Внеурочная деятельность по русскому языку
статья по теме

Сергеева Екатерина Николаевна

Внееурочная деятельность по курсу "Русский язык с увлечением"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_obuchayushchikhsya.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Е.Н.Сергеева, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2                       г.Щигры Курской области»

ВНЕУРОЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ                                             В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирования учебной деятельности ребёнка систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

    В современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать становится владение информационными технологиями. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

    Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий в начальной школе является то, что центром деятельности становится ученик, который , исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, сам выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

    Основа овладения обучающимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в  начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и на дополнительных внеклассных занятиях по русскому языку. Хорошо организованные и систематические дополнительные занятия по русскому языку дают возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные обучающимися на уроке, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить обучающихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить всё, что интересует детей, и всё то, что необходимо для практического овладения русским языком.

   Авторская программа Л.Н.Коваленко «Русский язык с увлечением» актуальна в условиях формирования у обучающихся коммуникативных умений как одной из составляющих универсальных учебных действий.

   Социокультурная цель изучения курса русского языка в начальной школе предполагает формирование  коммуникативной компетентности обучающихся – развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека.

    Программа курса «Русский язык с увлечением» направлена на формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы.

    Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развития познавательных способностей, специфическими особенностями учебной мотивации. Курс «Русский язык с увлечением» позволяет формировать позитивное отношение учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, предоставляет возможность каждому ребёнку выбрать индивидуальный темп обучения.

    Курс «Русский язык с увлечением» составлен для обучающихся 2-4 классов. К курсу разработаны рабочие тетради, составленные с учетом стандартов второго поколения и направлены на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, основ логического мышления и коммуникативной компетентности. Тетради для ученика дополнены электронным интерактивным приложением (СД – диском), на котором в интерактивной форме представлены все задания: тесты с выбором правильного ответа, определение «лишнего» понятия, распределение по группам, кроссворды, филворды. Электронное приложение можно использовать на персональных компьютерах, при помощи мультимедийного проектора или на интерактивной доске.  На проведение внеурочных занятий в каждом классе отводится по 34 часа – 1 час в неделю.

    Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

    Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:

  • способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
  • расширять лингвистический кругозор школьников;
  • воспитывать языковое чутьё;
  • повышать общую языковую культуру обучающихся;
  • развивать и совершенствовать психологические качества обучающихся: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
  • выявлять одаренных в лингвистическом отношении обучающихся.
  •  развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  •  формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

  В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы

научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий.

Основными из них являются следующие:

    1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.

Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные обучающимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.

    2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.

Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.

    3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.

Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.

   4.Принцип занимательности.

Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям данного курса. Занимательность достигается главным образом путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако, занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы обучающихся, развивает у них любознательность. Для обучающихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.

5.Принцип разнообразия форм и видов работы.

Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

    Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Методы и формы организации занятий

    Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».

Основные формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие задания. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.

Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.

Ожидаемые результаты обучающихся:

  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
  •  участие в городских и региональных олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;
  • умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений;

В программе выделено шесть разделов, подчиняющихся  общему направлению данного курса: «Фонетика», «Словообразование», «Орфоэпия. Орфография», «Морфология», «Пунктуация», «Лексика».

     Первый раздел «Фонетика» даёт  обучающимся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том, как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Обучающиеся на примере стихов и рассказов детских писателей знакомятся с характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.

    Раздел «Словообразование» расширяет представления обучающихся о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. В данном разделе обучающиеся знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.

    В разделе «Орфоэпия. Орфография» обучающиеся развивают внимание, память, обогащают свой словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.

    Задания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе обучающиеся шире знакомятся с морфологическими и синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. В разделе используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

    Раздел «Пунктуация» вводит обучающихся в удивительный мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме ребята знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.

    Раздел «Лексика» расширяет у обучающихся лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру обучающихся, обогащает словарный запас. В этом разделе обучающиеся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарем синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Ребята глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.

         Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание ,предъявляет требования к тому, что должны знать и уметь обучающиеся.

   Программа курса «Русский язык с увлечением» создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся, так как на всех занятиях они выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно выполнять нестандартные задания, анализировать изучаемый материал, пользоваться справочной литературой. Данный курс даёт возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Данная программа обеспечивает формирование УУД.


Планируемые результаты освоения курса «Русский язык с увлечением»

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

У обучающегося будут формироваться:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
  • интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради;
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса к познанию русского языка;
  • Ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • представления о своей гражданской идентичности в форме осознания»Я» как гражданина России

Регулятивные  УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • принимать роль в учебном сотрудничестве;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

*контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

*на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений;

*самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные  УУД

Обучающийся научится:

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

*проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп;

*обобщать ( выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные  УУД

Обучающийся научится:

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
  • воспринимать другое мнение и позицию;
  • формировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
  • осуществлять действие взаимоконтроля.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли; пособие для учителя – М.; Просвещение, 2010.
  2. Ванцян А.Г. и др. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. – Самара; Издательство «Учебная литература», 2010.
  3. Галанжина Е.С. Уроки русского языка с применением информационных технологий.3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М. ; Планета, 2013.
  4. Дик.Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе/ - Ростов н/Д; Феникс, 2009.
  5. Романова В.Ю., Русский язык в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения .- М.; Вентана-Граф, 2010
  6. Ундзенкова А. и др. Русский с увлечением! – Изд. Литур, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по русскому языку ГРАМОТЕЙКА. 1 класс.

Цель: развитие восприятия младших школьников и изучение алфавита....

Программа внеурочной деятельности .Занимательный русский язык.1-4 класс

Программа внеурочной деятельности предназначена для работы в 1-4 классах, с целью развития интереса к русскому языку....

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для 1-4 классов. Все занятия проводятся в игровой форме, с динамическими моментами....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русский язык с увлечением» 2 -4 класс

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели...

Педагогический проект. Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Сложные вопросы русского языка". 3 класс

Программа рассчитана на учеников 3 класса, желающих изучать более сложные вопросы по русскому языку, которые не входят в программу школьного курса. Она помогает подготовить учащихся к олимпиадам по ру...