Разработка урока окружающего мира "Кто во что верит" для 4 класса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Литвин Наталья Михайловна

Способствовать осмыслению учащимися того, что единое человечество состоит из людей атеистического типа мировоззрения  и религиозного, которое в свою очередь имеет множество видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4 класс "Школа 2100"378.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Кто во что верит»

Цели урока: 1) способствовать осмыслению учащимися того, что единое человечество состоит из людей атеистического типа мировоззрения  и религиозного, которое в свою очередь имеет множество видов (на данном уроке мы ограничимся знакомством с мировыми религиями);

2) развивать умение извлекать информацию из текстов, схем, строить речевое высказывание в устной форме, анализировать содержание текста; умение слушать и понимать других; определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) заложить основы уважительного и заинтересованного отношения к разным религиям, культурам, из которых складывается человеческое общество.

Ход урока

1. Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности.

-Сколько много еще нам предстоит познать.

- Что сегодня нам откроет история?

- О чем поведает наша книга?

- Какие знания мы получим на уроке?

- И если внимательно работать, то обязательно на этот вопрос ответим в конце урока.

- Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что  этот урок принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.

2. Этап подготовки к активному усвоению знаний.

А) Повторение сведений об эпохах.

–Мы продолжаем наш разговор об истории человечества. Давайте вспомним, какие эпохи прошел человек в своем нелегком пути. (на доске размещаются карточки с названиями - первобытное общество, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время)

- Каждая эпоха обладала какими-то своими особенностями. Давайте попробуем с вами соотнести эпохи и относящиеся к ним понятия (вывешиваются карточки с различными понятиями)                                                                        5 человек у доски

ПЛЕМЯ, КАМЕННЫЙ ТОПОР, РЕЧЬ,ПИСЬМЕННОСТЬ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ, РЫЦАРЬ, ИНКВИЗИЦИЯ, ЖАННА Д'АРК, АЛХИМИЯ, КОЛОНИИ, ХРИСТОФОР КОЛУМБ, ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, КОСМОНАВТИКА, ООН, ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, РЕЛИГИЯ

-  Возникла проблема. Несколько групп захотели поставить в свою эпоху понятие «религия». А что это такое? Объясните это слово.

- Давайте обратимся к толковому словарю.

Религия-…

значение слов

религия

вера людей в существование высших , сверхъестественных сил

религиозные обряды

таинства, посвященные различным праздникам

священнослужители

посредники между богом и людьми

атеисты

Люди, которые считают, что мир и человек возникли и живут сами по законам природы, а не по воле богов?

- Почему же эта карточка понадобилась нескольким группам? (во все времена люди верили в существование высших сил. Их существованием объяснялось все, что человек не мог объяснить сам.)

 

Б) Сообщение учащихся по теме «Короли, президенты и граждане».

- Я предлагаю вам немного вспомнить ранее изученный материал с помощью теста.

Тест

1.Название государства, где власть передаётся в результате народных выборов.

а) монархия                                         б) республика

2. Имя мореплавателя открывшего Америку.

а) Христофор Колумб                         б) Фернандо Магеллан

3. О представителях, какой расы идёт речь: «У них тёмная кожа, курчавые

волосы, которые защищают организм от солнечных ожогов и перегрева.

а) Негроидная раса                                 б)европеоидная раса

4. Кто является действующим президентом России.

а) Д.А. Медведев                                 б) В.В. Путин

5. Гимн, какой страны начинается со слов « Боже, храни королеву».

а) Великобритания                                 б) Швеция

6. Против кого несколько столетий воевали рыцари – католики?

а) Мусульмане б) православные

7. Название времени между древностью и Новым временем.

а) Новейшее                                         б) Средневековье

В) Беседа о приметах.

- Как вы понимаете выражение - «Говорят не повезет, если чёрный кот дорогу перейдет»… ? О чем идет речь? (здесь идет речь о народных приметах, связанных с пятницей, 13 и черным котом).

- Поднимите руки, кто верит в народные приметы?

- А кто решает верить или нет в приметы?

- Какой же вывод мы можем сделать? (Кто-то верит, а кто-то нет, это выбирает каждый сам) Итак тема нашего урока звучит – КТО ВО ЧТО ВЕРИТ?

3. Постановка темы, формулирование цели, проблемы  урока.

- Давайте прочитаем диалог наших героев в учебнике стр. 90 и определим, какое противоречие возникло между ними.

- Ребята, кто прав в этом споре?

- Можно считать, что права Анюта?

- Можно согласиться с Илюшей?

- Какие еще мнения у вас есть? Заметьте, на мои вопросы вы дали разные ответы...

- Какой вопрос у вас возникает? (Могут ли Илюша и Анюта думать одинаково?)

- Запишем на доске проблемный вопрос сегодняшнего урока:

Могут ли все люди думать одинаково?

- Итак, тема нашего урока. «Кто во что верит».

- На этот вопрос мы должны найти сегодня ответ. Но что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (знать о религиях больше) Также нам нужно выяснить, как называют людей, которые не относятся ни к одной из религий.

“Многоликое человечество. Мы разные…”

– “по внешнему облику”;

– “по национальности”;

– “по месту рождения и проживания”;

– “по взглядам на мир”.

–Итак, даже в нашем классе есть представители православных, мусульман, есть неверующие. Где-то в мире, в том числе и рядом с нами, живут тысячи буддистов, католиков, христиан, язычников. У каждого из них своя вера. Но разве может существовать несколько истин? Ведь правда должна быть одна. Кто же прав? Чья вера истинна?

- Попробуйте найти ответ на эти вопросы.

-Может быть, вы знаете какие-нибудь вероисповедания?

4. Этап открытия новых знаний.

- Ребята, что нам надо знать, чтобы решить проблему, которую мы с вами выделили?

- Что мы уже знаем о многоликом человечестве с прошлых уроков? Заполним таблицу.

  • Ребята, посмотрите на главный вопрос нашего урока и предположите, что можно записать в третьем «окошке» схемы.
  • На какие множества можно разделить людей относительно веры? (Одни верят, другие - нет.)
  • Вспомните, во что с древних времен верят люди. (В Бога, в разных богов... ) 
  • Как одним словом назвать веру людей в существование высших, сверхъестественных  сил -  Бога (Богов) (религия).
  • Теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу – К КАКОЙ ЭПОХЕ ОТНЕСТИ ПОНЯТИЕ РЕЛИГИЯ? Ответить на этот вопрос вам поможет учебник – статья «У Бога милости много». Прочитайте и ответьте на поставленный вопрос. (Ответы учащихся)
  • Подберите подписи к рисункам.

    – Давайте попробуем выделить структурные элементы религии.

  • Бог.
  • Посредник между Богом и человеком.
  • Места для поклонений.
  • Обряды.

– Любая религия берёт начало в язычестве. Религий в мире существует огромное множество.

- Что такое религия?

- Что вы можете сказать о религиозных обрядах?

- Кто такие священнослужители?

Подберите подписи к рисункам (стр.91)

 

- А что же происходило с теми, кто был не согласен со священниками? (стр.92, выборочное чтение).

- Каких людей называют атеистами?

- Как поступали с людьми думающими иначе?

- Примером служит трагедия Джордано Бруно. Ученый пытался выяснить истину: какое небесное тело вращается вокруг какого – Солнце вокруг Земли, как считалось католической церковью или наоборот. Когда он выяснил, что на самом деле солнце стоит на месте, церковь признала его еретиком. За то, что он усомнился в принципах веры и не отрекся от ложного, по их мнению, убеждения, его сожгли на костре.

- А что происходило, когда к власти пришли атеисты? (они тоже устраивали гонения на церковь и на не согласных с ними. Атеисты считали, что освобождают народ от заблуждения и обмана)

- Как поступили с патриархом Русской православной церкви Тихоном? (ответы детей)

- А что произошло с храмами после революции 1917? (превращали в кинотеатры и склады).

- А существует ли научное название «неверия» ни в каких богов? (атеизм) Прочитайте статью «Свобода совести». Что вы можете сказать об атеистах?

- Итак, заполним последнее окошечко в нашей схеме. По отношению к вере всех людей можно разделить на какие 2 группы, запишем.

- Давайте обратимся к учебнику. На с. 92 представлены четыре иллюстрации. Обсудите в парах и определите, какие высказывания принадлежат религиозным, верующим людям, а какие атеистам.

- Проверим ваши ответы.

- Кто прав в своих взглядах на мир - верующие или атеисты? Если все люди такие разные, что не могут думать одинаково, как же им тогда жить вместе в мире и согласии на одной планете? (Во что верить, а во что нет, каждый человек решает сам)

- А что касается верующих людей, все ли они думают одинаково, все ли они верят в одного единственного Бога? (ответы детей)

- Да, в мире существует много религий. Но какая же вера истинная, какую религию выбрать?  Есть ли что – то похожее во всех религиях мира? Что же это? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам проанализировать три основных религии: буддизм, христианство, ислам. Эти три религии  называют мировыми.

http://festival.1september.ru/articles/591252/img1.gif

– Посмотрите, на какие группы разделились люди по взглядам. Во все времена велись воины за свои убеждения, взгляды на мир… 

  1. Джордано Бруно был сожжен в Риме, на площади Цветов, 17 февраля 1600 года, как еретик и нарушитель монашеского обета.
  2. Возникновение христианства на Руси, сожжение языческих идолов.
  3. Крестовые походы (насильно насаждалась вера).
  4. Революция 1917 года. Уничтожение храмов, расстрел священнослужителей.
  5. Наше время: война на Ближнем Востоке.

- Сейчас по рядам давайте попробуем проанализировать эти три религии.

Результаты исследований оформим в виде таблицы:

Название

Религии

К кому обращаются с молитвой

Место для богослужения

Посредник между богом и человеком

Священная книга

Основная идея, суть религии

Буддизм

Христианство

Ислам

Буддизм

Буддизм — древнейшая из мировых религий. Буддизм получил название от имени, а точнее, от почётного титула своего основателя Будды, что означает «Просветлённый», «Пробуждённый».

Свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды называется Трипи́така. В переводе Трипитака означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела.

Буддисты проводят богослужения в храмах или небольших помещениях для служб (вихары).

Буддизм появился в 5 -6 вв. до н.э. в Индии. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились значительно позже (христианство — пять, ислам — двенадцать веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования — иными словами, высокоразвитую цивилизацию.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти.
      Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его жизнь постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость.

Христианство

Христианство – одна из распространённых в мире религий, вера в Бога. Священной книгой христиан является Библия. В ней говориться о том, как Бог сотворил мир, жизнь на Земле и человека. В Библии рассказано о рождении Сына Бога – Иисуса Христа и его жизни. Христиане верят, что Иисус Христос явился на землю 20 веков назад, чтобы спасти род человеческий от горя и зла и научить его добру и справедливости.

По преданию, у Христа и его учеников нашлось много врагов. Они схватили Иисуса и распяли на кресте. Но, как гласит Библия, Сын Божий через три дня воскрес из мёртвых и вознёсся на небо.

Людей, которые поверили в его учение и приняли новую веру - христианство, с течением времени становилось всё больше и больше. Поэтому неудивительно, что точкой отсчёта новой эры был выбран момент рождения Иисуса Христа.

Основным местом богослужения является храм. Православный храм, символизирующий землю, с куполом (символ неба) – это образ мира. Купол так же символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Богу.

Ислам

Ислам - одна из распространённых в мире религий, последователей которой называют мусульманами.

Мусульмане верят, что существует только один Бог –создатель мира Аллах.

Чтобы научить людей правильной жизни, Аллах обращался к ним через пророков – особых людей, в уста которых Бог вкладывал свои слова. Последним и главным пророком Аллаха был Мухаммед, который жил 14 веков назад ( в 7 в. н.э.).

Слова Аллаха, произнесённые Мухаммедом, записаны в священной книге мусульман Коране. Эта книга учит мусульман не совершать злых поступков, творить добрые дела во имя Аллаха.

Молитвенное здание мусульман именуется мечетью. Сначала к зданию мечети не предъявляли особых требований, но в нем обязательно должны были отсутствовать идолы или изображения живых существ, которые могли служить объектом поклонения. На захваченных мусульманами территориях в мечеть превращалось любое подходящее здание, способное вместить в пятницу всех верующих данной округи.

Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет – башню, с которой возглашают призыв на молитву.

 Для пребывания в мечете от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части, либо в изолированных галереях мечети.

       С течением времени ислам распространился во многих странах. Сейчас в современной России многие люди исповедают исламскую религию.

Проверка. Ребята, давайте посмотрим на  результаты вашей работы.

Название

религии

К кому обращаются с молитвой

Место для богослужения

Посредник между богом и человеком

Священная книга

Основная идея, суть религии

Буддизм

Будда

Храм

Лама

Трипи́така

Вера в добро, жизнь по совести …

Христианство

Бог, Иисус Христос

Храм, церковь

Священно-служитель

Библия

Ислам

Аллах

Мечеть

Мулла

Коран

Вывод: различия есть, но касаются чисто внешней стороны, основные идеи учения одни и те же.

– А атеистам будут ли чужды эти идеи?
– Тогда получается,  что лучшей религии нет?  Как определить во что верить?.. (Верят все кто во что хочет.)

  • Ребята, а что же подскажет человеку, как правильно думать, поступать, во что верить?  (Совесть человека, его душа.)

- Давайте сравним наш вывод с выводом авторов учебника на с. 93.
– !!! Только сам человек может решить, придерживаться ему какой-нибудь веры или нет. А подсказать решение должны его разум и совесть, но не чьё-то принуждение. Это великое право каждого человека называется свободой совести.

- В разных местах Земли люди думают по – разному. Но есть нечто объединяющее их – это вера. Значит, мы можем собрать этих людей в одну группу. Правы и те, и другие. Эти люди могут жить вместе. Надо, чтобы люди уважали мнения друг друга, даже если они с чем – то не согласны. Если человек во что – то верит, не будем его осуждать. Каждый решает сам – во что верить.

5. Этап первичного закрепления знаний.

А) Рассматривание слайдов с изображениями памятников культуры.

- Вспомните, что необходимо верующим людям для богослужения? (храмы, книги, священные предметы)

-  Внимательно рассмотрите слайды и расскажите, какие изображения священных предметов и основателей религий вы увидели.

- Все изображения разные, по-разному выполнены, но что же их все объединяет? (Всё это памятники человеческой культуры и искусства.)

- Что такое культура? (Все полезное или красивое, что создано людьми, а не природой).

- Можно ли считать хорошим поступком уничтожение какой-нибудь из этих памятников культуры?

Вывод: Уничтожение священного для верующего предмета – это оскорбление, по золотому правилу нравственности – это плохой поступок. Кроме того, любоваться памятником культуры может человек любой религии, потому что он может быть интересен для разных людей. Значит, уничтожение любого памятника культуры – это вред всему человечеству.

Б) Самостоятельная работа в тетради – заполнение текста с пропущенными словами.

6. Итог урока. Рефлексия.

_ Так какая же религия лучше?

Вывод: каждый человек имеет право на веру и неверие. Судить о человеке по его вероисповеданию нельзя. Вера – внутреннее состояние человека.

-А зависит ли от вероисповедания наше отношения к людям? Разве от веры человека должно зависеть наше к нему отношение? А что для нас важно в человеке (его нравственные качества, воспитание, отношение к окружающему миру и людям).

 

-Идет великий пост, призывая нас к раздумьям над своими поступками, очищению своей души и может давая еще раз подумать: «Как я живу? Всегда ли мои поступки идут рядом с моей совестью? И как сделать так, чтобы не было мучительно стыдно за свои прожитые годы»

–Тогда, может быть, и не нужен был наш сегодняшний разговор о религиях?

-Каждая религия – часть мировой истории и культуры. Истинно культурный человек должен знать об окружающем его мире и живущих рядом, уважать человека, представителя любой веры.

-Смогли ли вы узнать сегодня что-то для себя новое? Пригодится ли эти знания вам в жизни? Был ли наш урок для вас полезен?  На следующем уроке мы продолжим наш разговор об прошлом и настоящем человечества.

7. Домашнее задание 

- Подготовить информацию о других религиозных направлениях.  Сориентироваться в выборе темы вам помогут страницы учебника с. 94-95 и тетради с.64, №3.

-Также Илюше снова потребуется ваша помощь с редактированием письма от его друга (найти ошибочные высказывания) и написанием ответа (Т. с. 65, №5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Природные зоны.Арктика"

Презентация составлена к уроку окружающего мира в четвёртом классе по теме «Суровая Арктика».Данный урок открывает изучение большой темы «Природные зоны России».Цели:Ввести понятие «природная зо...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе. Тема « Петр Великий».

                Урок был проведён в 4 классах. Подготовлен   с коллегой из параллельного класса. Мы стараемся работать, помогая друг другу.   ...

методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"

Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...

Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков

I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....