Опыт профессиональной деятельности
статья на тему
Опыт профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_professionalnoy_deyatelnosti.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЧИСТЯКОВО, СОВЕТСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОЗЯЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С. ЧИСТЯКОВО, СОВЕТСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА ПЕРИОД С 2015 г. ПО 2018г.
Мне нравится веселый школьный шум
И звонкий смех, и гам, и беготня.
Мне нравится пытливый детский ум,
Глаза ребячьи, полные огня.
Пусть не в чести профессия моя,
И ценится не слишком этот труд,
Я с гордостью скажу: «Учитель я!»
И в класс войду. Там дети меня ждут.
З. И. Баева.
Современное общество, понимая, что учитель формирует систему ценностей человека, предъявляет свои требования к его личностным качествами профессиональной компетентности. В новых условиях изменился статус учителя. И в связи с этим возникают вопросы: какой он, современный учитель, каким хотят его видеть ученики, общество?
Я думаю, что современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы они, окончив школу, осознавали свое место в обществе, могли работать на его благо и были готовы к участию в решении повседневных и перспективных задач общества.
Педагог, не зная мотивов, собственно ничего не знает о самом учащемся, о личности ребенка… и не может рассчитывать на то, чтобы верно определить ее дальнейшее жизненное поведение.
Интересный урок – это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и воздействие друг на друга. Что может помочь сделать урок интересным, ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процессе самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету, желание познания? Я считаю, что это возможно при наличии у учащихся положительной мотивации к учебной деятельности.
Наиболее реальными для меня методами изучения и повышения
1
мотивации учебной деятельности являются:
- наблюдение за поведением ученика во время урока и вне его, характером общения школьников ( результаты этих наблюдений фиксирую в «Портфолио» каждого ученика);
- использование специально подобранных ситуаций, которые включаю в форме заданий на классном часе;
- индивидуальные беседы с учеником и анкетирование, которые помогают быстро собрать материал об отношении школьников к учению.
В своей практике использую советы, которые помогают приучить к познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность; формировать чувство долга, ответственности; учить предъявлять требования прежде всего к себе.
При формировании положительной мотивации к учению я не забываю и о стимулировании учащихся. Каждого своего ученика я стараюсь похвалить, дать шанс спасти свой престиж и признаю достоинства всех учащихся.
В настоящее время, когда активно развивается наука и техника, небывалыми темпами увеличиваются знания, необходимо учить детей творчески мыслить.
Дети в начальных классах любят и умеют рисовать, как правило, обладают художественными способностями. Поэтому, используя возможности этого возраста, стараюсь активизировать развитие творческих способностей на уроках художественного труда в 1 классе и уроках изобразительного искусства и труда в 3 классе. И вот несколько способов, которые я использую, чтобы научить детей нестандартно мыслить.
Упражнения на развитие продуктивности мышления.
2
- Дорисуй как можно больше одинаковых изображений.
- Придумай новое приключение Колобка. Нарисуй комикс.
- С помощью линий, пятен, цвета, точек изобрази злого персонажа сказки.
- Нарисуй лицо одного и того же человека по-разному.
- Изобрази яблоко так, чтобы твой рисунок не был похож на рисунки других ребят.
Упражнения на развитие гибкости ума
- Преврати пятно в машину, дом, цветок.
- Сделай из одного рисунка два.
- Придумай рисунок, в котором прячутся другие изображения.
- Какими способами можно изобразить арбуз.
- С помощью только квадратов изобрази сказочную страну.
Упражнения на развитие оригинальности мышления.
- Изобрази Колобка космонавтом. Придумай о нем сказочную историю.
- Нарисуй вещь, которая соединяла бы свойства листа бумаги и шапки.
- Изобрази стул, на котором можно ездить, спать, летать и прятаться от дождя.
- Яблоко можно съесть. А что еще можно сделать с яблоком. Нарисуй.
Упражнения на развитие способности дополнить изображение известного образа
- Изобрази Буратино в костюме дятла.
- Нарисуй портрет Бабы Яги с огромным носом, острыми зубами, длинными волосами.
- Нарисуй робота, который изображает кота и ловит мышей.
- Представь, что тебе подарили конфету. Как должна выглядеть эта
3
конфета. Нарисуй.
Эти упражнения занимают не более 10-15 минут. Однако дети с большим удовольствием учатся создавать новое и интересное.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать? Эти вопросы заставили меня поменять акценты своей педагогической деятельности: особое внимание уделяю формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста.
Целями моей работы по проблеме «Формирование читательского интереса» являются:
- поиск путей развития интереса к книге и стремление к чтению;
- привитие обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием;
- организация конкурсов и занятий с элементами театрализации.
Думаю, что полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке.
На сегодняшний день мною достигнуты некоторые положительные результаты: во-первых, все дети моего класса выполняют норму техники чтения; во-вторых, все являются читателями сельской и школьной библиотек.
В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми
4
творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.
Для воспитания у детей зоркости к буквенной стороне слова провожу тренировочные упражнения, начиная с буквенного периода.
- Какая буква лишняя? А У Р О Ы.
- Какой слог лишний? МА, РА, НА, ЛЫ.
- Чем слова различаются? Река – речка- ручка – ручей – ручеек.
После приобретения учениками навыка быстрого «схватывания» одного-двух слов перехожу к прочтению более сложных слов
Переведи слова с марсианского
Гирт (тигр)
Солн (слон)
Чукар (ручка)
Подобную работу провожу на небольших текстах
На келыбар.
Ратеяб лоишп тиволь убры. Асаш есн дочуки. Кляо и Асаш лезяв тьес. Асаш мойпал кенуой.
На рыбалке.
Ребята пошли ловить рыбу. Саша нес удочки. Коля и Саша взяли сеть. Саша поймал окуней.
Ежеурочные пятиминутки (жужжащее чтение)
Зрительные диктанты: на доске пишу шесть предложений и закрываю листом бумаги. Потом лист сдвигаю так, чтобы было видно первое предложение и учащиеся в течение определенного времени читают его про себя, стараясь запомнить. По истечении времени убираю предложение и предлагаю записать его в тетрадях.
Многократность чтения
Первый раз текст читает учитель. Второй раз ученики читают в течение одной минуты, каждый из учеников отмечает, до какого места успел дочитать. Третий раз читают вновь, и каждый отмечает, сколько слов прочел.
5
Чтение в темпе скороговорки
При таком чтении не уделяю внимание выразительности чтения. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности понижаю, но зато повышаю требование к четкости прочтения окончаний слов.
Начало школьного обучения знаменует собой очень важный и значительный этап в жизни ребенка.
Очень важно, чтобы шестилетний ребенок как можно более органично и естественно включился в новую школьную жизнь. А для этого недостаточно уже уметь читать или считать.
Известно, что игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Но много ли мы найдем педагогических трудов, которые рекомендуют развивать чувство юмора? Как это ни парадоксально, в дошкольной педагогике юмор занимает незначительное место, и лишь благодаря нашим мастерам художественного слова он не исчез полностью. Не будь, скажем, К. Чуковского, С. Маршака, юмор, озорная шутка были бы только с теми детьми, которым повезло на веселого педагога, родителей.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания.
В своей работе (см. Приложение на с. 10-12) использую следующие настольные театрализованные игры:
- Настольный театр игрушек. В этом театре использую самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и
любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех
при передвижении.
6
- Настольный театр картинок. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная.
- Также в своей работе использую игру-драматизацию с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображение которого на руке. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно.
Еще хочу поделиться опытом занятий по художественно-изобразительной деятельности с детьми младшего школьного возраста в нетрадиционной технике работы с пластилином – пластилинографии, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Младший школьный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Первоклассники учатся и растут, играя, игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к
целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать
кого-то.
7
На каждом уроке решаю не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».
Для изготовления поделок в этой технике достаточно иметь цветной пластилин и силуэт работы, выполненной на основе из картона или плотной бумаги. Кусочки пластилина нужной формы прижимаются или «примазываются» на силуэт. При этом силуэтное изображение приобретает рельефность, необычность фактуры и привлекает оригинальностью.
Для организации и облегчения работы снабжаю каждую поделку выкройкой, которую переношу и увеличиваю. Приступая к изготовлению поделки, ребенок проводит исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец; выстраивает план действий (что будет делать сначала, а что потом); подбирает и готовит материал (картон, кусочки пластилина нужной формы, фломастеры или восковые мелки и т.д.); реализует задуманное; сверяет результат с образцом или вносит собственные изменения и дополнения.
Для работы понадобятся: кусочки пластилина, которые в зависимости от образца нужно либо скатать в тонкие колбаски или мелкие шарики, либо просто нащипать для дальнейшего размазывания или «примазывания» к силуэту; карандаш и калька для перерисовывания силуэта изделия; восковые мелки для дополнения рисунка; тряпочка или салфетка для рук; тонкая палочка (например, зубочистка) для нанесения
рельефных штрихов. (смотри Приложение с. 13-19)
8
Фон поделки можно оживить, дополнив его, например, крупами (гречкой, рисом, горохом), что придаст поделке больше рельефности.
Некоторые поделки могут оказаться трудными для школьника, поэтому при работе с ними можно организовать совместную деятельность ребенка и учителя: часть работы делает учитель, а доступные детали делает ребенок.
Ребятам очень нравятся такие уроки. После уроков организовываем выставку работ. После выставки ребята решают, как практически можно применить поделку (подарить близким, ребятам из детского сада или оставить для школьной выставки.
Талантливые дети талантливы во всем, и поэтому я как учитель должна помочь им развиться. Я рада успехам моих учеников и хочу, чтобы от творчества ребята испытывали радость.
Радость – если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете –
Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат
Песню ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.
И. Токмакова
9
Результаты успеваемости по математике
2017-2018 учебный год
класс | предмет | I четв. | II четв | III четв | IV четв | ||||
кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | ||
3 | математика | 81 | 100 | 86 | 100 | 86 | 100 | 89 | 100 |
Результаты успеваемости по русскому
2017-2018учебный год
класс | предмет | I четв. | II четв | III четв | IV четв | ||||
кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | ||
3 | русский | 89 | 100 | 89 | 100 | 89 | 100 | 89 | 100 |
Результаты успеваемости по чтению
2017-2018учебный год
класс | предмет | I четв. | II четв | III четв | IV четв | ||||
кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | ||
3 | чтение | 89 | 100 | 89 | 100 | 89 | 100 | 89 | 100 |
Результаты успеваемости по математике
2016-2017 учебный год
класс | предмет | I четв. | II четв | III четв | IV четв | ||||
кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | ||
2 | математика | 100 | 100 | 100 | 100 |
Результаты успеваемости по русскому языку
2016-2017 учебный год
класс | предмет | I четв. | II четв | III четв | IV четв | ||||
кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | ||
2 | русский язык | 100 | 100 | 100 | 100 |
Результаты успеваемости по литературному чтению
2016-2017 учебный год
класс | предмет | I четв. | II четв | III четв | IV четв | ||||
кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | ||
2 | литературное чтение | 100 | 100 | 100 | 100 |
Результаты успеваемости по математике
2015-2016учебный год
класс | предмет | I четв. | II четв | III четв | IV четв | ||||
кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | ||
1 | математика |
Результаты успеваемости по русскому языку
2015-2016учебный год
класс | предмет | I четв. | II четв | III четв | IV четв | ||||
кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | ||
1 | русский язык |
Результаты успеваемости по литературному чтению
2015-2016 учебный год
класс | предмет | I четв. | II четв | III четв | IV четв | ||||
кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | кач. зн. | % обуч | ||
1 | литературное чтение |
Из графиков видно, что успеваемость и качество знаний учащихся стабильны, нет резких изменений. Данные показатели, я считаю, достаточно высокими.
Автор
Учитель М БОУ Чистяковская ООШ
Л.А. Позяева _________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио профессиональной деятельности воспитателя группы продленного дня. Внеклассная деятельность в группе продленного дня.
Внеклассная деятельность в группе продленного дня....
Раздел 1. Профессиональное образование. Наличие образования по профилю профессиональной деятельности
В данном разделе представлены документы, подтверждающие наличие образования по профилю профессиональной деятельности, соответствие дополнительного профессионального образования, полученного в межаттес...
Критерии и покозатели для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности деятельности педогагических работников на на основе результатов их работы при аттестации на квалификационные категории по должности "воспитатель"
Критерии и покозатели для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности деятельности педогагических работников на на основе результатов их работы при аттестации на квалификационные...
Общественно-профессиональное признание результатов профессиональной деятельности
Данные представлены в таблице...
Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...
Транслирование опыта профессиональной деятельности педагогического работника; Профессиональные достижения педагогического работника.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.)Участие в муниципальных, региональных, ...
Семинар ШМО «Инновационный опыт профессиональной компетентности учителя в аспекте реализации задач ФГОС»
Цель: актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условиях для достижения более высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и пра...