Программа внеурочной деятельности "Оч. умелые ручки"
рабочая программа (1 класс) по теме
Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством работы с разнообразным материалом.
Задачи:
1) Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края.
2) Создание условий для формирования художественно- творческой активности учащихся.
3) Формирование навыков и приемов работы с бумагой, тестом; навыков вышивания; вязания крючком и спицами; изготовления мягкой игрушки.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_ochumelye_ruchki.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Южно-Степная средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
___________ ____________ Директор школы:
___ Мошкова Л.Н.
Рабочая программа
«Оч.умелые ручки»
социальное направление
Автор – составитель: Кадочникова Татьяна
Владимировна учитель начальных классов
пос.Южно-Степной
2011
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством работы с разнообразным материалом.
Задачи:
- Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края.
- Создание условий для формирования художественно- творческой активности учащихся.
- Формирование навыков и приемов работы с бумагой, тестом; навыков вышивания; вязания крючком и спицами; изготовления мягкой игрушки.
Дети на протяжении 4-х лет обучения должны научиться изготавливать разнообразные сувениры из соленого теста, познакомиться с разнообразием аппликации и научиться выполнять аппликацию из бумаги и ткани; познакомиться и научиться изготавливать мягкую игрушку, научиться вышивать; самостоятельно разбираться в предлагаемой работе, находить наиболее короткий и рациональный путь изготовления изделия, доводить работу до конца, осознанно выполнять правила безопасности труда, уважительно относиться к труду другого, познакомиться с разнообразием видов декоративно-прикладного искусства.
Продолжительность программы:
Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Объем программы- 268 часов, которые распределяются следующим образом:
- Первый год обучения: 64 часов (два раза в неделю по 1 часу)
- Второй год обучения: 68 часов (два раза в неделю по 1 часу)
- Третий год обучения:68 часов (два раза в неделю по 1 часу)
- Четвертый год обучения: 68 часов (два раза в неделю по 1 часу)
Программа обучения состоит из учебных модулей: «Изделия из природного материала», «История ручного вязания», «История вышивки и мягкой игрушки», «История аппликации», «История народной игрушки», «Аппликация. Виды аппликации», «Вышивка крестом», «Лепка из соленого теста», «Вязание спицами и крючком», «Изготовление мягкой игрушки».
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- Системно-деятельностного подхода. Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого кружка, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
- Личностно-ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающегося, т.е. к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также его уровень интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
- Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- Сотрудничества и ответственности;
- Сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
- Систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Кроме того, обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному»: от вырезания простых и симметрических форм – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к лепке объемных форм.
Особенностью второго, третьего и четвертого годов обучения является то, что весь процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: каждая тема в течение года подается с возрастанием степени сложности.
В процессе обучения используются методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использованием фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, т.е. каждый учащийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, экскурсия, учебная игра, «творческие минутки», в ходе которых педагог знакомит учеников с творчеством художника или группы художников, чьё творчество объединено общей тематикой, знакомит с видами декоративно-прикладного искусства.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденной теме;
- Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
- Рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
- Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита проекта /выпускной работы/, участие в конкурсах, ярмарках, выставках.
Возраст обучающихся: 7-10 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.
Наполняемость группы – 8-10 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.
Программа дает возможность детям проявить себя, работая с бумагой, природным материалом, тканью, пластилином. Трудовая деятельность развивает природные задатки и способности детей, помогающие достижению успеха; учит приёмам исполнительского мастерства. В занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых. Для младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструированием. Начиная со свободной игры с простейшими моделями, дети постепенно переходят к индивидуальной и групповой сборке всё более сложных моделей, а затем – к групповым и индивидуальным творческим проектам.
Виды внеучебной деятельности учащихся
— Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
— моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
— решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор
оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
— простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Программа воспитывает содержанием и характером делового, межличностного, межвозрастного общения в процессе производительного труда. Воспитывает тем, что необходимо ученику принимать решения и брать на себя ответственность (непосредственно в производстве, в управлении). Воспитывает тем, общественной и личной значимостью и ценностью производимого продукта. Воспитывает необходимостью проектировать, планировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность. Воспитывает эстетикой высокоорганизованного и технологичного труда. Воспитывает трудовой дисциплиной, понимаемой как добровольноесамоограничение в процессе труда.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);
- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
II. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Занятия детей продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достиже¬нии цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
III. Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Экскурсия в парк. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Правила просушивания и хранения природных материалов. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Беседа о природе родного края, её красоте, бережном отношении к ней. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
Практическая работа: простейшая аппликация из листьев «Лиса», «Зайчата», «Грибок», «Птичка».
2. Работа с бумагой.
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей. Правила безопасности при работе с ножницами и клеем. Летающие и плавающие модели. Понятие: летательный аппарат, оригами.
Практическая работа: проектирование и изготовление различных игрушек из бумаги (разные типы самолётиков с последующим состязанием полётов на дальность; разные типы корабликов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции).
3. Работа с различными тканями, простейшая мягкая игрушка.
Краткая история знакомства с различными тканями. Правила безопасности на рабочих местах. Правила безопасности при работе с ножницами и иглой. Знакомство с профессиями работников, занятых в ткацкой промышленности. Виды тканей. Подготовка тканей, необходимые инструменты. Особенности изготовления мягкой игрушки (обведение по шаблону, вырезание, сшивание, набивка).
Практическая работа: мягкая игрушка «Зайчик», «Собачка», «Котик».
4. Экскурсия в местный музей на выставку народного творчества.
Правила поведения в гостях.
Практическая работа: сделать самому понравившуюся работу.
5. Работа с природным материалом.
Дары леса. Виды листьев. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Техника безопасности при работе с ножницами, шилом и клеем.
Практическая работа: изготовление аппликаций проект «Растения нашего леса», «Животный мир леса», «Наши домашние животные».
6. Морские пришельцы (работа с фасолью, горохом, семечками подсолнуха и тыквы, рис, гречка и т.д.).
Семена растений, сбор семян, хранение их и обработка. Свойства природных материалов. и приемы работы с этими материалами. Использование семян для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров семян. Техника безопасности при работе с разными материалами. Прием нанесения разметки с помощью кальки.
Практическая работа: сортировка и систематизация семян, проектирование изделий из семян, оформление работ из семян, оформление рамок для поделок, «Подводный мир».
7. Отчётная выставка – ярмарка работ школьников.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.
8. Художественное конструирование.
Беседа «Что такое конструирование?». Виды художественного конструирования из бумаги путём сгибания. Виды бумаги. Соединение в цепочку без клея. Браслет. Бусы.
Понятия: браслет, плетение, конструирование.
Практическая работа: гирлянда «Ёлочка», новогодние игрушки.
9. Оригами.
Беседа «Из истории бумаги». Знакомство с навыками работы с белой бумагой. Совершенствование приёмов сгибания, скручивания. Различные приёмы складывания полоски и прямоугольника. Изучение условных знаков принятых в оригами. Понятие: оригами.
Практическая работа: оригами: «Заяц», «Лиса», «Бабочка», « Рыбка», «Мой любимчик», «Цветы», придумать рассказ.
10. Работа с бумагой.
Знакомство с различными видами бумаги, с техниками аппликации, с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
Практическая работа: Аппликация: «На полянке. Бабочка. Стрекоза. Жук». Насекомые родного края.
11. Экскурсия в местный музей на выставку народного творчества.
Правила поведения в гостях.
Практическая работа: сделать самому понравившуюся работу.
12. Пластилин.
Беседа о пластилине «Из истории глиняной игрушки». Виды обработки пластилина. Узоры из пластилина, полученные раскатыванием жгутиков. «Расписной» пластилин, полученный способом резания. Смешивание пластилина. Техника безопасности при работе с ножом, стеком.
Практическая работа: работа из пластилиновых жгутиков «Колокольчик», «Цветик - семицветик». Лепка овощей, фруктов, животных.
13. Отчётная выставка – ярмарка работ учащихся.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.
2 год обучения
1. Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Понятие: народно-прикладное искусство, орнамент.
2. Лепка из соленого теста. История лепки. Барельеф. Композиция.
Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Сравнение приемов работы с соленым тестом и приемов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера. Инструменты, используемые пекарем и кондитером. Понятия: тестопластика, барельеф, композиция.
Практические работы: Композиция «Золотая рыбка». Композиция «Урожай». Натюрморт из фруктов и овощей.
3. Экскурсия в местный музей на выставку народного творчества.
Правила поведения в гостях.
Практическая работа: сделать самому понравившуюся работу.
4. Аппликация. Понятие об аппликации. Виды аппликации. Предметная и сюжетная аппликация. Аппликация из ткани.
Понятие: аппликация. Знакомство с различными видами бумаги, с техниками аппликации, с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Предметная и сюжетная аппликация. Аппликация из ткани. Использование литературных текстов для презентации изделий. Организация рабочего места.
Практическая работа: изготовление аппликаций по придуманным темам детьми.
5. Вышивка. История русской вышивки. Простейшие швы. Перевод рисунка на ткань. Вышивка изделий «крестом». Изготовление прихваток и грелок для чайника. Их отделка с помощью аппликации или вышивки.
Способ офлрмления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Правила перевода рисунка на ткань. Разметка изделий. Выбор ткани. Отделка ткани с помощью аппликации или вышивки. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Организация рабочего места при шитье. Понятие: пяльцы. Профессии: вышивальщица, швея.
Практические работы: Вышивка салфеток, изготовление прихваток и грелок для чайника.
6. Вязание. Вязание спицами. Основные приемы. Простейшие виды вязок. Ободки и шарфы простой вязки.
Знакомство с новым технологическим процессом – вязанием. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания: крючок и спицы. Правила работы со спицами. Понятия: «лицевая петля», «изнаночная петля», «накид», «резинка». Простейшие узоры. Организация рабочего места при вязании.
Практические работы: вязка ободков и шарфов простой вязки. Их демонстрация. Показ мод.
7. Мягкая игрушка. История игрушки. Материалы. Игрушки из ниток и лоскутков. Объемные игрушки.
Технологический процесс производства тканей. Виды тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Сочетание цветов. История игрушки. Приемы изготовления игрушек. Игрушки из ниток и лоскутков. Объемные игрушки. Правила работы по эскизам. Выкройка деталей. Правила работы с ножницами и иглой. Организация рабочего места при шитье.
Практические работы: Игрушки из ниток и лоскутков. Объемные игрушки по желанию детей.
Проекты: «Вторая жизнь одежды», «Моя игрушка».
8. Отчётная выставка – ярмарка работ учащихся.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.
3 год обучения
1. Вводное занятие. Экскурсия в местный музей на выставку народного творчества.
2. Лепка из соленого теста. Картины из теста. Продолжается знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой, приемами работы с соленым тестом. Создание картин. Правилами сочетания цветов. Организация рабочего места.
Практические работы: Картины из теста.
3. Аппликация. Нарядные декоративные прихватки.
Понятие «аппликация». Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Предметная и сюжетная аппликация. Аппликация из ткани. Сочетание цветов. Подбор ткани для прихватки. Прихватка и её назначение. Декоративная отделка прихватки с помощью вышивки или апликации. Организация рабочего места.
Практическая работа: изготовление наряднрй декоративной прихватки.
4. Кукла на чайник. Игольница «Кактус». Настенная кукла.
Проекты: «Кукла на чайник». «Игольница «Кактус». «Настенная кукла». Заполнение технологических карт. Назначение изделия. Работа с тканью, бумагой по шаблону (готовому) или самостоятельно составленному. Презентация, работа с технологической картой, расчет стоимости изделия. Работа с различными материалами. Правила безопасной работы с иглой, ножницами и клеем. Организация рабочего места при шитье.
Профессии: проектировщик, швея, художник-декоратор.
5. Вышивка. Вышивка «гладью» салфеток, воротничков, платков. Изготовление диванных подушек и их вышивка.
Понятия: «вышивка», «гладь». Виды и свойства тканей. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Разметка узора. Правила переноса рисунка на ткань. Техника выполнения шва «гладь». Техника выполнения стебельчатого шва. Изготовление диванных подушек и их вышивка различными швами. Организация рабочего места при шитье.
Профессии: модельер, закройщик, швея, вышивальщица.
Практические работы: вышивка «гладью» салфеток, воротничков, платков. Изготовление диванных подушек и их вышивка.
6. Вязание. Вязание спицами шапочек. Вязание юбок. Вязание крючком. Основные приемы. Вязание крючком салфеток.
Продолжение знакомства с приемами вязания, инструментами для вязания: крючком и спицами. Правила безопасной работы с крючком и спицами. Снятие мерок. Расчет петель. Подбор пряжи. Чтение простых схем. Понятия: «вязание», «воздушная петля», «столбик без накида», «столбик с накидом», «изнаночная петля», «лицевая петля», «узор», «схема», «мерка», «крючок», «спица». Организация рабочего места при вязании.
Практические работы: Вязание спицами шапочек. Вязание юбок. Вязание крючком салфеток.
7. Мягкая игрушка. Изготовление объемной мягкой игрушки.
Мягкая игрушка. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и их назначение. Правила работы с иглой, правила техники безопасности при шитье. Организация рабочего места при шитье. Проект «Подарок». Составление технологической карты. Презентация, расчет стоимости игрушки.
Профессии: игрушечник.
Практическая работа: проект «Подарок».
8. Панно «Ослик» или «Рабочий уголок».
Понятия: «панно», «рабочий уголок». Работа с различными материалами. Проектирование «рабочего уголка». Подбор материалов. Составление технологической карты. Презентация, расчет стоимости панно. Организация рабочего места. Профессии «проектировщик».
Практические работы: Панно «Ослик» или «Рабочий уголок».
9. Отчётная выставка – ярмарка работ учащихся.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.
4 год обучения
1. Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство России.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством России. Основные виды декоративно-прикладного искусства: бисероплетение, вышивание, вязание, макраме, художественная роспись по дереву (Хохломская роспись, Городецкая роспись), художественная роспись по металлу (Жостовская роспись, Финифть), художественная роспись по керамике (Гжель, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка), чеканка, оригами и др.
2. Аппликации. Аппликация из соломы. Техника выполнения. Выполнение аппликационных работ из соломы.
Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала – соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технологии подготовки соломки – холодный и горячий. Изготовление аппликации из соломки. Учёт цвета, фактуры соломки при создании композиции. Понятия: соломка, междоузлия. Подготовка рабочего места. Техника безопасности при работе с утюгом.
Практическая работа: выполнение аппликационных работ из соломы.
3. Декоративная аппликация на ткани в сочетании с элементами вышивки.
Создание ковриков, салфеток, панно. Декоративная аппликация на ткани в сочетании с элементами вышивки. Профессии: рекламщик, поэт. Правила работы с иглой, правила техники безопасности при шитье. Организация рабочего места при шитье.
Проекты: коврики, панно, салфетки. Составление технологической карты. Расчет стоимости изделия. Презентация изделия, реклама.
4. Вязание. Двух- и многоцветное вязание на спицах. Создание костюмов для кукол. Кольцевое вязание. Вязание крючком. Разнообразные виды салфеток.
Продолжение знакомства с приемами вязания, инструментами для вязания: крючком и спицами. Правила безопасной работы с крючком и спицами. Снятие мерок. Расчет петель. Подбор пряжи. Чтение простых схем. Понятия: двух- и многоцветное вязание на спицах, «воздушная петля», «столбик без накида», «столбик с накидом», «изнаночная петля», «лицевая петля», «узор», «схема», «мерка», «крючок», «кольцевое вязание». Организация рабочего места при вязании.
Практические работы: Вязание спицами костюмов для кукол. Вязание крючком салфеток.
5. Мягкая игрушка. Каркасные игрушки. Куклы и сказочные игрушки.
Куклы-марионетки. Перчаточные куклы.
Продолжение знакомства с различными видами игрушек. Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника- декоратора, кукловода. Каркасные игрушки. Куклы и сказочные игрушки. Куклы-марионетки. Перчаточные куклы. Проект «Готовим спектакль». Проектная деятельность. Заполнение технологических карт. Изготовление кукол – марионеток, перчаточных кукол, каркасных игрушек. Работа с тканью, шитье. Изготовление выкройки по шаблону. Расчет стоимости изделия, презентация куклы.
Профессии: кукольник, художник – декоратор, кукловод.
Понятия: театр, театр кукол, программа.
6. Банки-сувениры.
Работа с различными материалами: пластиковыми, стеклянными, алюминевыми банками и бутылками. Изготовление сувениров. Технология аппликации на банке. Рисование красками. Изготовление кукол – карандашниц. Правила безопасной работы с ножницами и клеем. Организация рабочего места.
Практические работы: изготовление сувениров.
7. Лепка из солёного теста. Изготовление сувениров.
Продолжается знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой, приемами работы с соленым тестом. Создание сувениров. Правилами сочетания цветов. Организация рабочего места.
Практические работы: сувениры из теста.
8. Вышивка. Вышивка настенного панно изученными швами. Вышивка полотенец.
Понятия: «вышивка», «виды швов». Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Разметка узора. Правила переноса рисунка на ткань. техника выполнения швов «крест», «козлик». Организация рабочего места при шитье. Вышивка настенного панно изученными швами. Вышивка полотенец.
Профессии: модельер, закройщик, швея, вышивальщица.
Практические работы: вышивка настенного панно изученными швами. Вышивка полотенец.
9. Отчётная выставка – ярмарка работ учащихся.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.
IV. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся.
- Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца « хорошего ученика»;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности
- учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- чувство прекрасного и эстетические чувства;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
- Коммуникативные универсальные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- выполнять правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером.
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
- создавать и изменять простые объекты с помощью компьютера, искать информацию с использованием простейших запросов.
Чтение: работа с информацией.
- Получение, поиск и фиксация информации:
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема).
- Понимание и преобразование информации.
- понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;
- находить информацию, факты.
- Применение и представление информации.
- участвовать в диалоге при обсуждении;
- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.
- Оценка достоверности получаемой информации:
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
5. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
- владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; рисовать изображения на графическом планшете;
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
- описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения,
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта, украшение комнаты, одежды и т. д.);
- соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
V. Учебно-тематический план с определением основных видов деятельности обучающихся.
Учебно–тематическое планирование на первый год обучения
№ | Темы | Количество часов | Виды деятельности обучающихся | ||
Всего | Типовое занятие | Практическое занятие | |||
1 | Вводное занятие. Практическая работа: простейшая аппликация из листьев «Лиса», «Зайчата», «Грибок», «Птичка». | 4 | 2 | 2 | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). |
2 | Работа с бумагой. Практическая работа: проектирование и изготовление различных игрушек из бумаги (разные типы самолётиков с последующим состязанием полётов на дальность; разные типы корабликов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции). | 8 | 2 | 6 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону, и сгибанием. Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать при помощи оригами игрушки. Выполнять простейшие исследования: промокание бумаги. Планировать и осуществлять работу. Вести записи исследований. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
3 | Работа с различными тканями. Практическая работа: мягкая игрушка «Зайчик», «Собачка», «Котик». | 6 | 1 | 5 | Осмысление значимости организации рабочего места удобного и безопасного использования материалов и инструментов, осмысление индивидуальных особенностей в организации рабочего места, освоение способов организации рабочего места в соответствии с целью и индивидуальными особенностями, осваивать правила экономного расходования тканей и ниток при изготовлении изделия. Планировать и осуществлять работу. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. |
4 | Экскурсия в местный музей на выставку народного творчества. | 2 | 1 | 1 | Осуществлять поиск необходимой информации. Задавать вопросы о круге интересов. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. |
5 | Работа с природным материалом. Практическая работа: изготовление аппликаций проект «Растения нашего леса», «Животный мир леса», «Наши домашние животные». | 6 | 1 | 5 | Использовать умение работать над проектом: ставить цель, составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Планировать и осуществлять работу. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
6 | Морские пришельцы. Практическая работа: сортировка и систематизация семян, проектирование изделий из семян, оформление работ из семян, оформление рамок для поделок, «Подводный мир». | 8 | 2 | 6 | |
7 | Отчётная выставка – ярмарка работ школьников. | 2 | 1 | 1 | Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работу. Оценивать выступления по заданным критериям. Умение слушать собеседника. |
8 | Художественное конструирование. Практическая работа: гирлянда «Ёлочка», новогодние игрушки. | 4 | 1 | 3 | Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей, выбирать необходимые материалы и приемы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила безопасной работы с ножницами и клеем. Планировать и осуществлять работу. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
9 | Оригами. Практическая работа: оригами: «Заяц», «Лиса», «Бабочка», « Рыбка», «Мой любимчик», «Цветы», придумать рассказ. | 10 | 2 | 8 | |
10 | Работа с бумагой. Практическая работа: Аппликация: «На полянке. Бабочка. Стрекоза. Жук». Насекомые родного края. | 6 | 1 | 5 | |
11 | Экскурсия в местный музей на выставку народного творчества. | 2 | 1 | 1 | Осуществлять поиск необходимой информации. Задавать вопросы о круге интересов. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. |
12 | Пластилин. Практическая работа: работа из пластилиновых жгутиков «Колокольчик», «Цветик - семицветик». Лепка овощей, фруктов, животных. | 6 | 1 | 5 | Использовать умение работать над проектом: ставить цель, составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет, размер реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
13 | Отчётная выставка – ярмарка работ учащихся. | 2 | 1 | 1 | Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работу. Оценивать выступления по заданным критериям. Умение слушать собеседника. |
Итого | 66 | 17 | 49 |
Учебно–тематическое планирование на второй год обучения
№ | Тема | Количество часов | Из них | Виды деятельности обучающихся | |
Типовое занятие | Практическое занятие | ||||
1. | Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного искусства. | 1 | 1 | 0 | Осуществлять поиск необходимой информации. Задавать вопросы о круге интересов. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. |
2. | Лепка из соленого теста. | 9 | 5 | 4 | Ставить цель, составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Использовать приемы работы с тестом: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет, размер реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
2.1 | История лепки. | 1 | 1 | 0 | |
2.2 | Барельеф. Композиция. | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Композиция «Золотая рыбка» | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Композиция «Урожай». | 2 | 1 | 1 | |
2.5 | Натюрморт из фруктов и овощей. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Экскурсия в музей. | 1 | 1 | 0 | Осуществлять поиск необходимой информации. Задавать вопросы о круге интересов. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. |
4. | Аппликация. | 10 | 3 | 7 | Осваивать технику создания аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объема. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы. Определять основные этапы изготовления аппликации. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности до и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работу свою и друга. Соблюдать правила работы с ножницами, клеем, электрическим прибором – утюгом. Знать особенности работы с тканью, технологию выполнения аппликации. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
4.1 | Понятие об аппликации. Виды аппликации. | 1 | 1 | 0 | |
4.2 | Предметная и сюжетная аппликация. | 5 | 1 | 4 | |
4.3 | Аппликация из ткани. | 4 | 1 | 3 | |
5. | Вышивка. | 17 | 4 | 13 | Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать технологию выполнения различных швов, правила переноса рисунка на ткань. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умения выполнять аппликацию на ткани, украшать прихватку с помощью вышивки. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
5.1 | История русской вышивки. | 1 | 1 | 0 | |
5.2 | Простейшие швы. Перевод рисунка на ткань. | 3 | 1 | 2 | |
5.3 | Вышивка изделий «крестом». | 9 | 1 | 8 | |
5.4 | Изготовление прихваток и грелок для чайника. Их отделка с помощью аппликации или вышивки. | 8 | 1 | 7 | |
6. | Вязание. | 13 | 4 | 9 | Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя материалы Интернета и собственные знания. Осваивать технику вязания спицами. Использовать правила работы спицами. Подбирать размер спиц в соответствии с нитками для вязания. Осваивать технику вязания лицевыми и изнаночными петлями, технику вязания воздушных петель, умение читать простейшие схемы. Правильно организовывать рабочее место. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
6.1 | Вязание спицами. Основные приемы. | 1 | 1 | 0 | |
6.2 | Простейшие виды вязок. | 2 | 1 | 1 | |
6.3 | Ободки и шарфы простой вязки. | 6 | 1 | 5 | |
7. | Мягкая игрушка. | 12 | 3 | 9 | Различать виды мягких игрушек. Знакомиться с правилами и последовательностью работы над мягкой игрушкой. Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Соотносить последовательность изготовления мягкой игрушки. Составлять технологическую карту. Подбирать из подручных средств материалы для изготовления изделия, находить применение старым вещам. Использовать стежки и швы, освоенные ранее. Соблюдать правила работы иглой, ножницами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
7.1 | История игрушки. Материалы. | 1 | 1 | 0 | |
7.2 | Игрушки из ниток и лоскутков. | 4 | 1 | 3 | |
7.3 | Объемные игрушки. | 11 | 2 | 9 | |
8. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | 1 | 0 | Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работу. Оценивать выступления по заданным критериям. Умение слушать собеседника. |
ИТОГО | 68 | 22 | 46 |
Учебно–тематическое планирование на третий год обучения
№ | Тема | Количество часов | Из них | Виды деятельности обучающихся | |
Типовое занятие | Практическое занятие | ||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 | Осуществлять поиск необходимой информации. Задавать вопросы о круге интересов. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. |
2. | Лепка из соленого теста. | 5 | 2 | 3 | Ставить цель, составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Использовать приемы работы с тестом: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет, размер реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий. Осваивать технику изготовления рельефной картины. Использовать при создании эскиза художественные приемы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
2.1 | Картины из теста. | 5 | 2 | 3 | |
3. | Аппликация. | 17 | 4 | 13 | Осваивать технику создания аппликации, использовать умения работать с тканью. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы. Определять основные этапы изготовления аппликации. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности до и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работу свою и друга. Соблюдать правила работы с ножницами, клеем, электрическим прибором – утюгом. Знать особенности работы с тканью, технологию выполнения аппликации. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
3.1 | Нарядные декоративные прихватки. | 3 | 1 | 2 | |
3.2 | Кукла на чайник. | 6 | 1 | 5 | |
3.3 | Игольница «Кактус». | 4 | 1 | 3 | |
3.4 | Настенная кукла. | 4 | 1 | 3 | |
4. | Вышивка. | 10 | 1 | 8 | Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать технологию выполнения различных швов, правила переноса рисунка на ткань. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умения выполнять аппликацию на ткани, украшать диванную подушку с помощью вышивки. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
4.1 | Вышивка «гладью» салфеток, воротничков, платков. | 5 | 1 | 4 | |
4.2 | Изготовление диванных подушек и их вышивка. | 5 | 1 | 4 | |
5. | Вязание. | 14 | 4 | 10 | Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя материалы Интернета и собственные знания. Осваивать технику вязания спицами и крючком. Использовать правила работы спицами и крючком. Подбирать размер спиц и крючков в соответствии с нитками для вязания. Осваивать технику вязания различных узоров, технику вязания воздушных петель крючком, умение читать простейшие схемы. Правильно организовывать рабочее место. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
5.1 | Вязание спицами шапочек. | 4 | 1 | 3 | |
5.2 | Вязание юбок. | 4 | 1 | 3 | |
5.3 | Вязание крючком. Основные приемы. | 2 | 1 | 1 | |
5.4 | Вязание крючком салфеток. | 4 | 1 | 3 | |
6. | Мягкая игрушка. | 10 | 2 | 8 | Различать виды мягких игрушек. Знакомиться с правилами и последовательностью работы над объемной мягкой игрушкой. Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Соотносить последовательность изготовления мягкой игрушки. Составлять технологическую карту. Подбирать из подручных средств материалы для изготовления изделия, находить применение старым вещам. Использовать стежки и швы, освоенные ранее. Соблюдать правила работы иглой, ножницами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
6.1 | Изготовление объемной мягкой игрушки. | 6 | 1 | 5 | |
6.2 | Панно «Ослик» или «Рабочий уголок». | 4 | 1 | 3 | |
7 - 8 | Подведение итогов. Организация выставки. | 2 | 1 | 1 | Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работу. Оценивать выступления по заданным критериям. Умение слушать собеседника. |
ИТОГО | 68 | 16 | 42 |
Учебно–тематическое планирование на четвертый год обучения
№ | Тема | Количество часов | Из них | Виды деятельности обучающихся | |
Типовое занятие | Практическое занятие | ||||
1-2 | Вводное занятие Декоративно-прикладное искусство России | 1 | 1 | 0 | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов, использовать информационно-компьютерные технологии). Задавать вопросы о круге интересов. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. |
1 | 1 | 0 | |||
3. | Аппликации | 15 | 3 | 12 | Осваивать способы подготовки и приемы работы с новым природным материалом – соломкой. Наблюдать и исследовать его свойства и особенности использование в декоративно-прикладном искусстве.Использовать технологию заготовки соломкидля изготовления изделий. Составлять композицию с учетом особенностей соломки, подбирать материал по цвету. размеру. Анализировать план работы по созданию аппликации из соломки, на его основе составлять технологическую карту. Корректировать и контролировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой. Выполнять раскрой деталей по шаблону. Использовать правила этикета при вручении подарка. |
3.1 | Аппликация из соломы. Техника выполнения. | 1 | 1 | ||
3.2 | Выполнение аппликационных работ из соломы. | 7 | 1 | 6 | |
3.3 | Декоративная аппликация на ткани в сочетании с элементами вышивки. | 7 | 1 | 6 | Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Выполнять изученные швы. Использовать умения выполнять аппликацию на ткани, украшать её с помощью вышивки. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
4. | Вязание. | 10 | 2 | 8 | Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя материалы Интернета и собственные знания. Осваивать технику вязания спицами и крючком. Использовать правила работы спицами и крючком. Подбирать размер спиц и крючков в соответствии с нитками для вязания. Осваивать технику вязания различных узоров, технику кольцевого вязания, умение читать простейшие схемы. Правильно организовывать рабочее место. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
4.1 | Двух- и многоцветное вязание на спицах. Создание костюмов для кукол. Кольцевое вязание. | 6 | 1 | 5 | |
4.2 | Вязание крючком. Разнообразные виды салфеток. | 4 | 1 | 3 | |
5. | Мягкая игрушка. | 21 | 5 | 16 | Различать виды мягких игрушек. Знакомиться с правилами и последовательностью работы над каркасными игрушками, технологией изготовления кукол-марионеток и перчаточных кукол. Осваивать технологию создания игрушки из подручных материалов. Составлять технологическую карту. Подбирать из подручных средств материалы для изготовления изделия, находить применение старым вещам. Использовать стежки и швы, освоенные ранее. Соблюдать правила работы иглой, ножницами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
5.1 | Каркасные игрушки. | 4 | 1 | 3 | |
5.2 | Куклы и сказочные игрушки. | 5 | 1 | 4 | |
5.3 | Куклы-марионетки. | 4 | 1 | 3 | |
5.4 | Перчаточные куклы. | 4 | 1 | 3 | |
5.5 | Банки-сувениры. | 4 | 1 | 3 | Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов, использовать информационно-компьютерные технологии). Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). |
6. | Лепка из солёного теста. | 8 | 1 | 7 | Ставить цель, составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Использовать приемы работы с тестом: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет, размер реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий. Осваивать технику изготовления сувениров. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
6.1 | Изготовление сувениров. | 8 | 1 | 7 | |
7. | Вышивка. | 11 | 1 | 10 | Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать технологию выполнения различных швов, правила переноса рисунка на ткань. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Использовать умения выполнять аппликацию на ткани, украшать настенное панно с помощью вышивки. Использовать умение вышивать полотенце «крестом» и «козликом». Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено. |
7.1 | Вышивка настенного панно изученными швами. | 5 | 1 | 4 | |
7.2 | Вышивка полотенец. | 6 | 0 | 6 | |
8. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | 0 | 1 | Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работу. Оценивать выступления по заданным критериям. Умение слушать собеседника. |
ИТОГО | 68 | 14 | 54 |
VI. Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных результатов освоения курса
№ | Критерии (выбираются из перечня планируемых результатов ФГОС НОО) | Диагностические средства, инструментарий | Сроки проведения |
Метапредметные
| проект «Растения нашего леса» | 1 год обучения | |
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность научиться:
| Проекты: «Вторая жизнь одежды», «Моя игрушка». | 2 год обучения | |
Метапредметные: Обучающийся научится: • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций; • выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом; • высказывать суждения; обосновывать свой выбор; • проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки; • сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям. Обучающийся получит возможность научиться:
| Проекты: «Кукла на чайник». «Игольница «Кактус». «Настенная кукла». Проект «Подарок». | 3 год обучения апрель - май | |
Личностные результаты У обучающегося будет сформировано: • положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека; • бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека; • представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности; • представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия; • представление об основных правилах и нормах поведения; • умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; • представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия; • стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты; уход за мебелью, комнатными растениями). Обучающийся получит возможность для формирования: • внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе; • этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия; • эстетических чувств (красивого и не красивого, аккуратного и не аккуратного); • потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей. | Проекты: коврики, панно, салфетки. Составление технологической карты. Расчет стоимости изделия. Презентация изделия, реклама. Проект «Готовим спектакль». | 4 год обучения апрель- май |
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Требования к оснащению внеурочной деятельности разработаны с учетом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы:
— индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться — трансформироваться в часть площадки для групповой работы);
— специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | примечание |
Экранно-звуковые пособия | ||
Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы) | д | «Человек, природа, общество» |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса | ||
Краски акварельные, гуашевые | к | |
Тушь | к | |
Бумага А | к | |
Бумага цветная | к | |
фломастеры | к | |
Восковые мелки, кисточки, ёмкость для воды | к | |
кисти для работы с клеем и красками | ||
пластилин (или глина, пластика, соленое тесто) | к | |
Клей ПВА, канцелярский | к | |
Ткань | к | |
Нитки швейные, пряжа | к | |
иглы в игольнице (швейные и вязальные), крючки, пяльцы, напёрстки,, спицы, крючки | к | |
Копировальная бумага, фольга, картон различных видов | к | |
Карандаши простые, стиралка | к | |
канцелярский нож с выдвижным лезвием | к | |
ножницы школьные со скругленными концами | к | |
линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, | к | |
циркуль, шило, | к | |
дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки | к | |
Природный материал/шишки, семена, листочки, коряги и т.д./, солома, калька | к | |
коробочки для мелочи; | к | |
пластмассовые бутылки, банки, поролон, мел | к | |
Набор демонстрационных материалов и коллекций | д | |
Наглядные пособия | ||
Открытки с видами традиционных русских орнаментов, видами декоративно-прикладного искусства; журналы, книги; фотоальбомы; шаблоны деталей изделий. | д | |
Техническое оснащение | ||
Утюг, швейная машинка, компьютер. |
( Примечание: д – демонстрационный материал, к – коллективный)
Информационно-коммуникационные средства
видеофильмы | ЦОР | Ресурсы Интернет |
. | Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл» «Технология» | Путь оригами http://www.origami-do.ru\index.htm Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee) Умелые ручки: детское творчество http:||tatianag2002.narod.ru\art.html |
VIII. Литература:
1. ЕМ.А.Гусакова. Аппликация: Учеб. пособие для уч-ся пед.уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспит.» и № 2010 «Воспитание в дошк.учрежд.»- 3-е изд.,доп. и перераб.-М.: Просвещение, 1987.
- Еременко Т.И. «Иголка - волшебница», М.:Просвещение,1987.
- Ларин О.И. Поклонись дереву./Предисл. Ф.Абрамова.-М.: Молодая гвардия, 1985.
- Белова Н. Веселая компания,-М.: «Олма- пресс» СПб.: Изд.дом «Нева», ООО «Валерии СПД, 1998.
- Павловиче.С. и др. Узоры вязания на спицах и крючком/ С.С.Павлович и др./-Мн.: Полымя, 1990.
- Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учит. - М.: Просвещение, 1984.
- Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка.- СПб.: Литера, 1998.
- Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1992.
- Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению, М.: Просвещение, 1983.
10.Ю.Щеблыкин И.К. идр. Аппликационные работы в начальных классах: Кн. для учителя /И.К.Щеблыкин и др.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Просвещение, 1990.
11. Журналы «Крестьянка», «Работница», «Начальная школа», «Миша», «Мурзилка», «Барби» и др.
12.Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.- М.: Знание, 1984.
13.Каталог модного вязания крючком и спицами./Э.Соколовская.- Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1 класс
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 2 класс
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 3класс
Степень обучения: начальная школа 3класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма со...
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Программа для начальной школы...
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" разработана для учащихся 3 классов с целью введения обучающихся в проектную деятельность.Занятия способствуют творческому развитию детей....
Программы внеурочной деятельности "Умелые ручки"(социальное направление), "Я - гражданин России" (духовно-нравственное направление)
Программы составлены для 1-4 классов на основе стандартов ФГОС второго поколения...