Взаимодействие школы и семьи
статья по теме

Горюнова Валентина Евгеньевна

В статье поднимается проблема взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Школа была и остаётся одним из важных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_shkoly_i_semi.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

                                                                                                       В.Е. Горюнова  

учитель начальных классов

   

      В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением экономических проблем, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

      Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской беспризорности, преступности и других негативных явлений в детской среде.

     Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

      Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка. Создать атмосферу поддержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм.

     Взаимодействие образовательного учреждения и родителей должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать все происходящее в стенах образовательного учреждения.

     Основной целью организации такого взаимодействия, на мой взгляд, является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.

     Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:

  • создание условий для выполнения семей воспитательной, психологической, жизнеохранительной функций,
  • повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка,
  • утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также человеческих ценностей, активная трудовая и общественная деятельность, познание, развитие, творчество, передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода, трансляция через семью культурных традиций своего народа, самоуважение и преданность своей Родине, государству.

     Для достижения названных целей предусматривается решение следующих задач:

  • обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности,
  • влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных привычек,
  • формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений,
  • предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения,
  • координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и ребенка.

     Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении ее насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье.

     Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

     Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей, средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов воздействия и др.

     Основа взаимодействия «семья – школа» определяется следующими направлениями:

- повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе,

- консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование педагогических действий педагогов и родителей,

- организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

     Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.

     Естественно, и семья, и школа стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки еще случаи проявления со стороны педагогов нетерпимости, доминирования непонимания в общении с детьми и родителями. В свою очередь, многие родители не совсем четко осознают гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.

     Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

  • включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми,
  • правовое просвещение родителей,
  • оказание помощи родителям в семейном воспитании,
  • совместная со школой организация социальной защиты детей,
  • организация здорового образа жизни ребенка в семье и школе.

     Выделим четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи.

     Первое направление – формирование активной педагогической позиции родителей. Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и класса, в которых принимают участие родители.

     Второе направление – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями. «Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, дискуссии, круглые столы, практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики.

    Третье направление – взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,

- знакомство с бытовыми условиями учащихся,

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала,

- составление программ совместных действий,

- анализ результатов совместной воспитательной деятельности,

- мониторинг социальной ситуации в микрорайоне.

 Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семей на дому, проведение родительских собраний.

    Четвертое направление – вовлечение родителей в органы школьного самоуправления.

     Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. Основными условиями ее реализации могут быть:

  • родители не просто помощники, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического,
  • переход от форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе,
  •  осуществление на практике дифференцированного и индивидуального похода к семьям,
  • систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям,
  • установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,
  • обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Практические советы для работы с родителями.

     Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия семьи и школы во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим вспомним некоторые правила и советы:

  1. Не стремитесь во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
  2. Никогда не вступать в разговор с родителями в раздраженном состоянии, так как это может навсегда разъединить людей.
  3. Начинайте разговор о человеке, а тем более о ребенке, - с положительного, что даст импульс к продолжению беседы в доброжелательном тоне.
  4. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.
  5. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребенка.
  6. Проявляйте заинтересованное участие в судьбе ребенка, его семьи, что будет способствовать налаживанию доверительных отношений с родителями.
  7. Не верьте генетике (ее влияние огромно, но не безгранично).
  8. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

     Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

- удалось избежать противостояния и конфронтации,

- удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений,

- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку,

- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

И здесь роль педагога в установлении контакта школы с родителями особенна велика.  

     Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены – так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей – благородный и отзывчивый – к нему идем всю жизнь.

                                            Список литературы

  1. Гречанникова Н.В.Общие основы взаимодействия семьи и школы. Казань, сб. «Семья и школа – социальные партнеры» (из опыта работы). 2008 г.  
  2. Сермяжко Е.И. Семья и личность. Могилев, МГУ им. Кулешова, 2003 г.
  3. Тимонова Е.С. Взаимодействие школы и семьи. М., ИД «Первое сентября», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа. Работа с родителями. «Взаимодействие школы с семьей»

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. Помочь семье в воспитании детей и одн...

Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи

Презентация может быть использована как выступление на педсовете, в работе семинаров, проблемных групп и ШМО....

Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника

Взаимодействие школы и семьив воспитании личности сельского школьника...

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...