Рабочая программа кружка "Театруля" в рамках внеурочной деятельности
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности «Театруля» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Цель программы внеурочной деятельности – развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr_teatrulya.doc | 316 КБ |
Предварительный просмотр:
город Курганинск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30 августа 2013 года
председатель педсовета
__________ Михайлова Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая
кружок "Театруля"
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Составитель:
Шевченко Ольга Алексеевна
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности «Театруля» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отличительными особенностями программы «Театруля» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Цель программы внеурочной деятельности – развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Цель программы реализуется через решение следующих задач:
- реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
- знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);
- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
- обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
- формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.
Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Начинать занятия кукольного театра целесообразнее в младшем школьном возрасте. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от обучающихся 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В младшем школьном возрасте ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте. В 5 – 7 классах появляются малоприятные слова «всегда» и «никогда» («Он всегда такой рассеянный!», «У меня никогда так не получится!» и пр.) Такие негативные реакции по отношению к себе и к другим людям, как правило, отсутствуют у школьников 7 – 10 лет, и театральные занятия помогают предотвратить их и в будущем. Поэтому так важно, начиная с первого класса, приобщать маленького человека к театру, в том числе и кукольному.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
В основу курса положены принципы:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы». Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
- построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.
- взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.
- построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
- построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.
- использование кукол разных систем: рисованных кукол (театр на фланелеграфе), перчаточных, тростевых, кукол-марионеток, «кукол»-людей. «Актёры» и «актрисы» в кукольном театре должны быть яркими, лёгкими и доступными в управлении. Совершенно не обязательно пользоваться готовыми куклами, можно изготовить их своими руками, привлечь к выполнению этой работы детей и их родителей.
- создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные
отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении
насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;
- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных
и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;
- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;
- создание художественной среды. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Художественная среда в кукольном театре это:
- помещение, где красиво и уютно, где находятся декорации, ширма, выставлены куклы;
- музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме.
- подбор репертуара. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.
Место курса внеурочной деятельности «Театруля» в плане внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Театруля» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения - 270 часов. Количество учебных часов в неделю – по 2 часа в каждом классе.
первый год обучения – обучающиеся первого класса (66 ч);
второй год обучения – обучающиеся второго класса (68 ч);
третий год обучения - обучающиеся третьего класса (68 ч);
четвёртый год обучения – обучающиеся четвёртого класса (68 ч).
Для успешной реализации курса необходимо использование разнообразных форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников: театральная игра, этюдный тренаж, импровизация, инсценировка, постановка спектакля, подбор музыкального сопровождения, конкурс на лучшее сочинение загадки, сказки, рисунка, пантомимы, мини-пьесы и пр.
Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей:
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
2. Тематический план программы
1 год обучения
Количество часов | |||||
№ | Наименование разделов | всего | аудиторные | внеаудиторные | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Вводное занятие. Особенности театральной терминологии | 3 | 1 | 2 | Узнать историю кукольного театра в России, получить понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. знать особенности организации работы кукольного театра, объяснять понятие «кукловод», познакомиться с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы), знать технику безопасности во время занятий в кабинете. Изучать особенности театральной терминологии, отрабатывать техники движений куклы на руке. |
2 | Устройство ширмы и изготовление декорации | 8 | 6 | 2 | Познакомиться с понятием «декорация», с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра, освоить первичные навыки работы с ширмой, изготавливать плоскостные декорации (деревья, дома и т. д |
3 | Виды кукол и способы управления ими | 6 | 2 | 4 | Расширить знания о видах кукол, изготавливать куклы своими руками, развивать умение управлять куклой. |
4 | Чтение и анализ сказок с постановкой пьес-миниатюр. | 12 | 6 | 6 | Знакомиться с русскими народными сказками. Характеризовать персонажей сказок. Выделять главную мысль сказки. Подбирать пословицу к идее произведения. Участвовать в постановке пьес-миниатюр по прочитанным сказкам. Выразительно рассказывать эпизод сказки. |
5 | Особенности работы кукловода | 4 | 1 | 3 | Знать о разнообразии движений различных частей кукол. Отрабатывать навыки движения куклы по передней створке ширмы и её глубине. Закреплять навыки жестикуляции и физических действий. Интересоваться о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Получить понятие о расчёте времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж. |
6 | Посещение театра кукол Обсуждение спектакля (зарисовки) | 2 | 1 | 1 | Посетить краевой художественный театр кукол. Познакомиться с правилами поведения в театре. Просмотреть телеспектакль. Учиться различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. Учиться одновременно и последовательно включаться в коллективную работу. Принимать участие в обсуждении спектакля. Выполнять зарисовки к спектаклю. |
7 | Речевая гимнастика | 9 | - | 9 | Получить понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей), о голосовых модуляциях. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Выполнять речевую гимнастику (в декорации). Работать со скороговорками. Отрабатывать сценическую речь. Участвовать в этюдном тренаже. |
8 | Работа над пьесой. | 16 | 2 | 14 | Коллективно обсуждать сценарий пьесы. Участвовать в распределении и пробах ролей (два состава). Разучивать роли с применением голосовых модуляций. Оформлять спектакль: изготовливать аксессуары, подбор. Соединенять словесные действия (текст) с физическим действием персонажей. Отрабатывать музыкальные номера, репетиции. Узнавать об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Участвовать в тренинге по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. |
9 | Генеральная репетиция спектакля | 4 | 4 | - | Участвовать в подготовке помещения для презентации кукольного спектакля. Участвовать в кукольном представлении, применяя на практике полученные практические навыки. Подводить итоги генеральной репетиции. |
10 | Показ спектакля | 2 | - | 2 | Участвовать в кукольном представлении, применяя на практике полученные практические навыки. Подводить итоги показанного спектакля. |
Всего | 66 | 23 | 43 |
2 год обучения
Количество часов | |||||
№ | Наименование разделов | всего | аудиторные | внеаудиторные | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Театр кукол. | 2 | 1 | 1 | Расширить знание об истории кукольного театра в России, повторить понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. знать особенности организации работы кукольного театра, объяснять понятие «кукловод», познакомиться с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы), знать технику безопасности во время занятий в кабинете. Изучать особенности театральной терминологии, отрабатывать техники движений куклы на руке. |
2 | Азбука театра. Работа над жестикуляцией и мимикой. | 2 | 1 | 1 | Повторить понятие «декорация», элементы оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Освоить первичные навыки работы с жестикуляцией и мимикой. Работать с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж. |
3 | Виды кукол и способы управления ими | 2 | 1 | 1 | Расширить знания о видах кукол, развивать умение управлять куклой. |
4 | Секреты сценического мастерства. | 16 | 1 | 15 | Знать о разнообразии движений различных частей кукол. Отрабатывать навыки движения куклы по передней створке ширмы и её глубине. Закреплять навыки жестикуляции и физических действий. Интересоваться о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Получить понятие о расчёте времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж. |
5 | Игры на развитие коммуникативных способностей. | 4 | 0 | 4 | Развивать в игре коммуникативные способности вести беседу, при знакомстве. Учиться строить диалог. |
6 | Чтение и анализ сказок с постановкой пьес-миниатюр | 10 | 0 | 10 | Работать с русскими народными сказками. Характеризовать персонажей сказок. Выделять главную мысль сказки. Подбирать пословицу к идее произведения. Участвовать в постановке пьес-миниатюр по прочитанным сказкам. Выразительно рассказывать эпизод сказки. |
7 | Творческая импровизация | 6 | 0 | 6 | Работать над ситуациями: "Мы - собеседники", "Как решить проблемную ситуацию с другом". Импровизировать "Сочиняем сказку." |
8 | Посещение театра кукол Обсуждение спектакля (зарисовки) | 2 | 1 | 1 | Посетить краевой художественный театр кукол. Познакомиться с правилами поведения в театре. Просмотреть телеспектакль. Учиться различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. Учиться одновременно и последовательно включаться в коллективную работу. Принимать участие в обсуждении спектакля. Выполнять зарисовки к спектаклю. |
9 | Работа над пьесой. | 18 | 2 | 16 | Коллективно обсуждать сценарий пьесы. Участвовать в распределении и пробах ролей (два состава). Разучивать роли с применением голосовых модуляций. Оформлять спектакль: изготавливать аксессуары, подбор. Соединенять словесные действия (текст) с физическим действием персонажей. Отрабатывать музыкальные номера, репетиции. Узнавать об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Участвовать в тренинге по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. |
10 | Генеральная репетиция спектакля | 4 | 4 | - | Участвовать в подготовке помещения для презентации кукольного спектакля. Участвовать в кукольном представлении, применяя на практике полученные практические навыки. Подводить итоги генеральной репетиции. |
11 | Показ спектакля | 2 | - | 2 | Участвовать в кукольном представлении, применяя на практике полученные практические навыки. Подводить итоги показанного спектакля. |
Всего | 68 | 11 | 57 |
3 год обучения
Количество часов | |||||
№ | Наименование разделов | всего | аудиторные | внеаудиторные | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Театр кукол. | 2 | 1 | 1 | Расширить знание об истории кукольного театра в России, повторить понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. знать особенности организации работы кукольного театра, объяснять понятие «кукловод», познакомиться с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы), знать технику безопасности во время занятий в кабинете. Изучать особенности театральной терминологии, отрабатывать техники движений куклы на руке. |
2 | Азбука театра. | 2 | 1 | 1 | Повторить понятие «декорация», элементы оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Различать профессии: актёр. режиссёр. декоратор. Этюдный тренаж. |
3 | Виды кукол и способы управления ими | 2 | 1 | 1 | Расширить знания о видах кукол, развивать умение управлять куклой. |
4 | Секреты сценического мастерства. | 16 | 1 | 15 | Учиться озвучивать роль. Знать о разнообразии движений различных частей кукол. Отрабатывать навыки движения куклы по передней створке ширмы и её глубине. Закреплять навыки жестикуляции и физических действий. Интересоваться о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Получить понятие о расчёте времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж. |
5 | Кукольный театр. | 4 | 0 | 4 | Расширить знания о кукольном театре. понимать роль декораций в постановке. Читать пьесу, анализировать героев. Работать над характерами персонажей. Разучивать роль. Участвовать в репетициях. |
6 | Чтение и анализ сказок с постановкой пьес-миниатюр | 10 | 0 | 10 | Работать с русскими народными сказками. Характеризовать персонажей сказок. Выделять главную мысль сказки. Подбирать пословицу к идее произведения. Участвовать в постановке пьес-миниатюр по прочитанным сказкам. Выразительно рассказывать эпизод сказки. |
7 | Творческая импровизация | 6 | 0 | 6 | Работать над ситуациями: "Мы - собеседники", "Как решить проблемную ситуацию с другом". Импровизировать "Сочиняем сказку." |
8 | Посещение театра кукол Обсуждение спектакля (зарисовки) | 2 | 1 | 1 | Посетить краевой художественный театр кукол. Познакомиться с правилами поведения в театре. Просмотреть телеспектакль. Учиться различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. Учиться одновременно и последовательно включаться в коллективную работу. Принимать участие в обсуждении спектакля. Выполнять зарисовки к спектаклю. |
9 | Работа над пьесой. | 18 | 2 | 16 | Коллективно обсуждать сценарий пьесы. Участвовать в распределении и пробах ролей (два состава). Разучивать роли с применением голосовых модуляций. Оформлять спектакль: изготавливать аксессуары, подбор. Соединенять словесные действия (текст) с физическим действием персонажей. Отрабатывать музыкальные номера, репетиции. Узнавать об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Участвовать в тренинге по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. |
10 | Генеральная репетиция спектакля | 4 | 4 | - | Участвовать в подготовке помещения для презентации кукольного спектакля. Участвовать в кукольном представлении, применяя на практике полученные практические навыки. Подводить итоги генеральной репетиции. |
11 | Показ спектакля | 2 | - | 2 | Участвовать в кукольном представлении, применяя на практике полученные практические навыки. Подводить итоги показанного спектакля. |
Всего | 68 | 11 | 57 |
4 год обучения
Количество часов | |||||
№ | Наименование разделов | всего | аудиторные | внеаудиторные | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Театр кукол. | 2 | 1 | 1 | Расширить знание об истории кукольного театра в России, повторить понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. знать особенности организации работы кукольного театра, объяснять понятие «кукловод», познакомиться с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы), знать технику безопасности во время занятий в кабинете. Изучать особенности театральной терминологии, отрабатывать техники движений куклы на руке. |
2 | Азбука театра. | 2 | 1 | 1 | Повторить понятие «декорация», элементы оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Различать профессии: актёр. режиссёр. декоратор. Репертуар. Бутафория. виды сценической речи. Зритель. Участвовать в создании театральный плаката к спектаклю. |
3 | Виды кукол и способы управления ими | 2 | 1 | 1 | Расширить знания о видах кукол, развивать умение управлять куклой. |
4 | Секреты сценического мастерства. | 16 | 1 | 15 | Учиться озвучивать роль. Знать о разнообразии движений различных частей кукол. Отрабатывать навыки движения куклы по передней створке ширмы и её глубине. Закреплять навыки жестикуляции и физических действий. Интересоваться о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Получить понятие о расчёте времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж. |
5 | Кукольный театр. | 4 | 0 | 4 | Расширить знания о кукольном театре. понимать роль декораций в постановке. Читать пьесу, анализировать героев. Работать над характерами персонажей. Разучивать роль. Участвовать в репетициях. |
6 | Чтение и анализ сказок с постановкой пьес-миниатюр | 10 | 0 | 10 | Работать с русскими народными сказками. Характеризовать персонажей сказок. Выделять главную мысль сказки. Подбирать пословицу к идее произведения. Участвовать в постановке пьес-миниатюр по прочитанным сказкам. Выразительно рассказывать эпизод сказки. |
7 | Творческая импровизация | 6 | 0 | 6 | Работать над ситуациями: "Мы - собеседники", "Как решить проблемную ситуацию с другом". Импровизировать "Сочиняем сказку." |
8 | Посещение театра кукол Обсуждение спектакля (зарисовки) | 2 | 1 | 1 | Посетить краевой художественный театр кукол. Познакомиться с правилами поведения в театре. Учиться одновременно и последовательно включаться в коллективную работу. Принимать участие в обсуждении спектакля. Выполнять зарисовки к спектаклю. |
9 | Работа над пьесой. | 18 | 2 | 16 | Коллективно обсуждать сценарий пьесы. Участвовать в распределении и пробах ролей (два состава). Разучивать роли с применением голосовых модуляций. Оформлять спектакль: изготавливать аксессуары, подбор. Соединенять словесные действия (текст) с физическим действием персонажей. Отрабатывать музыкальные номера, репетиции. Узнавать об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Участвовать в тренинге по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. |
10 | Генеральная репетиция спектакля | 4 | 4 | - | Участвовать в подготовке помещения для презентации кукольного спектакля. Участвовать в кукольном представлении, применяя на практике полученные практические навыки. Подводить итоги генеральной репетиции. |
11 | Показ спектакля | 2 | - | 2 | Участвовать в кукольном представлении, применяя на практике полученные практические навыки. Подводить итоги показанного спектакля. |
Всего | 68 | 11 | 57 |
3. Содержание программы
Содержание 1 года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей кукольного театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы кукольного театра. Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: Изготовление элементов декораций.
3. Виды кукол и способы управления ими
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4. Чтение и анализ сказок с постановкой пьес-миниатюр.
Знакомство с русскими народными сказками. Характеристика персонажей сказкок. Выявления главной мысли сказки. Подбор пословиц к идее произведения. Постановка пьес-миниатюр по прочитанным сказкам.
Практическая работа: Выразительное рассказывание эпизода сказки.
5.Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.
6. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.
Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
7. Речевая гимнастика.
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..
8. Работа над пьесой.
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
9. Генеральная репетиция спектакля.
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение подготовки зала для показа спектакля, участие в кукольном представлении.
10. Показ спектакля.
Практическая работа: организация и презентация спектакля, обсуждение итогов показа спектакля.
Содержание 2 года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Театр кукол.
Знакомство детей с историей театра "Петрушка" в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра "Петрушка". Понятие "кукловод". Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Азбука театра. Работа над жестикуляцией и мимикой.
Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.
Практическая работа: работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.
3. Виды кукол и способы управления ими.
Расширение знаний о видах кукол.
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4. Секреты сценического мастерства.
Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля
Практическая работа: Этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
5. Игры на развитие коммуникативных способностей.
Игры на развитие коммуникативных способностей вести беседу, при знакомстве.
Практическая работа: Этюдный тренаж на умение построить диалог.
6. Чтение и анализ сказок с постановкой пьес-миниатюр.
Работа с русскими народными сказками. Характеристика персонажей сказок. Выявления главной мысли сказки. Подбор пословиц к идее произведения. Постановка пьес-миниатюр по прочитанным сказкам.
Практическая работа: Эмоциональное рассказывание эпизода сказки.
7. Творческая импровизация.
Работа над ситуациями: "Мы - собеседники", "Как решить проблемную ситуацию с другом", "Сочиняем сказку".
Практическая работа: импровизация "Сочиняем сказку."
8. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
9. Работа над пьесой.
Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
10. Генеральная репетиция спектакля.
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение подготовки зала для показа спектакля, участие в кукольном представлении.
11. Показ спектакля.
Практическая работа: организация и презентация спектакля, обсуждение итогов показа спектакля.
Содержание 3 года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Театр кукол.
Знакомство детей с историей театра "Петрушка" в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра "Петрушка". Понятие "кукловод". Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Азбука театра.
Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.
Практическая работа: работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.
3. Виды кукол и способы управления ими.
Расширение знаний о видах кукол.
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4. Секреты сценического мастерства.
Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля
Практическая работа: Этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
5 Кукольный театр.
Роль декораций в постановке. Чтение пьесы. анализирование героев. работа над характерами персонажей. разучивание роли.
Практическая работа: Участвовать в репетициях..
6. Чтение и анализ сказок с постановкой пьес-миниатюр.
Работа с русскими народными сказками. Характеристика персонажей сказок. Выявления главной мысли сказки. Подбор пословиц к идее произведения. Постановка пьес-миниатюр по прочитанным сказкам.
Практическая работа: Эмоциональное рассказывание эпизода сказки.
7. Творческая импровизация.
Работа над ситуациями: "Мы - собеседники", "Как решить проблемную ситуацию с другом", "Сочиняем сказку".
Практическая работа: импровизация "Сочиняем сказку."
8. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
9. Работа над пьесой.
Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
10. Генеральная репетиция спектакля.
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение подготовки зала для показа спектакля, участие в кукольном представлении.
11. Показ спектакля.
Практическая работа: организация и презентация спектакля, обсуждение итогов показа спектакля.
Содержание 4 года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Театр кукол.
Знакомство детей с историей театра "Петрушка" в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра "Петрушка". Понятие "кукловод". Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Азбука театра.
Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.
Практическая работа: работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.
3. Виды кукол и способы управления ими.
Расширение знаний о видах кукол.
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4. Секреты сценического мастерства.
Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля
Практическая работа: Этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
5 Кукольный театр.
Роль декораций в постановке. Чтение пьесы. анализирование героев. работа над характерами персонажей. разучивание роли.
Практическая работа: Участвовать в репетициях..
6. Чтение и анализ сказок с постановкой пьес-миниатюр.
Работа с русскими народными сказками. Характеристика персонажей сказок. Выявления главной мысли сказки. Подбор пословиц к идее произведения. Постановка пьес-миниатюр по прочитанным сказкам.
Практическая работа: Эмоциональное рассказывание эпизода сказки.
7. Творческая импровизация.
Работа над ситуациями: "Мы - собеседники", "Как решить проблемную ситуацию с другом", "Сочиняем сказку".
Практическая работа: импровизация "Сочиняем сказку."
8. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
9. Работа над пьесой.
Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
10. Генеральная репетиция спектакля.
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение подготовки зала для показа спектакля, участие в кукольном представлении.
11. Показ спектакля.
Практическая работа: организация и презентация спектакля, обсуждение итогов показа спектакля
4. Предполагаемые результаты
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов ( 1 год ) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов ( 2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов ( 4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
К концу обучения в кружке "Театруля" обучающиеся получат возможность:
Личностные | Мета предметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем; о способах кукловождения кукол разных систем; о сценической речи; о декорациях к спектаклю; - о подборе музыкального сопровождения к спектаклю. |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; импровизировать; работать в группе, в коллективе; выступать перед публикой, зрителями. |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
Результаты 1 года обучения
1 уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- о декорациях к спектаклю; |
Уметь |
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. -соблюдать правила игры и дисциплину; | - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - работать по предложенному учителем плану. - отличать верно выполненное задание от неверного.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства | -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, - в игре использовать накопленные знания. |
Результаты 2 года обучения
2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
|
Уметь |
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить. - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - Определять и формулировать цель деятельности . - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя); - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства | -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, - в игре использовать накопленные знания. |
Результаты 3 года обучения
2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
|
Уметь |
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить. - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - Определять и формулировать цель деятельности . - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя); - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства | -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, - в игре использовать накопленные знания. |
Результаты 4 года обучения
3 уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, публичного сценического выступления, взаимодействия с большими и малыми социальными группами
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю. |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального мискусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
5. Формы контроля.
Основной формой контроля является показ спектакля. Участвуя в подготовке спектакля, ребята проявляют свою активность, фантазию, актёрское мастерство, показывают уровень сформированности кукловождения, развития сценической речи.
Критерии оценки развития творческих способностей обучающихся (расшифровка индексов):
АКТИВНОСТЬ
0 – отсутствие
1 – участие в устной деятельности
2 – участие в практической деятельности
3 – самостоятельная творческая активность
ФАНТАЗИЯ
0 – не развита
1 – фантазия от сопутствующего сигнала с направляющей
2 – фантазия полного образа с направляющей
3 – фантазия самостоятельная
АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
0 – не развито
1 – выход в сценическую атмосферу
2 – уверенные физические действия в сценической атмосфере
3 – передача психофизического состояния в сценической атмосфере
КУКЛОВОЖДЕНИЕ
0 – нет навыка
1 – элементарные навыки и правила кукловождения (походка, уровень, умение говорить, общаться с партнером)
2 – создание образа персонажа с помощью педагога
3 – самостоятельная передача образа.
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
0 – нет навыков
1 – правильное, чёткое произношение с использованием - интонационно- выразительные средства речи;
2 – логика речи, задача и подтекст, словесное действие при помощи педагога;
3 - логика речи, задача и подтекст, словесное действие без помощи педагога.
6. Методические рекомендации
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
- игрового самочувствия;
- от простого к сложному;
- от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.
Примеры театральных игр.
- «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
- «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
- «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».
Этюдный тренаж включает в себя:
- этюды (упражнения) на развитие внимания;
- этюды на развитие памяти;
- этюды на развитие воображения;
- этюды на развитие мышления;
- этюды на выражении эмоций;
- этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
- этюды на выразительность жеста;
- этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
- этюды на отработку движений кукол различных видов.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.
В репертуар кукольного театра включены:
- инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
- адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.
Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.
7. Описание материально-технического обеспечения программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа в рамках внеурочной деятельности по ФГОС "Там, на неведомых дорожках"
Программа имеет краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира. Предназначена для учащихся 1 классов, ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа по ЗОЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)
Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности 1-4 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по внеурочной деятельности «Грамотейка» Для детей 8 лет На один год обучения Направление внеурочной деятельности «Интеллектуальное»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса по внеурочной деятельности«Грамотейка»Для детей 8 летНа один год обученияНаправление внеурочной деятельности«Интеллектуальное»...
Рабочая программа в рамках внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
Содержание данной программы позволяет реализовать актуальную задачу современного образования – обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, развитие личн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....