Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" разработана для учащихся 3 классов с целью введения обучающихся в проектную деятельность.Занятия способствуют творческому развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Умелые ручки» направлена на введение младших школьников в проектную деятельность с использованием современных образовательных технологий. Занятия по программе имеют большое значение для творческого развития детей.
Конструирование и ручной труд, игра и рисование – особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого, исследовательского характера через введение в проектную деятельность, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа; методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т. д.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе организуя работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Программа позволяет реализовать используемые в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Задачи программы:
1. Формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
2. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, бережного отношения к результатам своего труда.
3. Вовлечение родителей в творческую деятельность детей дома.
4. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
– ведение диалога, координирование своих действияй с действиями партнеров по совместной деятельности;
– способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
– социально адекватные способы поведения
5. Формирование способности к организации деятельности и управлению:
– целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
– навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
– самостоятельное и совместное планирование деятельности и сотрудничества;
– самостоятельное и совместное принятие решений.
6.Обучение детей разнообразным приемам преобразования различных материалов.
7. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей.
8. Формирование умения решать творческие задачи.
Принципы построения педагогического процесса:
- От простого к сложному.
- Системность работ.
- Принцип тематических циклов.
- Индивидуальный подход.
Ценностные установки:
· уважение к труду;
· стремление к познанию и истине;
· целеустремлённость;
· настойчивость;
· бережливость;
· трудолюбие.
Место программы в учебном плане
Программа рассчитана на 17 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 45 минут.
Планируемые результаты
У младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Целеполагание (постановка и удерживание цели).
· Планирование (составление плана своей деятельности).
· Понимание (видение проблемы; анализ сделанного – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
· Моделирование (представление способа действия в виде модели-схемы, выделение всего существенного и главного).
· Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи.
· Вступление в коммуникацию (взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или отклонение точки зрения других).
Учащиеся будут иметь представление:
о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
с помощью учителя научатся:
– выбирать темы для практических работ;
– формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
– выдвигать возможные способы их решения;
– доказывать своё мнение.
Освоение предметных знаний, умений:
· научатся самостоятельно определять последовательность выполнения работы;
· научатся самостоятельно проводить анализ поделки;
· будут иметь представление о материале, из которого сделана поделка;
· овладеют приемами работы с различными материалами;
· научатся выполнять работу по замыслу;
· научатся выбирать материал, соответствующий данной конструкции, и способы скрепления, соединения деталей;
· научатся использовать в работе разные способы ручного труда.
В результате изучения программы у учащихся будут сформированы указанные ниже универсальные учебные действия.
Метапредметные.
Регулятивные:
· планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Познавательные:
· умение учиться;
· приобретение навыков решения творческих задач;
· осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
· осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
· выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика);
· умение координировать свои усилия с усилиями других;
· формулирование собственного мнения и позиции;
· озвучивание вопросов;
· допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывание разных мнений.
Личностные:
· мотивация учебной деятельности;
· проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
· освоение социальной роли обучающегося.
Формы и виды контроля.
Творческими работами могут быть: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет. Индивидуальная деятельность (получаемый продукт) – результат работы одного человека; в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся).
Содержание программы
№ п.п | Тема занятия | Элементы содержания |
1 | Занятие-экскурсия «Что нам дарит природа». Заготовка бросового и природного материалов | Развитие мелкой моторики рук, формирование творческого мышления. Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов, использованием в изготовлении поделок |
2 | Создание коллекции «Ткани». Преображение кусочка ткани | Познакомить с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется); научить преобразовывать кусочек ткани в одежду для кукол, картинку; воспитывать трудолюбие, аккуратность. Познакомить с инструментами (шило, нож-резак, ножницы) и правилами безопасной работы с ними; учить делать поделки, творчески мыслить |
3 | Аппликация «Рыбки в аквариуме» | Знакомить с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); учить детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги несложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца |
4 | Кораблики. Самолеты | Продолжить знакомство с бумагой и её свойствами (теряет форму, рвётся, мнётся); воспитывать умение доводить начатое дело до конца |
5 | Рельефное изображение растений | Способствовать созданию изображений уже знакомых растений, проявляя фантазию, творчество; воспитывать желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца |
6 | Изготовление коробочек и баночек для хранения собранного материала | Продолжать знакомить с разнообразием природного, бросового материалов, использованием в изготовлении поделок. Составление плана работы, формирование идеи проекта |
7 | Футляр для телефона. Преображение кусочка ткани (по желанию). Коллекция «Ткани» (пополнить) | Продолжать учить работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления степлером и клеем; умение радоваться полученному результату |
8 | Домики. Роботы | Обогатить знания о разнообразии бросового материала, его использовании при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности при работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность |
9 | Создание мягкой игрушки | Способствовать развитию наблюдательности, проявлению творчества, фантазии, инициативы, дружеских взаимоотношений; развивать мелкую моторику рук |
10 | Совместный коллаж «Прилет птиц» | Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве, умение сделать выбор; развивать навыки решения творческих задач |
11 | Органайзер для карандашей | Учить видеть необычное в обычном, применяя знакомые умения и навыки конструирования (сделать углубления, украсить); развивать фантазию, творчество |
12 | Коробочки с секретом | Познакомить с новой техникой в работе с бумагой – декупаж; показать способы изготовления – оклеивание объемных форм и украшение их по желанию; развивать творчество, мелкую моторику рук, художественный вкус |
13 | Забавные магниты на холодильник | Продолжать учить использовать для своих поделок пластиковые бутылки и крышечки; познакомить с новым способом изготовления поделки – обкручивание объемных форм; |
14 | Чудесное превращение перчаток | Продолжать учить видеть необычное в обычных предметах; развивать умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию |
15 | Лепка игрушки по мотивам народных образцов | Расширить и уточнить знания о народных промыслах; совершенствовать приемы лепки сложной фигуры из целого куска пластилина; отрабатывать умение применять народные орнаменты при оформлении игрушки |
16 | Создание композиции «Мир будущего» | Учить созданию объемной модели с использованием пластилина, бумаги, красок; развивать воображение, умения прогнозировать ход событий, коллективно планировать работу по реализации замысла, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности |
17 | Подготовка и проведение итоговой выставки «Мир нашего творчества» | Формировать бережное отношение к результатам труда, умение анализировать сделанное, выявлять ошибки, планировать будущую деятельность; обучать самопрезентации и умению защищать свои работы |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия |
1 | Занятие-экскурсия «Что нам дарит природа». | |
2 | Создание коллекции «Ткани». | |
3 | Аппликация «Рыбки в аквариуме» | |
4 | Кораблики. Самолеты | |
5 | Рельефное изображение растений | |
6 | Изготовление коробочек и баночек для хранения собранного материала | |
7 | Футляр для телефона. Преображение кусочка ткани (по желанию). Коллекция «Ткани» | |
8 | Домики. Роботы | |
9 | Создание мягкой игрушки | |
10 | Совместный коллаж «Прилет птиц» | |
11 | Органайзер для карандашей | |
12 | Коробочки с секретом | |
13 | Забавные магниты на холодильник | |
14 | Чудесное превращение перчаток | |
15 | Лепка игрушки по мотивам народных образцов | |
16 | Создание композиции «Мир будущего» | |
17 | Подготовка и проведение итоговой выставки «Мир нашего творчества» |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Анистратова, А. А. Поделки из бумаги / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. – М. : Оникс, 2012
Забавные самоделки из пластилина. – М. : Эксмо, 2012.
Нагибина, М. Конструируем из бумаги и картона / М. Нагибина. – М. : Академия развития, 2011
Петрова, О. Фигурки из природных материалов / О. Петрова. – М. : АСТ-Пресс, 2011
Интернет-ресурсы:
detkam.e-papa.ru/podelki/8 – Инструкция по изготовлению объемной открытки.
detpodelki.ru – Академия поделок.
detkam.e-papa.ru – Детское творчество и развитие.
pochemu4ka.ru – Почемучка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО "Умелые ручки"
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности и развитие определенных профессиональных навыков. Целью про...
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1 класс
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным...
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению « Умелые ручки» для обучающихся 1-х классов
В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся, разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 2 класс
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма с...