Разработка урока окружающего мира "Кто во что верит" для 4 класса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Способствовать осмыслению учащимися того, что единое человечество состоит из людей атеистического типа мировоззрения и религиозного, которое в свою очередь имеет множество видов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4 класс "Школа 2100" | 378.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Кто во что верит»
Цели урока: 1) способствовать осмыслению учащимися того, что единое человечество состоит из людей атеистического типа мировоззрения и религиозного, которое в свою очередь имеет множество видов (на данном уроке мы ограничимся знакомством с мировыми религиями);
2) развивать умение извлекать информацию из текстов, схем, строить речевое высказывание в устной форме, анализировать содержание текста; умение слушать и понимать других; определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) заложить основы уважительного и заинтересованного отношения к разным религиям, культурам, из которых складывается человеческое общество.
Ход урока
1. Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности.
-Сколько много еще нам предстоит познать.
- Что сегодня нам откроет история?
- О чем поведает наша книга?
- Какие знания мы получим на уроке?
- И если внимательно работать, то обязательно на этот вопрос ответим в конце урока.
- Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.
2. Этап подготовки к активному усвоению знаний.
А) Повторение сведений об эпохах.
–Мы продолжаем наш разговор об истории человечества. Давайте вспомним, какие эпохи прошел человек в своем нелегком пути. (на доске размещаются карточки с названиями - первобытное общество, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время)
- Каждая эпоха обладала какими-то своими особенностями. Давайте попробуем с вами соотнести эпохи и относящиеся к ним понятия (вывешиваются карточки с различными понятиями) 5 человек у доски
ПЛЕМЯ, КАМЕННЫЙ ТОПОР, РЕЧЬ,ПИСЬМЕННОСТЬ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ, РЫЦАРЬ, ИНКВИЗИЦИЯ, ЖАННА Д'АРК, АЛХИМИЯ, КОЛОНИИ, ХРИСТОФОР КОЛУМБ, ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, КОСМОНАВТИКА, ООН, ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, РЕЛИГИЯ
- Возникла проблема. Несколько групп захотели поставить в свою эпоху понятие «религия». А что это такое? Объясните это слово.
- Давайте обратимся к толковому словарю.
Религия-…
значение слов | |
религия | вера людей в существование высших , сверхъестественных сил |
религиозные обряды | таинства, посвященные различным праздникам |
священнослужители | посредники между богом и людьми |
атеисты | Люди, которые считают, что мир и человек возникли и живут сами по законам природы, а не по воле богов? |
- Почему же эта карточка понадобилась нескольким группам? (во все времена люди верили в существование высших сил. Их существованием объяснялось все, что человек не мог объяснить сам.)
Б) Сообщение учащихся по теме «Короли, президенты и граждане».
- Я предлагаю вам немного вспомнить ранее изученный материал с помощью теста.
Тест
1.Название государства, где власть передаётся в результате народных выборов.
а) монархия б) республика
2. Имя мореплавателя открывшего Америку.
а) Христофор Колумб б) Фернандо Магеллан
3. О представителях, какой расы идёт речь: «У них тёмная кожа, курчавые
волосы, которые защищают организм от солнечных ожогов и перегрева.
а) Негроидная раса б)европеоидная раса
4. Кто является действующим президентом России.
а) Д.А. Медведев б) В.В. Путин
5. Гимн, какой страны начинается со слов « Боже, храни королеву».
а) Великобритания б) Швеция
6. Против кого несколько столетий воевали рыцари – католики?
а) Мусульмане б) православные
7. Название времени между древностью и Новым временем.
а) Новейшее б) Средневековье
В) Беседа о приметах.
- Как вы понимаете выражение - «Говорят не повезет, если чёрный кот дорогу перейдет»… ? О чем идет речь? (здесь идет речь о народных приметах, связанных с пятницей, 13 и черным котом).
- Поднимите руки, кто верит в народные приметы?
- А кто решает верить или нет в приметы?
- Какой же вывод мы можем сделать? (Кто-то верит, а кто-то нет, это выбирает каждый сам) Итак тема нашего урока звучит – КТО ВО ЧТО ВЕРИТ?
3. Постановка темы, формулирование цели, проблемы урока.
- Давайте прочитаем диалог наших героев в учебнике стр. 90 и определим, какое противоречие возникло между ними.
- Ребята, кто прав в этом споре?
- Можно считать, что права Анюта?
- Можно согласиться с Илюшей?
- Какие еще мнения у вас есть? Заметьте, на мои вопросы вы дали разные ответы...
- Какой вопрос у вас возникает? (Могут ли Илюша и Анюта думать одинаково?)
- Запишем на доске проблемный вопрос сегодняшнего урока:
Могут ли все люди думать одинаково?
- Итак, тема нашего урока. «Кто во что верит».
- На этот вопрос мы должны найти сегодня ответ. Но что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (знать о религиях больше) Также нам нужно выяснить, как называют людей, которые не относятся ни к одной из религий.
“Многоликое человечество. Мы разные…”
– “по внешнему облику”;
– “по национальности”;
– “по месту рождения и проживания”;
– “по взглядам на мир”.
–Итак, даже в нашем классе есть представители православных, мусульман, есть неверующие. Где-то в мире, в том числе и рядом с нами, живут тысячи буддистов, католиков, христиан, язычников. У каждого из них своя вера. Но разве может существовать несколько истин? Ведь правда должна быть одна. Кто же прав? Чья вера истинна?
- Попробуйте найти ответ на эти вопросы.
-Может быть, вы знаете какие-нибудь вероисповедания?
4. Этап открытия новых знаний.
- Ребята, что нам надо знать, чтобы решить проблему, которую мы с вами выделили?
- Что мы уже знаем о многоликом человечестве с прошлых уроков? Заполним таблицу.
- Ребята, посмотрите на главный вопрос нашего урока и предположите, что можно записать в третьем «окошке» схемы.
- На какие множества можно разделить людей относительно веры? (Одни верят, другие - нет.)
- Вспомните, во что с древних времен верят люди. (В Бога, в разных богов... )
- Как одним словом назвать веру людей в существование высших, сверхъестественных сил - Бога (Богов) (религия).
- Теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу – К КАКОЙ ЭПОХЕ ОТНЕСТИ ПОНЯТИЕ РЕЛИГИЯ? Ответить на этот вопрос вам поможет учебник – статья «У Бога милости много». Прочитайте и ответьте на поставленный вопрос. (Ответы учащихся)
- Подберите подписи к рисункам.
– Давайте попробуем выделить структурные элементы религии.
- Бог.
- Посредник между Богом и человеком.
- Места для поклонений.
- Обряды.
– Любая религия берёт начало в язычестве. Религий в мире существует огромное множество.
- Что такое религия?
- Что вы можете сказать о религиозных обрядах?
- Кто такие священнослужители?
Подберите подписи к рисункам (стр.91)
- А что же происходило с теми, кто был не согласен со священниками? (стр.92, выборочное чтение).
- Каких людей называют атеистами?
- Как поступали с людьми думающими иначе?
- Примером служит трагедия Джордано Бруно. Ученый пытался выяснить истину: какое небесное тело вращается вокруг какого – Солнце вокруг Земли, как считалось католической церковью или наоборот. Когда он выяснил, что на самом деле солнце стоит на месте, церковь признала его еретиком. За то, что он усомнился в принципах веры и не отрекся от ложного, по их мнению, убеждения, его сожгли на костре.
- А что происходило, когда к власти пришли атеисты? (они тоже устраивали гонения на церковь и на не согласных с ними. Атеисты считали, что освобождают народ от заблуждения и обмана)
- Как поступили с патриархом Русской православной церкви Тихоном? (ответы детей)
- А что произошло с храмами после революции 1917? (превращали в кинотеатры и склады).
- А существует ли научное название «неверия» ни в каких богов? (атеизм) Прочитайте статью «Свобода совести». Что вы можете сказать об атеистах?
- Итак, заполним последнее окошечко в нашей схеме. По отношению к вере всех людей можно разделить на какие 2 группы, запишем.
- Давайте обратимся к учебнику. На с. 92 представлены четыре иллюстрации. Обсудите в парах и определите, какие высказывания принадлежат религиозным, верующим людям, а какие атеистам.
- Проверим ваши ответы.
- Кто прав в своих взглядах на мир - верующие или атеисты? Если все люди такие разные, что не могут думать одинаково, как же им тогда жить вместе в мире и согласии на одной планете? (Во что верить, а во что нет, каждый человек решает сам)
- А что касается верующих людей, все ли они думают одинаково, все ли они верят в одного единственного Бога? (ответы детей)
- Да, в мире существует много религий. Но какая же вера истинная, какую религию выбрать? Есть ли что – то похожее во всех религиях мира? Что же это? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам проанализировать три основных религии: буддизм, христианство, ислам. Эти три религии называют мировыми.
– Посмотрите, на какие группы разделились люди по взглядам. Во все времена велись воины за свои убеждения, взгляды на мир…
- Джордано Бруно был сожжен в Риме, на площади Цветов, 17 февраля 1600 года, как еретик и нарушитель монашеского обета.
- Возникновение христианства на Руси, сожжение языческих идолов.
- Крестовые походы (насильно насаждалась вера).
- Революция 1917 года. Уничтожение храмов, расстрел священнослужителей.
- Наше время: война на Ближнем Востоке.
- Сейчас по рядам давайте попробуем проанализировать эти три религии.
Результаты исследований оформим в виде таблицы:
Название Религии | К кому обращаются с молитвой | Место для богослужения | Посредник между богом и человеком | Священная книга | Основная идея, суть религии |
Буддизм | |||||
Христианство | |||||
Ислам |
Буддизм
Буддизм — древнейшая из мировых религий. Буддизм получил название от имени, а точнее, от почётного титула своего основателя Будды, что означает «Просветлённый», «Пробуждённый».
Свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды называется Трипи́така. В переводе Трипитака означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела.
Буддисты проводят богослужения в храмах или небольших помещениях для служб (вихары).
Буддизм появился в 5 -6 вв. до н.э. в Индии. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились значительно позже (христианство — пять, ислам — двенадцать веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования — иными словами, высокоразвитую цивилизацию.
Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти.
Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его жизнь постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость.
Христианство
Христианство – одна из распространённых в мире религий, вера в Бога. Священной книгой христиан является Библия. В ней говориться о том, как Бог сотворил мир, жизнь на Земле и человека. В Библии рассказано о рождении Сына Бога – Иисуса Христа и его жизни. Христиане верят, что Иисус Христос явился на землю 20 веков назад, чтобы спасти род человеческий от горя и зла и научить его добру и справедливости.
По преданию, у Христа и его учеников нашлось много врагов. Они схватили Иисуса и распяли на кресте. Но, как гласит Библия, Сын Божий через три дня воскрес из мёртвых и вознёсся на небо.
Людей, которые поверили в его учение и приняли новую веру - христианство, с течением времени становилось всё больше и больше. Поэтому неудивительно, что точкой отсчёта новой эры был выбран момент рождения Иисуса Христа.
Основным местом богослужения является храм. Православный храм, символизирующий землю, с куполом (символ неба) – это образ мира. Купол так же символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Богу.
Ислам
Ислам - одна из распространённых в мире религий, последователей которой называют мусульманами.
Мусульмане верят, что существует только один Бог –создатель мира Аллах.
Чтобы научить людей правильной жизни, Аллах обращался к ним через пророков – особых людей, в уста которых Бог вкладывал свои слова. Последним и главным пророком Аллаха был Мухаммед, который жил 14 веков назад ( в 7 в. н.э.).
Слова Аллаха, произнесённые Мухаммедом, записаны в священной книге мусульман Коране. Эта книга учит мусульман не совершать злых поступков, творить добрые дела во имя Аллаха.
Молитвенное здание мусульман именуется мечетью. Сначала к зданию мечети не предъявляли особых требований, но в нем обязательно должны были отсутствовать идолы или изображения живых существ, которые могли служить объектом поклонения. На захваченных мусульманами территориях в мечеть превращалось любое подходящее здание, способное вместить в пятницу всех верующих данной округи.
Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет – башню, с которой возглашают призыв на молитву.
Для пребывания в мечете от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части, либо в изолированных галереях мечети.
С течением времени ислам распространился во многих странах. Сейчас в современной России многие люди исповедают исламскую религию.
Проверка. Ребята, давайте посмотрим на результаты вашей работы.
Название религии | К кому обращаются с молитвой | Место для богослужения | Посредник между богом и человеком | Священная книга | Основная идея, суть религии |
Буддизм | Будда | Храм | Лама | Трипи́така | Вера в добро, жизнь по совести … |
Христианство | Бог, Иисус Христос | Храм, церковь | Священно-служитель | Библия | |
Ислам | Аллах | Мечеть | Мулла | Коран |
Вывод: различия есть, но касаются чисто внешней стороны, основные идеи учения одни и те же.
– А атеистам будут ли чужды эти идеи?
– Тогда получается, что лучшей религии нет? Как определить во что верить?.. (Верят все кто во что хочет.)
- Ребята, а что же подскажет человеку, как правильно думать, поступать, во что верить? (Совесть человека, его душа.)
- Давайте сравним наш вывод с выводом авторов учебника на с. 93.
– !!! Только сам человек может решить, придерживаться ему какой-нибудь веры или нет. А подсказать решение должны его разум и совесть, но не чьё-то принуждение. Это великое право каждого человека называется свободой совести.
- В разных местах Земли люди думают по – разному. Но есть нечто объединяющее их – это вера. Значит, мы можем собрать этих людей в одну группу. Правы и те, и другие. Эти люди могут жить вместе. Надо, чтобы люди уважали мнения друг друга, даже если они с чем – то не согласны. Если человек во что – то верит, не будем его осуждать. Каждый решает сам – во что верить.
5. Этап первичного закрепления знаний.
А) Рассматривание слайдов с изображениями памятников культуры.
- Вспомните, что необходимо верующим людям для богослужения? (храмы, книги, священные предметы)
- Внимательно рассмотрите слайды и расскажите, какие изображения священных предметов и основателей религий вы увидели.
- Все изображения разные, по-разному выполнены, но что же их все объединяет? (Всё это памятники человеческой культуры и искусства.)
- Что такое культура? (Все полезное или красивое, что создано людьми, а не природой).
- Можно ли считать хорошим поступком уничтожение какой-нибудь из этих памятников культуры?
Вывод: Уничтожение священного для верующего предмета – это оскорбление, по золотому правилу нравственности – это плохой поступок. Кроме того, любоваться памятником культуры может человек любой религии, потому что он может быть интересен для разных людей. Значит, уничтожение любого памятника культуры – это вред всему человечеству.
Б) Самостоятельная работа в тетради – заполнение текста с пропущенными словами.
6. Итог урока. Рефлексия.
_ Так какая же религия лучше?
Вывод: каждый человек имеет право на веру и неверие. Судить о человеке по его вероисповеданию нельзя. Вера – внутреннее состояние человека.
-А зависит ли от вероисповедания наше отношения к людям? Разве от веры человека должно зависеть наше к нему отношение? А что для нас важно в человеке (его нравственные качества, воспитание, отношение к окружающему миру и людям).
-Идет великий пост, призывая нас к раздумьям над своими поступками, очищению своей души и может давая еще раз подумать: «Как я живу? Всегда ли мои поступки идут рядом с моей совестью? И как сделать так, чтобы не было мучительно стыдно за свои прожитые годы»
–Тогда, может быть, и не нужен был наш сегодняшний разговор о религиях?
-Каждая религия – часть мировой истории и культуры. Истинно культурный человек должен знать об окружающем его мире и живущих рядом, уважать человека, представителя любой веры.
-Смогли ли вы узнать сегодня что-то для себя новое? Пригодится ли эти знания вам в жизни? Был ли наш урок для вас полезен? На следующем уроке мы продолжим наш разговор об прошлом и настоящем человечества.
7. Домашнее задание
- Подготовить информацию о других религиозных направлениях. Сориентироваться в выборе темы вам помогут страницы учебника с. 94-95 и тетради с.64, №3.
-Также Илюше снова потребуется ваша помощь с редактированием письма от его друга (найти ошибочные высказывания) и написанием ответа (Т. с. 65, №5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Природные зоны.Арктика"
Презентация составлена к уроку окружающего мира в четвёртом классе по теме «Суровая Арктика».Данный урок открывает изучение большой темы «Природные зоны России».Цели:Ввести понятие «природная зо...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе. Тема « Петр Великий».
Урок был проведён в 4 классах. Подготовлен с коллегой из параллельного класса. Мы стараемся работать, помогая друг другу. ...
методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"
Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...
Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков
I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....
Методическая разработка урока окружающего мира "Пришла зима" 1 класс, ПНШ.
Конспект урока с презентацией....
Методическая разработка урок окружающего мира «Мир растений» 1 класс
Урок окружающего мира«Мир растений»1 класс...