. за н..с.

Ребята справляются с данной проблемой, хотя признают, что читать без гласных было трудно. Еще раз подтверждается правило, что гласные помогают говорить, понимать друг друга, что они добрые «волшебники» для согласных. Но сами они опасны! В этом ребята убеждаются, когда записывают предложения, вставляя пропущенные гласные. Не все гласные

можно проверить ударением. Что делать в случае со словам «крокодил». Просто запомнить, как любое другое словарное слово.

При изучении темы «Правописание безударных гласных в корне», стараюсь подобрать текст, в котором можно задействовать различные способы проверки безударных гласных.

Справляясь с данной задачей, ребята сами приходят к выводу, что существуют несколько способов проверки безударных гласных в корне слова.

Ребята рады осознать, что для каждой проблемы с которой они сталкивались, существовали решения. Таким образом, они начинали верить, что проблемы нет, а есть только возможности. Ведь именно в процессе решения проблем раскрываются наши творческие способности.

Я считаю, что комплекс специально разработанных заданий, задач, упражнений, тренингов, игр помог каждому ребенку создать базу для формирования прочных знаний и умений, позволил повысить интерес не только к конечным результатам, но и - что особенно важно - к самому процессу познания.

Каждый из нас, педагогов, видит свой долг в том, чтобы дать качественные знания своим воспитанникам. Это правильно. Для того и существует школа. Но есть еще один долг, не менее важный - сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром.

В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

для соматического и физического здоровья - «Я могу»; для психического - «Я хочу»; для нравственного - «Я должен».

Вот эти три «Я» стали основой моей работы по сохранению и формированию здоровья детей.

Часто в семье не выполняются элементарные гигиенические правила, режимные моменты: продолжительность пребывания ребенка на свежем воздухе, длительность просмотра телепередач, или игры на компьютере.

Поэтому тематику родительских собраний я строила с учетом медикогигиенического воспитания, целью которого было ознакомление родителей с минимумом медико-гигиенических знаний о ребенке и использовании этих знаний в повседневной жизни.

Большое значение имела индивидуальная работа с родителями как мною, классным руководителем, так и медицинским работником школы, учителем физкультуры. Были даны рекомендации по режиму дня, закаливанию, занятиям спортом, необходимостью обращать внимание за изменениями в состоянии здоровья ребенка.

40 минут урока - это своеобразное испытание для ребенка, особенно для непоседливого, гиперактивного. Как сделать эти минуты действительно интересными, продуктивными, чтобы ребенок не только получил знания, но и сохранил здоровье?

Вот поэтому большое внимание я уделяла физкультминуткам. Движение для игр-физкультминуток подбирались так, чтобы по своему характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы, движению рук детей во время урока и снимали застойное явление, вызываемое сидением за партой, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника.

В физкультурные минутки я включала такие виды физической активности, как:

  1. Игры и игровые упражнения для снятия утомления органа зрения;
  2. Игры и игровые упражнения для снятия напряжения мышц кисти (пальчиковая гимнастика).
  3. Игры и игровые упражнения для снятия общего утомления.

В своей работе я использовала и другие здоровьесберегающие технологии, где учебные задачи успешно сочетались с сохранением здоровья детей. На уроках чтения я систематически использовала дыхательную и звуковую гимнастику, целью которой являлась профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, стимуляции гортанно-легочного аппарата, деятельности головного мозга, а также снятие стрессового состояния.

Особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств, и в первую очередь угловато-прямоугольная конструкция учебной комнаты, сенсорная обеднённость школьной среды, продолжительные зрительные нагрузки в режиме близкого зрения.

Я организовывала обучение в условиях расширения зрительнопространственной активности. С этой целью использовала работу с анаграммами, таблицей комбинаций согласных, упражнение «Волна», экологическое панно, которые помимо разнообразной учебной нагрузки несли в себе функцию расширения периферического поля зрения и сохранения зрения.

Моторно-поисковые упражнения (1-2-3-4), сопровождающиеся движением корпусом, головой, глазами предупреждали нарушение осанки, сохраняли зрение. Эти упражнения наиболее эффективны. Они повышали физическую и психическую активность детей на уроке.

На всех уроках применяла режим динамических поз. Смена рабочей позы осуществлялась 2-3 раза за урок. Действенным являлось здесь не продолжительное стояние, а сам факт динамизации рабочей позы.

Основная часть любого урока состояла из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности, что позволяло снизить нагрузку учащихся.

Для снятия усталости применяла различные виды упражнений для релаксации с музыкальным сопровождением и использованием экологического панно.

Процесс обучения требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения, так как умение сосредоточиться является не естественной функцией нашей психики, а сложным продуктом ее развития.


В своей работе я использовала систему по развитию внимания и снятию умственного напряжения:

  1. Обучение самовнушению через настрой и тренинг;
  2. Обучение сосредоточению внимания;
  3. Развитие умений концентрировать внимание.
  4. Целенаправленное переключение внимания;
  5. Обучение приемам снятия усталости;
  6. Снятие зрительного утомления;
  7. Снятие позо-статического утомления;
  8. Профилактические оздоровительные упражнения.

Проводя данную работу я ставила задачу, чтобы мои воспитанники обладали не только багажом знаний, умений и навыков, но и были людьми самостоятельными, обладающими толерантностью, как основой своей жизненной позиции.

В нашем классе существует «Правила жизни нашего класса»:

  • Будь доброжелательным по отношению к одноклассникам!
  • Уважай мнение другого!
  • Если мой товарищ ошибся, я не буду смеяться, а постараюсь ему помочь!
  • Если я знаю что-то лучше, то поделюсь своими знаниями с одноклассниками!

Различные мероприятия, используемые во внеклассной работе, также способствовали формированию психосоциального здоровья детей. В течение трех лет была проделана огромная внеклассная работа по формированию психосоциального и физического здоровья детей,

В классе был организован клуб «Здоровячок». Основой работы кружка является программа «Педагогика здоровья». Цель программы - самопознание, самопринятие и самоуважение. Задачи программы:

  • научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
  • показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне - от желательного до крайне нежелательного. Научить ребенка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками;
  • научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;
  • познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

Считаю, что проделанная мною работа способствовала развитию интеллектуальных и творческих качеств учащихся, укреплению и развитию их физического, психического и социального здоровья.

Учитель начальные классов        /Бокарева И. В./

МОУ СОШ № 7 города Минеральные Воды.

Директор

МОУ СОШ № 7 города Минеральные Воды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....