Рабочая программа в рамках внеурочной деятельности по ФГОС "Там, на неведомых дорожках"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа имеет краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира. Предназначена для учащихся 1 классов, занимающихся проектной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tam_na_nevedomyh_dorozhkahmicrosoft_word.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «ДООСПЦ»
Рассмотрено: на заседании Утверждаю:___________
методического объединения Директор МБОУ ДОД
протокол № --- от---------2012г. «ДООСПЦ»
Гончарова О.И.
Программа дополнительного образования
учащихся 1-х классов
«Там, на неведомых дорожках»
в условиях ФГОС
Срок реализации - 1 год обучения
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Порошина Галина Михайловна
Город Владимир
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования учащихся 1-х классов «Там, на неведомых дорожках» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение лексических тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к старшим школьникам.
Низкая мотивация младших школьников в освоении учебного материала может быть изменена, если ввести занятия по литературному краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, домашнего окружения и своей школы.
Программа дополнительного образования «Там, на неведомых дорожках» предназначена для учащихся 1 классов, занимающихся проектной деятельностью. Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 33 часа учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастных группах в режиме - 1 занятие в неделю. Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.
Программа детского объединения учащихся «Там, на неведомых дорожках» изучается в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной работы. Программа имеет краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Учебно-проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы, формулирование темы;
- целеполагание, выдвижение гипотез;
- ознакомление с литературой по данной проблематике;
- овладение методами проектной деятельности
- сбор собственного материала, его анализ;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
Цели и задачи:
- Углубление и расширение знаний учащихся по лексическим темам;
- Развитие креативных способностей и умений самостоятельно работать с источниками;
- Приобщение школьников к поисково-исследовательской работе;
- Получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;
- Воспитание волевых качеств, гражданского отношения к отечественной истории.
- Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
- Принцип учёта возрастных особенностей детей и возрастания сложности (от простого к сложному)
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
- Принцип интеграции и дифференциации обучения
- Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
- Практические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Мини-сочинения
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
Структура занятия
- Приветствие
- Развивающие упражнения
- Сообщение (беседа или игра)
- Обсуждения
- Разминка
- Выполнение рисунков (презентаций)
- Психогимнастика (игры)
- Заключительная часть
- Рефлексия занятия, способствующая формированию самосознания школьников. Домашнее задание.
- Завершение (ритуал прощания)
Требования к уровню подготовки учащихся
Что должны знать и уметь учащиеся:
- Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
- Составлять рассказ;
- Оформлять фото- презентации;
- Применять полученные знания на практике;
- Самостоятельно провести беседу с одноклассниками;
- Практиковаться в умении проводить презентации для слушателей в программе Power Point
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности детей «Там, на неведомых дорожках» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний через изучение ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки необходимой информации
Календарно – тематическое планирование (33 часа)
Раздел 1. «Заботы моей семьи» - 11часов |
№ п/п | Тема | Содержание деятельности. | Дата | Интеграция с другими предметами или воспитатель- ной работой |
Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности) | Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности) |
1 | Знакомство. Техника безопасности на занятиях. | Проективные методики, знакомство | Игра-знакомство: «Кто я и что мне нравится?». | 3.09 | Психологические тесты |
2 | Имя твое. | Беседа: «Что означает твое имя». Что нам дарит природа осенью. | Самостоятель- но найти в книгах. Игра что выше, где найти?.. | 10.09 | Чтение и физкультура |
3 | Фамилия – герб семьи | Беседа «Что означает твоя фамилия». Как отдыхает наша семья на природе? | Самостоятель- но найти в книгах. Рассказ и рисунок о выходе на природу, дачу. | 17.09 | Изобразительное искусство и чтение |
4,5 | Моя семья. Семейные традиции. | Беседа: «Где работают мои родители?» Как я помогаю по дому и в саду. | Проектирование семейного праздника «День рождения семьи». | 24.09 01.10 | Трудовое обучение |
6,7 | Семейные традиции в прошлом | Знакомство с традициями царской семьи и другими известными семьями Владимира | Составление герба своей семьи и просмотр презентации | 08.10 15.10 | история |
8,9 | Летопись семьи | Беседа: «Генеалогичес- кое древо семьи». | Составление генеалогического древа семьи. | 22.10 05.11 | Окружающий мир и история |
10, 11 | Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи – история моего народа» | Беседа «Что такое биография» | Работа по изучению биографии своих предков, игра: «Что было, что будет» | 12.11 19.11 |
Раздел 2 «Малая родина – мой город» - 10 часов |
12, 13 | Моя школа - мой дом. | Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. | Конкурс рисунков «Моя школа» | 26.11 03.12 |
14, 15 | Школы города Владимира, их ученики и учителя | Рассказ об учителях и бывших учениках школы. | Сбор материала о знаменитых людях Владимира | 10.12 17.12 |
16 | Символы города. | беседа | Сбор материала о Золотых воротах и Дмитриевском соборе | 24.12 |
17, 18 | Реставрация церквей. | Изучение церквей Владимира | Интернэт-экскурсия. Викторина. | 14.01 21.01 |
19 | Мой двор, моя улица. За что люблю. | Беседа | Составление небольших рассказов о своем дворе | 28.01 |
20, 21 | Улицы Владимира. Прогулка с родителями. | Беседа | Сбор материала о названиях улиц микрорайона. | 04.02 18.02 |
Раздел 3 «Начальные навыки туризма» -3часа |
22 | Туристское снаряжение. Ориентирование. | Беседа. | Практическая работа: укладывание рюкзака | 25.02 |
23 | Гигиена туриста. Правила техники безопасности. | Беседа. | Практическая работа. Доврачебная помощь. | 3.03 |
24 | Какие бывают растения и животные (Безопасность) | Беседа | Изучение литературы. Игра; «Третий лишний» | 10.03 |
Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа |
25, 26 | Растительность нашего края. | Беседа. | Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю- щих в нашей местности Съедобные и ядовитые грибы и растения. | 17.03 07.04 |
27 | Животный мир нашей местности. | Беседа. | Сбор информации о животных местности. | 14.04 |
28 | Защита проекта «Наша семья в защите окружающей среды» | Беседа. | Защита проекта | 21.04 |
Раздел 5 « Поиск» – 5часов |
29, 30 | Какую пользу наша школа приносит нашему городу. | Беседа. | Оформление записей, фотоматериа- лов. | 28.04 05.05 |
31, 32 | Защита проекта «Это всё моя семья» | Беседа. | Конкурс презентаций | 12.05 19.05 |
33 | Фотовыставка “Мои достижения!” | Сбор фотографий Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям. |
Содержание программы (33 часа, 1 час в неделю)
1. Вводная беседа и знакомство - 1 ч.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
2. Мой дом, моя семья - 10ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории города через историю семьи.
3. Герб семьи. Эмблема класса.
3 . «Малая родина – мой город»- 10 часов
Моя школа, мой класс, мои учителя
Мой дом, моя улица.
История школы
Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
4. Начальные навыки туризма - 3ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Ориентирование в пространстве и времени.
Что должен помнить турист.
Правила техники безопасности в походе и на экскурсии.
Практические занятия:
Растительность нашего края.
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности.
Съедобные и ядовитые грибы и растения.
Животный мир нашей местности.
Охрана окружающей среды, “Красная книга”
Проект «Наша экологическая тропа»
Учителя - выпускники нашей школы.
Оформление записей, фотоматериалов
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.
Фотовыставка “Мои достижения!”
Проект «Это всё моя семья»
Средства контроля
- Защита выполненных проектов.
- Конкурсы выполненных работ.
- Тестовые задания.
Учебно – методические средства обучения
- Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2007 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 3,2008год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!- Спб.:Издательский Дом «Литера». 2001.- 208 с.:ил.
- Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.
- Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
- Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
11. Учительская газета, № 15, 2006 год.
12. Учительская газета, № 21, 2006 год.
13. Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей
14. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2008. № 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа по ЗОЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)
Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности 1-4 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по внеурочной деятельности «Грамотейка» Для детей 8 лет На один год обучения Направление внеурочной деятельности «Интеллектуальное»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса по внеурочной деятельности«Грамотейка»Для детей 8 летНа один год обученияНаправление внеурочной деятельности«Интеллектуальное»...
Рабочая программа в рамках внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
Содержание данной программы позволяет реализовать актуальную задачу современного образования – обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, развитие личн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....
Рабочая программа в рамках внеурочной деятельности для учащихся 4 класса « Грамотное чтение»
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, ...