"Подвиг Веры Волошиной" классный час
классный час (1,2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvig_very.doc | 54.5 КБ |
prezentaciya1.ppt | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
«Навек остались молодыми»
Урок – города, посвященный 90-летию
со дня рождения В. Волошиной
Цели:
Познакомить учащихся с подвигом Героя Российской Федерации кемеровчанки В.Волошиной.
Воспитывать у них чувство патриотизма, любви к Родине и народу
Показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне
Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне, видеоматериалы, аудиоматериалы, свечи, презентация
Ход урока
Учитель: Каждый мальчишка любит играть в войну, но никто не хочет испытать все её ужасы наяву, ведь отголоски тех страшных лет до сих пор хранятся в памяти людской. 20 миллионов погибших взывают к нам, кровь леденят документальные кадры о Великой Отечественной войне. Посмотрите в глаза тех, кто отстоял нашу Родину от врага, кто отдал жизнь за свободу Отчизны.
(Просмотр фотовыставки герои-кузбассовцы)
Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим.
Это нужно – не мёртвым! Это надо живым!
1 ведущий: Занималась над землёю заря, и наливался в утренних росах хлебный колос. Пустынными и тихими были улицы городов. Будильники отсчитывали первые часы воскресного дня и последние минуты мирной жизни. На календаре было 22 июня 1941 года. (слайд2)
(голос Левитана)
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы…
(на фоне песни «Священная война») (слайд 3)
2 ведущий: В 4 часа утра на русскую землю обрушились бомбы, унося жизни тысяч мирных людей. Смерть не успевала собирать богатый урожай. И тогда на защиту Родины встали её сыновья и дочери, обыкновенные русские парни и девушки. Многие из них не смогли увидеть победного салюта 1945 года (слайд 4)
Бессильна смерть!
Кровавый росчерк пули
Не зачеркнул героев имена.
У их могил в почетном карауле
Стоит сегодня вся моя страна.
1 ведущий: Победившим смерть и ушедшим в бессмертие посвящается наше мероприятие.
2 ведущий: Сегодня мы чтим память тех, кому обязаны счастьем жить на Земле, видеть голубое небо, радоваться мирным восходам и закатам, любить и быть любимыми.
1 ведущий: Незабываемые страницы в историю войны вписали и наши земляки, сибиряки. С доблестью и честью сражались они, отдавая свои жизни во имя будущей победы.
И когда Россия встала
В этот трудный, грозный час,
“Всё - на фронт!” - Москва сказала.
“Всё дадим!” - сказал Кузбасс.
2 ведущий: Мы преклоняемся перед подвигами героев-кузбассовцев.
Как облачко в небе, как след от весла,
Твоя золотистая юность бежала.
Твоя пионерская правда росла,
Твоя комсомольская правда мужала.
И шла ты походкой летящей вперед,
В тебе приоткрытое ясное завтра,
И над тобою, как небосвод,
Сияла твоя большевистская правда.
М. Алигер
1 ведущий: Эти строки известная поэтесса Маргарита Алигер посвятила В. Волошиной – кемеровской школьнице, которая добровольцем ушла на фронт и погибла, отдав свою жизнь за Родину, за счастье своего народа.
(зажигает свечу у портрета В.Волошиной) (слайд 5)
2 ведущий:
Вера Даниловна Волошина родилась 30 сентября 1919 года в городе Кемерово. Маленькой девочкой Вера любила играть в куклы, в классики, кататься на санках с горы и валяться в снегу. (слайд 6)
В 1927 году Вера поступила в школу № 12 г. Кемерово. Сейчас эта школа носит имя В.Волошиной. Школьные годы – чудесные: они научили трудиться и дружить. Вера была заметной девочкой в школе. Стройная, она держалась очень прямо. Голубоглазая, светловолосая с длинными, тугими косами, которые и отличали её от других девочек (слайд 7)
1 ведущий:
Общительная и справедливая, Вера имела много друзей и подруг, к ней тянулись и малыши, и старшеклассники. Со всеми она находила общий язык.
Училась Вера хорошо, ровно. Не было ни одного случая, чтобы она не выполнила домашнее задание или плохо отвечала на уроке.
В школе, где училась Вера, все любили спорт. И больше всех им увлекалась Вера. Ей хотелось освоить все виды спорта. Она хорошо плавала, управляла лодкой, прыгала с вышки в воду. Зимой каталась на лыжах. Очень Вера любила спортивные игры: волейбол, баскетбол; гимнастику. Вера была бессменной участницей всех спортивных соревнований: школьных, городских и областных. (слайд 8)
2 ведущий:
После окончания школы, в 1937 г. Вера поступает в Московский институт физической культуры, но вскоре серьёзно заболевает. Врачи рекомендуют упорно и долго лечиться: болезнь очень серьёзная. Вера покидает столицу и приезжает домой. После долгого лечения, Вера поправляется и поступает в институт Советской торговли и кооперации в г. Москве. Вера снова возвращается в столицу, полная жизни и творчества.
1 ведущий:
Сдав летом 1941 г. экзамены за 3-й курс, Вера вместе с подружками уехала на практику. Влюблённая в свою профессию, она очень много работает, часто приходит очень поздно.
А лето 1941 года было чудесное. Стояли тёплые солнечные дни. Колосилась рожь и цвела гречиха.
2 ведущий:
22 июня. Солнечное безоблачное утро. Вера с подругами пошли в музей Троице-Сергеевской Лавры. Кругом ходили люди, смотрели замечательные работы русских художников. И вдруг, в этой торжественной тишине нелепо прозвучало короткое тревожное слово «война». (слайд 9)
Не хотелось верить. До сознания Веры никак не доходил весь страшный смысл этого слова. Но, к сожалению, это была правда. Началась Великая Отечественная война.
1 ведущий:
В это трудное время партия обратилась к советским людям с горячим призывом сплотить свои ряды, встать, как один, на защиту своего Отечества. И Вера решила стать партизанкой и сражаться в тылу врага. Но через несколько дней, её с группой студентов отправили на строительство оборонительных сооружений в прифронтовой полосе.
Работать было трудно. Часто приходилось рыть траншеи, стоя по колено в воде. Казалось, нет сил. Но силы находились, и снова наступал трудный день.
"Дорогие! Вы, наверное, в последнее время очень беспокоились обо мне. Я ездила по специальному заданию, как и все комсомольцы Москвы. Мы строили укрепления. Сейчас, когда идешь по Москве и видишь лозунг: "Что ты сделал для фронта?", то чувствуешь удовлетворение от того, что что-то сделал..." – писала Вера Своим родным в Кемерово. (слайд 10-11)
1 ведущий:
Вера настойчиво просилась на фронт. Она каждый день бывала в военкомате, в райкоме комсомола. И в конце сентября 1941 года Вера добровольно попадает на фронт. Её берут в разведку.
"Мои дорогие! Вы, наверное, давно от меня не получали писем, и мама ужасно волнуется, да? Мамуш, институт мне кончить не удалось, но я его кончу после войны. Я сейчас на фронте, мамочка. Только не волнуйтесь, ничего страшного нет, и потом, смерть бывает только один раз".-
это цитата из письма, написанного Верой своим родственникам в Кемерово и отправленным с рубежей обороны Москвы в октябре-ноябре 1941 года.
2 ведущий:
Первое задание прошло успешно. Выполнив приказ, группа Веры вернулась на партизанскую базу.
"Милые мои! Я жива-здорова, пожалуйста, будьте спокойны. Денег не присылайте. Я вернулась с первого задания, из тыла противника, теперь неделю отдыхаю... Мамочка, если можно где-нибудь достать валенки, рукавички (те у меня порвались), если не трудно, пошлите, а то мне будет очень холодно в наших необъятных лесах. Если от кого получите письмо, - отвечайте, я всем дала ваш адрес
В Москве все спокойно, она крепко охраняется, я сегодня туда поеду.
Мамочка, пожалуйста, поменьше думайте обо мне, со мной ничего не случится, я же родилась в рубашке, буду жить сто лет..."
1 ведущий:
В конце ноября 1941 года Вера снова идёт на задание в составе отряда Бориса Крайнова. Они попадают в тыл врага, в районе города Нарофоминска.
Недалеко от совхоза «Головково» отряд попадает в засаду. Отстреливаясь, разведчики стали отходить к лесу. Вера Волошина оказалась несколько ближе к немцам и прикрывала огнем из автомата отход группы. Раненная в плечо, она отстреливалась до последнего выстрела...
Тяжело раненную Веру фашисты увезли в деревню Головково, где под зверскими пытками требовали от неё выдать информацию о партизанском отряде, части, их расположение. Она пропала. На четверть века. (слайд 12)
Тебя назвали солдатом Неизвестным!
А подвиг твой бессмертным нарекли.
Тебе ни одиноко и не тесно – здесь,
Посреди столицы и земли.
Твой облик слит из тех – из многих тысяч
Кто безымянным стал на той войне!
Их в мраморе - не высечь,
Не описать,
Не дать на полотне.
Твой образ – это люди с именами,
Кто за советский строй сражался так,
Что наше краснопламенное знамя
Взнеслось!
На достопамятный рейстах.
2 ведущий:
1957 год Георгий Николаевич Фролов, молодой московский журналист, после долгого поиска установил место гибели Веры Волошиной, описав подвиг партизанки в своей первой повести «Наша Вера»
До 1957 г. Вера Волошина считалась без вести пропавшей. Но о ней помнили! Помнила мама, которая 16 лет ждала свою дочь, помнили друзья, жители совхоза Головково, которые, не зная имени разведчицы, любовно называли её: «наша партизанка». (слайд 13)
Только через 20 лет Клавдия Лукьяновна смогла положить цветы к подножию памятника, на месте гибели Веры. Почти каждое лето из далёкого Кемерова приезжала в Подмосковье Клавдия Лукьяновна на дорогую сердцу могилу, могилу дочери.
1 ведущий:
Только к восьмидесятым годам прошлого века судьба Веры прояснилась. Раскрыть тайну ее гибели помогли писатель Георгий Фролов, студенты Московского университета, которым со слов матери Звонцова Александра Фёдоровна рассказала: «...На моих глазах фашисты повесили девушку. Привезли ее на машине. Сначала ее не было видно, но когда опустили боковины, я так и ахнула. Она лежит, бедняжка, в одном белье, вся в крови. Два солдата залезли в машину, хотели поднять девушку. Она оттолкнула их, и, цепляясь рукой за кабину, поднялась сама. Вторая рука у нее была перебита. Висела как плеть...». Её повесили на придорожной иве у опушки леса. На теле болтались клочки изорванного белья. На простреленном плече ледяным швом застыла кровь. На теле и оголенных плечах были видны многочисленные кровоподтеки от ударов прикладами и сапогами. (слайд 14)
На иве, на грустной иве
Повесили Веру враги.
Про Веру четверть века
Никто ничего не знал.
Молчала седая ива,
Растаял кровавый снег.
1 ведущий:
Лишь в середине декабря 1941 года, когда немцы отступили, жители деревни смогли снять девушку с дерева и похоронить в братской могиле в селе Крюково. Опознать погибшую девушку, увы, было невозможно. (слайд 15)
2 ведущий:
Пришла победа. Но не все вернулись с войны, не все встретили этот радостный день. Многие на веки остались 17-летними.
1 ведущий:
Славное имя Веры вписано в героическую историю нашей Родины. Её имя знают школьники Болгарии, Венгрии, Германии, бывших союзных республик. Её именем назван теплоход Рыбинской судоверфи.
2 ведущий:
В нашем городе, в заводском районе есть улица имени В. Волошиной. Сюда часто приходят друзья, одноклассники Веры. Их руками посажены деревья, которые теперь украшают улицу Героев. (слайд 16)
6 мая 1994 года Указом Президента Российской Федерации Вера Волошина удостоена звания Героя Российской Федерации посмертно. (слайд 17)
Учитель: Много советских воинов унесла Великая Отечественная Война. Не многие дошли до Берлина. Но всё же 9 мая 1945 года наши солдаты, победив немецких захватчиков, водрузили красный флаг над Рейхстагом. В нашем городе в память о павших героях открыт парк Победы. На день Победы люди приходят сюда почтить память героев, сражавшихся за нашу Родину, наше счастье. Мы должны с вами помнить всех павших и живых
1 ведущий:
(слайд 18)
Помните!
Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда – помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
2 ведущий:
Люди!
Покуда сердца стучатся, - помните
Какою ценой завоёвано счастье – пожалуйста, помните!
- Предлагается минута молчания, горит свеча. (слайд 19)
1. Марков В. Они сражались рядом с Зоей / В. Марков // Красная звезда.- 1980.- 4 марта.
2. Фролов Г.Н. Вера Волошина. Юрий Двужильный / Г.Н. Фролов.– М.: Воениздат, 1987.– 299 с.
3. Клятву верности сдержали: партизаны Подмосковье в док. и материалах / редкол. К.И. Буков.– М.: Моск. рабочий, 1982.-384 с., 16 л. ил.
4. Фролов Г.Н. Остались молодыми. Вера Волошина. Юрий Двужильный: док. повести / Г.Н. Фролов.- Кемерово: Кн. изд-во, 2002.- 319 с.
Составила и провела:
учитель начальных классов
МОУ №СОШ № 93»
Ярополова Светлана Вадимовна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвиг воинский, подвиг любви авторы статьи :Гребенкина, Малюкина, Погребная .
В статье рассказывается о выпускниках нашей школы, героически погибших в горячих точках....
Виртуальный музей «Подвиг веры» Лыткин Г.Д.
laquo;ЗАПРЕТИТЬ ВЕРУ В ХРИСТА НИКТО НЕ МОЖЕТ!»Георгий Данилович родился 18 апреля 1884 года в селе Шерагул Тулунского района Иркутской области. Шерагул старинное сибирское село с крепким кресть...
Интеллектуальная игра "Верю-не-верю"
Данная игра может стать отличным досугом для учеников начальной школы. Вы можете мспользовать её в готовом виде и сам шаблон для наполнения собственными вопросами и ответами...
Игра-презентация "Верю-не верю" на тему "День детских изобретений"
Игра "Верю-не верю", заключается в том, что дети должны ответить на вопрос: "Верите ли вы, что это изобрели дети". После ответа детей, на следующем слайде появляется правильный отв...
Игра-презентация "Верю-не верю" на тему "День детских изобретений"
Игра "Верю-не верю", заключается в том, что дети должны ответить на вопрос: "Верите ли вы, что это изобрели дети". После ответа детей, на следующем слайде появляется правильный отв...
Первое сентября. Игра "Верю-не верю"
Первое сентября - важный день в жизни школьника. На этом классном часе ребята узнают много нового и необычного из жизни школьников в других странах....