Классный час- беседа "Можно ли верить в приметы и почему"
классный час на тему
Беседа "Можно ли верить в приметы и почему" предлагается для учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas-beseda.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час « Можно ли верить в приметы и почему?»
Оборудование: презентация, сигнальные карточки, карточки с при-метами, жетончики, призы, выставка книг.
Литература: 1) Дорохов А.А. « О правде и выдумках» - М.: Дет. лит. , 1977г.
2) Маршак С.Я. Собрание сочинений в 8 томах, т.1,с.211.
Ход классного часа.
-Сегодня на уроке мы с вами ответим на очень важный вопрос: «Можно ли верить в приметы и почему?»
- Посмотрите на рисунки. Что изображено на них?
(кот, ласточка)
- Какие приметы связаны с ними?
( Чёрный кот перебегает дорогу – жди неудачи.
Ласточки летают низко над головой – перед дождём.)
- Какая разница между этими приметами? ( Примета про чёрного кота неправильная, а про ласточку – подтверждается наукой.)
- Кто может объяснить научное подтверждение этой приметы?
( Ласточки питаются насекомыми, у которых перед дождём от влаги тяжелеют крылышки, и они летают низко над землёй.)
- Правильно, есть 2 вида примет: правильные и неправильные. Они возникли очень давно, когда человек работал примитивными орудиями труда. Человек был бессильным по отношению к природе, не понимал и боялся её явлений (гром, молния и т.д.), поэтому верил в свои догадки. Им очень хотелось разгадать эти загадки природы. Например: « Почему в прошлое лето шли частые дожди и выросло много грибов и ягод, а в этом году на небе ни тучки, даже трава высохла?» и т.д.
Люди стали присматриваться и запоминать смену природных явлений. Например, они заметили, что в прошлом году ветер дул с той стороны, с которой вечером садится солнце, а в этом году – с которой восходит солнце. Восточный ветер плохой, он сушит землю, а западный ветер приносит дождь. Так появилась примета.
-Ребята, внимательно рассмотрите рисунки (тарелка, соль, заяц). Много сложилось неправильных примет. Их называют суевериями. Посмотрите на эти рисунки и скажите, о каких суевериях они говорят?
( Рассыпали соль – будет ссора.
Встретишься с зайцем на охоте – не жди везения.
Разбитая тарелка – на счастье.)
-Сейчас я вам прочитаю рассказ « Как возникают приметы» из книги А.А.Дорохова « О правде и выдумках».
« Как возникают приметы?»
Многие приметы появились ещё в глубокой древности и дожили до наших дней.
Скажем, на что уж бывалые и смелые парни- шофёры. А гля- дишь, иной заслуженный водитель нет да и поморщится, заметив, что через шоссе перед машиной перемахнул заяц. « Эх, не будет нынче пути! Испортил косой дорогу!»
А ведь примета эта возникла давно, когда ни машин, ни шоссе ещё не было.
Шёл когда-то охотник по лесу и увидел оленя. Только взялся за лук, как из-под самых ног вдруг выскочил заяц. Да так неожиданно, что охотник чуть не вскрикнул от испуга. Стал натягивать тетеву- сердце бьётся, руки дрожат. Стрела взвилась и пролетела мимо цели. А олень почуял человека и исчез в чаще.
С досады у охотника потом весь день промах за промахом. А кто виноват? Это он, косоглазый, принёс неудачу.
И в следующий раз, увидя перебегающего дорогу зайца, неудачливый охотник сворачивал в сторону. И сыну внушает: «Идёшь на охоту, пуще всего опасайся, чтобы не попался на пути заяц. Вернёшься домой ни с чем».
Или вот другая примета. Стоит рассыпать за столом соль, как какая-нибудь старушка обязательно скажет: « Ох, быть теперь ссоре!» А почему? Появилась эта история несколько веков назад,
когда соль в крестьянском быту была самой дорогой приправой.
Во времена царя Ивана Грозного пуд соли на Руси стоил столько же, сколько целая изба. Поэтому соль берегли и тратили осмо-
трительно. И конечно, если неловкая жена просыплет соль, не ми-
новать ей ссоры с мужем.
В те же примерно времена возникли и две другие приметы: раз-
битая тарелка – к счастью, тараканы в доме – к богатству.
В бедном крестьянском доме обычно тарелок не бывало. А если заведётся одна, то её берегут для гостя и зря на стол не ставят. Та-
раканы у бедняков не водились тоже - в избе и корки недоеденной не найдёшь. Поэтому билась посуда и кишели тараканы лишь в зажиточных домах.
Вот и стали считать: где легко бьют посуду и где бегают тара-
каны, там богатство, а значит, и счастье!
- Есть приметы и в школьной жизни. О каких приметах вы
могли бы рассказать? ( Ответы детей)
-Если ребята верят в них, то с ними происходят различные смешные истории.
Давайте послушаем рассказ «Бантики чёрные и бантики синие».
(Заранее подготовленные дети показывают сценку).
Ведщущий: Есть у меня знакомая девочка Катя Петрова. Девочка как девочка, но только с одной странностью: как только в классе назначат контрольную работу, она начинает искать по всему дому
свои чёрные ленточки и идёт в школу только с чёрными бантиками,
хотя у неё есть ленточки любых цветов. А если чёрные куда-нибудь
затеряются, поднимает крик и плач:
Катя: Где мои чёрные ленточки? У нас же сегодня контрольная!
Что я теперь буду делать?
Ведущий: А зачем тебе обязательно чёрные?
Катя: Как это зачем? Они же у меня счастливые! Как-то я боя-
лась, что не решу на контрольной трудную задачу, но неожиданно
решила и довольно быстро. В тот день у меня в косичках были чёрные бантики. А в другой раз написала диктант на « 5». И снова у
меня в косичках были чёрные бантики.
Ведущий: А может быть, дело совсем не в бантиках? Просто ты
тогда хорошо подготовилась?
Катя: Что вы? Вот в конце прошлой четверти меня должны были
спросить по природоведению. Я тоже всё хорошо знала, а чёрные
ленточки, как нарочно куда-то затерялись. Уж я их искала, искала,
просто с ног сбилась, так и не нашла, и чуть не опоздала в школу,
вбежала в класс в последнюю минуту. И надо же – сразу вызывают меня к доске. Ну тут я, конечно, и заработала « 2». Вот вам и синие
бантики! Нет, я уж знаю твёрдо: если только у меня не чёрные бан-
тики, а какие-нибудь другие и меня неожиданно вызовут – я обяза-
тельно растеряюсь, разволнуюсь и забуду даже то, что знала…
- Как же помочь Кате? ( Ответы детей)
-Ответ можем найти в стихотворении С.Я.Маршака « Приметы»
( Читают дети)
Собираясь на экзамен,
Валя говорила:
- Если только палец мамин
Окунуть в чернила,
Если я перед доскою
Как-нибудь украдкой.
Ухитрюсь одной рукой
Взять себя за пятку,
Если сняв ботинок в школе,
Повторю заклятье,
А потом мешочек соли
Приколю на платье,
Если я в троллейбус новый
Сяду на Садовой,
А в троллейбусе и вожатый
Будет бородатый,
Если я в пути не встречу
Ни единой кошки
Или вовремя замечу
И сверну с дорожки,
Если я зашью монеты
В фартук на оборки, -
То по всем моим приметам
Круглые « 5»!..
Но едва успела Валя
Кончить эту фразу,
Болтовню её прервали
Три подруги сразу:
- Хорошо, давай поспорим!
Верь в свои приметы,
Ну, а мы пока повторим
Школьные предметы.
…………………………………………………………………..
Наконец настал экзамен,
Мама уступила,
И несчастный палец мамин
Погружен в чернила.
И не встретился священник
По дороге в школу,
И достала Валя денег
Чтоб пришить к подолу.
И она в троллейбус новый
Села на Садовой,
И в вагоне был вожатый
Очень бородатый,
И пред классною доскою
Удалось украдкой,
Ей свободною рукой
Взять себя за пятку,-
Но другие ученицы
Сдали все предметы,
А у Вали – единицы…
Вот вам и приметы!
- В какие приметы верила Валя? (Ответы детей…)
- Удалось ей сдать экзамен? Почему?
- Есть ряд примет, которые подтверждаются наукой. Для уз-
навания погоды учёные придумали барометр, но он не у всех есть
под рукой, и вот тогда могли помочь приметы, называемые народными. ( На слайде).
1. Если ветер в ночи стихает – дождя не будет.
2.На траве роса – не жди дождя.
3.С утра парит – дождь ударит.
4. Дрова горят с треском – на мороз.
-А сейчас мы с вами поиграем. За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон. По количеству набран-
ных жетонов в конце игры мы узнаем победителя.
1 задание. – Прочитай и выбери все суеверные приметы.
* Рассыпали соль – будет ссора.
* Паук забился в угол – на ветер.
*Паук плетёт паутину – на сухую погоду.
*Левый глаз чешется – будешь смеяться.
*Лягушки расквакались – на непогоду.
*Муравьи прячутся в муравейник – на грозу.
*Чёрный кот дорогу перебежал – к неудаче.
*Ласточка летает низко над землёй – к дождю.
*Женщина с пустыми вёдрами встретилась – будет неудача.
*Посуда бьётся на счастье.
*Вечером сильно стрекочат кузнечики – на хорошую погоду.
2 задание. Игра « Не ошибись».
Я буду называть приметы. Если она правильная, вы поднимаете
Зелёную сигнальную карточку, а если неправильная примета – красную сигнальную карточку.
- Дым столбом – на мороз. ( зеленая)
- Утром трава сухая – жди дождя . (зелёная).
- Глаза чешутся – к слезам. ( красная)
- Муравьи прячутся – на грозу. (зелёная)
- Если март ясный и холодный – будет богатый урожай.(зелёная)
- задание. Отгадайте загадки и назовите примету к отгадке.
1. Кто всю ночь по крышам бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? ( Дождь)
2. Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. ( Ласточка)
3. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. ( Лягушка)
4. Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. (Муравей)
5.Прыгает пружинка –
Зелёная спинка -
С травы на былинки,
С ветки на тропинку. ( Кузнечик)
6.Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок.
Приглашает: « Мошки!
Отдохните, крошки!» ( Паук)
- О народных приметах вы можете прочитать в книгах
Г. Моисеевой и М. Гузеевой. Книги М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина,
К.Паустовского учат нас наблюдать за природой, любить её. Есть специальные книги, в которых собраны сведения о народных при-
метах: « Сова кричит на холод» и т.д. Часть этих книг представле-
ны на нашей выставке.
Подведение итогов. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвиг Веры Волошиной" классный час
Познакомить учащихся с подвигом Героя Российской Федерации Веры Волошиной...
Исследовательская работа "Народные приметы и суеверия. Верить или нет?"
В данной исследовательской работе в доступной форме изложен материал народных приметах и суевериях и нужно или нет в них верить, приведены примеры народных примет и суеверий....
Чему верить, что проверить. Приметы и суеверия.
Цели классного часа:- развитие познавательного интереса школьников, расширение их кругозора;- формирование устойчивого интереса к нашему прошлому;- развитие связной речи, обогащение словарного з...
Классный час " Казак без веры -не казак"
Групповая работа на уроке позволяет детям узнать больше о жизни казаков, о традициях, о вере казака....
Классный час " День освобождения Вереи от немецко-фашистских захватчиков
Разработка в виде мультимедийной презентации предназначается для урока русского языка при итоговом повторении(1 класс). Определённых указаний на учебно-методический комплекс не содер...
Классный час "Беседа. Надо ли беречь зубы и почему?"
Беседа. Надо ли беречь зубы и почему?...
Комментарии
Приметы.
Елена Валериевна,спасибо! Очень интересно!