Опыт работы "Проектная деятельность"
статья по теме
Данный педагогический опыт предназначен для обмена опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnykh_klassakh.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальных классах
Лемешко Наталия Владимировна
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Волгоград
Волгоградская область
Реализация идеи духовного и творческого развития личности требует пересмотра не только содержательной, но и методической стороны урока. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежат сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы.
В педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершаться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Стремительные темпы научно-технологического прогресса предъявляют новые требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения.
Многие учителя придерживаются мнения, что на уроках дети должны работать строго по инструкциям. Однако подобная методика позволяет только без ошибок и отступлений сделать работу, но не формирует познавательных процессов и не развивает ученика, не воспитывает такие качества, как самостоятельность, инициативу. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.
Проектное обучение рассматривается как тип развивающегося обучения, базирующегося на последовательном выполнении учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. В основе системы проектного обучения - творческое усвоение в процессе самостоятельной поисковой деятельности, т.е. проектирования. Продукт проектирования - учебный проект.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Важно, что проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении.
В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.
Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?” Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
В соответствии с предлагаемой Е.А. Лутцевой методикой работы над проектом мы организуем в три этапа.
На первом этапе разработали замысел проекта и план работы. На уроках технологии прошли тему: “Человек - строитель, созидатель, творец”. Выявили, что различные этапы истории человечества отразились во внешнем виде сооружений архитектуры. Они передают взгляды, вкусы, привычки, обычаи создавших их людей. Но учебники не дают полной информации. И перед нами встает вопрос: “А можем ли мы совершить путешествие по времени, что бы узнать больше?” При обсуждении этой проблемы мы пришли к такому решению: “Да, можно. Нужно сделать коллаж определенной эпохи. И решили выполнить постройки на Руси и современности (город и село)”. Эти коллажи можно оставить в классе и организовать экскурсии для учащихся начальной школы. Проект сразу приобрел большую значимость в глазах учеников. Ребятам важно, что их труд не пропадет даром.
Класс разбивается на группы по пять человек, т.к. объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им, возможность выбора уровня ее сложности, варианты технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы. А один ученик берет главную роль на себя, т.е. координирует работу. Каждая команда выбирает свое задание, которое рассчитано на выполнение нескольких недель.
Далее я предложила учащимся продумать дома о конструкции будущего изделия. Ученики обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми. Конечно, не все учащиеся выполняют это задание, но в каждой группе есть ответственные, исполнительные ребята, которые приходят на следующее задание со своим предложением.
На следующем уроке учащиеся проводят системный анализ и синтез собранного материала, самостоятельно принимают решения. Делают зарисовки, схемы, чертежи будущего изделия, т.е. выбирают варианты замысла проекта. Эта работа предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи к разработке замысла изделия.
К следующему занятию замысел обрел конкретные очертания. Значит теперь нужно составить план работы, т.е. как будем воплощать замысел в жизнь. У учащихся создается ясное целостное представление о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, материалов, инструментов, определения рациональных приемов и последовательность выполнения, т.е. как на практике будем выполнять проект.
Им следует самостоятельно продумать форму, цвет, количество элементов, их взаиморасположение, но так, чтобы все вместе могло обозначать характер и передавать определенное настроение. В этом для ребенка состоит цель работы, а пути ее достижения каждый находит сам. Ученик сознательно ищет, какими способами можно лучше добиться поставленной цели, т.е. он выступает как творец, конструктор, создатель.
Все группы сошлись во мнении, что лучше использовать исходное вторсырье (упаковочные коробки, спичечные коробки, пенопласт и т. д.); цветной картон и бумагу, краски.
Затем приступают ко второму этапу проекта - “выполнение проекта в соответствии с замыслом”. Идет практическая работа. По ходу работы учащиеся корректируют замысел, вносят дополнения, исправляют конструкцию, форму. Например, для современного городка ребята решили построить карусели с движущимися механизмами. В это время в школе среди начальных классов проходил конкурс “театральный сезон”. Дети готовили пьесу-шутку, стенгазету, афишу. И у них сразу появилась идея, что в городе нужно расставить афиши.
Многие столкнулись с тем, что уже вроде все построили, но не создается ощущение законченности. И вот появились машинки, фигурки животных и людей (игрушки из киндер сюрпризов). Например, в деревушке создали хозяйственный двор, где лошадь тащит телегу с дровами, пасутся коровы и овцы, бегают куры, в озере плавают утки, а собаки сторожат.
И последний этап - защита проекта. После завершения работы учащиеся под руководством учителя коллективно обсуждают ее результаты. При этом каждой группе предоставляется возможность защитить свой проект, а оценка проектов проводится по критериям, которые учащиеся определили сообща.
В заключение хотелось бы отметить, что умело организованная проектная деятельность в начальных классах приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их интересы, кругозор и практические умения.
Информационные ресурсы
- Лутцева Е.А Технология: Ступеньки к мастерству: Программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2004.
- Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. А. И. Сасовой. – М. Вентана - Граф, 2012.
- Н.М. Конышева Проблемы современного урока практического труда// Начальная школа.-2012.-№4.
- Рыжова Н.А. Экологический проект “Мое дерево”// Начальная школа.- 1997.-№4.
- Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования.// Начальное образование.- 2013.- №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект младшего школьника как первый опыт созидательной деятельности.
Хочу поделиться своим первым опытом в работе над проектами в начальной школе....
Опыт проектной деятельности
Каждое дело человек сначала задумывает (что и зачем он хочет сделать), затем планирует, выполняет и представляет себе и другим его результаты. Я стараюсь показать своим ученикам, что в этих взрослых д...
Опыт педагогической деятельности
Опыт работы учителя - это постоянное повышение квалификации, это передача своего опыта и перенятие опыта коллег, это творчество, которое необходимо передавать своим ученикам...
Опыт педагогической деятельности в области качественной подготовки к олимпиадам
Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопо...
Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...
Опыт профессиональной деятельности
Опыт профессиональной деятельности...
Опыт педагогической деятельности учителя начальных классов
Метод проектов в обучении цели:üНаучить учащихся самостоятельному, критическому мышлениюüРазмышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводыüПринимать самосто...