Программа внеурочной деятельности "Лего"
рабочая программа (1 класс) по теме
I.Пояснительная записка
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях Лего – конструирования.
Курс является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению ЛЕГО- конструирования с применением компьютерных технологий.
Обоснование курса
Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Целью курса «ЛЕГО» является всестороннее развитие личности учащегося (развитие навыков конструирования, развитие логического мышления, мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики).
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Методическое обеспечение программы:
CD ПервоРоботLEGO “WeDo”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_lego_kadochnikova.docx | 47.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«ЛЕГО»
Срок реализации: 2 года
Возрастная категория обучающихся: 7-8 лет
Автор – составитель: Кадочникова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
пос. Южно-Степной
2012
I.Пояснительная записка
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях Лего – конструирования.
Курс является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению ЛЕГО - конструирования с применением компьютерных технологий.
Обоснование курса
Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Целью курса «ЛЕГО» является всестороннее развитие личности учащегося (развитие навыков конструирования, развитие логического мышления, мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики).
Основные задачи курса:
- познакомить с основными принципами механики;
- развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
- развивать умения творчески подходить к решению задачи;
- развивать умения довести решение задачи до работающей модели;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- развивать творческие способности и логическое мышление детей;
- развивать умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
- подготовить к дальнейшему изучению Лего - конструирования с применением компьютерных технологий;
- подготовить к изучению
- обеспечивать комфортное самочувствие ребенка.
Основным направлением курса «ЛЕГО - конструирование» во внеурочной деятельности является проектная и трудовая деятельность младших школьников.
Основные формы и приемы работы с учащимися:
- Беседа
- Ролевая игра
- Познавательная игра
- Задание по образцу (с использованием инструкции)
- Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
- Викторина
- Проект
Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся 1-2 классов образовательных учреждений, которые впервые будут знакомиться с LEGO – технологиями. Занятия проводятся в группах (5-10человек) 1 раз в неделю по 35-45 минут.
II. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда ЛЕГО позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия ЛЕГО-конструированием помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся ЛЕГО-конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.
Образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.
III.Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
1 год обучения
Знакомство с ЛЕГО
Знакомство с ЛЕГО. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра.
Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета. Исследователи кирпичиков. Волшебные кирпичики. Исследователи формочек. Волшебные формочки.
Село, в котором я живу!
Деревенский пейзаж. Проект «Школьный двор». Проект «Село, в котором я живу!» (Интеграция «Краеведения» и ЛЕГО»)
Транспорт
Транспорт. Городской, специальный, легковой, воздушный и др. проект «Транспорт» (интеграция ПДД и ЛЕГО)
2 год обучения
Знакомство с ПервоРоботом WeDo, его составляющими частями.
Элементы конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo Software): Коммутатор LEGO® USB Hub, Мотор, Датчик наклона, Датчик движения
Устойчивость LEGO моделей. Изготовление модели «Танцующие птицы».
Изготовление модели «Голодный аллигатор»
Изготовление модели «Обезьянка – барабанщица»
Изготовление модели «Порхающая птица»
Изготовление модели «Рычащий лев»
Изготовление модели «Умная вертушка»
Изготовление модели «Непотопляемый парусник»
Изготовление модели «Спасение самолета»
Изготовление модели «Спасение от великана»
Изготовление модели «Вратарь»
Изготовление модели «Нападающий»
Изготовление модели «Ликующие болельщики»
Проект «LEGO и сказки». Защита проектов.
IV. Планируемые результаты внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные:
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов; - умения выполнять и устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
V. Учебно-тематический план реализации программы по внеурочной деятельности
№ п/п | Дата | Тема занятия | Виды деятельности | ||||
коррект. | |||||||
личностные | познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||||
1-2 | Знакомство с ЛЕГО | пространственно-графическое моделирование (рисование) | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | |||
3-4 | Знакомство с ЛЕГО продолжается (Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра) | отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности | пространственно-графическое моделирование (моделирование) | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | ||
5-6 | Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета | индивидуальные наклонности | пространственно-графическое моделирование (рисование) | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | ||
7-8 | Исследователи кирпичиков | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | пространственно-графическое моделирование (моделирование) | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | умение работать в коллективе, группе | ||
9-10 | Волшебные кирпичики | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | обмен информацией в процессе общения; решение поставленной задачи через общение в группе | ||||
11-12 | Исследователи формочек | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | установление отношений между данными и вопросом | ||||
13-14 | Волшебные формочки | ||||||
15-16 | Формочки и кирпичики | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | ||||
17-18 | Деревенский пейзаж | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | составление плана решения, осуществление плана решения | ||||
19-20 | Проект «Село, в котором я живу" | составление плана решения | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | |||
21-22 | Проект «Школьный двор» | отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности | осуществление плана решения | ||||
23-24 | Транспорт | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | составление плана решения | определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | ||
25-26 | Городской транспорт | осуществление плана решения | |||||
27-28 | Грузовой транспорт | составление плана решения | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | |||
29-30 | Легковой транспорт | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | осуществление плана решения | ||||
31-32 | Специальный транспорт | составление плана решения осуществление плана решения | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | |||
33 | Воздушный транспорт | ||||||
2 класс | |||||||
1-2 | Знакомство с ПервоРоботом WeDo, его составляющими частями. | отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности | пространственно-графическое моделирование (рисование) | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | ||
3-4 | Элементы конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo Software): Коммутатор LEGO® USB Hub, Мотор, Датчик наклона, Датчик движения | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | пространственно-графическое моделирование (моделирование) | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | умение работать в коллективе, группе | ||
5-6 | Устойчивость LEGO моделей. Изготовление модели «Танцующие птицы». | Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели. Установление причинно-следственных связей. | Анализ результатов и поиск новых решений | ||||
7-8 | Изготовление модели «Голодный аллигатор» | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | Пространственно-графическое моделирование (моделирование) | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | умение работать в коллективе, группе | ||
Программирование заданного поведения модели | |||||||
9-10 | Изготовление модели «Обезьянка – барабанщица» | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | Пространственно-графическое моделирование (моделирование). Программирование заданного поведения модели. Анализ результатов и поиск новых решений. | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | умение работать в коллективе, группе | ||
11-12 | Изготовление модели «Порхающая птица» | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | Пространственно-графическое моделирование (моделирование). Программирование заданного поведения модели. Анализ результатов и поиск новых решений. | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | умение работать в коллективе, группе | ||
13-14 | Изготовление модели «Рычащий лев» | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | Пространственно-графическое моделирование (моделирование). Программирование заданного поведения модели. Анализ результатов и поиск новых решений. | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | умение работать в коллективе, группе | ||
15-16 | Изготовление модели «Умная вертушка» | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | Пространственно-графическое моделирование (моделирование). Программирование заданного поведения модели. Анализ результатов и поиск новых решений. | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | умение работать в коллективе, группе | ||
17-18 | Изготовление модели «Непотопляемый парусник» | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | Пространственно-графическое моделирование (моделирование). Программирование заданного поведения модели. Анализ результатов и поиск новых решений. | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | умение работать в коллективе, группе | ||
19-20 | Изготовление модели «Спасение самолета» | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | Пространственно-графическое моделирование (моделирование). Программирование заданного поведения модели. Анализ результатов и поиск новых решений. | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | решение поставленной задачи через общение в группе | ||
21-22 | Изготовление модели «Спасение от великана» | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | Пространственно-графическое моделирование (моделирование). Программирование заданного поведения модели. Анализ результатов и поиск новых решений. | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | решение поставленной задачи через общение в группе | ||
23-24 | Изготовление модели «Вратарь» | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | Пространственно-графическое моделирование (моделирование). Программирование заданного поведения модели. Анализ результатов и поиск новых решений. | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | решение поставленной задачи через общение в группе | ||
25-26 | Изготовление модели «Нападающий» | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | Пространственно-графическое моделирование (моделирование). Программирование заданного поведения модели. Анализ результатов и поиск новых решений. | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | Решение поставленной задачи через общение в группе | ||
27-28 | Изготовление модели «Ликующие болельщики» | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | Пространственно-графическое моделирование (моделирование). Программирование заданного поведения модели. Анализ результатов и поиск новых решений. | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | Решение поставленной задачи через общение в группе | ||
29-34 | Проект «LEGO и сказки». Защита проектов. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Составление компьютерной программы. | Пространственно-графическое моделирование (моделирование). Программирование заданного поведения модели. Анализ результатов и поиск новых решений. | Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся | Взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач |
VI. Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных результатов освоения курса
№ | Критерии (выбираются из перечня планируемых результатов ФГОС НОО) | Диагностические средства, инструментарий | Сроки проведения |
Личностные:
| Проект «Село, в котором я живу" Проект «Школьный двор» | 1 год Ноябрь Март | |
Метапредметные:
| Проект «Транспорт». | Октябрь | |
Предметные:
| Проект «LEGO и сказки» | 2 год обучения Март |
VII. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями;
- Компьютер, проектор, экран
VIII. Список литературы:
Методическое обеспечение программы:
CD ПервоРоботLEGO “WeDo”
Информационно-коммуникационные средства
видеофильмы | ЦОР | Ресурсы Интернет |
. | Электронное учебное издание «Математика и конструирование» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...