Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Мастерская Радуга"
методическая разработка по технологии по теме
- Пояснительная записка
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
ГОУ «Новоселенгинская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
Утверждаю:
Директор школы : /В.Т.Доржиев/
Программы внеурочной деятельности
в начальной школе
4 класс
«Развитие творческих способностей младших школьников»
(срок реализации 2 года)
Возраст детей 10 лет.
Количество детей: (не более) 10 человек.
Руководитель: Прокопьева Дарима Бальжиновна
учитель начальных классов
с. Новоселенгинск
2011 г
Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Учебно – тематический план
Содержание программы
Материальное обеспечение
Список литературы
Пояснительная записка
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.
Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками.
Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач.
Творчество- это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности.
Программа внеурочной деятельности Мастерская «Радуга » рассчитана на детей с 7 до 10 лет планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу мастерской буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть к четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа в мастерской «Радуга» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.
Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%. Занятия провожу с учётом санитарно – гигиенических требований (проветривание помещения, нормативное освещение). За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объём материалов следует предусмотреть заранее – сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы, как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии.
Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников.
На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков трудового обучения.
Занятия можно организовать по - разному, но нет необходимости в том, чтобы сначала выполнить все поделки из одного материала, потом из другого и т.д. Виды работ через несколько занятий желательно менять.
В мастерской «Радуга» 10 человек. С таким количеством учащихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Руководителю мастерской надо опираться на те знания, умения и навыки, полученные в школе или дома, а также развивать их и совершенствовать. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы. Наиболее оптимальная продолжительность занятий для 4 класса 40-50 минут.
Я руковожу мастерской «Радуга» и вижу результаты своего труда. Дети с радостью идут на занятия, с увлечением работают, своими отличными работами радуют учителей, родителей, бабушек. Участвуют в конкурсах школы и конкурсах районного масштаба.
Цель и задачи программы
Направление: общекультурное
Целью программы является расширение знаний и приобретение практических навыков, развитие художественных способностей детей.
Программа ставит следующие задачи:
1.Обучающие:
-формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи на вариации и импровизацию народной игрушки;
-овладение техникой изготовления изделий из глины и других природных материалов;
-развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
2.Воспитательные:
- уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
- прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
-воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
-формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
-развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
-развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.
Мастерская «Радуга» проводится еженедельно в течение 40 минут.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская «Радуга» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике, журнале, книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источник информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит познавательный материал и задания занятий.
Количество часов: 34 занятия (1 ч. в неделю).
Категории участников: обучающиеся 4 класса.
Формы работы: беседы, викторины, экскурсии, лабораторные и исследовательские работы.
Формы организации деятельности: в парах, группах, индивидуально.
3.Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Кол. Час. | Литература |
Раздел | Изделие |
1. | Экскурсия в природу | Сбор природного материала | 1 |
2. | Работа с листьями | Аппликация из листьев | 1 | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.52 |
3. | Экскурсия в природу | Сбор глины | 1 |
4. | Работа с пластилином | Рельефное изображение животных | 1 | с. 74 |
5. | Работа с глиной | Лепка фруктов процарапыванием | 1 | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.64 |
6. | Работа с соломой | Приготовление соломы к работе | 1 | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с. 55 |
7. | Работа с соломой | Аппликация цыпленка | 1 | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.53 |
8. | Работа с соломой | Окончание работы | 1 |
9. | Работа с тканью | Аппликация из ткани | 1 | Н. Е. Цейтлин «Справочник по трудовому обучению» с.69 |
10. | Работа с тканью и мехом | Аппликация зверей | 1 | Н. Е. Цейтлин «Справочник по трудовому обучению» с.69 |
11. | Работа с нитками. | Декоративная подставка. | 2 |
12. | Работа с тканью. | Мягкая игрушка «Собачка» | 1 | «Рукоделие в начальных классах». С.107 |
13. | Работа с тканью. | Продолжение работы. | 1 | «Рукоделие в начальных классах». С. 107 – 108 |
14. | Работа с опилкой | Аппликация. | 1 | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.51 |
15. | Работа с опилкой | Аппликация. | 1 | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.51 |
16. | Работа с тканью. | Мягкая игрушка «Курочка – Рябушка» | 5 |
17. | Работа с картоном | Аппликация. | 1 | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.89 |
18. | Работа с картоном | Завершение работы. | 1 | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.89 |
19. | Работа со спичечными коробками | Изделие: волк, заяц, лягушка | 1 | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.72 – 73 |
20. | Работа с пластмассовыми бутылками | Изготовление вазы | 1 |
21. | Папье – Маше. | Плетеная корзинка-уточка. | 4 | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.50 |
22. | Работа с яичной скорлупой | Аппликация цветов | 1 | А. Н. Гукасова «Внеклассная работа по труду» с.62 |
23. | Работа с бумагой | Подарок выпускнику | 1 | «Рукоделие в начальных классах». С.159 |
24. | Работа со стружками | Аппликация собачки | 1 | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.82 |
25. | Работа с папье-маше | Подарки детскому саду «посудка» | 1 | Н. Е. Цейтлин «Справочник по трудовому обучению» с.79,83 |
26. | Работа с папье-маше | Окончание работы | 1 | Н. Е. Цейтлин «Справочник по трудовому обучению» с.79,83 |
4.Содержание программы
Раздел 1: Экскурсия (2 ч)
Экскурсия в природу за сбором материалов
Раздел 2: Работа с листьями (1 ч)
Аппликация их листьев
Раздел 3: Работа с глиной и пластилином (2 ч)
Лепка фруктов с процарапыванием, рельефное изображение животных
Раздел 4: Работа с соломой (3 ч)
Аппликация цыплёнка
Раздел 5: Работа с тканью и нитками (11 ч)
Аппликации из ткани, декоративная подставка из ниток, Мягкая игрушка «Собачка», «Курочка – Рябушка»
Раздел 6: Работа с опилкой и стружкой (3 ч)
Аппликации из опилок, стружек «Собачка»
Раздел 7: Работа с бумагой (10 ч)
Изготовление «корзинки – уточки», «посуды» по технике папье – маше, аппликации из цветной бумаги, картона, изделий из спичечных коробков
Раздел 8: Работа с пластмассовыми бутылками (1 ч)
Изготовление вазы
Раздел 9: Работа с яичной скорлупой (1 ч)
Аппликация цветов
5.Материальное обеспечение
Природный материал
Глина
Соломка
Ткани разных цветов
Нитки разных цветов
Опил
Полиэтиленовые мешки
Картон
Спичечные коробки
Яичная скорлупа
Стружки
Газетная бумага
Мука
Бумага цветная
Ножницы, клей
6.Список литературы:
А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение,1985г,190с.
А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 1981г, 174с.
Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г,с132.
Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,М.Просвещение,1985г,110с.
Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 1985г,78с.
Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М. Просвещение,1983г,191с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"
Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку "Тайны русского языка».
Программа кружка «Тайны русского языка» составлена для работы с младшими школьниками. Программа составлена на 4 года. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельнос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....
Программа внеурочной деятельности в начальных классах спортивно-оздоровительного направления «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объе...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Радуга творчества»
Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием у...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...