Классный час- беседа "Можно ли верить в приметы и почему"
классный час на тему

Иващук Елена Валериевна

Беседа "Можно ли верить в приметы и почему" предлагается для учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas-beseda.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Классный час « Можно ли верить в приметы и почему?»

Оборудование: презентация, сигнальные карточки, карточки с при-метами, жетончики, призы,  выставка книг.

Литература: 1) Дорохов А.А. « О правде и выдумках» - М.: Дет. лит. , 1977г.

2) Маршак С.Я. Собрание сочинений в 8 томах, т.1,с.211.

               Ход классного часа.

    -Сегодня на уроке мы с вами ответим на очень важный вопрос: «Можно ли верить в приметы и почему?»

    - Посмотрите на рисунки. Что изображено на них?

(кот, ласточка)

    - Какие приметы связаны с ними?

        ( Чёрный кот перебегает дорогу – жди неудачи.

         Ласточки летают низко над головой – перед дождём.)

    - Какая разница между этими приметами? ( Примета про чёрного кота неправильная, а про ласточку – подтверждается наукой.)

     - Кто может объяснить научное подтверждение этой приметы?

( Ласточки питаются насекомыми, у которых перед дождём от влаги тяжелеют крылышки, и они летают низко над землёй.)

      - Правильно, есть 2 вида примет: правильные и неправильные. Они возникли очень давно, когда человек работал примитивными орудиями труда. Человек был бессильным по отношению к природе, не понимал и боялся её явлений (гром, молния и т.д.), поэтому верил в свои догадки. Им очень хотелось разгадать эти загадки природы. Например: « Почему в прошлое лето шли частые дожди и выросло много грибов и ягод, а в этом году на небе ни тучки, даже трава высохла?» и т.д.

     Люди стали присматриваться и запоминать смену природных явлений. Например, они заметили, что в прошлом году ветер дул с той стороны, с которой вечером садится солнце, а в этом году – с которой восходит солнце. Восточный ветер плохой, он сушит землю, а западный ветер приносит дождь. Так появилась примета.

     -Ребята,  внимательно рассмотрите рисунки (тарелка, соль, заяц). Много сложилось неправильных примет. Их называют суевериями. Посмотрите на эти рисунки и скажите, о каких суевериях они говорят?

         

            ( Рассыпали соль – будет ссора.

            Встретишься с зайцем на охоте – не жди везения.

            Разбитая тарелка – на счастье.)

     -Сейчас я вам прочитаю рассказ « Как возникают приметы» из книги А.А.Дорохова « О правде и выдумках».

           «  Как возникают приметы?»

     Многие приметы появились ещё в глубокой древности и дожили до наших дней.

     Скажем, на что уж бывалые и смелые парни- шофёры. А гля-  дишь, иной заслуженный водитель нет да и поморщится, заметив, что через шоссе перед машиной перемахнул заяц. « Эх, не будет нынче пути! Испортил косой дорогу!»

     А ведь примета эта возникла давно, когда ни машин, ни шоссе ещё не было.

     Шёл  когда-то охотник по лесу и увидел оленя. Только взялся за лук, как из-под самых ног вдруг выскочил заяц. Да так неожиданно, что охотник чуть не вскрикнул от испуга. Стал натягивать тетеву- сердце бьётся, руки дрожат. Стрела взвилась и пролетела мимо цели. А олень почуял человека и исчез в чаще.

     С досады у охотника потом весь день промах за промахом. А кто виноват? Это он, косоглазый, принёс неудачу.

     И в следующий раз, увидя перебегающего дорогу зайца, неудачливый охотник сворачивал в сторону. И сыну внушает: «Идёшь на охоту, пуще всего опасайся, чтобы не попался на пути заяц. Вернёшься домой ни с чем».

     Или вот другая примета. Стоит рассыпать за столом соль, как какая-нибудь старушка обязательно скажет: « Ох, быть теперь ссоре!» А почему? Появилась эта история несколько веков назад,

 когда соль в крестьянском быту была самой дорогой приправой.

Во времена царя Ивана Грозного пуд соли на Руси стоил столько же, сколько целая изба. Поэтому соль берегли и тратили осмо-

трительно. И конечно, если неловкая жена просыплет соль, не ми-

новать ей ссоры с мужем.

      В те же примерно времена возникли и две другие приметы: раз-

битая тарелка – к счастью, тараканы в доме – к богатству.

      В бедном крестьянском доме обычно тарелок не бывало. А если заведётся одна, то её берегут для гостя и зря на стол не ставят. Та-

раканы у бедняков не водились тоже - в избе и корки недоеденной не найдёшь. Поэтому билась посуда и кишели тараканы лишь в зажиточных домах.

      Вот и стали считать: где легко бьют посуду и где бегают тара-

каны, там богатство, а значит, и счастье!

        - Есть приметы и в школьной жизни. О каких приметах вы

могли бы рассказать? ( Ответы детей)

        -Если ребята верят в них, то с ними происходят различные смешные истории.

 Давайте послушаем рассказ «Бантики чёрные и бантики синие».

      (Заранее подготовленные дети показывают сценку).

Ведщущий:      Есть у меня знакомая девочка Катя Петрова. Девочка как девочка, но только с одной странностью: как только в классе назначат контрольную работу, она начинает искать по всему дому

свои чёрные ленточки и идёт в школу только с чёрными бантиками,

хотя у неё есть ленточки любых цветов. А если чёрные куда-нибудь

затеряются, поднимает крик и плач:

 Катя:  Где мои чёрные ленточки? У нас же сегодня контрольная!

           Что я теперь буду делать?

Ведущий:  А зачем тебе обязательно чёрные?

Катя:     Как это зачем? Они же у меня счастливые! Как-то я боя-

лась, что не решу на контрольной трудную задачу, но неожиданно

решила и довольно быстро. В тот день у меня в косичках были чёрные бантики. А в другой раз написала диктант на « 5». И снова у

меня в косичках были чёрные бантики.

Ведущий:     А может быть, дело совсем не в бантиках? Просто ты

тогда хорошо подготовилась?

Катя:     Что вы? Вот в конце прошлой четверти меня должны были

спросить по природоведению. Я тоже всё хорошо знала, а чёрные

ленточки, как нарочно куда-то затерялись. Уж я их искала, искала,

просто с ног сбилась, так и не нашла, и чуть не опоздала в школу,

вбежала в класс в последнюю минуту. И надо же – сразу вызывают меня к доске. Ну тут я, конечно, и заработала « 2». Вот вам и синие

бантики! Нет, я уж знаю твёрдо: если только у меня не чёрные бан-

тики, а какие-нибудь другие и меня неожиданно вызовут – я обяза-

тельно растеряюсь, разволнуюсь и забуду даже то, что знала…

   - Как же помочь Кате? ( Ответы детей)

   -Ответ можем найти в стихотворении С.Я.Маршака « Приметы»

 ( Читают дети)

 Собираясь на экзамен,

Валя говорила:

- Если только палец мамин

Окунуть в чернила,

                                    Если я  перед доскою

                                    Как-нибудь украдкой.

                                    Ухитрюсь одной рукой

                                    Взять себя за пятку,

Если сняв ботинок в школе,

Повторю заклятье,

А потом мешочек соли

Приколю на платье,

                                     Если я в троллейбус новый

                                     Сяду на Садовой,

                                     А в троллейбусе и вожатый

                                     Будет бородатый,

Если я в пути не встречу

Ни единой кошки

Или вовремя замечу

И сверну с дорожки,

                                      Если я зашью монеты

                                      В фартук на оборки, -

                                      То по всем моим приметам

                                      Круглые « 5»!..

Но едва успела  Валя

Кончить эту фразу,

Болтовню её прервали

Три подруги сразу:

                                    - Хорошо, давай поспорим!

                                      Верь в свои приметы,

                                      Ну, а мы пока повторим

                                      Школьные предметы.

    …………………………………………………………………..

Наконец настал экзамен,

Мама уступила,

И несчастный палец мамин

Погружен в чернила.

                                         И не встретился священник

                                         По дороге в школу,

                                         И достала Валя денег

                                         Чтоб пришить к подолу.

И она в троллейбус новый

Села на Садовой,

И в вагоне был вожатый

Очень бородатый,

                                       И пред классною доскою

                                       Удалось украдкой,

                                       Ей свободною рукой

                                       Взять себя за пятку,-

Но другие ученицы

Сдали все предметы,

А у Вали – единицы…

Вот вам и приметы!

    -  В какие приметы верила Валя? (Ответы детей…)

    - Удалось ей сдать экзамен? Почему?

    -  Есть ряд примет, которые подтверждаются наукой. Для уз-

навания погоды учёные придумали барометр, но он не у всех есть

под рукой, и вот тогда могли помочь приметы, называемые народными. ( На слайде).

  1. Если ветер в ночи стихает – дождя не будет.

  2.На траве роса – не жди дождя.

  3.С утра парит – дождь ударит.

  4. Дрова горят с треском – на мороз.

       -А сейчас мы с вами поиграем. За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон. По количеству набран-

ных жетонов  в конце игры мы узнаем победителя.

1 задание.    – Прочитай и выбери все суеверные приметы.

 * Рассыпали соль – будет ссора.

 * Паук забился в угол – на ветер.

 *Паук плетёт паутину – на сухую погоду.

 *Левый глаз чешется – будешь смеяться.

 *Лягушки расквакались – на непогоду.

 *Муравьи прячутся в муравейник – на грозу.

 *Чёрный кот дорогу перебежал – к неудаче.

 *Ласточка летает низко над землёй – к дождю.

 *Женщина с пустыми вёдрами встретилась – будет неудача.

 *Посуда бьётся на счастье.

 *Вечером сильно стрекочат кузнечики – на хорошую погоду.

2 задание.       Игра « Не ошибись».

    Я буду  называть приметы. Если она правильная, вы поднимаете

Зелёную сигнальную карточку, а если неправильная примета – красную сигнальную карточку.

  • Дым столбом – на мороз. ( зеленая)
  • Утром трава сухая – жди дождя . (зелёная).
  • Глаза чешутся – к слезам. ( красная)
  • Муравьи прячутся – на грозу. (зелёная)
  • Если март ясный и холодный – будет богатый урожай.(зелёная)
  1. задание.   Отгадайте загадки и назовите примету к отгадке.

     1. Кто всю ночь по крышам бьёт да постукивает,

     И бормочет, и поёт, убаюкивает?   ( Дождь)

2. Угадайте, что за птичка-

    Тёмненькая невеличка?

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвинут в два хвоста.        ( Ласточка)

3.  Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.                              (   Лягушка)

    4. Я работаю в артели

        У корней лохматой ели.

        По буграм тащу бревно –

        Больше плотника оно.                      (Муравей)

     5.Прыгает пружинка –

        Зелёная спинка  -

        С травы на былинки,

        С ветки на тропинку.                       ( Кузнечик)

     6.Долгорукий старичок

        В уголке сплёл гамачок.

         Приглашает: « Мошки!

        Отдохните, крошки!»                      ( Паук)

       - О народных приметах вы можете прочитать в книгах

Г. Моисеевой и М. Гузеевой. Книги М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина,

К.Паустовского учат нас наблюдать за природой, любить её. Есть специальные книги, в которых собраны сведения о народных при-

метах: « Сова кричит на холод» и т.д. Часть этих книг представле-

ны на нашей выставке.

     Подведение итогов. Награждение.

 

                                       

                                       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвиг Веры Волошиной" классный час

Познакомить учащихся с подвигом Героя Российской Федерации Веры Волошиной...

Исследовательская работа "Народные приметы и суеверия. Верить или нет?"

   В данной исследовательской работе в доступной форме изложен материал народных приметах и суевериях и нужно или нет в них верить, приведены примеры народных примет и суеверий....

Чему верить, что проверить. Приметы и суеверия.

Цели классного часа:-  развитие познавательного интереса школьников, расширение их кругозора;- формирование устойчивого интереса к нашему прошлому;- развитие связной речи, обогащение словарного з...

Классный час " Казак без веры -не казак"

Групповая работа на уроке позволяет детям узнать больше о жизни казаков, о традициях, о вере казака....

Классный час " День освобождения Вереи от немецко-фашистских захватчиков

Разработка в виде мультимедийной презентации предназначается для урока русского языка при итоговом повторении(1 класс). Определённых указаний на учебно-методический комплекс не содер...

Классный час "Беседа. Надо ли беречь зубы и почему?"

Беседа. Надо ли беречь зубы и почему?...


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Елена Валериевна,спасибо! Очень интересно!