Подготовительный класс
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Подготовительный
ст. Вешенская
2012-2013 уч. год.
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ
Пояснительная записка
Данный курс рассчитан на 17 занятий по 25 минут (1полугодие ) и 35 минут
(II полугодие) каждое, один раз в неделю.
Основная цель курса - развитие у детей готовности к обучению чтению в первом классе.
ЗВУК
Основные цели: научить правильно произносить гласные и согласные туки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.
Основные цели: уточнять, обогащать и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Основные цели: обучение детей правильному согласованию слов в предложении; обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете; совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием; воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
К концу курса обучения дети должны иметь представление о:
- понятиях: «слог», «слово», «звук» «буква», «предложение»;
- порядке букв и их названия;
- различие гласных и согласных звуков;
- правильной расстановке ударения в словах;
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ
Пояснительная записка
Данный курс рассчитан на 17 занятий по 25 минут (1полугодие) и 35минут
(II полугодие) каждое, один раз в неделю.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка
писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем
возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения,
осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
- укрепление руки, улучшение координации движений;
- усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
- совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
- поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
- снижение психологической нагрузки ребенка;
- написание элементов букв и в неполном объеме самих букв.
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 17 занятий. Продолжительность занятий 25 минут
(I полугодие) и 35 минут (II полугодие). Форма проведения занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.
Познавательный материал в программе дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы построения развивающего обучения.
В предлагаемом курсе центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
Важным является проблемно-поисковый метод обучения дошкольников.
Занимательный математический материал представлен:
1. Математическими развлечениями (загадки, задачи-шутки, кроссворды, математические квадраты, и т. д.).
2. Математическими играми, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. («Чудо-мешочек», «Что изменилось?», «Чем отличаются» и другими.)
3. Дидактическими играми и упражнениями, основное назначение которых - обеспечить упражняемость детей в умении различать, выделять, называть множество предметов, чисел, геометрических фигур и т. д., а также возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Особая роль в обучении детей основам математических знаний принадлежит сюжетно-дидактическим играм.
Большое внимание уделяется работе с геометрическим материалом, которая способствует развитию конструкторских умений и способностей. При этом необходимо хорошее знание форм предметов, умение расчленять сложные фигуры на простые и наоборот, умение распознавать геометрические фигуры в плоскостных и объемных изделиях, составлять изображения различных фигур и предметов из специальных наборов геометрических фигур.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрющенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. Волгоград. 1993.
2. Арапова Н. О. О преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школ//Дошкольное воспитание. № 1. 1994.
3. Арутюнян М. Ю. Учителя и ученики: два мира? М. Просвещение. 1992.
4. Бабаева Т. И. У школьного порога.- М. Просвещение. 1993.
5. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика. М. Просвещение. 1991.
6. Гаврилина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Готовим руку к письму. М. 2001.
7. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М. Просвещение, 1992.
8. Гатанов Ю. Б. Развиваю воображение. СПб. 2000.
9. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. М. Знание. 1989.
10. Гуревич К. М, Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М. Знание. 1992.
11. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение. 1992.
12. Зайцев В. В. Пути совершенствования математической подготовки дошкольников в рамках образовательного комплекса «детский сад - школа»//Из тезисов докладов научной конференции: Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов. Волгоград, 23-26 ноября, 1992.
13. Зак А. 3. Путешествие в Сообразию. М. Перспектива. 1993.
14. Зак А. 3. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. М. Новая школа. 1996.
15. Занимательное азбуковедение / Сост. В. В. Волина. М. 1994.
16. Коломинский Я. Л., Палько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М. Просвещение. 1989.
17. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М. Просвещение. 1986.
18. Никитин Б. П. Развивающие игры. М. Знание. 1994.
19. Потапова Е. Н. Радость познания. М. 1990.
20. Шабалина Е. П. Твой первый класс, учитель. М. Просвещение. 1993.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких М. М., Ершова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе учиться. М, 1993.
2. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждений. М, 1993.
3. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М., 1991.
4. Воронкова В. В., Коломыткина И. В. Букварь. М., 1989.
5. Горбушина А. А. Азбука. М., 1983.
6. Игра и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста. Киев, 1987.
7. Маршак С. Я. Веселая азбука. М., 1979.
8. Морозова Т. Н. Обучение детей грамоте. Тула, 1993.
9. Нечаева Н. В. Обучение грамоте. М., 1992.
10. Нечаева Н. В., Андрианова Т. Н, Остроумова Л. В. Букварь. Самара, 1993.
11. Потапова Е. Н. Радость познания. М., 1990.
12. Сапгир Г. Забавная азбука. М., 1963.
13. Тихомиров Д., Тихомирова Е. Букварь для народных школ. Калуга, 1990.
14. Толстой Л. Н. Азбука. Тула, 1992.
15. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учись правильно говорить. Ч. I, И. М., 1992.
16. Ушинский К. Д. Родное слово. М., 1991.
17. Цукерман Г. А, Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. М., 1992.
18. Шибаев А. Буква заблудилась. Л., 1986.
19. Юдин Г. Букваренок. М., 1980.
Понятия, с которыми должны быть ознакомлены дети на математических занятиях.
Пассивный словарь | Активный словарь | Примеры использования детьми активного словаря |
Сколько? На сколько? Наложить, приложить. Круглая, квадратная, треугольная, овальная форма. Слева направо, справа налево. Где находится? Вдоль, поперек. Расстояние между... | Один, много, столько - сколько, поровну, больше - меньше, одинаковые, длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, круг, квадрат, треугольник, слева, справа, впереди, вверху, внизу, посередине | «Три больше, чем два», «Такой-то длины», «Косынка треугольной формы», «Это шар, а это цилиндр», «Я положил кубик справа» |
Количество: в том же количестве, равное количество. Число: на каком месте, который по порядку | 1 2 3 Первый, второй... Группа предметов, целое, часть, половина | «По пять, по шесть», «Разделим целое яблоко на равные части» |
Фигура | Длина, ширина, высота, толщина, центр. Среди, между, напротив, противоположно | «На верхней линейке я положил в ряд пять треугольников» |
Дни недели. Времена года | Понедельник, вторник. Январь, февраль, месяц, год | |
Просчитывать, отсчитывать по одному | Число, до, после, перед. Известно, неизвестно, дано, прибавить, вычесть, получится, равняется, просчитать, отсчитать. Многоугольник, четырехугольник, пятиугольник. Измерить, померить, мерка | «Число 2 расположено до числа 5, а число 8 - после числа 5», «6 меньше 7 на 1, а 5 меньше 6 на 1», «3 состоит из 2 и 1», «2 и 1 вместе составляют 3» |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов |
1 | 12.10 | Знакомство с разлиновкой тетради. Строка и межстрочное пространство | 1 |
2 | 19.10 | Письмо прямых линий. Прямая короткая наклонная линия | 1 |
3 | 26.10 | Письмо прямых линий. Прямая наклонная линия (короткая и длинная) | 1 |
4 | 16.11 | Написание короткой и длинной наклонных линий | 1 |
5 | 23.11 | Написание короткой и длинной наклонных линий | 1 |
6 | 30.11 | Написание короткой и длинной наклонной линии с закруглением внизу | 1 |
7 | 07.12 | Написание короткой и длинной наклонной линии с закруглением вверху | 1 |
8 | 14.12 | Написание короткой и длинной наклонной линии с закруглением внизу и вверху | 1 |
9 | 21.12 | Написание короткой и длинной наклонной линии с закруглением внизу влево | 1 |
10 | 25.12 | Написание короткой и длинной наклонной линии с закруглением внизу вправо | 1 |
11 | 01.02 | Написание короткой и длинной наклонной линии с закруглением внизу вправо и влево | 1 |
12 | 08.12 | Написание короткой и длинной наклонной линии с закруглением внизу вправо и влево | 1 |
13 | 01.03 | Овал | 1 |
14 | 15.03 | Полуовал | 1 |
15 | 22.03 | Упражнение в написании овалов и полуовалов | 1 |
16 | 05.04 | Написание элементов букв | 1 |
17 | 12.04 | Написание длинной линии с петлей внизу. | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов |
1 | 12.10 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству | 1 |
2 | 19.10 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства | 1 |
3 | 26.10 | Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале) | 1 |
4 | 16.11 | Пространственные отношения: на, над, под | 1 |
5 | 23.11 | Пространственные отношения: справа, слева | 1 |
6 | 30.11 | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале) | 1 |
7 | 07.12 | Пространственные отношения: между, посередине | 1 |
8 | 14.12 | Взаимосвязь между целыми и частью. Представление: один, много | 1 |
9 | 21.12 | Число и цифра 1 | 1 |
10 | 25.12 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число и цифра 2. Пара | 1 |
11 | 01.02 | Число и цифра 3 | 1 |
12 | 08.12 | Число и цифра 4 | 1 |
13 | 01.03 | Число и цифра 5 | 1 |
14 | 15.03 | Число и цифра 6 | 1 |
15 | 22.03 | Число и цифра 7 | 1 |
16 | 05.04 | Число и цифра 8 | 1 |
17 | 12.04 | Число и цифра 9. Закрепление изученного | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов |
1 | 12.10 | Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить. Речь (устная и письменная) | 1 |
2 | 19.10 | Предложение. Слово | 1 |
3 | 26.10 | Знакомство с Алфавитом | 1 |
4 | 16.11 | Гласные и согласные звуки | 1 |
5 | 23.11 | Гласный звук а. Буквы А, а | 1 |
6 | 30.11 | Гласный звук у. Буквы У, у | 1 |
7 | 07.12 | Гласный звук о. Буквы О, о | 1 |
8 | 14.12 | Гласный звук и. Буквы И, и | 1 |
9 | 21.12 | Гласный звук ы. Буква ы | 1 |
10 | 25.12 | Гласный звук э. Буквы Э, э | 1 |
11 | 01.02 | Звук й. Буквы Й, й | 1 |
12 | 08.12 | Двузначная буква Ё, Ю, Я, Е | 1 |
13 | 01.03 | Согласные звуки н, н′. Буквы Н, н. Понятие «слог» | 1 |
14 | 15.03 | Согласные звуки м, м′. Буквы М, м. Понятие «слог» | 1 |
15 | 22.03 | Согласные звуки л, л′. Буквы Л, л | 1 |
16 | 05.04 | Согласные звуки р, р′. Буквы Р, р | 1 |
17 | 12.04 | Итоговое занятие. Повторение изученного | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий итогового занятия в подготовительном классе
«Урок-путешествие в страну Знаний»....
Интегрированный урок математика, живой мир в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида
Тема урока: "Соотношение количества предметов и цифры", к уроку прилагается презентация....
программа социальной адаптации воспитанников подготовительного класса
данная программа написана с учётом современных требований....
Рабочая программа по предметам для учащихся подготовительного класса
Данная рабочая программа составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательн...
Интегрированный урок ППО в подготовительном классе
Интегрированный урок по теме: Животные с выполнением лепки фигурки Лиса.Место урока в системе календарно – тематического планирования :5 урок по теме животные из программы для специа...
Занятие по математике в подготовительном классе "Состав числа 3"
В ходе занятия дети повторяют счёт в игре "Вышла курочка гулять", отрабатывают понятия "цвет", "форма", "размер", отгадывая Нюшины загадки "Что изменилось?", повторяют цифры и соответствие каждой числ...
Литературная викторина для подготовительного класса
Обощение знаний учащихся...