Школа - это мастерская.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Школа – это мастерская
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках. Если не хочешь выпустить из рук будущее.
А.Барбюс
В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешными в жизни.
В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.
Основной формой организации обучения в школе является урок. Современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развитие его личности, её активного умственного роста, формирования её нравственных основ.
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и её переводом в конкретные дидактические задачи.
Наши педагоги в обновляющейся школе учатся не только обеспечивать условия для развития личности, делать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучают всему этому самих учащихся, делая их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это задание :на каждом уроке он должен чего-либо достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг, - говорил К.Д.Ушинский.
Это и на уроках изучения нового материала, и на уроках закрепления знаний и способов действий, на уроках систематизации и обобщения знаний , и на уроках повторения, и на уроках «открытия новых знаний».
Основная задача наших педагогов – помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала. Наша школа не ставит перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь.
Торопись, ведь дни проходят.
Ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь,
Помни: всё в твоих руках,
Юстас Палецкис
Дальнейшее развитие российской науки существенно зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в начальной школе поддержать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, талант.
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внеурочной деятельности, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей, является исследовательская деятельность.
В связи с этим в школе начало работу научно-исследовательское общество младших школьников «Поиск».Цель создания НИО состоит в следующем: включить обучающихся младших классов в самостоятельное решение учебных задач и помочь обрести вкус исследовательской деятельности. Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет иным.
Приобщение к исследовательской деятельности нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности обучающихся и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.
Планируем работу на заседаниях. Далее работаем над мини-проектами по классам. За время работы над проектами дети собирают богатый и интересный материал, им помогают в качестве консультантов учителя и родители. Например, презентация исследовательской деятельности по теме «Край наш соловьиный» прошла в форме устного журнала. Проект позволил взглянуть на тему с разных сторон. При помощи сценок, рисунков, песен, стихотворений, загадок, викторин и танцев дети рассказали о родном крае. В проекте было представлено и устное народное творчество, и оригинальные творческие находки детей и их родителей.. В ходе презентации каждый класс ещё оформил страничку устного журнала – газету по теме мини-проекта.. В устном журнале были и музыкальные странички, где дети спели песни о временах года в крае, об озорной сороке, о том, что нельзя обижать живо тных, о богатстве нашего края – чернозёме. Закончилась презентация исполнением хороводного танца под русскую народную песню . Присутствующие родители, гости и, конечно, дети были довольны результатами своей исследовательской деятельности.
В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её развития.
Учиться должно быть интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твердо убеждены педагоги нашей школы. Одна из основных задач учителя – научить детей учиться, сформировать у них потребность в учении, научить получать от учебы удовольствие. Этому способствует проведение предметных недель. Основная цель которых – повышение интереса обучающихся к предмету, формирование познавательной активности, кругозора, расширение образовательного пространства, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.
Во внеурочной деятельности младших школьников необходима свобода действий, право выбора, полёт фантазии и творческих устремлений. В совместной подготовке к турнирам, праздникам, открытым занятиям, защите групповых проектов проявляется интерес детей к познанию нового, происходит развитие личности. Увлекательные внеклассные мероприятия в ходе предметных Недель помогают преодолевать трудности школьной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам в общении и учении, служат взаимопониманию педагогов , детей и родителей, наполняют школьную жизнь интересным содержанием.
В рамках Недели обязательно проводятся классные и школьные олимпиады по предметам. После проведения предметных недель у обучающихся, как правило, меняется отношение к учебе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения. Олимпиады в собственной школе – первая ступень к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и олимпиадах более высокого уровня.
Обучающиеся 1 ступени образования – самые благодарные слушатели и участники учебного процесса, они с энтузиазмом принимают самое активное участие в различных викторинах и конкурсах, в том числе и олимпиадах. Наши дети ежегодные участники Всероссийских олимпиад для младших школьников по всем предметам, Всероссийского чемпионата «Старт», общероссийской олимпиады «Олимпус», Всероссийской викторины «Эрудит» . У нас есть призеры, победители и большое количество участников.
Олимпиады в начальный период обучения занимают важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса не только к предметам, но и к другим наукам. Олимпиады позволяют обучающемуся познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка.
В концепции УМК «Школа России», «Начальная школа 21 века» ценностные ориентиры формирования УУД определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Это человек :
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
- умеющий высказывать свое мнение;
- выполняющий правило здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
ФГОС – принципиально новый для российской школы документ. Систематизирующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ. Создание прочного фундамента для последующего обучения является одной из важнейших задач, на решение которой направлено совершенствование системы начального образования. ФГОС начального образования изменил требования к основным образовательным программам. В начальной школе появились нововведения: компетентностно-ориентированные задания, комплексные проверочные тесты на предметной и межпредметной основе, ориентированные на реальную жизнь.
Младшие школьники осваивают не только систему опорных знаний и умений, но успешно включаются в учебную деятельность, учатся учебной самостоятельности. Новый стандарт ориентирует не только на предметные , но и на метапредметные личностные результаты.
Дети, которые пришли в 1 класс в начале тысячелетия, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Школа должна готовить своих выпускников к жизни, воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы мастерской "Школа Олимпийского резерва"
План работы составлен в рамках реализации программы "Одаренные дети"; содердит планируемый результат в соответствии ФГОС нового поколения....
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Мастерская Радуга"
Пояснительная запискаАктуальность, педагогическая целесообразность программы С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился...
Педагогические мастерские в начальной школе.
Доклад знакомит с технологией педагогических мастерских в начальных классах...
Творческая мастерская по литературному чтению по теме "Зимняя сказка" ("Начальная школа XXI века")
Технология творческой мастерской позволяет обобщить зания детей по теме, выявить уровень усвоения материала. Все проходт в игровой форме. В резельтате у каждого ребенка получается красивое мини-сочине...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА ГЖЕЛИВ МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА ГЖЕЛИ
В мастерской художника Гжели...
Программы кружков "Проектная мастерская", "Студия юного дизайнера", "Юный краевед", "Проектная мастерская для детей с ОВЗ"
Программы по дополнительному образованию...